Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:16, реферат
Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Таким образом, Президент СССР (бывший одновременно Генеральным секретарем ЦК КПСС) выводился из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были сразу практически отстранены от участия в выработке решений. Упразднение номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные партийные элиты, что привело, в свою очередь, к проявлению сепаратистских тенденций. Государственный аппарат СССР превращался в сложный конгломерат групп и кланов с противоречивыми интересами.
Неэффективность работы госаппарата стала не только поводом для резкой критики, но и дополнительным стимулом к развертыванию «парада суверенитетов».
Таким образом, появление многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело к потере коммунистической партией монополии на государственную власть.
2.2 Государственное управление после августа 1991 года
Правовые предпосылки развала Советского Союза закладывались в 1990 г. Первые изменения в экономическую систему общества были внесены законом от 14 марта 1990 г., которым собственность граждан была поставлена на первое место. Закон закрепил новые формы коллективной собственности - арендную, акционерную, что в совокупности позволило легализовать «теневую экономику».
Одновременно формировалась правовая база разрушения общесоюзной системы отношений собственности. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Теперь земля была признана как «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории».
Важные изменения внес закон 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность» и определено, что экономическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником получения доходов, предприятия и другие объекты, находящиеся на территории Совета.
Это было значительным
шагом в разделе общенародной
собственности и экономической
основой децентрализации
В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, на которых победили радикальные демократы. С этого времени высший орган власти республики - основы СССР - оказывал безоговорочную поддержку всем актам обособления союзных республик. После этого процесс «суверенизации» для СССР стал необратимым, а для РСФСР зародилась угроза государственной целостности.
IV Съезд народных депутатов РСФСР (21-25 мая 1991 г.) принял закон «О Президенте РСФСР». В законе было закреплено положение - «Президент - глава исполнительной власти». Он имел право назначать членов правительства, чем было заложено принципиальное противоречие между двумя конституционно высшими органами государственной власти в России - съездом и президентом. Это противоречие в дальнейшем усугубило конституционный кризис в РСФСР, связанный с суверенизацией автономий. Вместе с тем Съезд усилил позицию главы России на переговорах по реформированию СССР.
В июне 1991 г., в соответствии с принятыми дополнениями к Конституции РСФСР, в Республике состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин (1991-1999 гг.).
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партийной номенклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий.
19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.
Президент и Парламент РСФСР в условиях нерешительных действий ГКЧП сумели сразу поставить ситуацию в Москве под свой контроль. Президент России издал ряд указов, которыми в нарушение Конституции переподчинил России все силовые структуры Союза (Указ №61), а себя объявил командующим вооруженными силами СССР на территории РСФСР (Указ №64). В итоге 21 августа члены ГКЧП были арестованы.
Процесс распада
СССР приобретает необратимый
Руководители трех республик (Президент России Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук, Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич) форсировали разрушение СССР. Они 8 декабря 1991 г. в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»), заявив о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет России ратифицировал «Беловежское соглашение».
2.3 Последствия распада СССР
Происходит активная реорганизация системы высших органов власти и управления РФ. Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 декабря 1992 г. система государственной власти приближалась к парламентской форме и основывалась на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.
Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки приспособить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект новой Конституции, а весной 1993 г. появляется президентский вариант. К форсированию изменения конституционного строя Б.Н. Ельцина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной волны (Е.Т. Гайдар и др.).
Младореформаторы сумели провести свой вариант экономических реформ методом «шоковой терапии», с помощью которого они намеревались решить задачи быстрого перевода экономики в рыночный режим и обеспечить ее устойчивый рост. Главная государственная цель «шокового варианта» - кардинальное изменение системы отношений собственности, создание экономической базы под новое капиталистическое (рыночное) общество на основе сформированного слоя частных собственников. А для этого им требовалась легализация частной собственности, т.е. изменение конституционного строя.
В условиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение обеих ветвей власти не выполнялось. Эти разногласия привели в конечном итоге к блокаде «Белого дома». В Москве происходили вооруженные столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября 1993 года здание Верховного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения. Короткий период двоевластия закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.
Таким образом, события 1991-1993 гг. имели решающее значение и для будущего самого СССР, и для положения Советов. Во-первых, выступление лидеров ГКЧП стало катализатором и уникальным поводом для республиканских элит для разрушения Советского союза и возведения антикоммунизма в ранг государственной политики теперь уже ив наши дни. Во-вторых, внутри РСФСР события августа 1991 года привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие два года имело для всей системы Советов самые серьезные последствия, в конечном счете, приведшие, сначала к противостоянию двух структур власти, а затем к ликвидации одной из них. Ситуация вокруг «августовского путча» привела к мощнейшей встряске всей системы власти, приведя к значительным кадровым перестановкам и даже смене элит во многих регионах. В 1993 году период двоевластия Верховного Совета и Президента закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.
Заключение
Итак, в работе был рассмотрен период ликвидации советской системы государственной власти и процесс распада Советского Союза.В ходе исследования выяснено, что Советский Союз являлся одним из наиболее централизованных государств в мире. Основой системы была КПСС, обладавшая монополией на политическую власть. Так же были показаны последствия устранения КПСС из управления страной. Отражены особенности управления страной в 80-х годах, сделаны выводы о том, что партийная и государственная вертикаль были построены по принципу строгой иерархичности и подчинения нижних уровней верхним. Эта система дополнялась мощным репрессивным аппаратом, поддерживавшим работоспособность государственной машины.
К 1990 м годам советская система государственного управления потерпела крах. Данной работе наиболее объективными причинами, касающихся государтвенного управления
Появление в 1990 году многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело в потере коммунистической партией монополии на государственную власть. В результате мрачных событий 1991 г. («августовский путч» 1991 г., «Беловежское соглашение»,) Советский Союз рухнул, а с ним и советская система государственной власти. Вышеназванные события привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие годы имело для всей системы государственного управления самые серьезные последствия, что, в конечном счете, привело к окончательной ликвидации государственной системы Советов.
В итоге, распад
СССР привёл к практически немедленному
началу Ельциным и его сторонниками
широкой программы
Оценки распада СССР неоднозначны. Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. Следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Однако, существуют и оптимистичные выводы - демократизация страны, приход к современной системы государственного управления и т.д.
По-моему мнению, кризис советской государственной власти являлась неизбежным этапом, так как коррумпированность и бюрократизация партийной элиты сделала эту систему малоэффективной. Однако я воспринимаю ликвидацию СССР как драму русского народа, навязанную прозападной политикой, так как проблему эффективности управления государством можно было решить путем обдуманных и просчитанных действий, а не военных переворотов и поспешных реформ, приведших страну к затяжному кризису, отголоски которого слышатся до сих пор.
Список литературы
Нормативные акты:
1. Конституция СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 г. №9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР»
2. Закон РСФСР О Президенте РСФСР от 24 апреля 1991 г. / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - Ст. 512.
3. Справочная литература:
4. Философский словарь. под ред. И.Т. Фролова. - М.: Издательство политической литературы, 1987. - С. 158.
5. Учебная литература:
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2008. - С. 390
7. История государственного управления в России: учебник для И90 студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.
Монографии:
8. Коржихина Т.П. История российской государственности. - М., 2007. - 321 с.
9. Косолапов Р.И. Горбачевский терминдор // КПСС: взлет и крушение. Компартия России: начало биографии. Современный этап коммунистического движения в России. - М.: Былина, 1999. - 450 с.
10. Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации // Россия политическая /Под общ. ред. Л. Шевцовой; Моск. центр Карнеги. - М.:2009. - 190 с.
11. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - М., 2002. - 240 с.
12. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. - М., 2002. - 311 с.
Периодические издания:
13. Маркова Е.А. Становление российской государственности в 90х гг. ХХ века // Вестник ЧитГУ. - 2008. - №4. - С. 98-106.
14. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. - 2006. - №1. - С. 15.
15. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М., 2010. - 342 с.
Сборники:
16. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А.М., 2004. - С. 151-155.
17. Жиделев В.А. Изменение политического режима в России в период «перестройки» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева / Отв. ред. Р.Л. Хачатуров. - Серия: Юриспруденция. - Тольятти, 2007. - С. 116-123.
Информация о работе Кризис государственного управления и распад Советского Союза