Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:16, реферат
Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Министерство Образования Российской Федерации
Владимирский
государственный университет
по специальности "Менеджмент"
на тему:
"Кризис государственного управления и распад Советского Союза"
Выполнила: студентка 1 курса заочного отделения
Торосян Лилит
Руководитель: Абрамова О.К.
Владимир, 2012
Введение
Практический отказ в России в конце 80-х - начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта.
Актуальность
исследования обусловлена социально-
В данной курсовой работе будет идти речь о выяснении объективных и субъективных причин кризиса государственного управления, явившихся одними из факторов, приведших к распаду СССР. Будет показано, что представляли собой высшие, центральные и местные органы государственного управления в СССР на рубеже 70-х - 80-х гг. ХХ в. Почему они оказались в состоянии кризиса. Какие меры в системе государственного управления были предприняты для выхода из кризиса во второй половине 80-х гг. Как это в конечном итоге связано с распадом СССР.
Проблемам государственной власти в России посвящены многие современные исследования В.М. Баранова, В.М. Ведяхина, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и целого ряда других ученых. Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексных исследований трансформации государственной системы управления в России от советской к современной крайне мало.
Объектом исследования является система государственного управления в СССР в период с 1977 по 1991 года
Предметом исследования является процесс трансформации государственной системы управления, как следствие, приводящей к распаду СССР.
Целью работы
является теоретическое осмысление
кризиса государственного управления
с конца70х, как процесса ликвидации
советской системы
Цель данного исследования достигается путем решения следующих задач:
- охарактеризовать систему управления советским государством с конца 70х-начала 90х годов;
- выявить особенности государственного управления в СССР в 1980-х гг.;
- отразить процесс устранения КПСС из системы управления страной;
- показать политические преобразования и процессы, оказавшие влияние на разложение системы управления СССР
- обозначить основные аспекты государственного управления после августа 1991 года;
- отразить последствия распада СССР
При решении задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторический и логический методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследование проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза. Это предопределило выбор системного подхода в качестве ведущего частнонаучного метода.
Работа базируется на трудах истрориков, специализирующихся в области теории права и государства. Особый интерес представили работы, касающиеся трансформации системы государственного управления в 90х годах ХХ века, авторов Ковалева А.М., Косолапова Р.И., Кувалдина В., Пихоя Р.Г., Марковой Е.А., Ноздрачева А.Ф. и других.
1. Система
государственного управления
1.1 Государственное устройство по конституции 1977 года
Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма» и утверждала принципы общенародного государства.
В Конституции
законодательные функции
Совет Национальностей состоял из 32-х депутатов от каждой союзной республики, 11-и депутатов от каждой автономной республики, 5-и депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого автономного округа.
Совет Союза состоял из того же числа депутатов, что и Совет Национальностей, только избирался по избирательным округам с равной численностью населения.
Верховный совет возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т.д.
При Верховном Совете был постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя - по одному от каждой союзной республики. Секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР.
В своей деятельности Президиум толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.
Согласно статье 122, Конституции СССР от 1977 года, Президиум Верховного Совета СССР, выполнял следующие функции:
1) назначает выборы в Верховный Совет СССР;
2) созывает сессии Верховного Совета СССР;
3) координирует
деятельность постоянных
4) осуществляет
контроль за соблюдением
5) дает толкование законов СССР;
6) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;
7) отменяет
постановления и распоряжения
Совета Министров СССР и
8) устанавливает
воинские звания, дипломатические
ранги и иные специальные
9) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР; награждает орденами и медалями СССР; присваивает почетные звания СССР;
10) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;
11) издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование;
12) назначает
и отзывает дипломатических
13) принимает
верительные и отзывные
14) образует
Совет обороны СССР и
15) объявляет
в интересах защиты СССР
16) объявляет общую или частичную мобилизацию;
17) в период
между сессиями Верховного
18) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами СССР.
Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство - Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. По Конституции 1977 года Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.
Совету Министров СССР был обязан решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;
2) разрабатывает
и вносит в Верховный Совет
СССР текущие и перспективные
государственные планы
3) осуществляет
меры по защите интересов госуд
4) принимает
меры по обеспечению
5) осуществляет
общее руководство
6) осуществляет
общее руководство в области
отношений с иностранными
7) образует
в случае необходимости
Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.
В Основном Законе признавалась роль общественных организаций, в частности, комсомола, профсоюзов, органов народного контроля, трудовых коллективов. Все эти субъекты должны были образовать советский социум, развивающийся в русле коммунистического самоуправления.
На основе Конституции был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах. Функции и полномочия местных Советов были существенно расширены. К их ведению были отнесены вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на данной территории. Было выделено пять основных направлений деятельности местных Советов, позволявших им быть хозяевами на соответствующей территории:
1. Руководство
государственным,
2. Утверждение планов развития местного бюджета и отчетов об их исполнении.
3. Осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
4. Обеспечение
соблюдения законов, охрана
5. Содействие укреплению обороноспособности.
Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству3. Советы могли приостанавливать решения любых руководителей, если они противоречили законодательству. Характерно, что Советам были даны права, отнесенные к исключительной их компетенции без вмешательства исполкомов.
Однако сессии местных Советов созывались редко, большая часть вопросов решались исполкомами по указке парткомов. Далеко не все депутаты добросовестно выполняли свои обязанности.
Вся эта советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы.
· Верховный Совет и его Президиум на практике были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения.
Избирательная система была построена таким образом, что, несмотря на тайное и всеобщее голосование, она осталась безальтернативной и гарантировала прохождение тех кандидатов, которые были безопасны для действующей власти и не могли выступить в защиту интересов региона и групп трудящихся даже в случае необходимости.
Депутаты Советов всех уровней избирались на безальтернативной основе под контролем парткомов из числа заранее подобранных ими кандидатов.
Таким образом, несмотря на то, что избирательная система была всеобщей, тайной, прямой и равной, она не обеспечивала реальной демократии.
Судебная система также была подконтрольной власти. Отсутствовал реальный механизм, обеспечивающий независимость судей от администрации, отсутствовала по-настоящему независимая адвокатура, и широкое распространение получило так называемое телефонное право, т.е. согласование судебных решений с вышестоящими инстанциями и партийной номенклатурой.
Информация о работе Кризис государственного управления и распад Советского Союза