Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 06:35, контрольная работа
В данной работе поставлена цель проанализировать столь интересный отрезок истории Российского государства, как царствование Ивана Грозного. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков. Ивана Грозного пришедшего на трон в возрасте трех лет, считали выдающимся военачальником, дипломатом, правителем и в то же время кровавым тираном, почти сумасшедшим.
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Политический строй Московского царства в XVI в. ………….4стр.
-боярская дума, дворец и казна.
- приказная система управления
- смерть Василия II.
- боярское правление.
- Елена Глинская и ее реформы.
2. Реформы избранной рады………………………………………….11стр.
- приход к власти Ивана Грозного.
- «тринадцать блестящих лет» его правления.
- уложение о службе.
- ограничение местничества.
- губная реформа.
- судебник 1550г.
- церковный собор 1551г.
3. Причины, сущность и последствия опричнины………………18стр.
- изменения социальной опоры царской власти.
- террор.
- система государственного управления.
Заключение……………………………………………………………24стр.
Список литературы…………………………………………………..25стр.
Поместная система, обязывающая выставлять в поле бойца с каждых ста четвертей земли, уравняла всех дворян в отношении службы. Формирование военно-служилого сословия влияет на возрождение самодержавия: поместное ополчение становится мощной военной опорой монархии.
Те феодалы, которые выставляли воинов больше нормы, получали денежное вознаграждение, а тот, кто выставлял воинов меньше нормы, платил штраф. Такой порядок содействовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от службы. Этой же цели служили периодические военные смотры. У не явившихся на службу или смотры отбирались поместья и вотчины. Принятие Уложения о службе способствовало повышению боеспособности русских войск, что было немаловажно для проведения Иваном IV активной внешней политики.
Ограничение местничества.
В 1550 было ограничено местничество. Должности, которые дворянин занимал в юности, перестали учитываться в местнических спорах. Появилась возможность назначать молодых выходцев из знатных родов на невысокие должности, где они могли набираться опыта. Было упрощено местничество в походах. На совместной службе считались отныне все первые воеводы между собой, все вторые – между собой, и каждый первый воевода - со своим вторым. Но первый воевода какого-либо полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка. То есть, Избранная рада наметила путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на укрепление централизации в течение длительного времени. При отсутствии сильного профессионального аппарата власти в центре и на местах это был единственный путь, по которому могли бы следовать без избыточной жестокости.
Губная реформа.
Губная реформа - реформа местного управления в Русском государстве XVI в.(во время правления матери Ивана IV Елены Глинской). Была вызвана обострением социальной борьбы. По этой реформе дела о «ведомых» лихих людях (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных детей боярских. В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян избирались губные целовальники. Губная реформа предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодал, выступлениями крестьян и холопов. Наиболее ранние губные грамоты относятся к 1539 г. К этому времени в Москве учреждается Разбойный приказ для надзора за деятельностью губных органов. В начале 40-х гг. XVI в. Губная реформа была проведена в большинстве районов России, завершена правительством Ивана Грозного к 1555 - 1556. Наибольшее развитие губная организация как форма местного самоуправления получила во 2-й половине XVI в. в связи с образованием сословно-представительной монархии. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах) и другие полицейские функции. В Москве 1555 - 1556 создана первая Уставная книга Разбойного приказа. В следующем веке губные старосты были ближайшими помощниками воевод.
Судебник 1550 года.
Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:
1 Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
2 Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.
Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - "приговор" - осуществляется для различных законов по-разному:
1. Приговором одного царя.
2. Приговором царя с боярами.
Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.
Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в "приговорах" об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.
Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.
В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.
Церковный собор 1551 года.
Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя), а также архиепископы Акакий (Тверская епархия), Гурий (Смоленская епархия), Касьян (Рязанская епархия), Киприан (Пермская епархия), Никандр (Ростовская епархия), Савва (Крутицкая епархия), Трифон (Суздальская епархия), Феодосий (Новгородская епархия) и ещё один Феодосий (Коломенская епархия).
Собор был созван по инициативе Макария и Сильвестра. Текст повестки, предположительно составлен Сильвестром. В соборе нашла выражение борьба иосифлян и нестяжателей, поддерживая которых царь надеялся провести секуляризацию. Решения собора, выраженные в 100 главах (Стоглав), носили компромиссный характер.
Стоглавый собор был
созван по инициативе
Стоглавый собор провозгласил
неприкосновенность церковных
3. Причины, сущность и последствия опричнины.
Изменение социальной опоры царской власти.
Ивану IV нужно было укрепить социальную, военную опору власти - дворянство. Нужны были какие-то особые меры. К ним и прибегнул Иван IV позднее, когда обрел большую уверенность после крупных внешнеполитических успехов. Реформы Грозного в условиях России с ее крепостническим правом, с ее посадским населением городов, придавленным боярством, эти реформы приобрели своеобразные деспотические черты.
Опричнина оставила по себе черную память в народе. Она была задумана Иваном IV после того, как первые успехи в Ливонской войне сменились неудачами и он обрушил свой гнев на бояр.
5 января 1565 г. Иван IV объявил о введении особого (опричного) управления на значительной, притом экономически развитой, части страны; другая часть, где порядки сохранились прежние, объявлялась земщиной. Все вотчинники и помещики на опричной части, если они не зачислялись в опричнину, лишались своих владений и получали возмещение в других местах. Из доверенных царю людей формировался опричный корпус.
Все неугодные Ивану IV князья, церковные сановники, бояре во время опричнины, которая продолжалась восемь лет и была пронизана террором, насилием, клеветой, истреблялись, шли в ссылку или принудительно постригались в монахи. Сам Иван IV, человек разнузданный и болезненно подозрительный, участвовал со своими приспешниками Малютой Скуратовым, Богданом Бельским и им подобными в кровавых оргиях, слухи о которых сеяли ужас. В припадке ярости он смертельно ранил своего старшего сына Ивана. Опричники в поисках крамолы разоряли хоромы и поместья бояр, причем от пыток и казней погибали тысячи ни в чем не повинных крестьян и горожан. Заподозрив в измене Новгород, царь предпринял на него настоящий поход, опустошив по пути Тверь, Торжок и другие города. И все это в то время, когда шла изнурительная война за Ливонию. Новгород был совершенно разграблен за те пять недель, что опричники свирепствовали в нем, они сотнями топили горожан в Волхове.
Безусловно, и княжеский, и боярский, и новгородский сепаратизм стоял на пути упрочения России, и с переходом в руки опричного дворянства обширных вотчинных и государевых земельных фондов крепостники-помещики окрепли. Но какой ценой? Целые районы пришли в запустение, которое к концу правления Грозного вылилось в подлинный хозяйственный кризис, когда в Московском уезде пустовало свыше 81%, а вокруг Новгорода и Пскова - более 90% земель.
Опричнина, проводимая с помощью кровавого средневекового деспотизма, децентрализации страны и войска, при расхищении национального достояния вела Россию к военно-политическому провалу. В 1572 г. опричнина была отменена. Разорением и кабальной зависимостью от новых господ поплатился народ за опричную реформу. В правление Бориса Годунова (1584-1605) продолжалась начатая Грозным политика "заповедных лет", т.е. тех лет, когда вопреки закону о Юрьевом дне крестьянам запрещалось менять владельцев; беглых же крестьян государственный сыск возвращал их прежним господам; резко ухудшилось и положение холопства.
Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Ивана Грозного стала вторым этапом его закрепощения в общегосударственном масштабе. Хотя Судебник 1550 г. подтвердил право выхода крестьян в Юрьев день, плата за пожилое возросла. В 80-е годы ХVI в. политика закрепощения усиливается, вводятся "заповедные" "урочные лета".
В результате опричнины, войн, стихийных бедствий второй половины XVI в. участились случаи бегства крестьян от своих хозяев, этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1581, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581-1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян. К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархального боярского совета удельного князя - в "царскую палату" и государственный совет самодержца. Антология мировой политической мысли.
Террор.
Недовольные исчерпали легальные возможности борьбы с опричниной. Преследования убедили их, что царь не намерен отменить опричный режим. Тогда они втайне стали обсуждать вопрос о замене Грозного на троне. Рано или поздно противники царя должны были посвятить в свои планы единственного претендента, обладавшего законными правами на трон, князя Владимира Андреевича Старицкого. Последний, оказавшись в двусмысленном положении, попытался спасти себя доносом.
Не располагая уликами против "заговорщиков", царь прибегнул к провокации. По его приказу князь Владимир посетил ничего не подозревавшего Челяднина и по-дружески попросил его составить списки лиц, на поддержку которых он может рассчитывать. В списки Челяднина записались 30 человек, старавшихся снискать расположение претендента на трон. Все происходило в строгой тайне, и никто не ждал беды. Коварно " изобличив " недовольных, царь приступил к разгрому "заговора". Опричники начали с того, что взыскали с конюшего огромную денежную контрибуцию и сослали его в Коломну. Многие его сообщники были тотчас же казнены.