Новая экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 03:01, контрольная работа

Краткое описание

Первая мировая и гражданская войны привели к огромным разрушениям, экономика была доведено до крайней степени нищеты. Не было в Российской империи такой области, которая бы так сильно пострадала, как Беларусь.
Окончание гражданской войны и ослабление международной напряженности решили судьбу «военного коммунизма», сохранение которого грозило большевикам потерей власти. Решающим фактором стало отношение к Советской власти крестьян, чья лояльность и подчинение продразверстке объяснялись страхом потери своих земельных наделов в случае «белой реставрации».

Файлы: 1 файл

белоруссия кооператив субботник воскресник.docx

— 73.50 Кб (Скачать)

Быстрейшему восстановлению сельского хозяйства  содействовала новая система  налогообложения, которая начала вводиться  с 1923 года. Страна переходила на единый сельскохозяйственный налог. Чтобы  заинтересовать крестьян в выращивании  наиболее выгодных культур и улучшении  агрообработки земли, предусматривались  льготы. Льготы в размере 10% налогов  получили те крестьянские хозяйства, которые  в предыдущие годы провели значительные оросительные, осушительные и другие работы по охране почвы.

Характерной особенностью налогообложения была его дифференцированность. Беднейшие  крестьянские хозяйства от него освобождались  или выплачивали в минимальных  размерах, зажиточные -- платили по повышенным ставкам. С 1925 года в налоги начали включаться доходы и от неземледельческих занятий (промыслов и так далее).

Быстрейшему восстановлению сельского хозяйства  способствовала советская кредитная  система. Наряду с государственной  существовала широкая сеть кооперативного кредита. Благодаря кредитованию значительное количество крестьянских хозяйств могло  получить в кредит семена, инвентарь, деньги, необходимые для ведения  хозяйства.

В 1924 году сельское хозяйство Белоруссии в  основном было восстановлено. Посевные площади республики достигли 2230 тысяч  десятин против 2100 тысяч десятин  в 1913 году. Урожайность осталась на дореволюционном уровне.

Быстрыми  темпами восстанавливалось и  животноводство. В 1924 году количество крупного рогатого скота превысило  уровень 1916 года на 10.2%, лошадей --на 2,3%.

Ликвидация  помещичьего землевладения и  оказание помощи Советской власти беднякам содействовало их подъему до уровня середняков. В 1925 году их удельный вес  достиг 60% от всего крестьянства. Бедняки  составляли 26%, кулаки -- 4%. Но сохранение единоличного крестьянского хозяйства, общая неустроенность многих крестьянских хозяйств не освободила их от кулацкой кабалы. Не имея возможности вести  самостоятельно хозяйство, часть крестьян разорялась и превращалась в батраков, середняцкие хозяйства опускались до уровня бедняков. Это вынудило Советскую  власть с целью более полного  использования средств производства в сельском хозяйстве разрешить  использование наемного труда. В 1925 году в 20064 хозяйствах Белоруссии насчитывались 21747 наемных сельскохозяйственных годовых  и временных рабочих. Из всех хозяйств, в которых использовался наемный  труд, 52% были кулацкими. Они нанимали регулярно по 2 - 3 работника. Остальные  крестьянские хозяйства (48%) пользовались наймом, главным образом во время  летних и осенних полевых работ. Они принадлежали к середняцким  и бедняцким. Здесь наемный труд не носил эксплуататорского характера.

С переходом  к НЭПу некоторое развитие в деревне  получили также арендные отношения. Это было результатом неравномерного распределения рабочего скота, сельскохозяйственного  инвентаря, трудоспособной рабочей  силы и так далее. В 1924 году в республике сеяли на арендованной земле 4,5%, а  в 1925 году -- 4,2% крестьянских хозяйств. Сдавали землю в аренду преимущественно  маломощные середняки и крестьяне-переселенцы, а пользовались ею в большинстве  середняки, достаточно обеспеченная средствами производства

В условиях НЭПа увеличилась роль сельскохозяйственной кооперации. Благодаря кооперации крестьянин избавлялся от кулацкой кабалы, приобретал производственный опыт, повышал свою культуру. Для поддержки кооперации в 1923 году был создан Белорусский сельскохозяйственный банк. В 1924 году были Изменены сроки и условия кредитования. Это значительно облегчило возможность крестьянству пользоваться кредитом. Кооперативы пользовались льготами при кредитовании, освобождались т налогов за пользование садами, от арендной платы за землю, постройки, полученные из государственного фонда. Арендная Плата отчислялась в основной капитал коллективных хозяйств.

Высшей  формой сельскохозяйственной кооперации были производственные коллективные объединения -- коммуны, колхозы, ТОЗы. В 1925 году их в  Белоруссии насчитывалось 433 (50 коммун, 254 колхоза и 129 ТОЗов). Но им принадлежало только 47 тысяч десятин земли, или 0,74% всех земель республики. Они были созданы в основном на землях госфонда (бывших помещичьих и церковных), и  только 9,5% колхозов существовали назем-лях  крестьян. Но некоторые колхозы быстро распадались. В 1925 -- 1926 годах распались 56 колхозов, вновь организованы были 22. Но некоторые колхозы укреплялись  при поддержке государства и  имели неплохие результаты.

Проходило и хозяйственное укрепление совхозов. В конце 1925 года их в республике насчитывалось 154. Им принадлежало 79632 десятины земли. Все совхозы были прибыльными  и давали прибыль на 284 тысячи рублей. И благосостояние рабочих совхозов было выше, чем у единоличных крестьян. Годовая зарплата рабочих совхозов в 1925 году составляла 167 рублей, доход  крестьянина-середняка --144 рубля.

Таким образом, в результате последовательного  осуществления НЭПа Советская власть создала благоприятные условия  для восстановления сельского хозяйства. Уже в 1925 году валовая продукция  сельского хозяйства республики превысила довоенный уровень  на 12,2%, а посевные площади увеличились  на 18,6%. Определенные успехи были достигнуты и в животноводстве. По всем основным направлениям оно превысило довоенный  уровень. В 1926 -- 1928 годах продолжало развиваться сельское хозяйство. Расширились посевные площади (на 135 тысяч гектаров), возросла урожайность и валовой сбор зерновых культур (на 5 -- 10%). Поголовье крупного рогатого скота увеличилось по сравнению с 1916 годом на 48,2%, свиней--на 27,9%. овец--на 100,5%, лошадей -- на 55,1%. Но товарность сельскохозяйственного производства оставалась по-прежнему низкой. В 1927 --1928 хозяйственном году она составляла всего 13,2%. Мелкое единоличное крестьянское хозяйство носило преимущественно потребительский характер. Основным производителем сельскохозяйственной продукции был середняк. В 1927 году середняки составляли 64,7% ' от всех крестьянских хозяйств, бедняки и батраки -- 31,2%, кулаки--4,1%.

Советская власть внимательно следила за социальными  процессами, которые происходили  в белорусской деревне. Она сдерживала и ограничивала хозяйственную активность кулачества и содействовала активизации  хозяйственной деятельности бедняцко-середняцких  слоев крестьянства. Достигалось  это с помощью системы налогообложения. В 1928 году 11,5% крестьянских хозяйств (кулацкие и зажиточно-середняцкие) платили  налог с процентной надбавкой, а 0,4% хозяйств (кулацкие) облагались налогом  в индивидуальном порядке. В 1929 году индивидуальное налогообложение было распространено на 2,5% крестьянских хозяйств, а налог на зажиточные группы составлял 47,7%. В 1928 году 270 тысяч крестьянских хозяйств (34%) были вообще освобождены  от налогов.

Беднейшие слои крестьянства получали льготы и  через систему кредитований, особенно через кооперативы, которыми в 1928 году было охвачено 50% крестьянских хозяйств.

Не забывало государство и о батраках, которых  в 1928 году в республике насчитывалось 97477 человек. Местные Советы и профсоюзные  организации слепили за выполнением  советских законов о найме  рабочей сипы. Значительная часть батраков была охвачена трудовыми договорами, являлась членами профсоюзов и согласно существующим законам наниматели-кулаки привлекались к судебной ответственности за невыплату зарплаты в установленном размере, за отказ от предоставления жилья и пищи, за использование труда подростков на непосильных работах, за увольнение батраков, которые участвовали в общественной работе или находились в профсоюзе.

В таком  состоянии находилась экономика  Белоруссии, когда был взят курс на отказ от НЭПа. Как видно из вышесказанного, введение НЭПа в 1921 году благотворно повлияло на развитие экономики  республики и позволило в короткий срок восстановить разрушенное войной народное хозяйство, а в последующие  годы и значительно превзойти  довоенный уровень. Это позволило  значительно улучшить и материальное положение трудящихся. Их благосостояние (особенно рабочих) росло за счет повышения  заработной платы. Если в 1922 году средняя  заработная плата рабочего в республике составляла 26% довоенной, то в 1926 году она  уже превышала ее на 16,5%.

Больше  внимания уделялось и охране труда  рабочих. На всех предприятиях (государственных  и частных) было введено социальное страхование, владельцы предприятий  привлекались к судебной ответственности  за нарушение законов об охране труда.

Государство много делало и по оказанию помощи безработным. Их в 1926 году в республике насчитывалось 34,7 тысячи. Только в этом году государство оказало им помощь в размере 1120 тысяч рублей.

Улучшалось  и обеспечение жильем. За 4 года (1923 -- 1926 годы) в городах и городских  поселках было построено 5,6 тысяч строений, жилая площадь которых составила 230 тысяч квадратных метров. Но трудности  с жильем не были преодолены. В 1926 году в среднем на одного жителя республики отводилось только 5,4 квадратных метра жилой площади при средней санитарной норме 8,2 квадратных метра.

Значительно улучшилось и медицинское обслуживание населения. В 1926 году в республике уже  действовало 148 больниц, 267 врачебных  амбулаторий, 12 туберкулезных диспансеров  и пунктов, значительно больше, чем  в 1913 году.

За годы восстановления народного хозяйства  значительно улучшилось материальное благосостояние сельского населения. Крестьяне с каждым днем покупали больше товаров широкого потребления. Только за 1925 год продажа им промтоваров  увеличилась на 14%. Значительно улучшилось их питание. Потребление ими молока за 1921 -- 1926 годы увеличилось в 2 раза, подсолнечного масла -- в 3 раза, мяса и мясных продуктов -- в 2,2 раза, сахара -- более чем в 8 раз, рыбы -- в 11,7 раза.

Общий рост материального благосостояния деревни  к концу восстановительного периода  и несколько позднее не означал, что жизненный уровень каждой крестьянской семьи повышался в  одинаковой степени. Доходы хозяйства  у бедняков в 1925 году составляли примерно 200 рублей, у кулаков -- более 1000 рублей. Это обусловливало отличия в  покупательской способности и личном потреблении сельского населения. Если расходы на питание на одного человека в беднейших хозяйствах составляли 50 рублей, то в кулацких они превышали 100 рублей.

Росло материальное обеспечение интеллигенции и  служащих. Для специалистов были снижены  плата за жилье, подоходный налог, дети служащих были приравнены в правах с детьми рабочих.

Повышение материального благосостояния и  улучшение культурно-бытовых условий  трудящихся содействовало повышению  их общественной активности. Они принимали  активное участие в работе Советов, профсоюзных и других общественных организаций. Все это свидетельствовало о взаимопонимании органов государственной власти и широких слоев населения.

 

 

Вывод

 

НЭП —  это период, когда функционирование рыночных отношений между городом  и деревней неминуемо создавало  кризисные явления.

Первый  кризис развился осенью 1923 г. В экономической  истории его называют «кризис  сбыта». Начиная с лета 1922 г. стали  создаваться так называемые «ножницы цен», их размер увеличивался и к  осени 1923 г. достиг кульминационной  точки, когда цены на промышленные изделия  превысили цены на сельскохозяйственную продукцию по сравнению с довоенным  уровнем более чем в 3 раза.

Нарушение рыночного равновесия было вызвано, во-первых, более быстрым восстановлением  сельского хозяйства, по сравнению  с промышленностью, в связи с  чем продукция первого была дешевле. Во-вторых, чрезмерным кредитованием  Госбанком государственных и  кооперативных организаций, которое  вызывало, «агонию» совзнака. В-третьих, монопольным поднятием цен на промышленные изделия со стороны  трестов и синдикатов. В-четвертых, условиями сдачи сельхозналога, который по желанию крестьян собирался  деньгами или натурой. Осенью 1923 г. (кстати, урожайного) крестьяне отдали предпочтение денежной форме расчета, в связи  с чем на рынок поступила огромная масса хлеба, что при слабом развитии инфраструктуры и несвоевременном  финансировании хлебозаготовок вызвало  резкое снижение цен на него. В-пятых, неразвитостью торгового аппарата и уменьшением кредитования торговли в сентябре — октябре 1923 г. Торговые организации иногда не могли перевезти промтовары к месту продажи.

Второй  кризис имел место на рубеже 1925—1926 гг. В отличие от предыдущего в  республике возник острый дефицит товаров. Характерно, что он развился не в  результате разрушения производительных сил, а на стадии их быстрого роста. Объясняется этот кризис, во-первых, просчетами в планировании, когда  государству не удалось закупить хлеб у крестьян, по низким ценам (1925 г. был неурожайным), в результате чего экспорт оказался значительно  меньшим, намеченные темпы развертывания  промышленности не были достигнуты. Во-вторых, зависимостью рынка промтоваров  БССР от их поступления из-за рубежа. В-третьих, значительным ростом покупательной  способности сельского и городского населения, которую промышленность не успевала удовлетворять. Государство  довольно быстро отреагировало на этот кризис: был сокращен импорт, заморожены новостройки, увеличены косвенные  налоги. С 1925 г. была введена государственная  монополия на водку, увеличены заготовительные  цены на зерно, использованы все резервы  и даже пущены в строй законсервированные старые, технически отсталые предприятия. Однако, что этих резервов надолго  хватить не могло.

Кризис 1925 г. показал, что очень тяжело направить  накопления, созданные в частном  секторе, на цели, избираемые государством. Требовалось умение владеть экономическими рычагами, проводить такую политику, которая не нарушала бы рыночное равновесие, что в свою очередь ограничивало темпы индустриализации.

Если  первый и второй кризисы были чисто  экономическими, то третий кризис на рубеже 1927—1928 гг. был уже социально-политическим. Он также был связан с невыполнением  плана хлебозаготовок и нехваткой  средств для начавшейся индустриализации. Но если в предыдущих двух случаях  государство искало выход на путях развития НЭПа с помощью рыночных механизмов, хотя не исключался и государственный нажим, то теперь обратилось к чрезвычайным мерам. Любая же попытка преодолеть противоречия рынка неэкономическими средствами приводила в своем логическом развитии к методам «военного коммунизма». Таким образом, система НЭПа стала нежизнеспособной.

Причина частых кризисов НЭПа в том, что в  едином процессе восстановления объединялись город, стремившейся к расширенному воспроизводству, и ориентированная  главным образом на простое воспроизводство  деревня. Кроме того, партийно-государственное  руководство стремилось к ускоренной модернизации общества под флагом «рывка в социализм», что не могло не вести к постоянным сбоям в  процессе воспроизводства.

Бесспорно, что основным противоречием данного  периода было несоответствие между  авторитарной политической системой и  рыночными методами экономики. Но сущность проблемы этим не исчерпывается. НЭП  нельзя рассматривать как законченную  систему, в нем было много элементов  как рыночных, так и «военно-коммунистических». Во-первых, до 1924 г. существовала натуральная  форма налога, продолжалось огосударствление простой кооперации, в результате чего она все более утрачивала свою хозяйственную независимость.

Информация о работе Новая экономическая политика