Мосонское движение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:15, реферат

Краткое описание

Интерес к проблеме масонства обусловлен многими причинами и не иссякает на протяжении ряда столетий, приобретая лишь качественно новые черты. Это обусловлено главным образом тем, что среди ученых, общественных, религиозных и политических деятелей не было, и нет единства во взглядах на роль, значение и влияние масонского движения на развитие мировых общественно-политических систем, а также на причины, время возникновения и цели масонства. Порой эти разногласия выходят за рамки научных дискуссий и перерастают в настоящую конфронтацию сторонников и противников масонского движения, в споры о прошлом и будущем человечества. Наиболее острый характер эти разногласия приобретают всякий раз, когда разговор касается России, влияния масонства на ход ее исторического развития. Хотя, так или иначе, все исследователи остаются едины во мнении, что однозначные подходы к изучению феномена масонства, перспектив его будущего развития, не приемлемы.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

            Остаётся сказать ещё несколько  слов о судьбе Елагинских лож,  которые, прекратив свои работы  в 1784 году, в скором времени  возобновили их опять. Отлично  осведомлённый Елагин, масонская  деятельность которого заглохла, пользовался более благоприятными обстоятельствами и по просьбе братий о соединении их попробовал возобновить “цепь упражнений” подчинённых ему лож. Собрав собственных “братьев” в капитуле он прочёл целый ряд бесед с целью ознакомить их с новыми основаниями будущих занятий в британских ложах. Ненавидя розенкрейцерство и сочувствуя гонениям, предпринятым против него правительством, Елагин по духу является сам типичнейшим розенкрейцером. Он вызнал, что “масонство есть древнейшая загадочная наука, святою премудростию называемая; что она все остальные науки и художества в себе содержит”. Да ведь это не что другое,  как умопомрачительная история розенкрейцерской “искры света”, изложенную в сочинениях Шварца. Далее, какие книги дали Елагину базу для его новейших “истинных” познаний ? Он называет Ветхий и Новый завет, отцов церкви, старых философов, а потом мы встречаем имена Ермия Трисмегиста, алхимиков Веллинга и Роберта Флуктиба и т. Д. Ведь это все любимейшие книги  розенкрейцеров, к которым, разумеется, принадлежал и первый учитель Елагина. Программа загаданного Елагиным сочинения конкретно о том, что составляло содержание главенствующего управления розенкрейцеров - “Теоретического градуса Соломоновых наук” и остальных книг “по ордену”. Заимствуя от них, сам того не ведая, все свои тайны, Елагин в то же время с умопомрачительной наивностью называет розенкрейцеров “не свободными каменщиками, но фанатиками либо пустосвятами”- конкретно за то, что “к разумению этого Божественного Писания не дают ключа они”. Если бы он лишь знал, что ключ, которым он хотел с таковой торжественностью открыть высшие тайны своим подчинённым, есть ключ от двери, ведущей в обитель “братства злато-розового креста”, столь ему ненавистного. 

            Так закончились искания Елагина,  и в описанном им процессе мы находим наилучшее подтверждение того, что в розенкрейцерской науке, как и в нравственной философии масонства первых трёх степеней, заключались элементы, отвечающие глубочайшим публичным потребностям века.     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что даже при ретроспективном взгляде на сложнейшие событийные вехи не скольких столетий как бы мысленно контактируешь с плеядой ушедших ранее незнакомых лиц, с людьми доброй воли, которые отваживались противопоставлять себя обществу. От них исходили постоянные импульсы по стимулированию взаимодействия всех миролюбивых сил на базе фундаментальных ценностей цивилизации и прогресса при постоянной устремленности в будущее. Нельзя не признать, что искания масонов порой приводили их к поступкам не совсем оправданным с точки зрения истории и политики, часто их взгляды были подвержены мистическим настроениям, но в целом их идеалами всегда оставались свобода и справедливость, они искали пути улучшения миропорядка. Этот тезис можно отнести и к русским масонам. 

     Масонство не выполнило бы и сотой доли задуманного  содействия постепенным трансформациям в недрах общества без находящихся  в его распоряжении: неуклонной дисциплины адептов, верности ритуалам и традициям, хранимыми с давних пор неизменными. Братья всегда видели в этом огромный скрытый смысл с внутренней жизненностью, что позволяло двигаться всегда вперед, несмотря на повседневные препятствия. В соответствии с идеологией ордена они должны по кирпичику долго и терпеливо воздвигать на планете равномерный и справедливый для всех людей строй. Их вдохновляла этика нравственного созидания и морального самосовершенствования в масштабах универсальной триады: свободы, равенство, братства, наряду с признанием подавляющим большинством членов веры в Великого Архитектора Вселенной, Святого Писания, Корана, других богооткровенных книг. 

     Масонство никогда не являлось ни школой, ни социальным движением, ни церковью, оно не позволяло  оценивать себя привычными догматизированными схемами. Претендуя на доступ к высшей духовности через посвящение, оно ставило себя над культурами и философскими системами, позволяя каждому адепту воздвигать храм собственных убеждений и стремиться к претворению их в жизнь сообразно установкам ордена. 

     Члены ордена и поныне именуют себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями грядущего справедливого устройства общества и одновременно патриотами своих отечеств, законопослушными подданными и гражданами, это подчеркивается во всех уставных документах. К высшим идеалам они шли не с проповедью абстрактных истин, а служа собственным народам. Их отражало стремление помогать окружающим, проводить срединную линию между крайностями. 

     Почти все исследователи масонства, и  особенно исследователи русского масонства, подчеркивали сложность изучения явления, что вероятно связано с непростыми событиями исторического прошлого нашей страны, «закрытости» темы на протяжении нескольких десятилетий. И сейчас мы еще не можем с достаточной степенью достоверности утверждать насколько же, на самом деле, русское масонство повлияло на исторический путь развития России. Однако, несомненно, оно смогло аккумулировать в своих рядах едва ли не самых лучших представителей общественной и политической мысли. Русские масоны немало сделали для России и не признавать этого, значит не признавать сам ход истории. 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Боровой А.А. Современное масонство на Западе. - М.,2000.
 
  1. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные  каменщики. - М.:Интербук,1991.
 
  1. Берберова Н.А. Люди и ложи. -Харьков,1997.
 
  1. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории и вв. на Западе. - Спб,2002.
 
  1. Вернадский  Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины . -Пг,1987.
 
  1. Велишевский К.Ф. Петр Великий. - М.,1998.
 
  1. Иванов  В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. -2-е изд. - М.:Москва,2002.
 
  1. Масонство. Тайные знания. /Авт. Сост. С.П.Мельгунов, Н.П.Сидоров/ - Минск: Харвест,2003.
 
  1. Масонство в Англии: научно-популярное издание. - Мн.: Харвест,2002.
 
  1. Масонство: /Сборник/. - Репринтное издание. - М.:ИКПА,2001.
 
  1. Пыпин А.Н, Масонство в России, и первая четверть в. - М.: ВЕК.2000.
 
  1. Платонов  О.А. Терновый венец России. История  масонства 1731-1996. - М.: Родник,1996

СОДЕРЖАНИЕ. 

Введение…………………………………………………………………………...1 

Русское    масонство   XVIII века……………………...…………………………2 

Начальный период  ( 1731-1762 )………………………………………………...3 

Второй период (1762-1781): первая  половина  царствования  императрицы Екатерины II (масонство  нравоучительное)…………………………………….5 

Третий  период   (1781-1792): поиски высших степеней и победа розенкрейцерства (научное масонство)………………………………………….7 

Заключение……………………………………………………………………….11 

Список литературы………………………………………………………………12

Информация о работе Мосонское движение в России