Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа
Япония - одна из наиболее мощных в экономическом отношении государств современного мира с большими достижениями в области науки и техники, с богатым культурным наследием. На сегодня Япония является естественным лидером стран Тихоокеанского региона и мировым финансовым глобальным лидером. Она входит в страны большой семерки. Поэтому страны Юго-восточного региона боятся усиления японских милитаристских тенденций. Это и беспокоит и Россию, так как она на Дальнем Востоке занимает не последнее место. Новая роль Японии в регионе, подъем престижа, и значения Китая заставил страну поменять свои внешнеполитические ориентиры и усилить агрессивные ноты своей политике. Можно не сомневаться в том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике.
Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1: Объединение Японии династией Токугава ………………………..
1.1.Установление власти династии Токугава……………………………
1.2.Формирование социально-экономической и администативной власти; общественно- политические преобразования…………………………..
Глава 2: Политика «самоизоляции» и её последствия
2.1.Причины «самоизоляции» …………………………………………..
2.2.Влияние политики самоизоляции на внутреннюю и внешнюю политику Японии…………………………………………………………
2.3.Социально-экономическое положение Японии в период изоляции…
Заключение ………………………………………………………………………..
Методическая разработка модуля элективного курса …………………………
Список источников и литературы…………………………………………………
Еще одной тенденцией эпохи стало развитие идей националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. Так, в трудах ярого националиста и синтоиста Ямага Соко открыто пропагандируется исключительность японской нации, ее самодостаточность и независимость от континентальных культур, в частности Китая. Его рассуждения задали тон последующим исследованиям японских националистов.
С развитием городов и усилением влияния горожан на общественную жизнь страны возникла необходимость в формировании их собственной идеологии. Именно это определило возникновение учения сингаку, представляющего собой практическую этику. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев.
Еще одним течением общественной мысли того времени была школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной японской идентичности. С этой целью была проделана работа по изучению памятников древней японской письменности, где планировалось выявить особенности самобытного японского пути развития страны. Одним из инициаторов этого движения был Хирата Ацутанэ, активно отстаивавший позиции синтоизма как исконно японской религии, наиболее соответствующей всем духовным потребностям японского народа. В своей работе "Драгоценные узы" он провозглашал родство всех японцев, их божественное происхождение, а следовательно, превосходство над другими расами35. Учение было популярно во всех слоях общества, за исключением правящего. С целью помешать его дальнейшему распространению сёгун объявил единственной религией страны чжусианство, а все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы распада феодального сознания и обретения независимости всеми социальными слоями остановить было уже невозможно. В конечном итоге развитие националистических идей стало одним из факторов, предопределивших падение дома Токугава.
Христианство
Активная миссионерская деятельность позволила испанским и португальским священникам занять к началу XVII века довольно прочное положение. Взятый правительством курс на ограничение влияния европейцев в Японии требовал принятия мер против дальнейшего распространения христианства в Японии. Опасность заключалась в растущем влиянии христиан на массы, "что могло создать колонизаторам широкую социальную базу, которая в подходящий момент использовалась бы ими для проникновения в страну европейских держав и наступления колониальных порядков.
Первоначально Токугава Иэясу планировал для расширения внешней торговли использовать испанцев и поэтому действие Указа с запрещением христианства от 1587 года было приостановлено. Однако довольно скоро Иэясу убедился в том, что испанцы используют его расположение для укрепления своих позиций в японки и не проявляют особого интереса в отношении развития с ней торговых отношений. анализ донесений о действиях испанцев и португальцев в Японии окончательно убедили Иэясу в необходимости полностью запретить христианство. Буддизм и его влияние на большую часть населения Токугава использовали как идеологический противовес христианству. Правительство повело наступление на христианство сразу по двум направлениям: политическом и идеологическом. Первым шагом правительства был указ о полном запрещении христианства в Японии от 1614 года. При проведении этого указа в жизнь правительство столкнулось с сильным сопротивлением новообращенных христиан, которых к началу XVII века насчитывалось около 700 тыс. Японские христиане мешали стабилизации социальной структуры общества и установлению порядка поранговой иерархии.36
Массовые гонения христиан начались с 1614 года. Как было сказано выше, наряду с политическими репрессиями применялась идеологическая обработка населения. Она была призвана закрепить успех силовых мер, в которых содержались элементы идеологии. Например, в статье 15 Указа о запрещении христианства говорилось:"Банда христиан прибыла в Японию не только для того, чтобы их торговые суда могли производить обмен товаров, но также и с намерением проповедовать зло, ниспровергнуть истину и таким путем добиться изменений в управлении страной и овладеть ею»37.
Буддийские священники в своих проповедях также выступали с критикой христианского учения38. Итак, в религиозной политике сёгуната политическую и идеологическую линии можно выделить только условно. В 1614 -1615 годах были закрыты все христианские центры, почти все европейские миссионеры и сотни японских католиков были высланы из страны. Тысячи христиан были сосланы на отдаленные острова. Многие бежали на острова Цусима, Ики, а так же в Китай, Сиам и другие страны. Тысячи христиан были убиты. С 1628 года с целью выявления тайных христиан стала применяться практика "фумиэ" - то есть лица, заподозренные в христианстве были вынуждены публично топтать ногами христианские святыни. Особенно усилились гонения на христиан после разгрома крупнейшего Симабарского восстания 1637 - 1638 годов, проходившего под христианскими лозунгами39. В рамках борьбы с христианством в 1641 году был издан указ с целью свести до минимума контакты японцев с европейцами. Таким образом, главной целью политики по отношению к христианству было полное уничтожение христианства в Японии, как учения, которое не вписывалось в правительственную религиозную концепцию. Уничтожение христианства в Японии проводилось с большой жестокостью. В этом Токугава Иэясу пошел дальше, чем его предшественник Хидэёси. Сотни христиан были высланы из страны, тысячи казнены, тысячи были вынуждены бежать из Японии. Христиане, оставшиеся в Японии, ушли в глубокое подполье и до конца XIX века не оказывали влияния на общественную жизнь. Можно сказать, что правительство полностью выполнило стоявшую перед ним задачу. В 1639 году, после серии указов Токугавы Хидэтады и Токугавы Иэмицу, Япония разорвала отношения с европейскими странами и вступила в эпоху изоляции от Запада. С тех пор запрет на христианство в Японии действовал более 250 лет.
2.Политика самоизоляции и её последствия.
2.1. Причины « самоизоляции»
Сёгунат с помощью политики
самоизоляции ставил целью окончательное
закрепление политического обьединения
Японии и превращения в централизованное
государство. Сёгунат стремился не допустить изменения политического
режима, сохранить незыблемость феодального
строя и консолидировать силы феодальных
князей, чтобы подавить сопротивление
крестьянства. Политика изоляции рассматривалась
Токугава как средство решительного ослабления
их соперников — феодальных князей юго-запада
страны, монополизировавших внешнеторговые
связи Японии со странами Европы. Эта политика
имела целью предотвратить усиление экономической
мощи торговой буржуазии юго-западной
части страны.
К числу важных причин изоляции Японии
от внешних сношений относится стремление
сёгуната предотвратить реальную угрозу
колониального порабощения страны европейскими
державами. Правительство пыталось не
допустить их вмешательства во внутренние
дела Японин. Таким путем оно хотело избежать
судьбы Индии, Индонезии и других стран
Юго-Восточной Азии и сохранить самостоятельности
японского государства.
Хотя политика изоляции Японии рассматривалась
как своеобразное средство защиты страны
от колониального порабощения, объективно
она сыграла отрицательную роль. Эта политика
способствовала стабилизации наиболее
застойных форм феодальных отношений,
сохранению незыблемости их устоев, оказывала
тормозящее воздействие на экономическое
развитие страны.
Политика изоляции страны
Одним из основных политических мероприятий изоляции относилось решение о «закрытии» страны от внешнего мира. Мероприятия по изоляции страны проводились с перерывами в течение 50 лет, что позволяет сделать вывод о том, что правительство бакуфу решилось на этот шаг под давлением серьезных обстоятельств.
Основной причиной закрытия границ и высылки из Японии иностранцев была активная деятельность католических миссионеров на юге страны. Распространение христианства создавало конкуренцию синтоизму и буддизму. Также манипулируя паствой миссионеры все чаще вмешивались в политику Японии что, было неприемлемо для власти бакуфу.
Первую попытку изгнать из Японии католических миссионеров предпринял еще Тоётоми Хидэёси, однако его указы на этот счет фактически не были исполнены. С образованием сёгуната Токугава такая политика стала проводиться в жизнь более настойчиво. Своим указом от 1612 г. Токугава Иэясу поставил христианскую религию вне закона («Указ о запрещении христианства»)40. В 1624-1636 гг. за этим последовал ряд указов, ограничивавших связи Японии с европейцами и, в частности, запрещавших въезд в страну испанцам.
В 1639 г. пребывание в Японии и торговля с ней были запрещены португальцам. Одной из причин этого шага было восстание в Симбаре 1637-1638 гг., в котором активное участие принимали японские христиане. С 1641 г. только голландцам и китайцам было разрешено торговать в порту Нагасаки, который находился под непосредственным контролем бакуфу. Давая разрешение голландцам, бакуфу учло их помощь при подавлении Си- мабарского восстания.
Когда речь идет об изоляции Японии в период сёгуната Токугава, в исторической литературе широко используется термин «сакоку» («страна на цепи»). Однако следует иметь в виду, что этот термин возник не тогда, когда издавались указы бакуфу, касавшиеся изгнания иностранцев и ужесточения контроля над внешней торговлей, а в начале XIX в., когда сёгунат вступил в полосу все обострявшегося системного кризиса.
В политике изоляции страны имелись как негативные, так положительные стороны. Отсутствие возможности широко и свободно торговать с другими государствами сковывало предпринимательскую активность японского купечества, но, с другой стороны, привело к тому, что направив всю инициативу, изобретательность и смекалку на развитие торговли внутренней, они выработали особый японский стиль управления и ведения дел, собственную этику деловых отношений, оказавшиеся весьма эффективными даже на новейшем этапе японской истории. Японское общество периода Токугава получило возможность развиваться за счет внутренних импульсов.
Кроме того, изоляция не была абсолютной. Япония поддерживала связь с внешним миром не только через порт Нагасаки, но через Корею и о-ва Рюкю. За право торговать голландцы должны были раз в год составлять доклад обо всем значительном, что происходило за пределами Японии. Поэтому нельзя утверждать, что целая нация полностью изолировала себя от мира: скорее, она заняла активную оборонительную позицию против назойливых иностранцев, когда возникла реальная угроза вмешательства с их стороны во внутренние дела Японии. Со стороны бакуфу это был продуманный шаг, и в первой половине XVII в. изгнание иностранцев было одной из мер, которая способствовала наступлению стабильности в стране.
При проведении политики изоляции японские власти должны были считаться с одним весьма важным для себя обстоятельством: поступления от внешней торговли составляли существенную статью дохода в бюджете бакуфу. Поэтому заинтересованность сёгуната в сохранении внешней торговли была вполне очевидна. К концу ХVI-началу XVII в. внешняя торговля Японии приобрела некоторые новые черты. Тогда во внешней торговле Японии уменьшилось значение португальцев, которые ранее фактически держали в своих руках монополию на ввоз в Японию китайского шелка и шелковых тканей. В Японию после длительного перерыва вновь стали приходить китайские суда, количество которых по степенно увеличивалось, хотя дипломатические отношения между Японией и Китаем так и не были восстановлены41 (это произошло только во второй половине XIX в., в период Мэйдзи). Отношения были прерваны из-за действий японских пиратов, а затем из-за похода японцев на Корею (1592-1598)
Вместе с тем, изменения в японской внешней торговле были связаны с приходом к власти в Японии нового правителя. Португальцы имели тесные связи с семьей Тоётоми Хидэёси, а Токугава Иэясу главную ставку сделал на голландцев и англичан, которые стали вести торговлю с Японией с начала XVII в. В развитии японо-голландской и японо-английской торговли значительную роль сыграл англичанин У.Адамс, попавший в Японию в апреле 1600 г. и ставший затем советником Иэясу.
Голландцы прибыли в Японию в 1609 г., а англичане основали свою факторию на о-ве Хирадо у западного побережья Кюсю в 1613 г. После смерти У.Адамса в 1620 г. английская фактория продолжала некоторое время существовать, но дела ее шли довольно плохо, торговля стала убыточной, и в декабре 1623 г. она была закрыта. Главной причиной неудач англичан в торговле была острая конкуренция со стороны голландцев. К тому же в начале XVII в. англичане еще недостаточно прочно укрепились в Ост- Индии, и, в отличие от голландцев, не имели возможности регулярно получать товары. Голландцы были гораздо сильнее в этом районе мира, и поэтому англичанам пришлось удалиться не только из Японии, но на долгое время вообще уйти из Ост-Индии.
Формой контроля и участия японских властей во внешней торговли была практика выдачи специальных разрешений — т. н. красных печатей (сюиндзё), — которую ввел еще Тоётоми Хидэёси. Правом их выдачи обладали и крупные даймё на о-ве Кюсю — Симадзу, Мацуура, Арима, Набэсима. Торговля с иностранцами пелась во многих местах, и среди лиц, получивших разрешение, были не только торговцы, но и даймё и чиновники бакуфу. В дальнейшем, пытаясь укрепить контроль над внешней торговлей, Иэясу стал выдавать такие разрешения только тем торговцам, которые были связаны с домом Токугава.
Большинство торговцев нажило весьма крупное состояние на торговле со странами Южной Азии и с европейцами, многие из них пользовались покровительством Иэясу и выплачивали ему немалые суммы. Позднее, после полного развития политики изоляции страны, они занимались контрабандной торговлей вплоть до начала XVIII в., за что подвергались всяческим преследованиям, вплоть до конфискации имущества.
Согласно указу, опубликованному в феврале 1633 г., строго запрещалось направлять суда за границу, за исключением тех случаев, когда разрешение на это было получено у рбдзю. Японцы могли отправляться за границу только на этих судах. Судовладельцам под страхом смертной казни запрещалось брать на борт лиц, не имевших разрешения на выезд, на них же возлагалась ответственность за въезд в страну христианских проповедников. Тем же указом определялся порядок покупки товаров у иностранцев. Последующие указы ужесточали правила и еще более регламентировали отношения с иностранными торговцами.
Информация о работе Эпоха Токугавы: Самоизоляция Японии и предпосылки разложения Абсолютизма