Система органов
народного контроля также была подотчетной
партии, более того, она была существенно
ограничена в правах даже по сравнению
с первоначальными указами и законами.
Так же можно
отметить некорректное управление в
общественной жизни общества. Нереальными
были права граждан на митинги, демонстрации,
обжалование действий должностных
лиц в суде.
Хотя в
этот период в конституционном порядке
закреплялась роль общественных организаций
и трудовых коллективов (общественные
органы имели право законодательной инициативы,
а трудовые коллективы были определены
как самостоятельные элементы политической
системы), по факту вся их деятельность
направлялась и контролировалась парт
органами. Это еще раз доказывало несовершенство
управленческой системы.
1.2 Нарастание
кризиса государственного управления
80-х годов
государственный
управление советский распад
К 80-м гг. система
государственного устройства, закрепленная в ст. 6 Конституции СССР
1977 г., вступила в фазу кризиса, утратив
резервы саморазвития. В полном объеме
продолжалась практика, когда парт аппарат
контролировал все, но не за что конкретно
не отвечал. Он принимал решения, давал
указания, в том числе нигде не фиксируемые
устные и телефонные, а за неудачу отвечали
руководители отраслей, предприятий и
учреждений. (история России 20 век Ю.А.
Щетинов)
Обособленность
системы государственного управления
от гражданского общества усиливала
двуединую тенденцию: закономерное снижение уровня
профессиональных качеств управленческих
кадров при росте их корпоративных бюрократических
интересов.
Развитие
общества характеризовалось всевластием
партийно-государственного аппарата.
Его роль в координации производства,
распределении благ неимоверно выросла,
о чем свидетельствует и резкий рост численности
аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый
рост бюрократии обеспечивался многочисленными
льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия
механизма обжалования действий чиновников,
растет их безнаказанность, аппарат часто
даже не считал нужным руководствоваться
Конституцией.
Это стало
одной из причин невыполнения больших
социальных программ (продовольственной,
жилищной, здравоохранения, производства
товаров народного потребления,
экологической), и нашло, в
большей части кризисное отражение в области
экономического развития. Недовольство
в обществе нарастало, потому что в предыдущие
годы советское государство гарантировало
всем трудящимся, пусть минимум, но определенный
минимум жизненных благ.
Партийно-государственный
аппарат не был способен перестроить
экономику страны в соответствии
с новым этапом научно-технической
революции («микроэлектронная революция»).
В структуре экономики господствующее
положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство
стали, чугуна, железной руды и т, д.). Сказывалась
предельная милитаризация экономики,
чрезмерная военная нагрузка на народное
хозяйство. В итоге вытеснение ручного
труда в производстве шло очень медленно.
«Государственная элита предпочитала
наращивать экспорт нефти и газа, доходы
от продажи которых позволяли снижать
социальную напряженность, сглаживать
последствия кризиса в легкой промышленности
и других сферах народного хозяйства.
Определенное значение имели и субъективные
факторы: низкая дисциплина работников,
недостаточная требовательность к кадрам»
*
В итоге уже
в конце 70-х наметилось резкое отставание
СССР от развитых капиталистических
стран Запада по темпам экономического
развития. Реальных попыток реформировать
экономику в соответствии с требованиями
научно-технической революции не производилось7.
Отличительным признаком данной эпохи
стал рост масштабов незаконной промышленной
и торговой деятельности, коррупции. В
этой обстановке все проникающие на руководящие
посты лица стремились обогатиться. Происходит
сращивание государственных структур
и спекулятивного капитала
К началу 80-х
годов стала очевидной неэффективность
ограниченного реформирования советской
системы.
Для решения
этих проблем в первую очередь
необходимо было радикально усовершенствовать
административно-управленческую систему.
Одновременно
следует учитывать идеологическую
составляющую деструктивных для
государства процессов: диссидентское
движение, обусловленное ужесточением
идеологического контроля - активных
антисоветских деятелей с требованиями
демократических реформ и ликвидации
властной монополии КПСС, которое стимулировало
нарастание националистических настроений
в республиках, а также системная западная
пропаганда в условиях холодной войны
с тезисом - «СССР - империя зла».
В таких условиях
попытки частичных преобразований
государственной системы были обречены
на провал. Это говорило о необходимости
кардинальных изменений в структуре
управления страной.
После смерти
Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась
борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует
тот факт, что дважды за короткий срок
на посту генерального секретаря ЦК КПСС
оказывались лица, физически немощные
и уже в силу этого заведомо «временные»
как руководители правящей партии: с ноября
1982 г. - Ю.В. Андропов, а после его смерти в
феврале 1984 г. - К.У. Черненко (умер в марте
1985 г.).В 1982-1983 гг., в весьма краткий (15 месяцев)
период правления Ю.В. Андропова, были проведены
методы, направленные на вывод страны
из углубляющегося кризисного состояния
путем укрепления ответственности и дисциплины,
прежде всего аппарата государственного
управления, без какого бы то ни было изменения
самой политической и социально-экономической
системы. В основном этот период ознаменовался
в истории новейших преобразований громкими
судебными процессами над рядом высокопоставленных
коррумпированных чиновников и представителями
криминального мира, широкомасштабными
кампаниями по укреплению трудовой дисциплины,
а также чередой популистских мероприятий.Пребывание
у власти К.У. Черненко охарактеризовалось
возвратом к «доанроповскому» курсу, что
способствовало нарастанию кризисных
явлений во всех сферах управления и общественной
жизни в том числе.Очевидно, что в целом
методы, использовавшиеся для реанимации
системы, вызвали обратный результат.В
1985 г. произошла смена руководства СССР:
Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран
М.С. Горбачев, Председателем Верховного
Совета СССР - А.А. Громыко, Председателем
Совета Министров - Н.И. Рыжков.Главной
задачей новой правящей элиты было остановить
распад системы «государственного социализма»
и обеспечить интересы его номенклатуры,
сформировавшей этих политиков и выдвинувшей
их наверх (причем первая часть задачи
подчинялась второй, и довольно скоро
она была отброшена). Средством избирается
осторожное реформирование общественных
структур, прежде всего экономики. Однако
целостная и заранее проработанная концепция
того, как это сделать, отсутствовала.Решения
горбачевской администрации очень часто
не опережали и направляли общественные
процессы, а следовали за ними - с нулевой
в таких случаях результативностью. В
огромной степени это объяснялось запоздалостью
реформ, глубиной тотального кризиса,
успевшего охватить основные звенья системы.
Сыграло здесь негативную роль и другое
обстоятельство. В первые годы «перестройки»
не было серьезных социально-политических
сил, способных оказывать давление на
государственное руководство, побуждая
его искать эффективные и адекватные быстро
менявшейся ситуации решения. В обществе
имелось лишь довольно абстрактное желание
перемен; до осознанной готовности широких
масс к радикальным преобразованиям, к
смене модели общественного развития
еще предстояло пройти большой и трудный
путь.
На апрельском
(1985 г.) пленуме ЦК КПСС был дан общий анализ состояния советского
общества и выдвинута стратегия ускорения
хозяйственного развития страны.Первоначально
политика перестройки была направлена
на ускорение социально-экономического
развития при сохранении существующей
системы управления.Первые два года перестройки
- 1985-1986 гг. - не внесли существенных перемен
в положение местных Советов народных
депутатов. Но наметились определенные
сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы
статуса местных органов власти.После
принятия в 1977 г. Конституции в 1979-1980 гг.
был издан ряд законодательных актов,
определявших полномочия Советов всех
уровней. Но на практике повысить роль
местных Советов не удалось: тенденции
к централизации и бюрократизации были
гораздо сильнее.8 Местные Советы по-прежнему
не имели собственных источников финансирования.
Они оставались бессильными и безгласными.
Без предварительного обсуждения в партийных
органах они не могли рассмотреть ни одного
вопроса. При формировании постоянных
комиссий Советов в них оказывалось большое
количество представителей аппаратных
структур. В итоге к середине 80-х гг. прогрессировал
кризис Советов.Результатом этого теоретического
осмысления проблемы статуса местных
органов власти явилась новая редакция
программы КПСС, принятая в марте 1986 года,
рассматривавшая советы в контексте идей
более полном осуществлении социалистического
самоуправления народа.
Первые робкие
попытки реформы Советов относятся
к 1987 г. К этому времени стали уже очевидны
основные направления изменений: реформа
избирательной системы, расширение гласности в
работе Советов, их хозяйственной и финансовой
самостоятельности.
Эксперимент
по реформе избирательной системы
был приурочен к выборам в
местные советы в июне 1987 г. В нем
участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента
состояла во введении многокомандатной
системы, при том, что число кандидатов
могло превышать число мандатов. Этот
эксперимент не дал каких-либо определенных
результатов. Более чем скромные результаты
принесло и расширение гласности в работе
местных Советов. Дальнейшая трансформация
местных Советов вызвана прежде всего
резкими переменами в политической жизни
страны.
К 1987 г. стало
очевидным, что ускорение в качестве стратегии
не реализуется. После январского (1987 г.)
пленума ЦК КПСС М.С. Горбачевым была сформулирована новая, более широкая по охвату
общества задача, получившая название
«перестройка», а термин «ускорение» быстро
исчез из официальной лексики.Начинает
осуществляться политика гласности (ограниченной
свободы слова), направленная, прежде всего,
на критику ряда аспектов функционирования
КПСС и ее лидеров. Политика гласности
подготовила конституционную реформу
(1988 гг.).Смысл ее состоял в создании новых
высших органов власти - Съезда народных
депутатов, избираемого всенародным голосованием
на альтернативной основе, и Верховного
Совета, избираемого депутатами Съезда
и действовавшего в промежутках между
Съездами. Но у него это не выходит, предлагается
ввести новый пост главы государства,
и в марте 1989 г. Горбачев был избран первым
Президентом СССР.Уже первые альтернативные
выборы 1989 г. принесли перемены - потерпели
неудачи партийные руководители ряда
крупных городов, в том числе Москвы и
Ленинграда. Советы были плохо приспособлены
для работы в условиях плюрализма и становящейся
многопартийности. Депутаты хотели одновременно
и принимать законы, и исполнять их. Председатель
Совета должен был разрываться между работой
на сессии и руководством городским хозяйством.
Участились конфликты между различными
уровнями власти. Назревала муниципальная
реформа.Первыми необходимость закона
о муниципальном самоуправлении осознали
союзные власти. Разработка подобного
закона началась еще в 1988 г. Отдавая дань
прошлому, местное самоуправление определялось
как часть социалистического самоуправления
народа. Но закон содержал и ряд важнейших
новаций. Местное самоуправление стало
пониматься только как территориальное.
Радикальной мерой послужила ликвидация
«двойного подчинения» исполнительных
органов местного самоуправления, однако
от этой меры очень быстро пришлось отказаться.
В качестве основы местного хозяйства
закон утверждал коммунальную собственность.1.3
Попытки преодоления кризиса.В 1988 г. практические
перестроечные действия сосредоточились
на конституционной реформе, которую можно
разделить на два этапа: 1988-1989 гг. - этап
становления парламентской формы правления,
который проходил под лозунгом «Вся власть
Советам!»; 1990-1991 гг. - этап становления
президентской формы правления.Практическое
воплощение идей политической перестройки
получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции
КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции,
в частности «О некоторых неотложных мерах
по практическому осуществлению реформы
политической системы страны» речь шла
об изменении системы управления страной.
Соответствующие изменения в Конституцию
СССР 1977 г. внес Верховный Совет.Высшим
органом государственной власти стал
Съезд народных депутатов, в составе 2250
человек, который собирался один раз в
год. Из своего состава он избирал Верховный
Совет как постоянно действующий законодательный,
распорядительный и контрольный орган
государственной власти в составе 544 человек.Верховный
Совет состоял из двух равных по численности
и правам палат: Совета Союза и Совета
Национальностей. Первая палата избиралась
Съездом из числа депутатов от территориальных
избирательных округов и от общественных
организаций, вторая - из числа депутатов
от национально-территориальных округов
и от общественных организаций. Съезд
избирал из своего состава тайным голосованием
постоянно действующий Верховный Совет
СССР сроком на пять лет с ежегодным обновлением
1/5 состава, Председателя (высшее должностное
лицо государства) и первого заместителя
Председателя Верховного Совета СССР.Верховный
Совет должен был работать на постоянной
основе, подобно парламенту. Усиливалось
значение поста Председателя Президиума
Верховного Совета.Верховный Совет был
первым за советское время, среди депутатов
которого практически не было рабочих
и крестьян; подавляющее большинство его
членов составляли ученые, журналисты
и работники управления. Законодательные
изменения, принятые с целью сохранения
властных полномочий номенклатуры, дали
тактический выигрыш сторонникам М.С. Горбачева,
но привели к их стратегическому поражению.
Политическое руководство страны оказалось
неподготовленным ни теоретически, ни
организационно к кардинальной смене
курса, и начатые им преобразования привели
к углублению экономического и политического
кризиса в стране.Выборы народных депутатов
зимой - весной 1989 г. проходили по следующей
схеме: одну треть депутатов направляли
общественные организации (КПСС, ВЛКСМ,
ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной
основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд
народных депутатов СССР.По замыслу М.С. Горбачева
съезды народных депутатов должны были
собираться 2 раза в год и решать основные
политические и экономические вопросы,
в том числе о переустройстве государственного
управления.Несмотря на компанию по демократизации
и привлечению граждан к управлению, власть
постаралась контролировать выборы народных
депутатов СССР. Одна треть депутатов
была направлена на Съезд от общественных
организаций. Самой крупной общественной
организацией в СССР была КПСС, которая
и выдвинула наибольшее число депутатов.
От КПСС народными депутатами стали все
партийные лидеры. Среди остальных общественных
организаций, выдвигавших народных депутатов
были: ВЛКСМ, ВЦПС, Союз театральных деятелей
СССР, Союз кинематографистов СССР и т.д.Депутаты,
избиравшиеся народом по одномандатным
округам, проходили многоступенчатую
процедуру выдвижения. Депутаты, избиравшиеся
по территориальному признаку, выдвигались
по округам, сформированным в зависимости
от количества населения. Депутаты по
региональному признаку, имевшие право
избираться затем в Совет национальностей,
избирались равным количеством от каждой
союзной республики.
Съезд позволил привлечь более широкие
массы народа к управлению государством.
Однако монополия КПСС не была ликвидирована.
В декабре 1989 г. Съезд отклонил поправку
Конституции, отменяющую 6-ю статью. Съезд
избрал постоянно действующий представительный
орган - Верховный Совет. Для укрепления
исполнительной власти был учрежден новый
пост главы государства - Президент СССР.
М.С. Горбачев - первый президент СССР (декабрь
1989 г.). Избрал его Совет народных депутатов.
2. Распад Советского
Союза и разрушение партийно-советской системы власти
2.1 Устранение
КПСС из системы управления
страной
В марте 1990 г.
III Съезд народных депутатов отменил ст. 6
Конституции СССР и избрал М.С. Горбачева
Президентом СССР, однако без всенародных
выборов этот пост был лишен необходимой
легитимности.
В условиях все
более обостряющегося системного кризиса,
поразившего и КПСС, номенклатура
предпринимала лихорадочные усилия
по обеспечению в будущем контроля
за бывшей государственной собственностью.
Реформы М.С. Горбачева и возвращение к
якобы более демократическим формам
парламентаризма носили поверхностный,
почти неуправляемый характер, что вело
к ослаблению связей между республиками,
ослаблению государственности, развитию
национально-сепаратистского движения.
В 1989 г. оппозиционная
консервативному большинству Верховного
Совета СССР Межрегиональная депутатская
группа активно лоббировала необходимость
учреждения поста президента страны.
Начало 1990 г. ознаменовалось
процессом формирования многопартийной
системы. В январе 1990 г. в самой монолитной прежде КПСС возникла оппозиционная
демократическая платформа, члены которой
стали покидать ряды партии. В то же время
начали формироваться новые партии: Республиканская,
Демократическая, Конституционно-Демократическая,
Либерально-Демократическая и др., также
появились многочисленные политические
группы различного характера и политической
ориентации (например, движение «синих»,
позиционировавшееся в спектре консервативно-демократических
традиций). Наряду с этим активизировалась
деятельность существовавших организаций
- профсоюзов, трудовых коллективов, советов
предприятий и т.п., в целом разделявших
идеи центра. КПСС стремительно теряла
монополию на власть.
Учитывая
складывающуюся обстановку, М.С. Горбачев
и его окружение предприняли опережающие
действия. Партийные реформаторы при
этом пытались не допустить, несмотря
на давление общественности, кардинальных
изменений структуры государственной
власти. Но стремление к решению двух альтернативных
задач - демократической модернизации
структуры государственной власти и сохранения
партийной монополии на нее - неизбежно
были обречены на неудачу.
В повестку III
Съезда народных депутатов СССР (срочно
созван в марте 1990 г.), в соответствии
с решением состоявшегося накануне Пленума
ЦК КПСС, был внесен «в порядке законодательной инициативы» проект
закона СССР «Об изменениях и дополнениях
Конституции СССР по вопросам политической
системы». Одновременно с отменой ст. 6
Конституции в докладе от КПСС А.И. Лукьянов
предложил изменить форму государственного
управления, учредив пост Президента.
Комитет конституционного
надзора обосновывал необходимость
института президентства тем, что
лозунг «Вся власть Советам!» противоречит
идее разделения властей, ведет к
диктатуре. Другие делегаты смену курса
реформы (от власти Советов к власти президента, от народовластия
к единовластию) обосновывали двумя аргументами:
во-первых, срочной необходимостью стабилизации
внутриполитического положения в стране;
во-вторых, усилением личной ответственности
за проводимые преобразования.
В результате Съезд 14 марта 1990 г. принял
закон «Об учреждении поста Президента
СССР и внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной Закон) СССР».
Закон позиционировал
президента как главу государства,
отстранял Верховный Совет СССР
от распорядительных функций, сохранив за ним лишь законодательные
и контрольные. Высшие органы советской
власти (Съезд и Верховный Совет СССР)
могли контролировать его работу лишь
в форме заслушивания ежегодных докладов
о положении страны. Закон интегрировал
президента в структуру исполнительной
власти, замкнув на него большую часть
деятельности Совета Министров.
Президент не
мог быть народным депутатом и
избирался непосредственно избирателями,
но на Съезде предложения провести
всенародные выборы президента были
отклонены, а попытки провести выборы на альтернативной
основе были блокированы. В итоге, «в порядке
исключения», М.С. Горбачев был избран первым
Президентом СССР народными депутатами
СССР в нарушение ими же принятого закона.
В дальнейшем
президентские полномочия продолжали
расширяться 24 сентября 1990 г.
через Верховный Совет СССР был проведен
закон «О дополнительных мерах по стабилизации
экономической и общественно-политической
жизни страны». Он наделил президента
правом законотворчества по вопросам,
относящимся к компетенции Верховного
Совета СССР, хотя и с оговоркой, что это
право дано на полтора года.
IV Съезд народных
депутатов СССР 26 декабря 1990 г. упразднил
Совет Министров СССР. Взамен был учрежден
Кабинет министров в качестве исполнительного
и распорядительного органа. Он формировался президентом
и подчинялся непосредственно ему.
Одновременно
формировались бюрократические
структуры президентской системы
правления: был учрежден пост вице-президента
СССР, созданы Высшая государственная
инспекция, подчиненная президенту, Совет Безопасности при президенте,
Совет Федерации, который из совещательного
органа при президенте становился самостоятельным
(под руководством президента). В его функции
входил контроль деятельности высших
органов государственного управления
Союза и республик. Для выполнения отдельных
поручений и замещения Президента СССР
в случае его отсутствия или невозможности
осуществления им своих обязанностей
союзный Съезд учредил пост вице-президента,
на который, по настоянию М.С. Горбачева,
был избран Г.И. Янаев.