Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Тенденции глобализации, обретающие в XXI веке все более явственные черты, параллельно с этим предполагают и более глубокое понимание нациями своих характерных особенностей, своего национального колорита. Без возвращения к истокам, без погружения в пласты национальной культуры оказывается невозможным ни осознание нациями своей уникальности, ни органическое вхождение национального в интернациональное в процессе интеграции в планетарном масштабе. В такие моменты особенно актуальным становится обращение к наследию тех творцов национальной культуры, кто обладал даром сочетать своеобразие национального с универсализмом всеобщего.

Оглавление

Введение
1.Первые творческие шаги композитора
1.1 Детство и юность
1.2 Салих Сайдашев в послереволюционное время
2. Становление композитора
2.1Работа в театре
2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания
2.3 Сайдашев-дирижер
2.4 На вершине славы
2.5 В преддверии больших перемен
2.6 Конец привычной жизни
2.7 В Москве
Заключение

Файлы: 1 файл

история тат. контр. раб..doc

— 77.50 Кб (Скачать)

 

2.6 Конец привычной жизни

Конец 20-х годов в истории  нашей страны отмечен как начало политических репрессий. В конце 1929 года по обвинению в национализме и агитации был арестован Шигаб Ахмеров.

Салих знал, что жизнь Ахмерова была посвящена просвещению, росту  татарской нации. Он был для него примером честности, доброты. Поводом  для ареста, по-видимому, послужила последняя акция, предпринятая по инициативе М. Саидгалеева, - переселение крестьян из малоземельных татарских деревень на правый берег Волги.

 В музыкальной сфере тоже появились проблемы. Это были годы всеобщего отрицания старого и построения "нового мира". Журнал "Яналиф" открывает дискуссию о путях развития татарской музыки, о том, какой она должна быть. На вопрос анкеты, предложенной журналом, отвечали многие деятели культуры. Особо подробны и интересны ответы и суждения Султана Габаши как в теоретическом, так и практическом плане. В ходе дискуссии в ряде случаев были высказывания, прямо касающиеся и творчества Сайдашева. Среди них были и резко отрицательные, как, например, в ответах Х. Туфана. Он писал, что формы классической музыки, употребляемые Сайдашевым, рутинны, что от них надо избавляться, и призывал создавать музыку только на социально-современные темы. Конечно же, Сайдашев не мог оставаться безразличным к этим высказываниям. Все это, вероятно, создавало напряженность в этот и без того трудный период его жизни. Сам Сайдашев не принимал участия в дискуссии. Как известно, он не любил писать, да и состояние души, в связи с последними событиями в семье, не располагало к этому. Он работал. Пока шла дискуссия, какой должна быть татарская музыка, он продолжал создавать свою музыку, не сворачивая с выбранного пути. 
       Следующий год отмечен в истории нашей музыкальной культуры тем, что по решению ЦК партии в Москве открывается студия для подготовки национальных кадров для будущих оперных театров. Начинается работа по выполнению этого постановления. В сентябре 1933 года выходит приказ о разделение театра на два состава и передачи части сотрудников в студию Музыкального государственного театра. В списке Музыкального театра есть Сайдашев.

 
2.7 В Москве

 
        В январе 1934 года в студию при Московской консерватории с большим желанием учиться в столице приехала большая группа казанцев. Начались занятия.  
         Случилось так, что квартира его (Салиха Сайдашева) оказалась поблизости от здания Татарского клуба, где ставились спектакли Московского татарского рабочего театра. Тогда это был центр культурной жизни московских татар. И здесь недостатка в общении не было. Поблизости жили артисты этого театра, и режиссер - Г. Ильясов с женой Г. Камской и детьми, и артистка Г. Таждарова и др. Здесь же делал свои первые шаги А. Ключарев. Он тогда учился в консерватории и работал музыкальным руководителем этого театра. Вскоре после получения квартиры к Сайдашеву приехала его семья.

Московский период жизни Сайдашева не был насыщен творчеством, как предыдущие годы в Казани. Оторванный от почвы, где расцвел его талант, где он достиг определенных успехов как композитор, как лидер национальной музыки, с огромным еще не использованным творческим потенциалом - он со своими убеждениями оказался в полнейшем противоречии с веянием времени. У него было свое, признанное народом место, своя "ниша" в национальной музыкальной культуре, и кампания по написанию татарской оперы не увлекла его. Он писал, как чувствовал, как диктовала ему его природа, его мироощущение, его внутренний настрой.

К этому периоду относится его  работа в армейской самодеятельности, где за исполнение своего "Марша  Красной Армии" он получил именные  часы от Наркома обороны К. Ворошилова.

 
 
 
 

 

Заключение  

 Велико воспитательное значение  музыки Сайдашева, с детства  впитавшего в себя незыблемость  национальных устоев. Семья, община, народ, Отечество всегда были  для него едины и нераздельны,  служа для композитора тем  фундаментом, на котором он возводил здание национальной музыки. Именно благодаря лиризму национального татарского и драматизму всеобщего,  музыка Салиха Сайдашева не просто остается востребованной в новую эпоху, но по праву может служить основой вхождения национального в интернациональное, при безусловном сохранении национальным всех его особенностей.

 

 

   На этой  вселенской арене историческая  ретроспектива возникновения, расцвета  и гибели народов, государств  лишь в том случае станет  прологом к перспективе будущей  жизни всего многообразия наций, когда каждый человек на Земле соединит в своем сердце семейные святыни с общинным укладом и мудростью народных традиций. Только так национальное во всем блеске своей уникальности, подобно полноводной реке, вольется в океан интернационального.

 

 

   Вот почему  творчество Салиха Сайдашева  так важно и для татар, в  плане сохранения ими своей  самобытности, и для России в  целом как братского союза  многих народов. Есть только  одно условие крепости и процветания  этого союза: сохранение и приумножение национального как драгоценности из общей сокровищницы всенародного.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Д. З. Саинова- Ахмерова «Салих Сайдашев» (Казань, Татарское книжное издательство, 1999)
  2. Под общей редакцией Н.Г.Жиганова «Салих Сайдашев» (Казань, Татарское книжное издательство, 1970)
  3. В.И.Виноградов «Композитор Салих Сайдашев» (Казань, Татарское книжное издательство, 1994)



Информация о работе Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева