Контрольная работа по "Истории Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:56, контрольная работа

Краткое описание

конце XVIII — первой половине XIX в. в Беларуси, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостнической системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабрики. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. В середине XIX века на некоторых мануфактурах стали использоваться паровые двигатели.

Оглавление

Социально-экономическое развитие в конце XVIII – 50-х гг. XIX века ………………………..………………………………. 3-10
Отмена крепостного права ……………………………………. 10-13
Особенности аграрной реформы в Беларуси ……………….... 13-16
Буржуазные реформы второй половины ……………………... 16-23
Результаты буржуазных реформ для Беларуси ………………. 23-25
Список литературы …………………………………………….. 2

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории Беларуси.docx

— 63.94 Кб (Скачать)

В октябре 1908 г. Указ от 9 ноября 1906 г. выносится на рассмотрение 
III гос. думы. потом, одобренный Государственным советом и утвержденный Николаем II, он публикуется 14 июня 1910 г., получив силу закона.

Об указе 9 ноября 1906 г. Столыпин произнёс на заседании Думы: «А смысл, закона, мысль его для всех ясна. В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община, как принудительный альянс, ставит преграду для его самодеятельности, там нужно дать крестьянину свободу приложения собственного труда к земле, там нужно дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться собственной собственностью, нужно дать ему власть над землею, нужно избавить его от кабалы отживающего общинного строя. Закон совместно с тем не разламывает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где есть остальные условия, которые делают общину наилучшим методом использования земли».

Проведение аграрной реформы возлагалось на Министерство внутренних дел и подчиненный  ему департамент милиции, а на местах — на губернский и уездный  административно-полицейский аппараты. Использовались также земельные, судебные и денежные органы. Размежеванием  земли занимались уездные и губернские землеустроительные комиссии, созданные  указом правительства от 4 марта 1906 г. Они состояли из помещиков, чиновников и незначительного числа зажиточных фермеров. Комиссии должны были содействовать крестьянам в покупке земли у частных лиц при помощи 
Крестьянского поземельного банка; организовывать продажу казенных земель, сдачу их крестьянам в аренду, содействовать переселению на казенные земли азиатской России, помогать сельским обществам и отдельным домохозяевам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Управлял комиссиями комитет по землеустроительным делам, учрежденный при главном управлении землеустройства и земледелия.

В Витебской губернии уже в 1906 г. было создано 5 уездных землеустроительных комиссий, в 1907 г.— еще 6. В Могилевской губернии во всех 11 уездах комиссии были образованы в течение года. В 1907 г. они стали работать в Минской и остальных губерниях. Лишь в Гродно губернская землеустроительная комиссия не была создана, её функции выполняло губернское по крестьянским делам присутствие.

Законом от 29 мая 1911 г. правительство расширило права комиссий, предоставив им возможность проводить землеустроительные работы. Аграрная реформа обширно рекламировалась. Лишь в Минской губернии было создано 65 показательных хуторов и 1604 показательных участка. Средний размер такового хутора составлял 11,3 десятины. При каждом был фруктовый сад из 20— 30 деревьев. В районы хуторского расселения организовывались экскурсии для желающих. В Могилевской губернии устраивались поездки фермеров-общинников на образцовые хутора Оршанского уезда.

К началу реформы  Столыпина в Минской и Гродненской  губерниях общинное землевладение  исчезло, в Виленской — фактически не было, а в 
Могилевской и Витебской губерниях общинные земли составляли значимые площади. В 1907—1915 гг. в пяти западных губерниях России лишь на надельной земле создано 113,8 тысячи хуторов и отрубных хозяйств, во владении которых находилось свыше 1116 тысяч десятин. Это составляло свыше 10 процентов земельной площади всех крестьянских дворов и практически 15 процентов — надельного землевладения. Больше всего хуторов и отрубов — 44 128, занимавших без малого четверть всей земельной площади, было создано в Витебской губернии. Всего на надельной, казенной и банковской земле в Беларуси появилось свыше 123 тысяч хуторов и отрубов, что составляло 12 процентов всех крестьянских дворов. Таковым образом, в Беларуси процент фермеров, вышедших на хутора и отруба, был более высоким, чем в целом по России, где он не достиг и 10 процентов.

В хуторизации  были заинтересованы в первую очередь  зажиточные фермеры, которые хотели вырваться из тесных рамок общины. Часть середняцких хозяйств стремилась уйти на хутора из-за боязни, что им достанутся худшие участки. 
Значимая часть бедных фермеров закрепляла за собой землю, чтоб тут же её реализовать. Лишь в 1907—1914 гг. в пяти западных губерниях фермеры продали 187 816 десятин земли, полученной во владение. На Крестьянский поземельный банк возлагалась задача реализации крестьянам дворянских земель, нарезанных хуторами, по выгодным для дворян ценам. В интересах помещиков банк повысил цену на землю. В 1901—1905 гг. десятина стоила 82 рубля, в 1913-м - уже 106. 
Составной частью аграрной политики русской империи являлось переселение фермеров на окраины страны, основным образом в Сибирь. За 8 лет (1907— 1914 гг.) из Беларуси на восток переселилось 335 369 человек. Практически половина всех переселенцев — 47,3 процента — пришлась на Могилевскую губернию. Основную категорию переселенцев составляли малоземельные крестьяне. На всех переселенческих пунктах в среднем на семью выдавалось путевых 4 рубля 79 копеек, короткосрочных ссуд — 2 рубля 61 копейка, возвратной помощи — 2 рубля 93 копейки. Но помощь получали не все. Переселенцы из Витебской губернии направлялись в большей степени в Енисейскую, Томскую и Тобольскую губернии, а из Минской, не считая того, в Иркутскую губернию, в Амурскую, Приморскую, Семипалатинскую и Акмолинскую области.                                                     Газета «Могилевский вестник» в номере за 7 августа 1907 г. писала: «Приезжают переселенцы в Сибирь, являются на переселенческий пункт, народу видимо- невидимо. Ждут раздачи земельных участков, холод, помещения теплого нет, живут в бараках, везде грязь, теснота. Участков земли не нарезано, разъехаться на жилье некуда, остались в бараках проводить неопределенное время. Дождались переселенцы теплых дней, поглядели в суму, не достаточно чего там осталось, не навечно хватит, а насекомые немилосердно едят... Повернули наши мужички оглобли, дай бог ноги, да скорей на родину».

В 1907—1914 гг. из всех уехавших на восток белорусов каждый десятый возвратился домой.

Столыпинские  преобразования полностью фурором не увенчались. Основная экономическая мишень их — открыть простор для развития производительных сил в сельском хозяйстве, расчистить дорогу капитализму в деревне — достигнута не была. И потому, до этого всего, что крупное помещичье землевладение осталось большей частью нетронутым, которое в итоге реформы сократилось только частично. В Беларуси площадь помещичьего землевладения в 1917г. составляла фактически половину общей. Сохранение латифундий привело к тому, что большая часть пережитков крепостничества в ходе реформы так и не было устранено.

4.БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Развитие капитализма  в Европе к началу XIX века привело  к смене феодально-абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства - конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западноевропейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Эта необходимость  ярко проявилась в Беларуси. Большинство  ее жителей (74,3%) составляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуитских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к потребностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостничества привели к упадку крестьянского хозяйства. Проблема увеличения доходности помещичьих имений не разрешалась. Все чаще помещики обращаются к кредиту и закладывают свои имения и крепостных крестьян в залог. В 1859 г. белорусскими помещиками было заложено в кредитных учреждениях около 60% крепостных. В целях увеличения прибыли имений, их доходности, помещики расширяли запашку, увеличивали  барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Усиление помещичьего гнета вело к росту  крестьянских волнений. В 1858 - 1860 гг. они  прошли почти во всех уездах Беларуси. Одиннадцать раз их подавляли  военной силой.

Чтобы предотвратить  социально-политический взрыв, правительство  стало на путь реформ. Начать реформы, было решено с белорусских и литовских губерний. Учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчет и тот факт, что в губерниях, граничащих с Польшей, крестьяне уже пользовались личной свободой. Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного права с сохранением земли в своих руках. В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург адреса (ходатайства), в которых выражали желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя Виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. комитеты, созданные в Минской, Виленской и Гродненской губерниях, высказались за безземельное освобождение крестьян. Проекты безземельного освобождения крестьян правительством были отвергнуты.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест  и «Положения о крестьянах, вышедших  из крепостной зависимости». Крестьяне  получили, хотя не сразу, личную  свободу, их нельзя было продавать,  дарить. Они получили свободу  вступать в брак, вести судебные  дела, беспрепятственно заниматься  хозяйственной деятельностью. В  Беларуси реформа проводилась  на основе общего и двух  местных положений. На Витебскую  и Могилевскую губернии распространялось  «Положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских». В тех губерниях, где господствовало  общинное землепользование, размеры  предоставляемых крестьянам наделов  составляли на душу мужского  пола высший - от 4 до 5,5 десятин, низший - 13 высшего. Если размер надела  превышал высшую норму, то помещик  имел право «отрезать излишек»  в свою пользу (отрезки). Сохранялась  круговая порука. В Виленской,  Гродненской и Минской губерниях,  где не существовало крестьянской  общины, а было подворное землепользование, в крестьянское землепользование  передавалась та земля, которой  они пользовались до 1861 г. согласно  инвентарям. В том случае, если  у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или  у помещика оставалось менее  13 части удобных для земледелия  земель, последний получал право  отрезать в свою пользу 16 крестьянской  земли. Повинности устанавливались  на уровне инвентарных норм  и выполнялись индивидуально.

Крестьяне получили право выкупать свою усадьбу, а с  согласия помещика и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить  только за землю. Однако цена на нее  в Беларуси была завышена в 3 - 4 раза. 20% суммы при выкупе платили сами крестьяне, а оставшуюся часть правительство, которую они должны были в течение сорока девяти лет выплатить государству.

Крестьяне не приняли  объявленной им «свободы», отказывались выполнять барщину, самовольно рубили леса, поджигали помещичьи имения. В течение 1861 г. отмечено 379 крестьянских выступлений, в 125 случаях для их усмирения использовалась вооруженная  сила. Восстание 1863 г. вынудило правительство  принять меры, смягчающие социально-политическую напряженность. Указом 1 марта 1863 г. вводился обязательный выкуп крестьянами  своих наделов в Виленской, Гродненской, Минской губерниях. С 1 мая прекращались временно-обязанные отношения, выкупные платежи снижались на 20%. Генерал-губернатор М. Муравьев подписал приказ о наделении трехдесятинными земельными участками тех, кто утратил землю в 1846 - 1856 гг. Эти меры смягчили последствия реформы в Беларуси. В 1867 г. оброк был заменен на обязательный выкуп земли для государственных крестьян.

Отмена крепостного  права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки.               Судебная реформа готовилась на протяжении 5 лет. Она закрепила новые основы судебного строя, полно отразила буржуазные права, что было шагом вперед по сравнению с дореформенной судебно-процессуальной системой.

Основные положения  реформы отражены в законодательных  актах: «Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства». Судебные статуты объявили отделение  суда от администрации, введение общего всесословного суда, равенство всех перед судом, неизменность судей  и следователей, выборность мировых  судей и присяжных заседателей, гласность, право обвиняемого на защиту.

С целью надзора  за судами, следствием была реорганизована прокуратура, которая изменила направление  своей деятельности. Из органа контроля она превратилась в орган обвинительной  власти.

Согласно с  законом, были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным принадлежали мировые  суди и съезды мировых судей, к общим – окружные суды и судебные палаты.

Высшим органом  судебного надзора верховным  судом в России являлся правящий Сенат, который включал два департамента.

Анализируя судебную реформу, нужно заметить, что в  ее проведении на территории Беларуси выявились специфические особенности. К ним относились: связь судебной реформы с политикой царизма, направленность на подавление польского  национально-освободительного движения, открытие местных и общих судов  в разное время. По политическим причинам судебная реформа в Беларуси началась только в 1872 г. Несмотря на некоторые особенности, судебная реформа была наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70 гг. XIХ века.

Беларусь в  XIХ веке представляла собой аграрный регион, основную массу жителей которого представляли крестьяне. Поэтому целесообразно сказать несколько слов о сельском волостном суде, который ежегодно выбирался волостным собранием в составе 4 – 12 человек. Дела в суде должны были рассматриваться коллегией в составе не меньше чем трех судей. Волостному суду были подчинены дела по спорам между крестьянами, а также по незначительных криминальных или административных нарушениях. Он имел право осуждать крестьян к семи дням ареста, наказывать розгами до 20 ударов, штрафовать.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории Белоруссии"