Контрольная работа по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:56, контрольная работа

Краткое описание

конце XVIII — первой половине XIX в. в Беларуси, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостнической системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабрики. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. В середине XIX века на некоторых мануфактурах стали использоваться паровые двигатели.

Оглавление

Социально-экономическое развитие в конце XVIII – 50-х гг. XIX века ………………………..………………………………. 3-10
Отмена крепостного права ……………………………………. 10-13
Особенности аграрной реформы в Беларуси ……………….... 13-16
Буржуазные реформы второй половины ……………………... 16-23
Результаты буржуазных реформ для Беларуси ………………. 23-25
Список литературы …………………………………………….. 2

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории Беларуси.docx

— 63.94 Кб (Скачать)

На принципах  судебной реформы 1864 г.  в 1867 г.  была   проведена военно-судебная реформа. В 1865 г. был принят  Закон о печати, который  смягчил   цензурный  надзор, установленный  Николаем I. Толстые  книги   размером более 160 стр. (Уникальные) и переводные размером   320 стр.  не цензурировались, их издатели отвечали перед трибуналом в  том случае,  если в книгах содержались противоправные   сведения. Сначала они получали предупреждение, и только при повторном нарушении им грозило закрытие.

В итоге реализации этого закона о печати в  России   начала складываться радикальная журналистика.

1 января 1864 года  было издано «Положение о губернских  и поветовых земских учреждениях», согласно с которым создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные учреждения и губернские и поветовые управления – как исполнительные.                                        Земские учреждения создавались для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения и другими сферами общественно-культурной жизни.

Выборы земских  учреждений проводились один раз  в три года, а поветовые и  губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько  дней.

Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным.

Что касается структуры  и компетенции земских губернских и поветовых собраний и управлений, то губернаторам и министру внутренних дел было дано право останавливать, исполнение их распоряжений, если они противоречили законам или государственной выгоде.

Реформа городского самоуправления, по «Городскому положению» от 16 июня 1870 г. началась в Беларуси только в 1875 г. Она базировалась на буржуазном принципе всесословных выборов органов управления при соответственном имущественном цензе. От выборов в городские думы полностью отстранялось большинство населения, не имевшего необходимого имущественного ценза ремесленники, рабочие, домашняя прислуга. От выборов фактически устранялось еврейское население, составлявшее в Беларуси большую часть городского населения.

 Выборным  правом пользовались все, кто  платил налоги в городскую  казну. Они выбирали на некоторый  срок членов городской думы (гласных), которые формировали свой исполнительный  орган – городскую управу. Старшинствовал  в городской думе и управе  городской голова. Деятельность  этих органов регулировалась  губернскими по городским делам  учреждениями, подчиненными губернаторам.

Реформирование  армии в России началось в 1862 году, когда были создано 15 военных округ (в том числе и Виленская, в которую вошли все белорусские губернии). В 1867 был принят новый военно-судебный статут, который исходил из принципов судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны был создан Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению и полкового и окружного военачальников.

Вместе с тем  в российской армии еще продолжал  действовать сословный принцип  комплектования войска. Среди российского  офицерства преимущественно были дворяне, а всю тяжесть солдатской службы несли низшие сословия, преимущественно  крестьяне.

1 января 1874 г.  был   утверждён " утомившись о воинской повинности". Вместо  рекрутской   вводилась всеобщая  воинская  повинность,  которой подлежали   все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Срок реальной службы был сокращен до 7-8 лет. Отслужившие действительную службу зачислялись в запас на определённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование,  а также бывших единственными кормильцами в   семье, вводились отсрочки.  Предусматривались и случаи освобождения от службы (к примеру,  по принципиальным  положениям   той либо другой религиозной конфессии).

Потребности капиталистического развития страны и  расстройство денег в годы Крымской войны требовали упорядочения денежного дела. Проведение в 60-х годах серии денежных реформ. Было ориентировано на централизацию денежного дела   и коснулось основным образом аппарата денежного управления.   Не была изменена сословная направленность денежной политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном популяции.  Сохранилась древняя, введённая ещё Петром I,  подушная подать для  фермеров,  мещан,   ремесленников. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены.  Бывшие  помещичьи, удельные  и  государственные  фермеры несли всю тяжесть оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных  повинностей. Подушная  подать. Оброчные  и выкупные платежи в   60-70-х годах XIX в.  составляли свыше  25%  государственных   доходов, однако  основная  часть этих доходов приходилась на   косвенные налоги, которые также выплачивало податное популяция. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии   и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам,  выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование,  медицину,  призрение составляли менее  0.1   госбюджета.

Капиталистическое развитие страны,  рост  индустрии, торговли, сельского  хозяйства,  транспорта,  внедрение в   эти отрасли новейших технологий требовали расширения  народного образования. Самоосуществление  буржуазных  реформ в сфере   управления, суда, военного дела было нереально без роста числа грамотных людей и расширения числа учебных заведений.

Подготовка  реформы  начального  и  среднего образования продолжалась три года.  14 июня 1864 г. Было издано "Положение о начальных народных училищах".  По этому положению разрешалось открывать начальные школы, как общественным  организациям, так и частным лицам,  но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание   чтения, письма,  закона божьего, четырёх правил арифметики и   церковного пения.  В пореформенной России  существовало  три   типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством   народного просвещения),  земские (при  земствах)  и  церковно-приходские.

19 ноября 1864 г.  Был утверждён новый утомившись  гимназий. В   него был  введён  буржуазный  принцип  формального равенства   сословий, но из-за высокой платы  обучение  фактически  было   доступно в большей степени выходцам из имущих классов.  Гимназии разделялись на классические  (гуманитарное  образование,   исследование классических языков; после них - поступление в институт без экзаменов) и настоящие (усиленное исследование математики и  естествознания,  поступление после них в большей степени в высшие технические учебные заведения).

5. РЕЗУЛЬТАТЫ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ ДЛЯ БЕЛАРУСИ.

В отечественной  историографии относительно буржуазных реформ ХІХ века всегда сталкивались две противоположных тенденции. Преобладала критическая точка зрения, акцентирующая внимание на недостатках, проблемах и ошибках реформаторов. Она характеризовала реформу как «грабительскую». Другая точка зрения была апологетической, безудержно и некритически идеализирующей события. Сегодня нужно отказаться от крайностей и признать: при всех неизбежных в тех условиях просчетах она была решена блестяще, страна повернула на новый путь развития с минимальными издержками.

«Положения» признавали собственность помещиков на всю  принадлежавшую им до реформы землю. Часть этой земли отводилась для  обязательного наделения крестьян. Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Если дореформенный  надел превышал высший, помещик имел право отрезать излишек в свою пользу. Так возникла пресловутая  проблема «отрезков», вокруг которой  впоследствии было сломано немало копий.

В этой связи  нужно вспомнить, что некоторые  русские помещики правом «отрезков» не воспользовались, а некоторые  вообще дарили крестьянам наделы без  выкупа.

До выкупа наделов  крестьяне считались «временнообязанными» и должны были выполнять за использование  наделов повинности в пользу помещика. В Восточной Беларуси повинности временнообязаных крестьян составляли 40 дней мужских и 30 дней женских барщины в год с душевого надела. При отсутствии недоимок через год после реформы крестьяне могли требовать перевода с барщины на оброк. Все эти относительно льготные условия для крестьян Западной и Центральной Беларуси в значительной мере обесценивались тем, что до момента реформы помещики успели резко сократить крестьянские наделы. Кроме того, для крестьянского хозяйства огромное значение имели сервитутные, прежде всего пастбищные земли, а они в массовом порядке отбирались помещиками.

Серьезным недостатком  проведения реформы в России непреодоленная чересполосица крестьянских и помещичьих земель. Это порождало бесконечные споры и недоразумения, сдерживало совершенствование агрокультуры.

В Беларуси на ход  крестьянской реформы серьезно повлияло восстание 1863 года. Оно в очередной  раз показало политическую неблагонадежность  дворянства и ярко выраженный наивный  монархизм белорусского крестьянства, категорически не поддержавших повстанцев. Это определило политику царской  администрации: наказать дворян и поощрить крестьян. В условия реформы на белорусских землях были внесены  существенные изменения.

С 1 января 1864 г. все крестьяне белорусских губерний были в обязательном порядке переведены на выкуп без уплаты первоначального взноса. В Восточной Беларуси крестьяне получили наделы, которыми они пользовались до реформы. «Отрезки», где их успели произвести, возвращались. В Центральной и Западной Беларуси за крестьянами признавались наделы, обозначенные в инвентарях с 30-х годов. Это означало существенное увеличение их размеров.

Очень важным обстоятельством  являлось размежевание крестьянских земель от помещичьих. Был ликвидирован бич  российского землепользования –  чересполосица. Если в России при  проведении размежеваний лучшие земли  отходили помещикам, то в Беларуси, где земельные работы вели сочувствовавшие  крестьянам военные топографы, дело обстояло иным образом. Здесь нередко  лучшие угодья отводились сельским обществам.

Хотя перечисленные  уступки и не меняли социальной сущности реформы, они все же значительно  ускорили капиталистическое развитие белорусских земель. Крепостнические  белорусские деревни, находившиеся ко времени реформы в глубоком кризисе, к началу ХХ века характеризовались  как губернии с преобладанием  капиталистической или смешанной  хозяйственной системы. Этим белорусские  губернии отличались от российского  черноземного центра, где продолжала господствовать отработочная система.

Таким образом, вторая половина XIX века – время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

Изменилась вся  общественная структура, в том числе  и государство, и право, и социально-экономический  строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной.

Историческое  значение опыта реформ состоит также  в том, что они позволили вывести  страну из глубокого экономического и политического кризиса и  дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных  потрясений и социальных катаклизмов.

Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной  реформой. Зарождение парламентаризма  не состоялось. Соответственно не завершена  была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ  не только оттолкнул от правительства  либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который  в сочетании с нерешенностью  аграрной, социальной, национальной проблем  привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы:

  1. Бич М.О. Развитие социально-демократического движения в Белоруссии в 1883 – 1902 гг. – Мн. – 1973.
  2. Гісторыя Беларусі/А.Л.Абэцэдарская, П.І.Брыгадзін, Л.А.Жылуновіч і інш.; - Мн.: “Экаперспектыва”, 1996, - 496 с.
  3. Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. У 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоў – па люты 1917 г. /Я.К.Новік, Г.С. Марцуль – Мн.: Універсітэцкае, 2000
  4. Лойка А.А. Гісторыя беларускай літаратуры. Дакастрычніцкі перыяд. – Мн. -1989.
  5. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.1. Мн., 2000г
  6. Гiсторыя Беларусi. Ч. 1,2. Мн., 2000г.
  7. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.2. Мн., 2002г.
  8. История Беларуси. Учебно-информационное пособие. Мн., 2001г.
  9. П.Г. Чигринов. Очерки истории Беларуси. Мн., 2002г.
  10. Энциклопедия истории Беларуси. Т. 1-5., 1993, 1994, 1996, 1997, 1999.
  11. Улащик Н. Н. Предпосылки крестьянской реформы 1861 г. В Литве и Западной Беларуси. Мн., 1965.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории Белоруссии"