Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа
Работа включает в себя описание налогового состояния купеческого сословия в 17 веке.
Введение ……….……………………………………………………………….. 2
Глава I
Налогообложение купечества в первой половине XVII века. …………….. 7
Глава II
Налогообложение купечества во второй половине XVII века. ………….…… 15
Заключение ……….....………………………………………………………….. 29
Список литературы ………….………………………………………………… 32
Нередко
кабаки отдавались на откуп любому
состоятельному человеку, а иногда
целой общине. По мнению И.И.Дитятина,
«это было куда выгоднее: получил деньги,
даже вперед, и спокоен: а там откупщик
выбирай с кабака, как знаешь».
Цена на хмельные напитки определялась
откупной грамотой, но порой откупщик
умышленно сбавлял цену, надеясь
вознаградить себя с избытком за счет
количества продажи вина. Стремясь
получить дополнительный доход власти
в некоторых городах стали
давать на откуп азартные игры при
кабаках. Так, в 1613 году в Нижнем Новгороде
по челобитью стрелецкого
В
1652 году царь Алексей Михайлович по
совету «с …патриархом Никоном и
со всем освещенным собором, и с бояры…
и со всеми…думными людьми»
Откупа всех кабацких доходов отменялись, и кружечные дворы переводились на обслуживание «верными» головами и целовальниками. Однако в 1663 году для пополнения казны кружечные дворы вновь стали отдаваться на откуп. Было также «велено» все кабаки, которые были сведены в 1652 году, «быть по прежнему… на тех же на местах». В1667 году власти вновь запретили продажу «питей» в малых селах и отдачу кружечных дворов в откуп в больших селах. В 1681году кабацкие откупа были полностью ликвидированы, а цены на вино значительно сбавлены. Все эти факты свидетельствуют о непоследовательной политике государства в «питейном деле», ибо власти пытались разрешить трудную дилемму. Чтобы в одно и то же время на кабаке не пропивались и доходы его увеличивались.
Кроме того, в XVII веке изменилась система сбора налога. Обложение стало подворным. Для этой цели была проведена в 1678-1679 гг. общероссийская перепись населения, по завершению которой все прямые налоги были переведены с сохи и живущей четверти на двор. Отныне в тягло были включены наравне с крестьянскими и посадскими, бобыльские,холопьи и прочие дворы.
При этом государь повелел «польготить», брать «с убавкою», «чтобы им (налогоплательщикам) в том лишние волокиты и убытков не было», «чтобы … люди перед бедными в льготе. А бедные перед богатыми в тягости не были».
На протяжении XVII века государство неуклонно проводило политику по ограничению налоговых привилегий. В 20-30-е гг.XVII века правительство Михаила Фёдоровича предприняло общий пересмотр жалованных тарханных грамот, поручив это дело особым Сыскным приказам. Тарханные грамоты освобождали в основном от торговых и таможенных пошлин и не распространялись на уплату основных налогов. Так, в 1620 году царскими указами повелевалось брать пошлины «со всяких людей…и с тарханщиков, чей кто ни буди, без выбору». По мнению С.Б.Веселовского, правительству едва ли удалось отобрать тарханные грамоты. Вследствие сопротивления тарханщиков цель не была достигнута. В 1646 году власти вновь попытались отменить привилегии в уплате торговых пошлин, которыми обладали крупные монастыри «и торговые и всякие люди». Тарханщики требовали специальных решений о каждом из них в отдельности. Правительство Алексея Михайловича вынуждено было уступить и от царского имени сообщал: «государь … грамоты рудити не велели до нашего указу».
Но указ царя Алексея Михайловича последовал 1 марта 1672 года. По нему «великий государь» велел «…тарханные грамоты …оставить». Это решение мотивировалось тем, что «те тарханщики многие товары провозят сверх жалованных грамот … без пошлины, и от того в городех в таможенных пошлинах чинятся недобрые великие». Отныне предусматривалось «с тех тарханщиковых промыслов …пошлины имать … в казну как …и с торговых людей».
Но указ по-прежнему нарушался, и, как верно заметил В.Милютин. «новые жалованные грамоты выдавались уже редко, но прежние подтверждались весьма часто». Правда при этом, как правило, делалась оговорка «опричь тех статей, которыя в сей грамоте писаны против … Соборному уложенью».
Итак, в целом отсутствие теории
налогообложения,
Таким образом, в первые годы
правления Алексея Михайловича
налоговая политика была
Большую роль в развитии русской торговле сыграли торговые уставы, принятые во второй половине XVII века. В итоге были отменены все таможенные сборы. Вместо них была введена единая рублевая пошлина – 5% с цены товара. Это было гораздо удобней для купечества. Потому что раньше им приходилось платить довольно большую сумму, включающую в себя несколько разных пошлин. Кроме того, некоторые пошлины приходилось платить несколько раз, например мостовщину.
Также произошла отмена льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами.
_________
17 Козлов С.А., Дмитриева З.В. «Налоги в России до XIX века» - СПб.: 2001 – стр. 109-110.
Заключение
На протяжении XVII века в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. В том числе и налогообложения купечества. Эти изменения стали особенно заметны после принятия Алексеем Михайловичем Соборного Уложения 1649 года.
Существенно изменилось правовое положение и посадских людей. Составители Уложения, вынужденные после восстания 1648 года пойти на уступки посаду, ликвидировали так называемые белые слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, окольничим, думным и ближним боярам, в которых жили торговые и ремесленные люди, в которых жили торговые и ремесленные люди, промыслами промышляли и лавками владели, а податей государю не платили и «служб» не служили. Все эти слободы с их населением были взяты на Государя тягло, и службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей, то есть передавать в посад в тягло навечно. Уложение перечислило все категории лиц, имеющих и не имеющих право быть на посаде, в тягле.
Служивые люди «всяких чинов» в Москве, имеющие денежное или хлебное жалование, содержащие лавки и занимающиеся всякими промыслами, оставались по Уложению в своём чине, но за промыслы они приписывались в «тягло в сотнях и слободах и в ряд с чёрными людьми» и должны были платить подати. В противном случае им предоставлялся в трехмесячный срок продать посадским людям свои лавки, амбары, кузницы и другие торгово-промышленные заведения, так как после указанного срока эти заведения отбирались и бесплатно передавались «Государевым тяглым людям».
Землевладельцы, которые вывезли из своих дальних вотчин и поместий «старинных крестьян» и посели их в слободах, должны были по уложению отвести их обратно.
Посадские люди, такие, как пушкари и воротники, казённые плотники и кузнецы, которые «сидят на лавках» и торговыми промыслами промышляют, должны были по уложению находится в посадском тягле, платить таможенные пошлины и подати царю, нести службу, как все остальные тяглые люди.
Стрельцы, вышедшие из «тягловых родов» и сами являющиеся тягловыми людьми, по новому законодательству частично возвращались в посад: из каждых трёх стрельцов двое оставались в «тягле», а третий – в стрельцах.
Казаки, вышедшие из тягловых городских людей, но служившие со старопоместными казаками и находящиеся на денежном и хлебном месячном окладе, не отдавались обратно в посадское тягло. Закон предписывал быть им «в службе по-прежнему». Однако это условие не являлось абсолютным, ибо в последующих статьях указывалось на то, что записанные в казаки после смоленской службы, - а под Смоленском не были, возвращаются обратно в «тягло». Солдаты, вышедшие из «чёрных посадских людей» и ранее бывшее в «тягле», - и возвращались обратно в «тягло».
Однако посадские «чёрные мастеровые» люди, ушедшие «с тяглых жеребьёв» и живущие в Москве во Дворце, или в «Ружничьей» палате, или иных разных приказных, если на них поступали жалобы со стороны людей «чёрных» сотен, обратно в «тягло» на посад не возвращались, и дела их разрешались так, как царь укажет, «а без докладу их в сотни не отдавали».
Купцы гостиной и суконной сотен, жившие в других городах со своими дворами и торговыми промыслами, должны были возвратится в Москву, а свои тяглые дворы и промыслы продать посадским тяглым людям. В противном случаи они обязаны были нести тягло вместе с посадскими людьми.
Закрепляя посадское население за посадом, царская власть отменяет право перехода посадского населения из города в город: «С Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводит». В Уложении оговаривается почти все случаи возможного ухода из посада или притока населения на посад. Если лицо, принадлежащее к «вольным людем», женится на дочери тяглого человека, то такое лицо не может входить а «чёрные слободы». Однако «вольного» человека, женившегося на вдове посадского тяглого человека, записанного в писцовых книгах на посад «в тягле», «имати на посад».
Что касается деления торгового населения при Алексее Михайловиче на разряды: гостей, гостиную и суконную сотню, и черную сотню, то оно вполне удовлетворяло только потребности царя и его приближенных, и не оказывала существенного влияния на экономическое развитие в целом. Хотя во многом такая политика поддерживала богатую прослойку купечества, а именно гостей и представителей первых двух сотен. Гости занимались внешней торговлей, гостиная и суконная сотни – оптовой торговлей внутри государства. Первые три разряда освобождались от черного тягла, а также исполняли финансовые поручения правительства по эксплуатации разных казенных монополий и доходных статей. Эти торговые операции они выполняли не просто безвозмездно, но и под их имущественную ответственность.
Однако основную массу торгово-промышленного населения составляли представители черной сотни, которые несли на себе всю тяжесть налогов и повинностей.
Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и гражданских войн «бунташного века».
Правительство на протяжении всего XVII века стремилось лишь к тому, чтобы «выжать» как можно больше денег с населения страны, и мало заботилась о развитии экономики и торговли. Поэтому все мероприятия правительства носили противоречивый характер.
Несмотря на это в период правления Алексея Михайловича произошли некоторые положительные изменения в таможенной системе, во многом благодаря мудрым советчикам. Были приняты Торговый и Новоторговый уставы, которые упорядочили таможенную систему. Иностранные и русские купцы были уравнены в правах.