Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:54, контрольная работа
Современное человечество, насчитывающее тысячи народов, 200 государств, более пяти миллиардов землян, имеет больше двух миллионов видов растений и животных. Биомасса человечества составляет одну пятитысячную от общей массы всех живых существ. За время существования рода людского сменилось около тысячи поколений. Среди всей этой огромной массы людей нет двух, которые были бы совершенно одинаковы, каждый имеет свои неповторимые особенности. Между людьми существуют не только индивидуальные, но и групповые различия: семейные, половые, возрастные, профессиональные, национальные. Что же объединяет столь разных людей в единое человечество?
Действительный мир исключительно многообразен так же, как и люди в нем обитающие; где-то кому-то он был более удобен, где-то менее, а реальные жизненные ситуации жестоко расправлялись с непокорными и непокладистыми. Поэтому, можно сказать, что со временем «подбиралось» сообщество «товарищей по несчастью» или «счастью», которые вместе искали подходящие своим желаниям и возможностям условия существования - т.е. свою судьбу, историю, и во многом свое будущее. Здесь происходил естественный отбор и селекция. М.Пришвин в своих «Заметках о творчестве» признает, что: «финская угрюмая природа определила душу карела, и пустыня сделала араба, эта пустыня через араба сказала нам свое слово».
Культура, таким образом, выступает не только как своеобразный каркас нации, но и как ремесло выживания некоей общности людей в данных им условия бытия. Упорядоченность опыта, знаний, способов выживания, со временем становилась главным инструктивным корпусом - формулами жизни или традицией. Именно в традициях свернутая история народа; их «разворачивание» и «прочтение» позволяет нации развиваться, а не начинать каждому поколению все сначала - «без опоры на умную сущность традиций навсегда оставался бы голый человек на голой земле».
Параллельно внешней стороне деятельности развивалась ее субъектная сторона: прежде всего «психотехнические» приемы работы - напевы, причитания, заговоры, заклинания, магические и ритуальные действия... Все, что придавало устойчивость человеку в его отношениях с внешним, «другим» миром, помогало преодолеть или компенсировать разрыв между его внутренними желаниями и требованиями неуступчивой безразличной природы. Все это формировало его собственный образ как величину, способную противостоять неблагоприятному внешнему окружению.
Эмоционально окрашенные субъективным опытом, корреспондирующие с реальными условиями жизни, хотя и возникшие как эпифеномен к функции выживания, традиции рода становились отличительными признаками и символами нации. Поэтому традиции и каноны являются важной структурирующей силой человеческой культуры, а художественно-образная их компоновка занимает в ней центральное место. Именно художественные ценности являются специфицирующим ядром национальной культуры, да и самой нации потому, что через них проявляются индивидуальные черты человека, принадлежащего к тому или иному народу, точнее - к той или иной культуре. Обладая свойством наглядности, художественные ценности создают чувство живой личной сопричастности к духовным идеалам, и потому-то они становятся важнейшим источником своеобразия и развития нации в ее реальной вещественной целостности и идентичности. Произведения искусства оказывают суггестивное воздействие на людей; подпадая под их влияние, люди формируют соответствующую национальную культуру.
Культура - это особое чувство и вкус к жизни, а значит и особый стиль жизни; она форма существования духовности. Это и образ жизни, и жизнь в соответствии с образом, который мерещится потому, что помогает выживанию и воскресению. Образ в душе предохраняет от ассимиляции в чужеродном, удерживает от растворения в безобразном и неизвестном, возможно, и небытии.
Дух Божий витает, где хочет, человеческий же «дух» может лишь в какой-то мере оживлять факты Божественного присутствия в мире силой образов открывающихся человеку. Образы - это как бы следы действия и бытования Духа в мире. Образы - это органичные человеку средства его возможного приобщения к вечному, поэтому национальные традиции, которые пропитаны образами - знаки достоинства нации в истории. Они подсказывают человеку, каким он должен быть, чтобы стать большим, чем он есть сейчас. Их значение в жизни человека удачно иллюстрируют слова фольклориста Т.Семеновой о роли масок в дни праздника. Развивая идеи К.Леви-Стросса, она пишет, что маска - это одновременно человек и нечто другое, нежели человек; человеку в маске становится близким и доступным мир сверхъестественный. Надевший маску уходит от ежедневного, обыденного самого себя, с ее помощью он раскрывает в себе нечто такое, что в обычное время живет в глубинах духа и души. В эти минуты человек как бы заглядывает в себя самого, расширяя границы человеческого существа, и его духовный контакт с людьми вдруг оказывается иным, новым и порой более глубоким и активным. Маска сразу открывает, колеблет, приводит в движение, обнажает, «от человека в праздничном костюме требуется максимально много. Он должен быть на высоте идеала и установленной «в наших местах» добродетели».
Культура по происхождению своему есть сугубо личностное образование, и потому же она есть условие и опора духовного роста и развития человека. Выбор способов самореализации - тех или иных национальных структур - есть акт человеческой свободы. Но, однажды выбрав их самостоятельно, человек затем должен следовать ее традиции. Выбор национальной культуры подобен и равноценен выбору профессии - специализации духовной практики человека. В этом принципиальное отличие между духовным «профессионализмом», потенциально заложенным в национальных культурах, и духовным дилетантизмом, заключенным в космополитизме.
Космополитическое мышление может обусловливать нечувствительность к личностным формам общения и неспособность к подлинному художественному творчеству. Когда есть основа - «главная тема», только тогда и появляется возможность для импровизаций. Кажется, Гете пошутил однажды: если у вас есть в чем-то недостаток, сделайте из этого преимущество. Так и здесь. Область, где космополит закономерно достигает успеха, - утилитарно-практическая и теоретическая, познавательная, исследовательская, а не собственно созидательная. Недоступной им остается сфера оригинального художественного творчества; пытаясь действовать и в ней, он неизбежно следует какой-либо национальной традиции, оставаясь интерпретатором заданных «националистами» эталонов творчества. Как всякий профессионализм, культура требует:
Каждая национальная культура выступает за сохранение и продолжение атрибутов рода, его памяти. Это как исполнение заповедей верности и благодарности силам тебя создавшим, и равноценно основополагающему для человеческого существования требованию: «Я пришел не отменить закон, но исполнить его»; все остальное - после исполнения данных нам заветов (Евангелия).
Таким образом, национальные ценности,
отрываясь от частного и преходящего в
жизни каждого человека, но не растворяясь
в общечеловеческих ценностях, в своем
возвышающем стремлении к духовности
становятся связующим звеном между жизнью
и ценностями отдельного человека и общечеловеческими
идеалами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня проблема общечеловеческого и национального в культуре является весьма актуальной. До недавнего времени в советской литературе больше внимания уделялось проблеме классового подхода к ценностям культуры. Даже сама культура носила определения «социалистическая» или «буржуазная». Конечно, характеризовать культуру узкоклассово - это значит исключить из нее те ценности, которые и делают ее собственно культурой. Речь идет, в первую очередь, об общечеловеческих ценностях. Подлинная культура - это социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, направленных на выявление и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности:
1. Тюрин В.А.
Национальное как основание духовности и культуры. – М.: изд-во
«Вираж», 1999 г.
2. Чернявская Ю.
Народная культура и национальные традиции. – Л.: «РаЙтъ», 2005 г.
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М.:
«ЮрайТ», 1989.
4. Геллнер Э.
Нации и национализм. - М.: «Республика»,1991 г.
5. Кармин А.С.
Культурология.- СПб.: «Эврика», 2001
г.
Информация о работе Национальное и общечеловеческое в культуре.