Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:46, доклад
Несмотря на то, что со дня смерти Б. Ельцина прошло больше 3 лет, но по сей день сохраняет научную и общественно-политическую злободневность проблема "Экономические и политические реформы Б. Ельцина". Она является предметом острых споров и дискуссий как на научно-исследовательском, так и на публицистическом уровне. Оценка личности, характера, итогов и результатов деятельности первого президента России видится представителям самых различных социальных и политических сил ключевой для понимания происходящих сегодня в России процессов - движения постсоветской России по пути либерализации и демократии.
Начало реформ политической системы Ельцина.
Введение
Несмотря на то, что со дня смерти Б. Ельцина прошло больше 3 лет, но по сей день сохраняет научную и общественно-политическую злободневность проблема "Экономические и политические реформы Б. Ельцина". Она является предметом острых споров и дискуссий как на научно-исследовательском, так и на публицистическом уровне. Оценка личности, характера, итогов и результатов деятельности первого президента России видится представителям самых различных социальных и политических сил ключевой для понимания происходящих сегодня в России процессов - движения постсоветской России по пути либерализации и демократии.
В рамках темы “Политические и экономические реформы Б. Ельцина" наиболее важным мне представляется вопрос приватизации.
Изменение приоритетов государственной политики в области приватизации и необходимость наведения порядка в приватизационных процедурах привели к принятию в 2001-2003 гг. нового Федерального закона о приватизации и целого ряда нормативных актов, конкретизирующих его положения. Фактически с 2003 г. начинается отсчет нового, современного этапа приватизации в Российской Федерации, основная цель которого - устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах реформ в этой сфере, и кардинальное повышение эффективности управления государственным имуществом в целом.
В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов. Несмотря на то, что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был.
Как экономическая политика "ельциномика", по выражению Е.М. Батурина и А.А. Ильина, бесспорно, носила либеральный характер. Она началась с либерализации цен и внешнеэкономической деятельности.
Намой взгляд наиболее правильной является точка зрения Е.М. Батурина, А.А. Ильина, которые считают, что страну вытянул российский рынок. Он оказался гораздо сильнее, чем все предполагали.
В первом разделе я пишу о экономических реформах Б. Ельцина, а именно о приватизации государственной и частной собственности; Финансовой стабилизации; Либерализации цен и торговли.
Во втором разделе я описываю политическую картину правления Б. Ельцина. В котором рассмотрены реформы первого президента. Принятие Конституции, Судебная реформа, Реформы местного самоуправления
1. Экономические реформы эпохи Бориса Ельцина
12 июня 1991 - избран Президентом
РСФСР, получив 45 552 041 голосов
избирателей, что составило 57,
Главные направления рыночных
реформ Б.Н. Ельцин провозгласил в своем
программном докладе на V Съезде
28 октября 1991 г. - финансовая стабилизация,
либерализация цен и
Основными шагами программы реформ были:
1. Либерализация цен и торговли. Разовое введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия - установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции.
2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты - снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.
3. Широкая приватизация
государственной собственности.
Основу сельского хозяйства по-прежнему составляли совхозы и колхозы, в большинстве лишь формально преобразованные в акционерные общества.28 октября 1993 г. Президент РФ издал указ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", по которому устанавливалась частная собственность на землю. Однако издание соответствующего закона было заблокировано Государственной Думой.
Приватизация государственной
После августа 1991г. Ельцин отдал предпочтение ранее никому неизвестному Егору Гайдару, обещавшему быстрые успехи. Тот собрал самое молодое правительство России, если не считать ленинского. И это новое правительство толкнуло Ельцина на путь реформ шоковой терапии в экономике, причем решающую роль в их проведении сыграли психологические мотивы президента.
Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (далее - Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести отсчет российской приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий.
Первой сферой, в которой началась активная приватизация, была торговля.31 июля 1994 года закончился первый ее этап. По статистическим показателям ее можно было считать успешно завершенной. Но экономическая "цена", заплаченная обществом за "скачок в капитализм" была слишком велика: произошло падение промышленного производства на 43%.
Следующим этапом реформы экономики была либерализация цен, начатая 2 января 1992 года, при этом основная экономическая нагрузка легла на население: в горниле инфляции сгорели практически все сбережения, с заработной платой творилось что-то невообразимое. Рубль постепенно становился конвертируемой валютой внутри страны, хотя и на высокой отметке в пять тысяч рублей за один доллар. Социальные сдвиги, произошедшие в обществе, не имели прецедентов. Нарастание инфляции, падение производства, рост недовольства населения привели к кризису правительства Гайдара. Во второй половине 1992 года на пост премьер-министра был назначен В.М. Черномырдин. При этом решающую роль в выборе сделал Ельцин, решивший таким образом сбросить Гайдара "как балласт, чтобы спасти корабль реформ".
Выбор Черномырдина, - пишет А. Руби, - одно из самых удачных решений Ельцина за период его правления. Черномырдин продолжил реформы, и, что еще важнее для Ельцина, он оказался поразительно надежным человеком. Новым министром была продолжена приватизация.
Приватизация была проведена в три этапа:
Первый, наиболее спонтанный, касался жилых зданий, малых предприятий, коммерческих структур и сферы обслуживания. Разгосударствление в этих случаях происходило по бросовым ценам (в секторе муниципального жилья приватизация была бесплатной) и сказочно обогатило директорат и штат административных работников.
Второй этап затронул основную массу крупнейшей недвижимости - фабрики и крупнейшие предприятия, индустриальные и агроиндустриальные комплексы. В этой сфере отчуждение проводилось по ваучерной схеме. История ваучерной приватизации заслуживает более подробного анализа "Операция ваучер", разрекламированная как деятельность по предоставлению российским гражданам равных шансов для вступления в светлую жизнь, завершилась тотальным отчуждением народа страны от материального достояния, нажитого потом и кровью нескольких поколений. Всё государственное имущество перекочевало в карманы кучки представителей старой и новой номенклатуры, а также спекулянтов, прикарманивших богатства огромной страны.
Третий этап свёлся к приватизации самых лакомых кусков государственной собственности - крупнейших предприятий тяжелой и горнодобывающей промышленности, энергетического и сырьевого комплекса (нефть, газ, электричество, атомная промышленность). В данном случае распродажа осуществлялась на публичных торгах, к которым были допущены иностранные инвесторы. Аукционами беззастенчиво манипулировали, и каждый лот непременно доставался тому участнику торгов, который лучше других угадывал желания президентской администрации и правительства. Эти факты нимало не беспокоили Чубайса. В ответ на критические замечания он неизменно повторял, что, мол, "не важно, как распределяется собственность, - важно, что она распродана".
Итак, в России вращала жерновами чудовищная машина обогащения. Фонды и ассоциации, фиктивные акционерные общества сбивались в волчьи стаи, создавая кооперативы для получения импортных беспошлинных и свободных от НДС лицензий. Импорт чаще всего обходился без таможенного и санитарного досмотра. Процветала контрабанда.
Для подавляющего большинства русских людей либерализация рынка в том виде, как она была задумана и осуществлена, означала материальный и культурный регресс, гражданское одичание. Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи.
Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.
Оценка и итоги экономических
Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х годов и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами.
Одной из причин массового нарушения законности в процессе приватизации является отсутствие эффективной системы внешнего государственного контроля. Счетная палата была создана только в 1995 году, когда этап массовой приватизации был завершен. Такое положение дел не соответствует международным стандартам. Поскольку речь идет о продаже государственного имущества, общество и государство нуждаются в независимом подтверждении того, что процесс приватизации был осуществлен законно и должным образом. Поэтому согласно Руководству ИНТОСАИ по стандартам аудита приватизации (1998 г.) приватизация государственных активов на всех этапах должна быть открыта для независимого, то есть внешнего государственного финансового контроля.
Формальное разгосударствление и передача контроля над собственностью в частные руки не привели к достижению целей, которые были определены в Государственной программе приватизации - формированию "эффективного собственника" и созданию социально ориентированной рыночной экономики.
В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов. Несмотря на то, что к концу 90-х годов ХХ века в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:
не сформирован широкий
слой эффективных частных
структурная перестройка
экономики не привела к желаемому
повышению эффективности
привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Е.М. Батурин, А.А. Ильин считают, что страну вытянул российский рынок. Он оказался гораздо сильнее, чем все предполагали.
Как экономическая политика "ельциномика", по выражению Е.М. Батурина и А.А. Ильина, бесспорно, носила либеральный характер. Она началась с либерализации цен и внешнеэкономической деятельности. Продолжилась приватизацией и созданием института частной собственности. При Ельцине появились рынки - труда, товаров, валюты, ценных бумаг. Возникла первичная законодательная база рыночной экономики.
2. Политические реформы эпохи Бориса Ельцина
Принятие Конституции
Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Для разработки президентского проекта в конце весны 1993 года Борисом Ельциным было созвано Конституционное Совещание. В Совещании приняло участие более 700 человек, представлявших партийную, властную региональную, местную, экономическую и бюрократическую элиты. Многие из участников не имели никаких профессиональных знаний в области законотворчества. Но несмотря на столь разнообразный состав, в итоге удалось договориться. В этом проекте закреплялась смешанная форма президентской и парламентской республики. Во многом, президентский проект представлял собой компиляцию западных норм, лишь статьи о Федеральном устройстве были написаны полностью самостоятельно. Были созданы гарантии против нового культа и режима личной власти путем четкого баланса власти между президентом и парламентом. Но на последнем этапе редакционная комиссия внесла ряд изменений, которые определили сильный перекос в сторону президентской власти. Заключительный вариант проекта был подписан участниками во Дворце Съездов в Кремле.
Судебная реформа
С еще меньшим эффектом шла в целом судебная реформа, предполагавшая создание сильной, независимой судебной власти, прежде всего в лице судов общей юрисдикции, то есть тех, которые граждане и привыкли воспринимать как собственно суды. Невнимание к этой сфере отражало все то же пренебрежение к политическому и государственному строительству.
Между тем судебная реформа могла не только преобразить наше общество, создав совершенно иную систему зашиты человека от государственного произвола, не только обусловить иной, более справедливый с правовой точки зрения процесс экономических реформ и становления нового класса собственников, но и принести значительные политические дивиденды самому Президенту. Ведь именно он мог по праву считаться "отцом" судебной реформы, поскольку еще 21 октября 1991 года направил проект Концепции судебной реформы в Верховный Совет РСФСР. Поэтому началом становления судебной власти и началом правовой реформы в современной России является Концепция судебной реформы в Российской Федерации, представленная первым Президентом России Б.Н. Ельциным и одобренная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г.
Информация о работе Начало реформ политической системы Ельцина