Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Пермский
национальный исследовательский политехнический
университет
Лысьвенский
филиал
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «История государственного
управления в России»
Выполнила:
Студентка группы
ЗГМУ-10-1
Шифр 10-09
Карпова Ю.А.
Преподаватель:
Романова
Е.Л.
г. Лысьва
2012 г.
Содержание
1 Земские соборы русского
государства в XVI - XVII веках 3
1.1. Возникновение соборов 3
1.2. Типы соборов 3
1.3. Периодизация земских
соборов 3
1.4. Вопросы, рассматриваемые
на земских собраниях 4
1.5. Земский собор 1549 года 4
1.6. Избранная рада. Реформы 4
1.7. Как проходила Земская
реформа 6
2 Государственное управление
в период НЭПа 7
2.1. Причины перехода к новой экономической
политике 7
2.2 Сущность НЭПа 8
2.3. Политическая сфера в 1921 – 1929гг. и
противоречия НЭПа 12
2.4. Итоги НЭПа 13
1 Земские соборы русского
государства в XVI - XVII веках
- Возникновение соборов
1549 год можно считать годом
рождения земских соборов - условно,
потому что корни сословно - представительных
учреждений восходят к более
раннему времени. Собор середины
XVI века относится к решающему
моменту в истории России, когда
началось проведение крупных
реформ, направленных к укрощению
государственного аппарата, когда
определился курс внешней политики
на востоке.
Земский собор возник в XVI веке
как орган, долженствующий заменить
кормленщиков. Это был “парламент
чиновников” . Форма земского
собора, возможно, была навеяна городовыми
советами, о существовании которых
можно догадываться на основе
докладов начала XVII века.
Земские соборы общегосударственного
характера, требовавшие участия
представителей господствующего
класса всей земли, в какой
- то мере заменили княжеские
съезды и вместе с думой
унаследовали их политическую
роль. В то же время земский
собор - это орган, пришедший
на смену вечу, восприняв традиции
участия общественных групп в
решении правительственных вопросов,
но заменив присущие ему элементы
демократизма началами сословного
представительства.
- Типы соборов
- Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными.
Так сказать “большой политики”
. Это земские соборы в полном
смысле этого слова.
- Совещания царя с войнами накануне походов.
Их лучше именовать “войсковыми собраниями”
(это название предложил Н. Е. Носов) .
- Третью группу соборов составляют такие,
на которых разбирались дела как церковные,
так и государственные, в частности судебные.
- Была, очевидно, еще одна категория собраний,
на которых Иван IV обращался с воззваниями
или политическими декларациями к людям
разных чинов.
- Периодизация земских соборов
Историю земских соборов можно
разделить на 6 периодов.
- Время Ивана Грозного (с 1549 года) . Соборы,
созываемые царской властью, уже
сложились. Известен и собор, собранный
по инициативе сословий (1565 год) .
- Со смерти Ивана Грозного до падения
Шуйского (с 1584 до 1610 года) . Это время, когда
складывались предпосылки гражданской
войны и иностранной интервенции, начинался
кризис самодержавия. Соборы выполняли
функцию избрания на царство, причем иногда
становились орудием враждебных России
сил.
- 1610 - 1613. Земский собор при ополчениях
превращается в верховный орган власти
(и законодательной, и исполнительной)
, решающий вопросы внутренней и внешней
политики. Это время, когда земский собор
играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную
роль в общественной жизни.
- 1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно,
но уже в качестве совещательного органа
при царской власти. Через них проходит
вопросов текущей действительности. Правительство
стремится опереться на них при проведении
финансовых мероприятий (сбор пятинных
денег) , при восстановлении подорванного
хозяйства, ликвидации последствий интервенции
и предотвращении новой агрессии со стороны
Польши.
- С 1622 года деятельность соборов прекращается
до 1632 года.
- 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно
редко, но по большим вопросам политики
- внутренней (составление Уложения, восстание
в Пскове) и внешней (русско - польские,
и русско - крымские отношения, присоединение
Украины, вопрос об Азове) . В этот период
активизируются выступления сословных
групп, предъявляющих требования правительству,
помимо соборов, также через челобитные.
- После 1653 до 1684. Время затухания соборов
(небольшой взлет был в 80-х годах) .
- Вопросы, рассматриваемые на земских собраниях
Если присмотреться к вопросам,
которыми занимались соборы, созывавшиеся
церковной властью, то прежде
всего надо выделить из них
четыре, которые утвердили проведение
крупных государственных реформ:
судебных, административных, финансовых
и военных. Это соборы 1549,1619,1648,1681-82
годов. Таким образом, история
земских соборов тесно связана
с общей политической историей
страны. Приведенные даты падают
на узловые моменты в ее
жизни: реформы Ивана Грозного,
реставрация государственного аппарата
после гражданской войны начала
XVII века, создание Соборного уложения,
подготовка петровских преобразований.
Судьбам политического устройства
страны были посвящены, к примеру,
и совещания сословий в 1565 году,
когда Грозный уехал в Александрову
слободу, и приговор, вынесенный
земским собранием 30 июня 1611 года
в “безгосударное время” .
Наиболее часто на соборах
рассматривались вопросы внешней
политики и налоговой системы
(по преимуществу в связи с
военными нуждами) . Таким образом,
через обсуждения на заседаниях
соборов проходили крупнейшие
проблемы, стоявшие перед Российским
государством.
- Земский собор 1549 года
Совещание продолжалось два дня.
Было три выступления царя, выступление
бояр, наконец, состоялось заседание
боярской думы, принявшей о неподсудности
(кроме как по крупным уголовным
делам) боярских детей наместникам.
Б. А. Романов пишет, что земский
собор состоял как бы из
двух “палат” : первую составляли
бояре, окольничие, дворецкие, казначеи,
вторую - воеводы, княжата, дети
боярские, большие дворяне. Летописец,
описывающий собрание, не говорит,
из кого состояла вторая “палата”
(курия) : из тех, кто оказался
в то время в Москве, или
из тех, кто был вызван правительством
в Москву специально.
Соборов с 1549 по 1683 года состоялось
около 60.
- Избранная рада. Реформы
Перед новым правительством встал
вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые
шаги к реформам выразились
в созыве 27 февраля 1549г. расширенного
совещания на котором присутствовала
Боярская дума, освященный собор,
воеводы, а также боярские дети
и “большие” дворяне (очевидно,
московские) . Февральское совещание
1549г. (“Собор примирения” ) было
фактически первым Земским собором.
Его созыв ознаменовал превращение
Русского государства в сословно-представительную
монархию, создание центрального
сословно - представительного учреждения.
Чрезвычайно важно было то, что
важнейшие государственные мероприятия
начинают приниматься с санкции
представителей господствующего
класса, в числе которого значительную
роль играли дворяне.
Решение Собора 1549г. показало, что
правительство собиралось в дальнейшем
использовать поддержку как боярства,
так и дворян. Оно было явно
не в пользу феодальной аристократии,
так как она должна была
поступиться рядом своих привилегий
в пользу основной массы служивого
люда. Отмена подсудности дворян
(в дальнейшем Судебник 1550г.) означала
постепенное оформление сословных
привилегий дворянства.
В связи с тем, что в феврале
1549г. было решено “давать суд”
если человек обратился с челобитным
на бояр, казначеев и дворецких,
создается особая Челобитная
изба, которой ведал А. Адашев
и, возможно, Сильвестр. 1 Автор
Пискаревского Летописца дает
ее расположение у Благовещения
в Кремле. Но в действительности
местонахождение Челобитной избы
не вполне ясно: у Благовещения
находилось помещение казны. Не
будучи формально казначеем, Адашев
в 50х годах XVI в. фактически
возглавлял деятельность государственной
казны. 2 Но во всяком случае
связь возникновения Челобитной
избы с реформами середины
века несомненна. В Челобитную
избу поступали челобитные на
имя государя, здесь же по ним
принимались решения- Челобитная
изба была бала своего рода
высшим апелляционным ведомством
и контрольным органом, надзиравшим
над другим правительственным
учреждением.
Одновременно с “Собором примирения”
происходили заседания и церковного
собора, который установил церковного
празднования еще 16 “святых”
и рассмотрел жития этих “чудотворцев”
. В условиях роста реформационного
движения церковь канонизацией
своих видных деятелей стремилась
укрепит свой падающий авторитет.
После февральских соборов правительственная
деятельность в 1549г. развернулась
в различных областях. Рост народных
движений в городе и деревне
заставил возобновит проведение
губной реформы, после торжества
Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г.
был выдан губной наказ крестьянам
Кириллова монастыря. Этот наказ
свидетельствовал о росте влияния
дворянства. Теперь губные дела
передавались в ведение выборных
губных старост из числа детей
бояр.
Формирование различных изб происходило
по функциональному различию, а
не по территориальному. Это свидетельствовало
о значительном успехе централизации
управления. 1 Однако част
изб не порывала окончательно
с территориальным принципом
управления.
1549г. был годом активного наступления
на иммунитетные привилегии духовных
феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров
послали грамоту, согласно которой
ряд монастырей лишался права
беспошлинной торговли в Дмитрове
и других городах. Но крупные
монастыри привилегии сохраняли.
К концу 1549г. все настойчивее
стали раздаваться голоса, подталкивающие
правительство на проведение
реформ. Царю подал свой проект
Ермолай-Еразм, предполагавший ценой
некоторых уступок предотвратить
возможность новых волнений. Он
начал меры по унификации системы
поземельного обложения, по обеспечению
землей служивого люда.
Разносторонностью и вдумчивостью
отличались проекты И. С. Пересветова,
защитника сильной самодержавной
власти. Централизация суда и
финансов, кодификация законов, создание
постоянного войска, обеспеченного
жалованием, - вот некоторые из
предложений этого “овинника” -
публициста, выражавшего думы и
чаяния передовой части дворянства,
затронутого реформационно - гуманистическим
движением. 2 Изначально в
царских вопросах ставилась задача
издания законов, которые должны
были восстановит порядок, существовавший
при Иване III и Василии III. Ссылка
на “отца” и “деда” , встречающаяся
в законодательстве означала, что
реформам старались придать вид
мероприятий направленных против
тех злоупотреблений властью
боярами, которыми были” наполнены”
несовершеннолетние годы Ивана
IV.
После постановки об отмене
местничества в проекте изгалялся
ряд соображений о необходимости
навести порядок в вотчинном
и поместном праве. По мнению
автора проекта, необходимо было
провести проверку земельных
владений (вотчин, поместий) и кормлений
с целю выяснения размеров владений и
исполнения воинских обязанностей служилыми
людьми. Нужно было перераспределить имеющийся
в распоряжении служебный фонд, чтобы
обеспечить малоземельных и безземельных
феодалов. Но этот проект нарушал исконные
вотчинные права феодальной аристократии,
поэтому проект осуществления не получил.
К числу финансовых реформ
относится проект ликвидации
проездных пошлин (мыта) внутри стран.
Таможенные перегородки между
отдельными землями Русского
государства, отражавшие незавершенности
процесса изживания экономической
раздробленности, препятствовали
дальнейшему развитию товарно-денежных
отношений.
Если подвести итоги рассмотрению
царских “вопросов” , то можно
констатировать далеко идущие
намерения правительства удовлетворить
земельные требования дворян
за счет боярского землевладения,
укрепить армию и государственные
финансы.