Налогообложение купечества в XVII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Работа включает в себя описание налогового состояния купеческого сословия в 17 веке.

Оглавление

Введение ……….……………………………………………………………….. 2

Глава I
Налогообложение купечества в первой половине XVII века. …………….. 7

Глава II
Налогообложение купечества во второй половине XVII века. ………….…… 15

Заключение ……….....………………………………………………………….. 29

Список литературы ………….………………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

курсовая новый.docx

— 89.62 Кб (Скачать)

       Нередко кабаки отдавались на откуп любому состоятельному человеку, а иногда целой общине. По мнению И.И.Дитятина, «это было куда выгоднее: получил деньги, даже вперед, и спокоен: а там откупщик выбирай с кабака, как знаешь». Цена на хмельные напитки определялась откупной грамотой, но порой откупщик умышленно сбавлял цену, надеясь  вознаградить себя с избытком за счет количества продажи вина. Стремясь получить дополнительный доход власти в некоторых городах стали  давать на откуп азартные игры при  кабаках. Так, в 1613 году в Нижнем Новгороде  по челобитью стрелецкого пятидесятника  М.Иванова и С.Афонасьева была отдана им на откуп «зерновая и картовая деньга» за 11 рублей в год, а в 1626 году в г. Слободском откуп «с кабацкие и зерновые и с шахматные игры и с карт» был за Ф.Кузьминым, за Н.Сафоновым с сыном Яковом и за Г.Микитиным за 6 рублей 27 алтын 1 деньгу.

       В 1652 году царь Алексей Михайлович по совету «с …патриархом Никоном и  со всем освещенным собором, и с бояры… и со всеми…думными людьми» осуществил кабацкую реформу. Отныне кабаки заменялись кружечными дворами, на которых не допускалась  игра в азартные игры, а также  скоморошичьи представления. Запрещалось продавать крепких хмельных напитков больше чарки одному человеку. Кроме того, не позволялось сидеть «питухам» на кружечных дворах и «близко двора» и «питье давать им». Продажа вина прекращалась в посты и еженедельно – по воскресеньям, средам и пятницам. Царской грамотой определялся режим работы кружечных дворов. Они открывались в 3 часа «после обедни» и работали летом допоздна, а зимой «когда начинало смеркаться». Было разрешено иметь только по одному кружечному двору в городах и больших селах.

       Откупа  всех кабацких доходов отменялись, и кружечные дворы переводились на обслуживание «верными» головами и целовальниками. Однако в 1663 году для пополнения казны кружечные  дворы вновь стали отдаваться на откуп. Было также «велено»  все кабаки, которые были сведены в 1652 году, «быть по прежнему… на тех же на местах». В1667 году власти вновь запретили продажу «питей» в малых селах и отдачу кружечных дворов в откуп в больших селах. В 1681году кабацкие откупа были полностью ликвидированы, а цены на вино значительно сбавлены. Все эти факты свидетельствуют о непоследовательной политике государства в «питейном деле», ибо власти пытались разрешить трудную дилемму. Чтобы в одно и то же время на кабаке не пропивались и доходы его увеличивались.     

         Кроме того, в  XVII веке изменилась система сбора налога. Обложение стало подворным. Для этой цели была проведена в 1678-1679 гг. общероссийская перепись населения, по завершению которой все прямые налоги были переведены с сохи и живущей четверти на двор. Отныне в тягло были включены наравне с крестьянскими и посадскими, бобыльские,холопьи и прочие дворы.

       При этом государь повелел «польготить», брать «с убавкою», «чтобы им (налогоплательщикам) в том лишние волокиты и убытков не было», «чтобы … люди перед бедными в льготе. А бедные перед богатыми в тягости не были».

       На  протяжении XVII века государство неуклонно проводило политику по ограничению налоговых привилегий. В 20-30-е гг.XVII века правительство Михаила Фёдоровича предприняло общий пересмотр жалованных тарханных грамот, поручив это дело особым Сыскным приказам.  Тарханные грамоты освобождали в основном от торговых и таможенных пошлин и не распространялись на уплату основных налогов. Так, в 1620 году царскими указами повелевалось брать пошлины «со всяких людей…и с тарханщиков, чей кто ни буди, без выбору». По мнению С.Б.Веселовского, правительству едва ли удалось отобрать тарханные грамоты. Вследствие сопротивления тарханщиков цель не была достигнута. В 1646 году власти вновь попытались отменить привилегии в уплате торговых пошлин, которыми обладали крупные монастыри «и торговые и всякие люди». Тарханщики требовали специальных решений о каждом из них в отдельности. Правительство Алексея Михайловича вынуждено было уступить и от царского имени сообщал: «государь … грамоты рудити не велели до нашего указу».

         Но указ царя Алексея Михайловича последовал 1 марта 1672 года. По нему «великий государь» велел «…тарханные грамоты …оставить». Это решение мотивировалось тем, что «те тарханщики многие товары провозят сверх жалованных грамот … без пошлины, и от того в городех в таможенных пошлинах чинятся недобрые великие». Отныне предусматривалось «с тех тарханщиковых промыслов …пошлины имать … в казну как …и с торговых людей».

       Но  указ по-прежнему нарушался, и, как верно  заметил В.Милютин. «новые жалованные грамоты выдавались уже редко, но прежние подтверждались весьма часто». Правда при этом, как правило, делалась оговорка «опричь тех статей, которыя  в сей грамоте писаны против …  Соборному уложенью».

         Итак, в целом отсутствие теории  налогообложения, необдуманность  практических мер порой приводили  к тяжелым последствиям. Примером  неумелой налоговой политики могут служить меры, принимавшиеся в начале царствования упоминавшегося уже Алексея Михайловича. Он вел войны со шведами и поляками, требовавшие огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги "с животов и промыслов" поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложился на всех равномерно. 17

        

         Таким образом, в первые годы  правления Алексея Михайловича  налоговая политика была весьма  неудачной. Он вел войны со шведами и поляками, требовавшие огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги "с животов и промыслов" поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложился на всех равномерно. Были отменены некоторые прямые налоги: «стрелецкий хлеб» и ямские деньги. Сохраняется налог в виде «полоняничных денег», который за счет ведения войн постоянно возрастает. После принятия Соборного Уложения 1649 года все люди занимающиеся торговлей должны платить тягло. Следовательно, служилым людям запрещено иметь лавки на посаде и торговать.  Кроме того, купцы должны были платить таможенные пошлины в виде мыта, перевоза и мостовщины, сохранялся и ряд других мелких пошлин.

       Большую роль в развитии русской торговле сыграли торговые уставы, принятые  во второй половине XVII века. В итоге были отменены все таможенные сборы. Вместо них была введена единая рублевая пошлина – 5% с цены товара. Это было гораздо удобней для купечества. Потому что раньше им приходилось платить довольно большую сумму, включающую в себя несколько разных пошлин. Кроме того, некоторые пошлины приходилось платить несколько раз, например мостовщину.  

       Также произошла  отмена льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.

_________

17 Козлов С.А., Дмитриева З.В. «Налоги в России до XIX века» - СПб.: 2001 – стр. 109-110.

       Заключение 

       На  протяжении XVII века в истории России произошли большие перемены. Они  касались всех сторон ее жизни. В том числе и налогообложения купечества. Эти изменения стали особенно заметны после принятия Алексеем Михайловичем Соборного Уложения 1649 года.

       Существенно изменилось правовое положение и  посадских людей. Составители Уложения, вынужденные после восстания 1648 года пойти на уступки посаду, ликвидировали  так называемые белые слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, окольничим, думным и ближним боярам, в которых жили торговые и ремесленные  люди, в которых жили торговые и  ремесленные люди,  промыслами промышляли и лавками владели, а податей  государю не платили и «служб»  не служили. Все эти слободы с  их населением были взяты на Государя тягло, и службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей, то есть передавать в посад в тягло навечно. Уложение перечислило все категории лиц, имеющих и не имеющих право быть на посаде, в тягле.

       Служивые  люди «всяких чинов» в Москве, имеющие  денежное или хлебное жалование, содержащие лавки и занимающиеся всякими промыслами, оставались по Уложению в своём чине, но за промыслы они приписывались в «тягло в  сотнях и слободах и в ряд с  чёрными людьми» и должны были платить подати. В противном случае им предоставлялся в трехмесячный срок продать посадским людям свои лавки, амбары, кузницы и другие торгово-промышленные заведения, так как после указанного срока эти заведения отбирались и бесплатно передавались «Государевым тяглым людям».

       Землевладельцы, которые вывезли из своих дальних  вотчин и поместий «старинных крестьян»  и посели их в слободах, должны были по уложению отвести их обратно.

       Посадские люди, такие, как пушкари и воротники, казённые плотники и кузнецы, которые «сидят на лавках» и торговыми промыслами промышляют, должны были по уложению находится в посадском тягле, платить таможенные пошлины и подати царю, нести службу, как все остальные тяглые люди.

       Стрельцы, вышедшие из «тягловых родов» и сами являющиеся тягловыми людьми, по новому законодательству частично возвращались в посад: из каждых трёх стрельцов  двое оставались в «тягле», а третий – в стрельцах.

       Казаки, вышедшие из тягловых городских людей, но служившие со старопоместными казаками и находящиеся на денежном и хлебном месячном окладе, не отдавались обратно в посадское тягло. Закон предписывал быть им «в службе по-прежнему». Однако это условие не являлось абсолютным, ибо в последующих статьях указывалось на то, что записанные в казаки после смоленской службы, - а под Смоленском не были, возвращаются обратно в «тягло». Солдаты, вышедшие из «чёрных посадских людей» и ранее бывшее в «тягле», - и возвращались обратно в «тягло».

       Однако  посадские «чёрные мастеровые»  люди, ушедшие «с тяглых жеребьёв»  и живущие в Москве во Дворце, или в «Ружничьей» палате, или  иных разных приказных, если на них  поступали жалобы со стороны людей  «чёрных» сотен, обратно в «тягло»  на посад не возвращались, и дела их разрешались так, как царь укажет, «а без докладу их в сотни не отдавали».

       Купцы гостиной и суконной сотен, жившие в  других городах со своими дворами  и торговыми промыслами, должны были возвратится в Москву, а свои тяглые дворы и промыслы продать посадским  тяглым людям. В противном случаи они обязаны были нести тягло  вместе с посадскими людьми.

       Закрепляя посадское население за посадом, царская власть отменяет право перехода посадского населения из города в  город: «С Москвы в городы постарине  и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводит». В Уложении оговаривается почти все случаи возможного ухода из посада или притока  населения на посад. Если лицо, принадлежащее  к «вольным людем», женится на дочери тяглого человека, то такое лицо не может входить а «чёрные  слободы». Однако «вольного» человека, женившегося на вдове посадского тяглого человека, записанного в  писцовых книгах на посад «в тягле», «имати на посад».

       Что касается  деления торгового населения  при Алексее Михайловиче на разряды: гостей, гостиную и суконную сотню, и черную сотню, то оно вполне удовлетворяло  только потребности царя и его приближенных, и  не оказывала существенного влияния на экономическое развитие в целом. Хотя во многом такая политика поддерживала богатую прослойку купечества, а именно гостей и представителей первых двух сотен. Гости занимались внешней торговлей, гостиная и суконная сотни – оптовой торговлей внутри государства. Первые три разряда освобождались от черного тягла, а также исполняли финансовые поручения правительства по эксплуатации разных казенных монополий и доходных статей. Эти торговые операции они выполняли не просто безвозмездно, но и под их имущественную ответственность.

       Однако  основную массу торгово-промышленного населения составляли представители черной сотни, которые несли на себе всю тяжесть налогов и повинностей.

       Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть  сборов и повинностей на посадскую  бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и гражданских войн «бунташного века».

       Правительство на протяжении всего XVII века стремилось лишь к тому, чтобы «выжать»  как можно больше денег с населения страны, и мало заботилась о развитии экономики и торговли. Поэтому все мероприятия правительства носили противоречивый характер.  

         Несмотря на это в период правления Алексея Михайловича произошли некоторые положительные изменения в таможенной системе, во многом благодаря мудрым советчикам. Были приняты Торговый и Новоторговый уставы, которые упорядочили таможенную систему. Иностранные и русские купцы были уравнены в правах. 

Информация о работе Налогообложение купечества в XVII веке