Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:20, контрольная работа
Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.
Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.
Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему.
Сущность и структура политической системы 3
Функции политической системы 5
Список использованных источников 8
Содержание:
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Сущность и структура политической системы
Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.
Система
(от греч. "система" - целое, составленное
из частей, соединение) - это множество,
закономерно связанных друг с
другом элементов (предметов, явлений,
взглядов, знаний и т. п.), представляющих
собой определенное целостное образование,
единство.
Использование
системного подхода позволяет выделить
политическую жизнь из общественной
жизни как самостоятельную
Человеческое общество представляет собой совокупность социальной, экономической, политической, этнической, правовой, культурной систем.
В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.
Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
Политическая система общества - совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций.
В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.
В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):
- политическая власть;
- политическая организация;
- политические отношения;
- политическая культура;
- политические и общественные организации.
Власть
можно считать центральным
С появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах регламентация поведения людей от отношений диктата и господства все больше переходит к отношениям социального партнерства.
Под политической организацией понимается,
в первую очередь, государство. Оно является
ведущим политическим институтом, сосредоточившим
в себе максимальную политическую власть.
Некоторые политологи к
Видимо,
наделение трудовых коллективов
политическими функциями
Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.
Выделяют следующие политические отношения: между субъектами политики; между властными органами (по вертикали и горизонтали); между властными органами и общественными организациями и движениями.
Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.
Политическая культура: дает знание законов и механизмов осуществления политики; формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде; способствует пониманию целей и содержания политики.
Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом.
Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.
Помимо
рассмотренной структуры
Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.
Особая
роль отводится общественным организациям
и движениям. Эта особенность объясняется
двумя факторами.
С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".
Их политическая роль обусловлена тем, что: в демократических системах они действуют достаточно автономно; они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации; создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер; они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.
Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.
Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь.
Функциональная подсистема выражается: в формах и направлениях политической деятельности; в политических процессах; в способе и методах осуществления власти.
Обобщенное
выражение это находит в
Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.
Функционирование политической системы
отражает ее динамику, процессы и связано
с вопросами власти (кто правит и каким
образом).
Функции
политической системы
Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности - социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:
- политическая социализация - приобщение членов общества к политической деятельности.
- артикуляция интересов (превращение чаяний, стремление, настроений в осознанные и сформированные цели) - предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.
- агрегирование интересов (превращение интересов в политические альтернативы) - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.
- нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.
- контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.
Существуют и другие подходы к типологии функций политических систем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функции:
- определение целей, задач, программ деятельности;
- мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
- интеграция общества;
- распределение ценностей;
- легитимация.
Также можно выделить следующие функции политической системы:
- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);
-управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
- выявление и представление интересов различных субъектов политических отношений;
- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с тем или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);
-
интеграция общества, создание необходимых
условий для взаимодействия различных
элементов его структуры (объединяя различные
политические силы, политическая система
пытается сглаживать, снимать неизбежно
возникающие в обществе противоречия,
преодолевать конфликты);
- политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чем упроисходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);