Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:22, контрольная работа
Тенденции глобализации, обретающие в XXI веке все более явственные черты, параллельно с этим предполагают и более глубокое понимание нациями своих характерных особенностей, своего национального колорита. Без возвращения к истокам, без погружения в пласты национальной культуры оказывается невозможным ни осознание нациями своей уникальности, ни органическое вхождение национального в интернациональное в процессе интеграции в планетарном масштабе. В такие моменты особенно актуальным становится обращение к наследию тех творцов национальной культуры, кто обладал даром сочетать своеобразие национального с универсализмом всеобщего.
Введение
1.Первые творческие шаги композитора
1.1 Детство и юность
1.2 Салих Сайдашев в послереволюционное время
2. Становление композитора
2.1Работа в театре
2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания
2.3 Сайдашев-дирижер
2.4 На вершине славы
2.5 В преддверии больших перемен
2.6 Конец привычной жизни
2.7 В Москве
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «История и культура народов Татарстана»
на тему: «Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева»
Выполнила студентка
Группы 28-31: Хусаинова Р.Н.
Преподаватель: доцент кафедры ГОС
Сабирзянова Ф.Р
Альметьевск 2008 г.
Содержание
Введение
1.Первые творческие шаги
1.1 Детство и юность
1.2 Салих Сайдашев в
2. Становление композитора
2.1Работа в театре
2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания
2.3 Сайдашев-дирижер
2.4 На вершине славы
2.5 В преддверии больших перемен
2.6 Конец привычной жизни
2.7 В Москве
Заключение
Введение
Тенденции глобализации, обретающие
в XXI веке все более явственные черты,
параллельно с этим предполагают
и более глубокое понимание нациями
своих характерных
В этом смысле показательно музыкальное творчество Салиха Сайдашева. Воспитанный в самой глубине народной татарской культуры, он сумел сохранить этот стержень национальной самобытности в своем зрелом музыкальном творчестве. Он развивался как композитор не от общего к частному, что свойственно музыкальному профессионализму западноевропейского искусства, но, наоборот, от всего богатства частностей национальных татарских мелизмов к мелодике и гармонии универсальных музыкальных явлений. Поэтому его музыка так узнаваема, ибо лирика частных душевных порывов в ней тесно сопряжена с общим драматизмом жизни. Отсюда и такое значение в творчестве Салиха Сайдашева музыкальной драмы.
В его театральных партитурах музыка отнюдь не фон, на котором разыгрываются сценические действия, но как бы сама душа музыки является главным действующим лицом воплощаемой драмы. Это и есть подлинный футуристский синтез искусств музыки и театра, который в обществах, тяготеющих к универсализму глобального, становится определяющим.
1.Первые творческие шаги композитора
1.1 Детство и юность
Салих Сайдашев родился 3 декабря (20 ноября) 1900 года в Казани.
Музыкальное дарование Салиха проявилось рано. Первым инструментом, на котором он играл, была гармоника. Затем родные купили рояль – его появление окрылило юного Салиха. На рояле он импровизировал, подбирал мелодии. Первым его учителем стал народный музыкант, талантливый композитор-самоучка Загидулла Яруллин. Он познакомил Салиха с нотной грамотой, пробудил у него творческий интерес и большую любовь к народной музыке. Затем Сайдашев начал брать уроки у пианистки А.С. Ивановой, а в 1914 году поступил на фортепианное отделение Казанского музыкального училища, в класс профессора О.О.Родзевича. Занятия с опытными педагогами помогли ему овладеть основами фортепианной игры, музыкальной теории.
Часто юный Салих посещал Восточный клуб – центр татарской культуры. Здесь проводились концерты, ставились спектакли татарской драматической труппы «Сайяр», с лекциями по различным вопросам выступали видные деятели культуры.
Особое впечатление производил на Салиха любительский струнный оркестр, руководимый Гали Зайпиным и Исмагилом Галиакберовым, исполнявший в антрактах татарские народные песни, популярные русские вальсы, танцы. Юному Сайдашеву этот оркестр открыл новый мир звуков. И каково же было его счастье, когда в 1915 году он начал участвовать в нем как пианист.
Учеба в музыкальном училище, игра в оркестре, выступления в качестве пианиста-исполнителя народных песен предопределили жизненный путь будущего музыканта. Но в дореволюционное время талантливому юноше трудно было бы пойти по избранному пути. Его судьбу, как многих других представителей национального искусства, решила Великая Октябрьская социалистическая революция.
1.2 Салих Сайдашев в
Сразу после победы Октября Сайдашев принимает деятельное участие в работе Коммунистического клуба в Казани. Здесь он организовал и возглавил любительский струнный оркестр. В этом же клубе неоднократно слушал пламенные речи Мулланура Вахитова, убежденного революционера, преданного делу В.И.Ленина.
В первый год Советской власти, когда, несмотря на голод и разруху, повсеместно организуются курсы по ликвидации неграмотности, различные культурно-просветительные студии, самодеятельные театры, Сайдашев по приглашению уездного отдела народного образования вместе с ведущими артистами татарской драмы Камалом I, Камалом II, Б.Болгарским, С.Айдаровым и З.Богдановой едет в Буинск.
В Буинске Сайдашев был инициатором открытия музыкальной студии, преподавал в ней игру на фортепиано, музыкальную грамоту, руководил любительским струнным оркестром. Совместно с Ф.Биккениным он организовал татарский и чувашский хоры, которые разучили «Интернационал», пели татарские и чувашские народные песни.
В 1919 году Сайдашев добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Его направили в Оренбург, в политотдел Туркестанского фронта. Оружием Сайдашева и здесь было искусство. Служил он полковым трубачом, заведующим музыкальной частью татарской драматической труппы при политотделе армии, часто выступал на концертах-митингах как дирижер и пианист-аккомпаниатор.
Одновременно Сайдашев занимался в Оренбургской Восточной музыкальной школе. Под руководством педагога Балашевича он совершенствовался в игре на трубе, занимался у А.И.Гинальской по музыкально-теоретическим предметам.
После демобилизации, в1921 году Сайдашев был назначен заведующим Оренбургской Восточной музыкальной школой. По его инициативе открывается класс духовых инструментов, организуется духовой оркестр. Одновременно преподает он и работает концертмейстером.
В летние месяцы Сайдашев с агитгруппой политпросветуправления Казахского Наркомпроса совершил гастрольную поездку по районам Казахской и Узбекской республик. Агитгруппа, в основном из учащихся Восточной школы, проехав от Оренбурга до Ташкента, дала более 300 концертов.
Из Ташкента Сайдашев поехал в Бухару. Его заинтересовала древняя культура, своеобразие музыкального быта узбекского народа. К этому времени относится его первый композиторский опыт – песня «Озын сэфэр» («Далекий путь»). Возвратившись в Оренбург, написал он еще одно произведение – «Татарский вальс» для фортепиано.
2. Становление композитора
2.1Работа в театре
Бывший красноармеец, очевидец грозных событий гражданской войны и небывалого героизма Красной Армии, двадцатидвухлетний Салих Сайдашев вернулся в родную Казань, где и развернулась его большая разносторонняя творческая деятельность.
В 1922 году, к пятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, был открыт Татарский государственный драматический театр «Кызыл Октябрь», объединившийся все лучшие артистические силы, разбросанные ранее по различным городам и районам России. Открылся он премьерой драмы Ф. Бурнаша "Жирсезляр". Конечно же, раз подбор репертуара и актерского состава проводился таким человеком как К. Тинчурин, этот театр не мог быть заурядным. Актерский коллектив в основном состоял из видных представителей труппы "Сайяр" и других артистических коллективов, многие из которых впоследствии вошли в историю нашего театра.
Однако становление жанра
Сайдашев был человек больших
организаторских способностей. Работая
в условиях молодой растущей культуры
Татарии, он включился в разностороннюю
деятельность не только в творческом
плане, но и в плане музыкально-общественном,
организационном. Проявлялось это без
особых усилий с его стороны. Как-то все
получилось словно само собой. Это взаимодополнение
двух начал - творчества и общественной
активности - видимо, притягивало к нему
людей и он легко становился центром новых
начинаний. С первых же дней работы в театре
он направил свою деятельность на создание
постоянного, односоставного симфонического
оркестра для театра. Это был важный шаг,
позволивший сразу же переломить ситуацию
в татарской музыке, приобщить татарского
слушателя к оркестровому звучанию, к
которому он был совершенно не приучен.
С давних пор Казань
- один из культурных центров России. Здесь
выступали большие симфонические оркестры
под управлением известных дирижеров.
Был оперный театр. Пел Шаляпин. Однако
татарское население, проживающее в "забулачной"
окраине города, слушало только небольшие
струнные ансамбли, состоящие из пяти-шести
человек и исполняющие народные мелодии
во время перерывов между спектаклями
в Восточном клубе. И даже это было уделом
лишь татарского населения города - татарской
интеллигенции. Только с открытием Татарского
государственного театра все слои татарской
слободы потянулись в театр. Идти в театр
стало праздничным событием в каждой семье.
Это стало своего рода "выходом в свет".
Ходили в театр не только смотреть спектакль,
но и для общения, в лучших нарядах и украшениях.
Но для создания
симфонического оркестра Сайдашеву, несомненно,
пришлось проделать огромную творческую
и организационную работу - искать, приглашать
музыкантов, подбирать необходимую для
спектакля или просто для исполнения оркестром
музыку, обработать ее, инструментировать.
Все это было проделано им в одном лице
и в очень короткие сроки. Уже в 1923 году
оркестр исполнял музыкальное вступление
к спектаклю Х. Ибрагимова "Башмагым".
И дирижером при этом, конечно же, был он
сам - Салих Сайдашев.
Согласно исследованиям
Ф. Салитовой, Сайдашевым написана музыка
более чем к 60 спектаклям. К сожалению,
больше половины написанной им музыки
не дошло до наших дней, не сохранилось.
2.2 Первый музыкальный редактор татарского радиовещания
В 1927 году в Казани впервые начинает
работать радиовещание. "Слушайте! Слушайте!
Говорит Казань! Работает радиостанция
РВ-17", - прозвучит голос первого
диктора А. Кутуя. Организатором этого
большого события в культурной жизни Казани
и республики был общественный деятель,
журналист, драматург Шамиль Усманов,
а литературным редактором стал близкий
друг Салиха Сайдашева - Исмагил Усманов.
Салих Сайдашев же стал первым музыкальным
редактором радиовещания.
Работа Сайдашева
в радиостудии, как и везде, куда он направлял
свою деятельность, не обошлась без новых
начинаний. В процессе работы, несмотря
на все его старания, для ежедневных музыкальных
передач явно не хватало исполнителей.
Тогда он предложил: почему бы не делать
совместные русско-татарские передачи.
У него были знакомые в гастролировавшей
тогда в Казани оперной труппе. Особенно
восхищался он голосовыми данными и исполнением
Оксаны Петрусенко, ставшей впоследствии
народной артисткой СССР и Украинской
ССР. Он приглашал, уговаривал артистов
оперы и конечно же, Петрусенко. И зазвучала
впервые по татарскому радио русская музыка.
"А почему не организовать чувашский
хор?" У него уже был опыт работы с чувашской
музыкой в период пребывания в Буинске.
И вот Сайдашев и чувашский поэт Петр Хузангай,
обучавшийся в то время в Казани, совместно
организуют хор студентов-чувашей. И зазвучали
по радио передачи на чувашском языке.
Работал он на радио
недолго - всего 2-3 года. Но эта работа оставила
определенный след в жизни Сайдашева и
одновременно у тех, кому выпало счастье
общения с ним. Он оказался в новом деле
таким же новатором, как и во всем. И остался
в памяти коллег человеком огромного таланта,
прекрасным музыкантом, организатором,
незаурядной личностью.
2.3 Сайдашев-дирижер
С началом радиовещания в Казани
имя Салиха Сайдашева и музыка
его дошли до всех уголков огромной
страны - от больших городов до далеких
деревень. С этих лет начинается
и большая концертно-гастрольная деятельность
Сайдашева, которая продолжалась до конца
жизни. Он объездил многие республики
Советского Союза не только как композитор,
но и как аккомпаниатор и дирижер. В 1929
году в Казани он дирижирует оперой "Сания",
а в 1930 году в Москве, на Всесоюзной олимпиаде
народных театров, дирижирует оперой "Эшче"
и там же дирижирует своей музыкальной
драмой "Иль", выдвинутой на смотр
в этой олимпиаде.
Приходилось Сайдашеву
дирижировать и большими симфоническими
оркестрами. В те годы в летние месяцы
в саду "Эрмитаж" под управлением
А. Литвинова играл большой симфонический
оркестр. На этих концертах Сайдашев был
не только слушателем, но и дирижером.
Об этом И. Аухадеев пишет: "Салих Сайдашев
не ограничивался исполнением только
своих сочинений. Очень хорошо помню, что
дирижировал он и произведениями западноевропейских,
русских композиторов, в частности Л. Бетховена,
М. П. Мусоргского, М. М. Ипполитова-Иванова".
О Салихе Сайдашеве-дирижере написано
очень мало. Но по сути, Сайдашев, создав
в Казани первый симфонический оркестр
для театра, оказался не только первым
татарским композитором, но и первым профессиональным
дирижером Татарстана. Это обстоятельство
тоже ставит его на особое место в нашей
музыкальной культуре.
2.4 На вершине славы
Наступил 1929 год. Он идет на волне творческой
активности, наметившейся в прошлые
годы, но насыщен событиями также
и личного плана. Этот год вместил
в себя периоды необыкновенного
подъема, а также и разочарований,
опустошенности. Но это все будет потом.
Пока Сайдашев еще не ведает, что ждет
его впереди. Он полон сил, надежд, творческих
замыслов.
Салих Сайдашев на вершине славы. Марши,
"Наемщик" и многое другое. На экранах
идет художественный фильм "Булат Батыр",
где использованы отрывки из театральных
постановок с его музыкой. Его имя известно
всей стране. О нем пишут.
2.5 В преддверии больших перемен
Идет 1929 год. В мае, как-то скоропалительно, он женится на приехавшей из Астрахани Сафии Алпаевой, работавшей тогда кассиршей в театре. Свадьба их стала событием для всей татарской Казани.
В июне этого же года - еще одно событие. Руководство Татарской АССР по инициативе Максима Горького организует поездку группы деятелей литературы и искусства в составе 20 человек по городам братских республик по маршруту: Казань, Астрахань, Махачкала, Баку, Ереван, Тбилиси, Батуми, Симферополь, Харьков, Москва. Поехали в основном деятели литературы - Шариф Камал, Мирсай Амир, Адель Кутуй и др., а также несколько человек из театра - Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Шакир Шамильский. Приехав из путешествия, Тинчурин и Сайдашев начали работу над новой музыкальной драмой "Иль" и 16-го ноября 1929 года состоялась ее премьера.
Информация о работе Национальная музыкальная культура. Творчество С.Сайдашева