Культура Древней Руси (IX–XI вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Оглавление

Ведение
I Письменность, грамотность, образование.
II Литература и фольклор.
III Архитектура.
IV Живопись и скульптура.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИстОтеч.docx

— 56.69 Кб (Скачать)

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Благодаря алфавиту уровень  грамотности в Древней Руси XI–XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные берестяные грамоты, найденные археологами  в Новгороде. Это и личные письма, и деловые записи: долговые расписки, договоры, приказания господина своим  слугам (значит, слуги умели читать!) и, наконец, ученические упражнения в письме.

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления  о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым  человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких  же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве  «Ох тяжко мне» и подписался своим  христианским именем «Василий».

Исключительно важным было открытие в 1951 г. профессором А.В. Арциховским  в Новгороде берестяных грамот XI–XV вв. Целый новый мир открылся исследователям при изучении этих грамот. Торговые сделки, частные письма, торопливые записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесения о походе, приглашение  на поминки, загадки, стихи и многое, многое другое раскрывают нам эти  замечательные документы, снова  подтверждающие широкое развитие грамотности  среди русских горожан.

Древнерусские люди не только любили читать и переписывать книги, но и глубоко понимали значение их, говоря, что «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью».

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в  городах и пригородах являются так  называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту  с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!»  – воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно  предполагавший, что уровень грамотности  Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…».

Береста – очень удобный  материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое  лыко варили в воде, чтобы кора стала  более эластичной, затем снимали  грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную  форму. Писали на внутренней стороне  коры, выдавливая буквы особой палочкой – «писалом» – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних  рукописных книг было делом дорогим  и трудоемким. Материалом для них  служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали  от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После  просушки на воздухе с кожи срезали  неровности и вновь шлифовали  пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные  куски и сшивали в тетради  по восемь листов. Примечательно, что  этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата  и количества листов на одну книгу  требовалось с 10 до 30 шкур животных – целое стадо! Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим  пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного  умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб  был удобен для правой, пишущей  руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий  песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Чернила, в отличие от привычных для нас синих и  черных, были бурого цвета, так как  делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый  цвет. Сохранились древние рецепты  изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую  или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие  чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти  чернила сохранили яркость и  силу цвета. Писец промокал чернила  мелкотолченым песком, посыпая его  на лист пергамена из песочницы –  сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего  около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI‑ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

 

10.  Летописание

Одним из подтверждений этому  являлась летопись, которая была одним  из памятников и письменности, и  литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение  составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской  ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность  и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом».

Летописание, по наблюдениям  ученых, появилось на Руси вскоре после  введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце  Х в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди – священники, монахи.

Прежде чем появились  летописи – масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько  веков русской истории, существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили  основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Вторая летопись была создана  при Ярославе Мудром в пору, когда  он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала  в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Составитель очередного летописного  свода выступал не только как автор  соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель  и редактор. Вот это-то его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими  князьями.

Свод, за который взялся монах  Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю  под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей  мере, лишь пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе все того же князя Святополка. Свод Нестора был вершиной раннего русского летописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Литература и фольклор

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в  княжеско-боярской, церковномонастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

Нам неведомы имена авторов  сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой пуб-лицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. О нем уже шла речь.

Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли.

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в «Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.

Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются  новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, Широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение  детям», ставшее одним из любимых  чтений русских людей раннего  средневековья.

В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места».

Богомольный русский человек  отправился к гробу Господню и  проделал длинный и трудный путь — до Константинополя, потом через  острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время  было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».

И «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

XII — начало XIII в. дали  немало и других ярких религиозных  и светских сочинений, которые  пополнили сокровищницу русской  культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость  нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя.

Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию,

сребролюбию и тщеславию.

В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает  свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные н светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.

Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в  ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это  поэма эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес, венецианцы, немцы, греки — все они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот, кто выражает ее подлинные интересы.

А ведь эти произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в период самой большой  политической раздробленности страны.

 

 

 

 

 

 

    1. Архитектура

Недаром говорят, что архитектура  — это душа народа, воплощенная  в камне. К Руси это относится  лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе. и до настоящей поры.

Информация о работе Культура Древней Руси (IX–XI вв.)