Налогообложение купечества в XVII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Работа включает в себя описание налогового состояния купеческого сословия в 17 веке.

Оглавление

Введение ……….……………………………………………………………….. 2

Глава I
Налогообложение купечества в первой половине XVII века. …………….. 7

Глава II
Налогообложение купечества во второй половине XVII века. ………….…… 15

Заключение ……….....………………………………………………………….. 29

Список литературы ………….………………………………………………… 32

Файлы: 1 файл

курсовая новый.docx

— 89.62 Кб (Скачать)

       В итоге 25 октября 1653 года был принят Торговый устав, существенно изменивший всю действовавшею до этого в  России систему внутреннего 

таможенного обложения. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их

насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара(10 денег (5 копеек)

       ______________

       14 Козлов С.А., Дмитриева З.В. «Налоги в России до XIX века» - СПб.: 2001 – стр.: 101. 

с рубля). В царской уставной грамоте от 30 апреля 1645 года это мотивировалось тем, что «торговым людем от несправедливых и лишних проезжих пошлин в торгах их чинится безторжица и убытки великие, торговые люди торговых промыслов отбыли, а иные многие обеднели, меж дворов скитаются и наших податей взятии не на ком и служб служити не кому…». В связи с финансовыми затруднениями правительства («для пополнения серебра») в 1663 году рублевая пошлина была увеличена вдвое. Но это было временной мерой, тем более, что по 1 гривне (20 денег) с рубля брали лишь с товаров, продававшихся иноземцам. В феврале 1667 года повышенный сбор был отменён.

       Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних.

       Вероятно, на практике проезжие пошлины отменялись постепенно. К примеру, в Сибири они  были окончательно ликвидированы в 1692 году. Продолжали собирать «мостовщину» и «перевоз». За переезд по мосту  брали 1 или 2 деньги в зависимости от количества перевозимого товара. Пешеходы мостовщины не платили. За перевоз через реку в зависимости от времени года и ширины («малая» или «большая») реки взимали с пешего 1 или2 деньги; с «верхового» - 2 или3 деньги; с «телег» или «возов» - от 4 до 10 денег. Сохранялись прежние пошлины с пушнины и рыбы, с продажи лошадей (пятно), а также ряд сборов уплачивавшихся на гостиных дворах (гостиное, амбарное).

         И, наконец, третий момент заключался  в отмене льгот и привилегий  для иностранных торговцев, которые  уравнивались в правах с русскими  купцами. Пошлина с торговых сделок взыскивалась с иностранных купцов. Размеры её различались по месту продажи товара. Если сделка совершалась в Архангельске или в другом пограничном городе, куда в первоначально привозились товары, то рублёвую пошлину иностранцы платили, как и русские купцы – 10 денег (5%). Те же, кто вез товары вглубь России, уплачивали 12 денег (6%) с рубля. Помимо этого с «заморского» купца взыскивались проезжие пошлины – 4 деньги. Итого получалось 16 денег с рубля в отличие от 10 денег, которые платили русские купцы. 15 

         На основе Торгового устава  в апреле 1654 г. была составлена  уставная грамота, запрещавшая  взимать проезжие пошлины во  владениях светских и духовных  феодалов.

       В 1667г. начальником Посольского приказа  ставится А.Л. Нащокин. По его мнению главный недостаток русской торговли был в том, что “русские люди в торговле слабы друг перед другом”, неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные _______________ 

15 Козлов С.А., Дмитриева З.В. «Налоги в России до XIX века» - СПб.: 2001 – стр.: 102-104.

причины этой неустойчивости - недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита. 

         Свои нововведения Нащокину удалось  высказать в Новоторговом уставе. И здесь встречаем обычное  указание на Запад, на пример  иностранных государств: “Во всех  окрестных государствах свободные  и прибыльные торги считаются  между первыми государственными  делами; остерегают торги с великим  береженьем и в вольности держат  для сбора пошлин и для всенародных  пожитков мирских”. Устав определяет, что люди недостаточные получают  помощь из московской таможни  и из городовых земских изб;  требует, чтоб мимо торговых  людей белых чинов люди с  иноземцами торга и подрядов  не чинили, а свои товары прикладывали  к русским торговым людям; требует,  чтоб лучшие торговые люди  берегли маломочных торговых  людей, давали бы им завестись  торгами между русскими людьми  складом к большим товарам,  чтоб в продаже иноземцам цены  не портили и в подряд деньги  у них не брали. В Архангельск  на время приезда туда купцов  иностранных исстари назначался  из Москвы гость с товарищами  для наблюдения за ходом ярмарки  и для сбора таможенных пошлин; устав требует, чтоб этот гость  и товарищи его выбирались  по рассмотренью, а не по дружбе  или недружбе, выбирались из досужих  и богоугодных людей не по  богатству, а по добродетели.  Этого гостя и товарищей его  воевода ни в каких таможенных  торговых делах не ведает; всякую  расправу в торговых делах  русским и иноземцам чинит  в таможне гость с товарищами. Устав увеличил подать с иностранных  вин, потому что от большого  привоза их на государевых  кружечных дворах чинятся убытки  и недоборы большие. Иноземцы  должны торговать только с  купецкими людьми того города, куда приедут для торговли, с  приезжими же не должны ни  торговать, ни подрядов, ни записей  совершать; но московским купецким  людям во всех порубежных городах  и на ярмарках торговать с  иноземцами всякими товарами  вольно. Иноземец с иноземцем  не должен торговать под страхом  отобрания товаров на государя. Пошлина с продажи и мены  иностранных товаров 2 алтына  с рубля; с русских товаров,  отпускаемых иноземцами в свои  государства, по гривне с рубля;  но если иноземец привезет  из-за моря золотые и ефимки, то ему пошлин с них не  платить, и что купит на золотые  и на ефимки, то везет в свою  землю беспошлинно. Все эти  золотые и ефимки в порубежных  городках иноземцы должны отдавать  в казну, из которой получают  за них русские мелкие деньги: за золотой по рублю, за ефимок  любский по полтине. Если восточные  купцы - персияне, индейцы, бухарцы,  армяне, кумыки, черкесы и астраханские  жильцы иноземцы - поедут для торговли  в Москву и другие города, то  брать с их продажных товаров  в Астрахани проезжие пошлины  по гривне с рубля; если же  станут торговать в Астрахани,  то брать по 10 денег с рубля;  с русских товаров, которые  они повезут к себе, брать по  гривне с рубля. То же наблюдать  и относительно греков, молдаван  и валахов - брать по гривне  с рубля; если же станут торговать  в Путивле, то по 10 денег. Ни  один иноземец не может продавать  своих товаров в розницу и  ездить с ними по ярмаркам. В Москву и другие внутренние города пропускаются только те иноземцы, у которых будут государевы жалованные грамоты за красною печатью. Жиды в царствование Алексея Михайловича умели добыть себе такие грамоты за красною печатно; они приезжали в Москву с сукнами, жемчугом и другими товарами и получали комиссии от двора; так, в 1672 году шкловские евреи Самуил Яковлев с товарищами отпущены были из Москвы за рубеж для покупки венгерского вина. Греков в царствование Михаила и в начале царствования Алексея пропускали свободно по единоверию; но с 1647 года им назначен был для торговли только один пограничный город Путивль.  

         И новый устав, исполняя желание  русских торговых людей, не  пустил иностранцев во внутренние  города. В 1669 году поселившийся  в России иностранец Петр Марселис  подал в Посольский приказ  статьи, клонившиеся к изменению  торгового устава: он представлял: 1) какой вред происходит от  того, что торговля у Архангельска  бывает после 1 сентября; многие  корабли за поздним временем  подвергаются опасностям и погибают, да и русские суда, возвращаясь  от Архангельска вверх по Двине,  не успевают доходить до Вологды. 2) Пусть иноземцы платят пошлины  ефимками, а не золотыми; надобно  позволить иноземцам привозить  золотые в Московское государство,  продавать их или в уплату  отдавать, кому угодно: это заставит  их привозить много золотых  и ефимков. 3) Теперь для получения  золотых и ефимков иноземцам  сбавляется пошлина; но если  позволить им покупать товары  в Москве и в других городах,  то я обнадеживаю, что соберется  огромное количество ефимков  и золотых, больше пошлинного  сбора, потому что все те  ефимки будут на денежном дворе  переделаны и на всякий ефимок  будет прибыли по 14 копеек. Позволение  покупать товары в Москве и  других городах надобно давать  только тем иностранцам, которые  станут привозить ефимки, а не  золотые. 4) Прежде давали в Москве  и на Архангельской ярмарке  разным людям много мелких  денег, чтоб в Новый год на  эти мелкие деньги ставили  в казну ефимки, и этим средством  много было привозимо в Москву  ефимков: если приказать иноземцам  раздавать мелкие деньги для  постановки ефимков, чтоб ставили  по 16 алтын, то по-прежнему будет  привозиться много ефимков.  

         По обычаю были призваны в  Посольский приказ гости и  другие торговые люди и прочтены  им статьи Марселиса, Гости  смекнули, что хитрыми иноземец, которого они очень не жаловали, хочет опять ввести свою братью  во внутренние города, прельщая  правительство обильным привозом  ефимков, и потому подали сказку: “Первую статью иноземцы нарушили: в прошлом году много их  кораблей пришло в Архангельск  после Семена дня (1 сентября); которые пришли и до этого  времени, и те торговали до  Семена дня малыми торгами,  а большими торгами всегда  они торгуют на последних днях  нарочно, чтоб у русских взять  товары дешево, а свои поставить  дорого и чтоб в позднем  и скором времени русским людям  заморских плохих товаров высмотреть  было некогда”. На вторую статью: “Теперь золотых в Московском  государстве еще не умножилось; а что Марселис написал, чтоб  иноземцам провозить всюду золотые и ефимки, то этим он хочет с иноземцами у всех русских людей торгами завладеть. Ефимки и золотые у них будут проданы персиянам, армянам, кумыкам и татарам дорогою ценою и вывезены из Московского государства. А если русские люди в Москве и в городах и возьмут у иноземцев за свои товары небольшое число золотых и ефимков, то этих денег в розни в государеву казну не собрать. Иноземцы станут продавать иноземцам же золотые по 40 алтын, а ефимки по 20 алтын и на те деньги станут покупать русские товары дешевом ценою, вполовину против архангельской цены: продаст иноземец 4 золотых по 40 алтын, итого возьмет 4 рубля 26 алтын 4 деньги; на эти деньги купит поташу берковец, даст 5 рублей, а в Архангельске русские люди продают поташ по 9 и по 10 рублей, а на Москве станет приходить поташ иноземцам по 4 золотых берковец. Так и прочие всякие товары переведут у русских людей полуценою перед Архангельском”.  

         Устав отменил множество мелких  пошлин: подушное, мыты, сотое, тридцатое,  десятое, свальное, складки, повороты, статейные, мостовое, гостиное и  другие - и положил их в рублевую  пошлину.  

         В начале устава сочинитель  его указал на пример иностранных  государств, где торговля считается  в числе важнейших государственных  дел; в конце по образцу иностранных  же государств он принимает  меры против роскоши: “В порубежных  городах головам и целовальникам  у иноземцев расспрашивать и  пересматривать в сундуках, ларцах  и ящиках жемчугу и каменья  неоплошно, чтоб узорчатые вещи  в утайке не были; от покупки  таких вещей надобно беречься, как и в других государствах  берегут серебро, а излишние  такие вещи покупать запрещают,  не позволяют носить их простым  не чиновным людям, чтобы оттого  не беднели; также низких чинов  люди чтоб не носили шелку  и сукна. Надобно удерживать  простых людей от покупки таких  вещей накладною пошлиною большою  и заповедью без пощады: берегут  того во всех государствах  и от напрасного убожества  своих людей охраняют”.  

         Постановив, что воевода архангельский  не ведает гостя, который чинит  расправу торговым людям, Ордин-  Нащокин в конце устава предлагает  важную меру, которая приготовляла  меры Петра Великого для “собрания  рассыпанной храмины”, именно предлагает  учреждение особого приказа для  купцов: “Для многих волокит во  всех приказах купецких людей  пристойно ведать в одном пристойном  приказе, где великий государь  укажет своему боярину; этот  бы приказ был купецким людям  во всех порубежных городах  от иных государств обороною  и во всех городах от воеводских  налог был им защитою и управою.  В том же одном приказе давать  суд и управу, если купецкие  люди будут бить челом на  других чинов людей”. Явился Приказ  купецких дел.  

         Таким образом, городская жизнь,  или, лучше сказать, посадская  жизнь, жизнь посадских людей  перед эпохою преобразования  представляет нам борьбу и  с чужими, и с своими. Борьба  с иностранными купцами кончилась  торжеством русских. 

         Закрепление принципа национального  предпочтения в торговле в  Новоторговом уставе свидетельствует  об оживлении протекционистской  направленности экономической политики  Московского правительства. Согласно  этому документу, иностранцам  разрешалось торговать в пограничных  городах - Архангельске, Новгороде,  Пскове и др. Проезжать с товарами  вглубь страны они могли лишь  после получения специального  разрешения - грамоты о торгах. Пошлина  на их товары повышалась в  четыре раза. Заморские вина выделялись  в особую категорию и облагались  максимальной пошлиной - от 6 до 60 ефимков,  так как считалось, что их  ввоз составляет конкуренцию  царскому “кабаку”.  

         Ужесточение режима ввоза иностранных  товаров способствовало расцвету  контрабанды, носившей до этого  случайный характер. Жестоко избивались  и всенародно срамились контрабандисты  табака. За кормчество - контрабандный  ввоз спиртных напитков - не только  били кнутом, но и отсекали  руки и ноги. 

         Можно говорить о создании  к концу ХVII века в России  довольно разветвленной и централизованной  таможенной службы. Новоторговый  устав содержал постановления  относительно устройства таможен  и исполнения таможенных обрядностей.16

         Важную статью дохода в XVII веке составляла государственная монополия на производство и продажу крепких хмельных напитков. В российских городах и населенных пунктах были царские кабаки. Они возникли по повелению Ивана IV в 50-е гг. XVI века и заменили традиционные корчмы. Как верно подметил И.Г. Прыжов, в древнеславянских корчмах народ кормился. Теперь на Руси появились дома, где можно было только пить, а есть нельзя. Дело в том, что в каабах запрещалось торговать съестным. В первой половине XVII века кабаки работали круглосуточно. Вино в них большими емкостями (ведрами, полуведрами) продавалось дешевле, чем малыми (чарками и кружками), посетители могли оставаться там ночевать, к их услугам были азартные игры (зернь, карты, шахматы, яичный бой), для них там пели и плясали скоморохи. По мнению М.Б.Булгакова, кабаки становились местом криминальных действий, местом, где посадские люди и крестьяне пропивали и проигрывали в зернь и в карты свое имущество и тем самым «избывали тягла» и «брели в рознь».

       Забота  о покупке хлеба, хмеля, меда и  других компонентов, необходимых для  приготовления крепких напитков, а также их продажа в кабаках  возлагались на кабацких голов и  целовальников. Им предписывалось покупать все нужные припасы на ярмарках, где «запасы бывают дешевы». Деньги, полученные от продажи крепких напитков, требовалось сразу же класть в запечатанные ящики. Власти строго следили за тем, чтобы «мимо ящиков в …карманы, и под блюда…никуда не клали, и в питье не метали б, и

 ____________

16 Л. Н.  Маркова   “Очерки   по истории таможенной   службы”:Иркутск, 1987- стр.85.

дыр бы у ящиков … для воровства не прибавливали». Все произведенные  расходы и полученная

       прибыль от продажи «пития» записывались в кабацкие книги. При этом учитывалась каждая проданная кружка. Как правило, в царских кабаках пиво и вино стоило в два-четыре раза дороже своей заготовительной цены. Кабацкие деньги поступали в Новую четверть (с 1619 года), куда их ежемесячно или один раз в год привозили целовальники. При «недоборах» казна не принимала никаких оправданий. Нередко кабацкие головы пытались объяснить сокращение доходов тем, что «питухов», т.е. людей пристрастных к чрезмерному употреблению хмельных напитков «стало мало». На это власть реагировала жестко: «вам бы, где искать перед прежним прибыли, а вы кабаки хотите оставить, чего прежде не бывало».

Информация о работе Налогообложение купечества в XVII веке