Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:54, контрольная работа
Современное человечество, насчитывающее тысячи народов, 200 государств, более пяти миллиардов землян, имеет больше двух миллионов видов растений и животных. Биомасса человечества составляет одну пятитысячную от общей массы всех живых существ. За время существования рода людского сменилось около тысячи поколений. Среди всей этой огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковы, каждый имеет свои неповторимые особенности. Между людьми существуют не только индивидуальные, но и групповые различия: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные. Что же объединяет столь разных людей в единое человечество?
Құмаш Нұргалиев атындағы колледж» мекемесінің Риддер қ. Филиалы
Филиал учреждения
«Колледж имени Кумаша Нургалиева»
г. Риддера
Мамындық: « »
Специальность:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Пән
бойынша_______________________
По предмету
Тема 19.
Национальное и
общечеловеческое в культуре.
ВВЕДЕНИЕ
Современное человечество, насчитывающее
тысячи народов, 200 государств, более пяти
миллиардов землян, имеет больше двух
миллионов видов растений и животных.
Биомасса человечества составляет одну
пятитысячную от общей массы всех живых
существ. За время существования рода
людского сменилось около тысячи поколений.
Среди всей этой огромной массы людей
нет двух, которые были бы совершенно одинаковы,
каждый имеет свои неповторимые особенности.
Между людьми существуют не только индивидуальные,
но и групповые различия: семейные, половые,
возрастные, профессиональные, национальные.
Что же объединяет столь разных людей
в единое человечество? Прежде всего, единая
общечеловеческая культура, возникающая
на основе целостного мира. Целостность
мира - это взаимосвязь и взаимозависимость
людей и народов, появившаяся как следствие
развития производства в мировом масштабе
и возникновения глобальных проблем. Целостность
мира послужила основой становления современного
человечества и единой общечеловеческой
культуры.
1. Общечеловеческое в культуре.
Сознание человека имеет в основе общечеловеческое. Еще в XVII столетии это ощущение замечательно выразил Джон Донн: «Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Но в каждом конкретном
Во многом наличие общечеловеческого компонента диктуется биологическим единством человечества. Все мы, в какие бы исторические периоды ни жили и каким бы общественным слоям и группам не принадлежали, имеем общую биологическую природу:
Общечеловеческое проявляется и в самой природе культуры как деятельности, пределы которой задаются биологически и архетипически обусловленной «организацией» человека, с одной стороны, и исторически обусловленным характером среды и эпохи, с другой. В рамках этих пределов имеется огромное количество вариантов и способов, которыми может осуществляться тот или иной вид деятельности, причем главенствующий способ его реализации является своеобразным маркером данного народа и его культуры. Даже в таком, полностью детерминированном биологическими потребностями человека виде деятельности, как дыхание, можно обнаружить региональную культурную специфику (например, хатха-йога).
Сферы культуры общечеловечны в разной степени:
Но, если присмотреться, мы увидим некоторую условность этого деления. С одной стороны, даже в области станкостроения можно выделить различия, тяготеющие к определенным национальным «школам» - английской, американской, японской - правда, эти различия касаются не столько технологии, сколько дизайна и компоновки. С другой, само народное творчество во многом основывается на тех предметах, установках и ценностных ориентирах, которые тяготеют к общечеловеческому - на темах любви, верности, измены, распри.
Наиболее своеобразно общечеловеческое проявляется в искусстве - сфере образного самосознания культуры. Прав русский художник И.Крамской, заметивший: «Что ни говори, а искусство - не наука». А.С. Пушкин подчеркивал, что основным источником общечеловеческого своеобразия литературы является отражающийся в «зеркале поэзии» национально-неповторимый «образ мыслей и чувствований», составляющий «особую физиономию» народа., т.е. ментальность.
Но, если художественное произведение предопределено ментальным, где же тогда место общечеловеческого»? Да и существует ли оно? Для ответа можно провести аналогию, уподобив искусство народа, да и саму его культуру, дереву с толстыми корнями, вросшими в родную почву, и со стволом и густой кроной, открытыми всем ветрам. Корни - ментальное, кровное, то, что поддерживает, питает нашу силу своей природностью. Крона и ствол - то, что открыто солнцу и ветрам, «мирооткрыто» всем веяниям Вселенной. Противоположны ли эти начала в дереве, в народе? Нет, скорее диалектически едины. Если земля перестанет питать корни - дерево погибнет. А если ураганом сломает ствол? Или зловредные насекомые уничтожат листья? Печальная участь дерева тоже предрешена.
Если продолжить аналогию с растением, то в его начале - зернышко, из которого оно и вырастает. В том, что роднит деревья. В том, что крепкими узами связывает людей - в единстве происхождения нас как вида... Младенец не знает ни своего этнического, ни национального происхождения. Он - человек, и это первично. Но с самого детства он вбирает в себя культуру конкретного народа, видоизменяющую общечеловеческие архетипы. А «проникаясь» своей культурой, он одновременно входит и в пространство иных культур - посредством книг, музыки, живописи, словом, искусства.
Реально диалектическое единство этнонационального и общечеловеческого выглядит как «общечеловеческое - национальное (этническое) - общечеловеческое». Но это второе – «высшее» общечеловеческое, ибо оно уже обогащено множеством разнонациональных достижений и завоеваний. Именно диалектическая связь национального и общечеловеческого дает нам возможность осознать, почему тот или иной художник (музыкант, композитор, литератор), а то и целая национальная школа в искусстве становятся не только известными, но и весьма влиятельными в других странах, да и в мире в целом. Любая этническая культура всегда ставит общечеловеческие проблемы, но в том-то ее непреходящая ценность, что решает она их по-своему, самим разнообразием способов и характера решений обогащая культуру мировую.
Любая общечеловеческая проблема имеет различное значение в исторической жизни разных народов. Для одного народа на определенном этапе его бытия наиболее наболевшими являются вопросы, связанные с экологией, для другого - проблема взаимоотношений национальных и расовых меньшинств. С другой стороны, те же проблемы, пусть и в меньшей степени, волнуют и другие народы. В этом причина того успеха, который на Западе имел перевод романа В. Распутина «Прощание с Матерой» и фильм Л. Шепитько «Прощание», снятый по этому роману. Потому людей разных стран и национальностей бесконечно трогает история Вождя Бромдена из фильма М. Формана «Полет над гнездом кукушки». Тема «лишнего человека», родившегося «не в свое время» и тратящего жизнь впустую, нередко встречалась в культуре самых разных народов, но особенную остроту в 19 веке она обрела в русской литературе, где была так или иначе затронута всеми нашими классиками. А вот в 20 веке эта тема начала свое «триумфальное шествие» по Европе и Америке. Достаточно вспомнить многих героев Д. Керуака, Дж. Сэлинджера, Дж. Апдайка и др. В этом - одна из причин популярности русской классики 19 века у современной интеллигенции Западе.
Какими же качествами должно обладать произведение искусства, чтобы стать общечеловеческим? Единственным условием вхождения произведения искусства в мировую общечеловеческую культуру является его непреходящее значение.
Вопрос о том, что же в культуре преходяще, а что - нет, человеку определенного времени решить практически невозможно: мы – рабы своего времени, и нам кажутся незыблемыми те ценности, та «картина мира», в которых мы обретаем свое самосознание. Но некоторые общие закономерности исчезновения одних явлений культуры и существования других в течение столетий - все-таки существуют.
Преходяще злободневное, особенно – социальная ложь, да и все, что связано с модой, с «сиюминутными» интересами классов и социальных групп.
Вторая причина исчезновения явлений культуры - отмирание тех инноваций, которые расходятся с самой ментальностью народа. Яркий пример такого явления - попытки онемечивания русской православной церкви, обреченные на провал в силу того, что полностью расходилась с системой исконных народных ценностей.
И, наконец, преходящий «голый эксперимент», не содержащий ничего нового, по смыслу всецело базирующийся на форме. Сотни художников, считавших себя авангардистами, уже ушли с горизонта искусства, сотни уйдут еще до конца нашего столетия, ибо главной целью их творчества был эпатаж или «непохожесть» на остальных. А «Герника» Пикассо, портреты Модильяни и полотна Шагала останутся на века, ибо эти художники наполнили новую форму вечным человеческим содержанием.
Вечное человеческое наполнение как результат совокупного исторического опыта человечества и является непреходящей культурной основой бытия народов.
Поэтому человечество должно научиться мирно, жить в своем общем доме. Это возможно - если человек примет на себя ответственность за все человечество, увидев в представителях иных народов братьев. Ведь мы прощаем братьям несходство с нами... В научной фантастике последних лет появилась удивительная тенденция. Если предшествующие произведения этого жанра в основном представляли инопланетян злыми, коварными, вероломными, то в последние десятилетия образ инопланетянина претерпел существенную метаморфозу - теперь представитель внеземной цивилизации редко оказывается врагом человека. «Борьба миров» превращается в их встречу. Думается, этот мотив, все чаще и чаще появляющийся в фантастических произведениях, не случаен. Современные народы живут в ожидании встречи. Они смотрят друг другу в глаза. И пусть этот взгляд будет добрым.
2. Национальное в культуре.
Всякое суждение о нации величественно и мистично. Потому, что здесь люди обращаются к истокам своего происхождения в попытках нащупать и увидеть начало рождения себя как значимой величины в истории - это есть процесс узнавания собственного лица в мозаике сменяющих друг друга событий жизни.
Стержнем нации, т.е. общности людей, объединенных общей судьбой и памятью о происшедшем когда-либо с ними, является ее культура. Изначально родословная национальной культуры во многом определялась спецификой средовых условий жизни народа, т.к. человек может эффективно действовать, только учитывая параметры среды своего обитания и соразмеряя с ней собственные силы. Как пишет Л.Н.Гумилев, каждый стиль жизни есть достояние определенного народа, «особенно это заметно по отношению к ландшафтам, в которых создавались и обитали этносы».
Национальную культуру можно рассматривать как специфическую систему выживания народа, сформировавшуюся в процессе совместной жизнедеятельности. Она есть комплекс отобранных и закрепившихся в истории и памяти народа способов и навыков обработки, имеющихся в его распоряжении ресурсов и материалов, свойства которых «привлекали» одних людей и «отторгали» других. В конечном счете, те, кто сформировал данную культуру и нацию, те и оказались к ней наиболее способны.
Информация о работе Национальное и общечеловеческое в культуре.