Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:41, реферат

Краткое описание

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский религиозный философ. Основное направление его работ – богоискательство, философия личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма, персонализма и христианской эсхатологии.

Оглавление

Введение 3
1.Основные этапы жизни и деятельности Н.А.Бердяева…………………….4
2. Человек в философии Н.А.Бердяева 7
3. Творчество в философии Н.А.Бердяева 12
4. Культура в философии Н.А.Бердяева 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

1.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО  «Тверской государственный технический  университет»

    Факультет управления и социальных коммуникаций

Кафедра социологии и социальных технологий 
 
 

РЕФЕРАТ

 

ПО  КУЛЬТУРОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕК,ТВОРЧЕСТВО,КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА 
 

                    Выполнил(-а):

                    Юськив  А.,

                    студент(-ка) 1 курса группы УП-11.06  

                                                                                                              Проверил:

                    Плетнёва  Е. О. 
                     
                     
                     
                     

Тверь — 2011

 

Содержание 
 
 
 

 

Введение

 
 
 

     Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский религиозный философ. Основное направление его работ – богоискательство, философия личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма, персонализма и христианской эсхатологии.

     Тема  личности, ее исторической судьбы, проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) человека имела основополагающее значение для Н.А. Бердяева. То, что было им написано о «рабстве и свободе человека» в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам «объективации», угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа [12, с.3].

     События, происходящие в мире, Н.Бердяев расценивал не как кризис культуры и гуманизма, а как кризис человека: «Ставится  вопрос о том, будет ли то существо, которому принадлежит будущее, по-прежнему называться человеком. Мы присутствуем при процессе дегуманизации во всех областях культуры и общественной жизни» [9, с.325].

     В творчестве Бердяева отражены и глубоко  проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и  философов. О себе он писал так: «Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель» [5, с.10].

     По  этому, целью моей работы было рассмотреть  концепции человека, творчества и культуры в работах Н.Бердяева более подробно. 
 

  1. Основные  этапы жизни и  деятельности Н.А.Бердяева
 
 

         Николай  Александрович  Бердяев  (1874  –1948)  –  известный  философ, литератор, публицист, общественный деятель. Один из «властителей дум»  ХХ века, экзистенциальный  мыслитель,  страстно  отзывающийся  на  глубинные сдвиги  в  человеческом  духе,  христианский  гуманистический  наследник Вл.Соловьева, чувствующий свою  ответственность за  судьбу  человека  в современном мире.  О жизни и творчестве  Н.А.Бердяева   не  так много известно в широких слоях русского общества. После высылки его из  России его труды долгое время находились  под  запретом.  Серия  публикаций  его основных работ появилась в России в начале 90-х  годов. В  это  же  время  стало возможным изучение культурологии как науки. Для лучшего   понимания трудов  Н.А.Бердяева  большой  интерес  представляет  знакомство  с   его жизненным путем.

         В 1894-1897 гг. Бердяев учился в  Киевском  университете   на  физико-математическом, затем юридическом  факультетах,  откуда  был  исключен  за участие в студенческих  демонстрациях. В период до  1909  года  он  прошел  путь от имманентного идеализма, критического  марксизма  и  эстетического модернизма  к  христианству  нового  сознания.   С    1909   г.   начался «религиозный» этап  жизни  и  творчества  Бердяева.  Он  входил  в  среду «православного   возрождения»,   участвовал   в    Религиозно-философском обществе, в деятельности издательства «Путь». Изучал русскую  религиозную мысль, восточную патристику,   литературу  по  аскетизму.  В  центре  его размышлений в этот период -  послереволюционный «кризис духа» и  проблема ответственности за него определенных общественных сил. Бердяев критиковал церковь в русле  идей  В.С.Соловьева,  интеллигенцию  Бердяев  обвинял  в подчинении «утилитарно-общественным целям, в измене бескорыстной истине и «метафизическому духу великих русских писателей» и призывал ее порвать  с радикализмом.  Выход  из  Религиозно-философского  общества  в  1912   г. ознаменовался в последующем  серией  статей  «Типы  религиозной  мысли  в России»  (1916  г.).  В  этот  период  Бердяева   интересовали   проблемы творчества («Смысл творчества. Опыт оправдания человека», 1916 г.).

         Первоначальный подъем духа у  Бердяева во время  Февральской   революции 1917 г., вызванный «вступлением  в  великую  неизвестность»  и  бескровным «падением священного  русского  царства»,  которое  приравнивалось  им  к «падению Рима и Византии», сменился  страхом  перед  нараставшей  стихией насилия.  В  «стихии  коммунистической  революции»,  которую  он   считал возмездием за пороки старого общества и противником которой  он  был  как враг  насилия,  в  годы  советской  власти  Бердяев  переживал   «чувство наибольшей остроты и напряженности жизни». В это время он  читал  лекции, выступал в клубе анархистов, проводил у себя дома литературно-философские «вторники» (1917-1922). В 1918 г.  Бердяев был избран  вице-президентом Всероссийского союза писателей. В 1920 г. Бердяев – профессор Московского университета. Зимой 1918/19  он  организовал Вольную академию  духовной культуры (ВАДК), где читал лекции на философско-исторические и философско-религиозные темы, вел семинар по Достоевскому, в результате чего родилась книга «Миросозерцание Достоевского», определившая восприятие писателя  на Западе. В 1920 г. был арестован и допрошен Дзержинским, которому высказал все, что он думает о коммунистической идеологии и новом режиме.  В 1922  г. выслан из России.

         До 1924 г. Бердяев живет в Берлине,  учреждает  здесь  Русский   научный институт, открывает Религиозно-философскую  академию, продолжая  программу  московской ВАДК. Он читает лекции  по  истории  русской  мысли  и  этике, редактирует альманах  «София».  Дом  его  становится  центром  оживленных литературных собраний не только русской,  но  и  немецкой  интеллигенции.

         Краткий   период   творчества   Бердяева   в   Берлине   можно    назвать историософским: продумываются мысли о путях русской  и  мировой  истории, родившиеся прежде  всего  в  революционном  пожаре  в  России,  но  также навеянные углубляющейся  секуляризацией  духа  и  наступлением  массового общества в Европе («Смысл истории.  Опыт  человеческой  судьбы»,  Берлин. 1923 г.; «Размышление о судьбах России и Европы, 1924 г.).

         C 1924 г.  Бердяев навсегда поселяется  в  Париже  (Кламар).  Здесь   он занимается  обширной  литературной,  научно-лекционной   и   редакторско -издательской  деятельностью.   Выступает  одним   из   основателей   Лиги православной культуры (1930 г.),  читает  лекции  в  «Русском  центре»  и прославленном Богословском институте (1934 г.). Дом в Кламаре  становится центром притяжения интеллектуальной элиты  Франции  и  местом  регулярных коллоквиумов.   Парижский   этап   жизни   Бердяева   богат   философским творчеством: «Философия свободного духа», 1927; «О назначении  человека», 1931; «Я и мир объектов», 1934; «Дух и реальность», 1935 и др.).  Бердяев выступает и как культурно-исторический публицист, выделяющий  центральные явления духа, творчества, церкви,  общества.  В центре  всегда  остается судьба России. Он раздумывает над ее национальным лицом, духовным складом («Русская  идея»,  1946),  никогда не  забывая о случившейся с ней катастрофой.  Однако Бердяев, не перестававший до конца дней  заявлять  о «правде коммунизма», а также не вполне изживший в себе марксизм, трактует Октябрьскую революцию прежде всего как «национальную», списывая  издержки марксистской идеи за счет национальной почвы.

         Во  время  Второй  мировой   войны  Бердяев  пережил    патриотически-ностальгические   настроения,   его   идейная   неприязнь   к   советскому  государству  потускнела,  что  до   крайности   обострило   отношения   с эмиграцией. Однако по окончании войны  Бердяев  испытал  разочарование  в своих надеждах на близкое либеральное перерождение советского режима,  но окончательно  их не утратил («Истина и откровение», 1996).  Умер  Бердяев за письменным столом, завершая работу над книгой «Царство Духа и  царство Кесаря» (1949). Похоронен на старом кладбище в Кламаре. 
 

2.Человек в философии  Н.А.Бердяева

     «Разгадать  тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия», - писал Н.Бердяев в своей работе «Смысл творчества: Опыт оправдания человека» (1914) [6, c.87]. Вопросы познания человека и через него – философского познания мира автор затрагивал в работах «Откровение о человеке в творчестве Достоевского» (1918), «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан» (1928), «О назначении человека» (1931), «Судьба человека в современном мире» (1934), «Проблема человека (К построению христианской антропологии)» (1936), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Экзистенциальная диалетика божественного и человеческого» (1944) и др.

     По  мнению Н.Бердяева, все попытки внешнего познания мира, без погружения в  глубь человека, дают лишь знание поверхности  вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке. Позитивизм, по мнению Бредяева, был крайним выражением стремления не только постигнуть мир внешним путем, уходящим как можно дальше от внутреннего человека, но и самого человека поставить в ряд внешних вещей мира, и в этом крылось противоречие, т.к. «акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию. Это исключительное самосознание человека не может быть одной из истин философского познания мира, оно как абсолютное a priori предшествует всякому философскому познанию мира, которое только через это самосознание и делается возможным. Если человек будет сознавать себя одной из внешних, объективированных вещей мира, то он не может быть активным познающим субъектом, для него невозможна философия» [6, с.87].

     По  мнению Бердяева, антропологическое  сознание предшествует не только онтологии  и космологии, но и гносеологии, и  самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Он подчеркивает, что «само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать» [6, с.87].

     Познание  человека, по мнению А.Н. Бердяева, должно основываться на предположении, что человек космичен по своей природе, что он – центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Антропологический путь – единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны. Философы, в сущности, всегда принимали это, то сознательно, то бессознательно.

     Человек, в понимании Бердяева,  – малая  вселенная, микрокосмос. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому, что только в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная. Человек познавательно проникает в смысл вселенной как в большого человека, как в макроантропос. Вселенная входит в человека, поддается его творческому усилию как малой вселенной, как микрокосмосу.

     В христианской философии библейское представление о человеке как  образе и подобии Бога, внутренне  раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается  с учением о соединении божественной и человеческой природы  в образе Христа, следовательно, возможности внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати.

     Человек – одно из явлений этого мира, одна из вещей в природном круговороте  вещей; и человек выходит из этого  мира как образ и подобие абсолютного  бытия и превышает все вещи порядка природы. «Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным» [6, с.89]. Все христианство, по мнению Н.А. Бердяева, связано с этой двойственностью человеческой природы.

     Высшее  самосознание человека есть абсолютный предел для всякого научного познания. Наука с полным правом познает  человека лишь как часть природного мира и упирается в двойственность человеческого самосознания как свой предел. Но и философия высшего самосознания человека возможна лишь тогда, если она сознательно «ориентирована» на факте религиозного откровения о человеке. Антропологическая философия имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания (биологического, психологического или социологического), а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с фактом внеприродным и внемирным. Поэтому философия эта опознает природу человека как образа и подобия абсолютного бытия, как микрокосма, как верховного центра бытия и проливает свет на таинственную двойственность природы человека. Философская антропология ни в каком смысле и ни в какой степени не зависит от антропологии научной, ибо человек для нее не природный объект, а сверхприродный субъект. Философская антропология целиком покоится на высшем, прорывающемся за грани природного мира самосознании человека.

Информация о работе Человек, творчество, культура в философии Н.А. Бердяева