Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

Тенденции глобализации, обретающие в XXI веке все более явственные черты, параллельно с этим предполагают и более глубокое понимание нациями своих характерных особенностей, своего национального колорита. Без возвращения к истокам, без погружения в пласты национальной культуры оказывается невозможным ни осознание нациями своей уникальности, ни органическое вхождение национального в интернациональное в процессе интеграции в планетарном масштабе. В такие моменты особенно актуальным становится обращение к наследию тех творцов национальной культуры, кто обладал даром сочетать своеобразие национального с универсализмом всеобщего.

Оглавление

Введение
1.Первые творческие шаги композитора
1.1 Детство и юность
1.2 Салих Сайдашев в послереволюционное время
2. Становление композитора
2.1Работа в театре
2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания
2.3 Сайдашев-дирижер
2.4 На вершине славы
2.5 В преддверии больших перемен
2.6 Конец привычной жизни
2.7 В Москве
Заключение

Файлы: 1 файл

история тат. контр. раб..doc

— 77.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский  государственный  нефтяной  институт

Кафедра  гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по курсу: «История и культура народов Татарстана»

на тему: «Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка

Группы 28-31: Хусаинова Р.Н.

Преподаватель: доцент кафедры ГОС

Сабирзянова Ф.Р

 

 

 Альметьевск 2008 г.

 

Содержание

Введение

1.Первые творческие шаги композитора

1.1 Детство и юность

1.2 Салих Сайдашев в послереволюционное  время

2. Становление композитора

2.1Работа в театре

2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания

2.3 Сайдашев-дирижер

2.4 На вершине славы

2.5 В преддверии больших перемен

2.6 Конец привычной жизни

2.7 В Москве

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тенденции глобализации, обретающие в XXI веке все более явственные черты, параллельно с этим предполагают и более глубокое понимание нациями  своих характерных особенностей, своего национального колорита. Без возвращения к истокам, без погружения в пласты национальной культуры оказывается невозможным ни осознание нациями своей уникальности, ни органическое вхождение национального в интернациональное в процессе интеграции в планетарном масштабе. В такие моменты особенно актуальным становится  обращение к наследию тех творцов национальной культуры, кто обладал даром сочетать своеобразие национального с универсализмом всеобщего.

   

 В этом смысле показательно  музыкальное творчество Салиха  Сайдашева. Воспитанный в самой глубине народной татарской культуры, он сумел сохранить этот стержень национальной самобытности в своем зрелом музыкальном творчестве. Он развивался как композитор не от общего к частному, что свойственно музыкальному профессионализму западноевропейского искусства, но, наоборот, от всего богатства частностей национальных татарских мелизмов к мелодике и гармонии универсальных музыкальных явлений. Поэтому его музыка так узнаваема, ибо лирика частных душевных порывов в ней тесно сопряжена с общим драматизмом жизни. Отсюда и такое значение в творчестве Салиха Сайдашева музыкальной драмы.

   

  В его театральных партитурах музыка отнюдь не фон, на котором разыгрываются сценические действия, но как бы сама душа музыки является главным действующим лицом воплощаемой драмы. Это и есть подлинный футуристский синтез искусств музыки и театра, который в обществах, тяготеющих к универсализму глобального, становится определяющим.

 

1.Первые творческие шаги композитора

1.1 Детство и юность

Салих Сайдашев родился 3 декабря (20 ноября) 1900 года в Казани.

Музыкальное дарование Салиха проявилось рано. Первым инструментом, на котором  он играл, была гармоника. Затем родные купили рояль – его появление окрылило юного Салиха. На рояле он импровизировал, подбирал мелодии. Первым его учителем стал народный музыкант, талантливый композитор-самоучка Загидулла Яруллин. Он познакомил Салиха с нотной грамотой, пробудил у него творческий интерес и большую любовь к народной музыке. Затем Сайдашев начал брать уроки у пианистки А.С. Ивановой, а в 1914 году поступил на фортепианное отделение Казанского музыкального училища, в класс профессора О.О.Родзевича. Занятия с опытными педагогами помогли ему овладеть основами фортепианной игры, музыкальной теории.

Часто юный Салих посещал Восточный клуб – центр татарской культуры. Здесь проводились концерты, ставились спектакли татарской драматической труппы «Сайяр», с лекциями по различным вопросам выступали видные деятели культуры.

Особое впечатление производил на Салиха любительский струнный оркестр, руководимый Гали Зайпиным и Исмагилом Галиакберовым, исполнявший в антрактах татарские народные песни, популярные русские вальсы, танцы. Юному Сайдашеву этот оркестр открыл новый мир звуков. И каково же было его счастье, когда в 1915 году он начал участвовать в нем как пианист.

Учеба в музыкальном училище, игра в оркестре, выступления в качестве пианиста-исполнителя народных песен  предопределили жизненный путь будущего музыканта. Но в дореволюционное  время талантливому юноше трудно было бы пойти по избранному пути. Его судьбу, как многих других представителей национального искусства, решила Великая Октябрьская социалистическая революция.

 

1.2 Салих Сайдашев в послереволюционное  время

Сразу после победы Октября Сайдашев принимает деятельное участие в работе Коммунистического клуба в Казани. Здесь он организовал и возглавил любительский струнный оркестр. В этом же клубе неоднократно слушал пламенные речи Мулланура Вахитова, убежденного революционера, преданного делу В.И.Ленина.

В первый год Советской власти, когда, несмотря на голод и разруху, повсеместно организуются курсы по ликвидации неграмотности, различные культурно-просветительные студии, самодеятельные театры, Сайдашев по приглашению уездного отдела народного образования вместе с ведущими артистами татарской драмы Камалом I, Камалом II, Б.Болгарским, С.Айдаровым и З.Богдановой едет в Буинск.

В Буинске Сайдашев был инициатором  открытия музыкальной студии, преподавал в ней игру на фортепиано, музыкальную  грамоту, руководил любительским струнным оркестром. Совместно с Ф.Биккениным он организовал татарский и чувашский хоры, которые разучили «Интернационал», пели татарские и чувашские народные песни.

В 1919 году Сайдашев добровольцем вступил  в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Его направили в Оренбург, в политотдел Туркестанского фронта. Оружием Сайдашева и здесь было искусство. Служил он полковым трубачом, заведующим музыкальной частью татарской драматической труппы при политотделе армии, часто выступал на концертах-митингах как дирижер и пианист-аккомпаниатор.    

Одновременно Сайдашев занимался  в Оренбургской Восточной музыкальной  школе. Под руководством педагога Балашевича он совершенствовался в игре на трубе, занимался у А.И.Гинальской по музыкально-теоретическим  предметам.

После демобилизации,  в1921 году Сайдашев был назначен заведующим Оренбургской Восточной музыкальной школой. По его инициативе открывается класс духовых инструментов, организуется духовой оркестр. Одновременно преподает он и работает концертмейстером.

В летние месяцы Сайдашев с агитгруппой политпросветуправления Казахского Наркомпроса совершил гастрольную поездку по районам Казахской и Узбекской республик. Агитгруппа, в основном из учащихся Восточной школы, проехав от Оренбурга до Ташкента, дала более 300 концертов.

Из Ташкента Сайдашев поехал в Бухару. Его заинтересовала древняя культура, своеобразие музыкального быта узбекского народа. К этому времени относится его первый композиторский опыт – песня «Озын сэфэр» («Далекий путь»). Возвратившись в Оренбург, написал он еще одно произведение – «Татарский вальс» для фортепиано.

 

2. Становление композитора

2.1Работа в театре

Бывший красноармеец, очевидец грозных  событий гражданской войны и  небывалого героизма Красной Армии, двадцатидвухлетний Салих Сайдашев вернулся в родную Казань, где и развернулась его большая разносторонняя творческая деятельность.

В 1922 году, к пятилетию Великой  Октябрьской социалистической революции, был открыт Татарский государственный  драматический театр «Кызыл Октябрь», объединившийся все лучшие артистические  силы, разбросанные ранее по различным городам и районам России. Открылся он премьерой драмы Ф. Бурнаша "Жирсезляр". Конечно же, раз подбор репертуара и актерского состава проводился таким человеком как К. Тинчурин, этот театр не мог быть заурядным. Актерский коллектив в основном состоял из видных представителей труппы "Сайяр" и других артистических коллективов, многие из которых впоследствии вошли в историю нашего театра.

Однако становление жанра пришло не сразу, а имело свою эволюцию. Он берет свое начало еще с пьесы М. Файзи "Галиябану", где драматург ввел в спектакль большое количество народных песен и танцев. Вслед за этой попыткой появились пьесы с музыкальным оформлением С. Габаши "Йосыф-Залейха", "Буз егет" и др. Но только с приездом в Казань Сайдашева это направление получило мощный толчок и стало развиваться системно.

Сайдашев был человек больших  организаторских способностей. Работая  в условиях молодой растущей культуры Татарии, он включился в разностороннюю деятельность не только в творческом плане, но и в плане музыкально-общественном, организационном. Проявлялось это без особых усилий с его стороны. Как-то все получилось словно само собой. Это взаимодополнение двух начал - творчества и общественной активности - видимо, притягивало к нему людей и он легко становился центром новых начинаний. С первых же дней работы в театре он направил свою деятельность на создание постоянного, односоставного симфонического оркестра для театра. Это был важный шаг, позволивший сразу же переломить ситуацию в татарской музыке, приобщить татарского слушателя к оркестровому звучанию, к которому он был совершенно не приучен.  
        С давних пор Казань - один из культурных центров России. Здесь выступали большие симфонические оркестры под управлением известных дирижеров. Был оперный театр. Пел Шаляпин. Однако татарское население, проживающее в "забулачной" окраине города, слушало только небольшие струнные ансамбли, состоящие из пяти-шести человек и исполняющие народные мелодии во время перерывов между спектаклями в Восточном клубе. И даже это было уделом лишь татарского населения города - татарской интеллигенции. Только с открытием Татарского государственного театра все слои татарской слободы потянулись в театр. Идти в театр стало праздничным событием в каждой семье. Это стало своего рода "выходом в свет". Ходили в театр не только смотреть спектакль, но и для общения, в лучших нарядах и украшениях.  
        Но для создания симфонического оркестра Сайдашеву, несомненно, пришлось проделать огромную творческую и организационную работу - искать, приглашать музыкантов, подбирать необходимую для спектакля или просто для исполнения оркестром музыку, обработать ее, инструментировать. Все это было проделано им в одном лице и в очень короткие сроки. Уже в 1923 году оркестр исполнял музыкальное вступление к спектаклю Х. Ибрагимова "Башмагым". И дирижером при этом, конечно же, был он сам - Салих Сайдашев.  
       Согласно исследованиям Ф. Салитовой, Сайдашевым написана музыка более чем к 60 спектаклям. К сожалению, больше половины написанной им музыки не дошло до наших дней, не сохранилось.  

2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания

В 1927 году в Казани впервые начинает работать радиовещание. "Слушайте! Слушайте! Говорит Казань! Работает радиостанция РВ-17", - прозвучит голос первого диктора А. Кутуя. Организатором этого большого события в культурной жизни Казани и республики был общественный деятель, журналист, драматург Шамиль Усманов, а литературным редактором стал близкий друг Салиха Сайдашева - Исмагил Усманов. Салих Сайдашев же стал первым музыкальным редактором радиовещания.  
       Работа Сайдашева в радиостудии, как и везде, куда он направлял свою деятельность, не обошлась без новых начинаний. В процессе работы, несмотря на все его старания, для ежедневных музыкальных передач явно не хватало исполнителей. Тогда он предложил: почему бы не делать совместные русско-татарские передачи. У него были знакомые в гастролировавшей тогда в Казани оперной труппе. Особенно восхищался он голосовыми данными и исполнением Оксаны Петрусенко, ставшей впоследствии народной артисткой СССР и Украинской ССР. Он приглашал, уговаривал артистов оперы и конечно же, Петрусенко. И зазвучала впервые по татарскому радио русская музыка. "А почему не организовать чувашский хор?" У него уже был опыт работы с чувашской музыкой в период пребывания в Буинске. И вот Сайдашев и чувашский поэт Петр Хузангай, обучавшийся в то время в Казани, совместно организуют хор студентов-чувашей. И зазвучали по радио передачи на чувашском языке.  
       Работал он на радио недолго - всего 2-3 года. Но эта работа оставила определенный след в жизни Сайдашева и одновременно у тех, кому выпало счастье общения с ним. Он оказался в новом деле таким же новатором, как и во всем. И остался в памяти коллег человеком огромного таланта, прекрасным музыкантом, организатором, незаурядной личностью.

 

2.3 Сайдашев-дирижер

С началом радиовещания в Казани имя Салиха Сайдашева и музыка его дошли до всех уголков огромной страны - от больших городов до далеких  деревень. С этих лет начинается и большая концертно-гастрольная деятельность Сайдашева, которая продолжалась до конца жизни. Он объездил многие республики Советского Союза не только как композитор, но и как аккомпаниатор и дирижер. В 1929 году в Казани он дирижирует оперой "Сания", а в 1930 году в Москве, на Всесоюзной олимпиаде народных театров, дирижирует оперой "Эшче" и там же дирижирует своей музыкальной драмой "Иль", выдвинутой на смотр в этой олимпиаде.  
        Приходилось Сайдашеву дирижировать и большими симфоническими оркестрами. В те годы в летние месяцы в саду "Эрмитаж" под управлением А. Литвинова играл большой симфонический оркестр. На этих концертах Сайдашев был не только слушателем, но и дирижером. Об этом И. Аухадеев пишет: "Салих Сайдашев не ограничивался исполнением только своих сочинений. Очень хорошо помню, что дирижировал он и произведениями западноевропейских, русских композиторов, в частности Л. Бетховена, М. П. Мусоргского, М. М. Ипполитова-Иванова".  
О Салихе Сайдашеве-дирижере написано очень мало. Но по сути, Сайдашев, создав в Казани первый симфонический оркестр для театра, оказался не только первым татарским композитором, но и первым профессиональным дирижером Татарстана. Это обстоятельство тоже ставит его на особое место в нашей музыкальной культуре.

 

2.4 На вершине славы

Наступил 1929 год. Он идет на волне творческой активности, наметившейся в прошлые  годы, но насыщен событиями также  и личного плана. Этот год вместил  в себя периоды необыкновенного  подъема, а также и разочарований, опустошенности. Но это все будет потом. Пока Сайдашев еще не ведает, что ждет его впереди. Он полон сил, надежд, творческих замыслов.  
Салих Сайдашев на вершине славы. Марши, "Наемщик" и многое другое. На экранах идет художественный фильм "Булат Батыр", где использованы отрывки из театральных постановок с его музыкой. Его имя известно всей стране. О нем пишут.

 

2.5 В преддверии больших перемен

Идет 1929 год. В мае, как-то скоропалительно, он женится на приехавшей из Астрахани  Сафии Алпаевой, работавшей тогда  кассиршей в театре. Свадьба их стала событием для всей татарской Казани.

В июне этого же года - еще одно событие. Руководство Татарской АССР по инициативе Максима Горького организует поездку  группы деятелей литературы и искусства  в составе 20 человек по городам  братских республик по маршруту: Казань, Астрахань, Махачкала, Баку, Ереван, Тбилиси, Батуми, Симферополь, Харьков, Москва. Поехали в основном деятели литературы - Шариф Камал, Мирсай Амир, Адель Кутуй и др., а также несколько человек из театра - Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Шакир Шамильский. Приехав из путешествия, Тинчурин и Сайдашев начали работу над новой музыкальной драмой "Иль" и 16-го ноября 1929 года состоялась ее премьера.

Информация о работе Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева