Эпоха Токугавы: Самоизоляция Японии и предпосылки разложения Абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Япония - одна из наиболее мощных в экономическом отношении государств современного мира с большими достижениями в области науки и техники, с богатым культурным наследием. На сегодня Япония является естественным лидером стран Тихоокеанского региона и мировым финансовым глобальным лидером. Она входит в страны большой семерки. Поэтому страны Юго-восточного региона боятся усиления японских милитаристских тенденций. Это и беспокоит и Россию, так как она на Дальнем Востоке занимает не последнее место. Новая роль Японии в регионе, подъем престижа, и значения Китая заставил страну поменять свои внешнеполитические ориентиры и усилить агрессивные ноты своей политике. Можно не сомневаться в том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1: Объединение Японии династией Токугава ………………………..
1.1.Установление власти династии Токугава……………………………
1.2.Формирование социально-экономической и администативной власти; общественно- политические преобразования…………………………..
Глава 2: Политика «самоизоляции» и её последствия
2.1.Причины «самоизоляции» …………………………………………..
2.2.Влияние политики самоизоляции на внутреннюю и внешнюю политику Японии…………………………………………………………
2.3.Социально-экономическое положение Японии в период изоляции…
Заключение ………………………………………………………………………..
Методическая разработка модуля элективного курса …………………………
Список источников и литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Оглавление1.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

Введение ………………………………………………………………………..

Глава 1: Объединение Японии династией Токугава ………………………..

1.1.Установление власти  династии Токугава……………………………

1.2.Формирование социально-экономической  и администативной власти; общественно- политические преобразования…………………………..

Глава 2: Политика «самоизоляции» и её последствия

2.1.Причины «самоизоляции»  …………………………………………..

2.2.Влияние политики самоизоляции  на внутреннюю и внешнюю политику  Японии…………………………………………………………

2.3.Социально-экономическое положение Японии в период изоляции…

Заключение ………………………………………………………………………..

 Методическая разработка модуля элективного курса  …………………………

Список источников и литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония - одна из наиболее мощных в экономическом отношении государств современного мира с большими достижениями в области науки и  техники, с богатым  культурным наследием. На сегодня Япония является естественным лидером стран Тихоокеанского региона и мировым финансовым глобальным лидером. Она входит в страны большой семерки. Поэтому страны Юго-восточного региона боятся усиления японских милитаристских тенденций. Это и беспокоит и Россию, так как она на Дальнем Востоке занимает не последнее место. Новая роль Японии в регионе, подъем престижа, и значения Китая заставил страну поменять свои внешнеполитические ориентиры и усилить агрессивные ноты своей политике.  Можно не сомневаться  в  том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике.

В данной работе отражен период с XVII по XIX века, а именно социально-политическая жизнь Японии в данный период. Династия Токугава- объединившая страну и правившая на протяжении практически трех веков,- время которое потом назвали «золотым веком» Японии,-  и впоследствии крах сёгуната, разложение феодализма. В Японской историографии долгое время бытовала точка зрения, что эпоха Токугава была мрачным и застойным периодом японской истории, когда из-за недоразвитости экономики не наблюдался прирост населения. Комплексное изучение этой эпохи с широким привлечением новых данных, в том числе демографических, опровергло эту точку зрения. Эпоха Токугава оказалась весьма динамичным периодом,- 264 года стана ни с кем не воевала, не вела активной внешней политики, полностью сосредоточившись на внутренней. И именно характер и уровень политического, экономического, социального и культурного развития в тот период предопределило последующее быстрое развитие страны в период Мэйдзи(1868-1912)1.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как Япония - соседняя с Россией страна, и российскому народу далеко не безразлично, как складываются с ней отношения. Они не всегда были ровными, имели место подъемы и спады, и даже острые конфликты, ничего этого, естественно, из истории не вычеркнуть, но историю надо знать и для того, чтобы не повторить ее мрачные страницы. История учит, что конфронтация не в интересах японского, российского народа, как, и впрочем, и других народов в мире. Традиции добрососедства заслуживают бережного отношения, всемирной поддержки и всестороннего развития. На это некогда была направлена вся политика советской России и Японии. И, если работа автора по истории Японии, передавая эти традиции следующим поколениям в рамках школьных занятий, хотя бы в самой малой степени будет способствовать лучшему пониманию процессов, происходящих в Японии, он полностью достигнет своей цели.

В этих условиях изучение истории Японии с XVII по XIX века приобретает, как говорилось ранее, особую актуальность. Историческое знание, позволяет увидеть истоки    тенденций современного развития. События, происшедшие в Японии в это время, их анализ и место в развитии страны стали почти сразу же одной из главных, к тому же дискуссионных тем в японской исторической науке, актуальность и острота которой сохраняются и в наши дни. Так же тема является актуальной и потому, что она недостаточно изучена, поэтому необходимы исследования в данной области.

Многое в японской политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может быть полностью воспроизведено в иных условиях. Однако значительная часть того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного и поучительного опыта.

Практическая значимость: дипломная  работа может быть использована для: организации интегрированного обучения; обучения и создания курсов и программ, по изучению всеобщей истории; при проведении внеклассных мероприятий: в рамках школьной программы может являться дополнительным материалом при подготовке к урокам истории по данной теме.

Цель работы – выявить причины разложения феодализма и предпосылки падения сёгуната Токугава.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- проследить становление и укрепление власти сёгуната  Токугава

- охарактеризовать период становления, кризиса и падения сегуната в Японии со второй половины XVI – до второй половины XIX века.

Объектом моей дипломной работы является история Японии, причины её «самоизоляции» и предпосылки падения сёгуната Токугава.

Предметом -  политика «самоизоляции»  и предпосылки падения власти сёгуната.

Временные рамки- Период Эдо (1603-1867)- назван так по расположению ставки сёгунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель – Токугава Иэясу- вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и обьеденил её под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городо, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тот тип менталитета, который мы называем «японским». 

Территориальные рамки- территории подконтрольные непосредственно клану Токугава и их вассалам.

Источниковая база весьма разнообразна. Среди трудов по данной теме следует выделить антологию исследований известных ученых-японоведов начала XX в.: Х. Ванденберга, Т. А. Богданович (1872–1942), Н. И. Конрада (1891–1970), Н. Кооя (1885–1970) и А. Кэнзоо по истории Японии с древнейших времен до начала XX в., включая эпохи первых императоров, правления сегунов и реформ эпохи Мэйдзи. Первые из двух опубликованных работ, вышедшие во время русско-японской войны (1905 г.), должны были познакомить российского читателя с малоизвестными ему историей и культурой Японии. Сочинение академика Н.И. Конрада (1923 г.) стало классическим. Публикуются также работы представителей японской школы (1938, 1941 гг)2. Из работ отечественных отечественных востоковедов так же следует монографию Н.Ф. Лещенко3  и Гальперина А. Л4. Книга А.Л. Гальперина будет хорошим дополнением к работе его ученицы Н.Ф. Лещенко, посвященной также истории Японии периода Токугава. В книге рассматривается завершение объединения Японии при Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, курс сёгуната Токугава на «закрытие страны», крестьянские восстания, социально-политические структуры, японская деревня в 17-18 вв. и многие другие темы.

      Также большое  значение для данной работы представляют работы: «Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо» С.А. Толстогузова5, «Буддизм в Японии» А.Н. Игнатовича6, «История философской мысли Японии» Нагата Хироси7, «История сёгуната в Японии (Нихон Гайси)» В. М. Мендрина8, «История Востока» Л. С. Васильева9.

Книга Толстогузова также посвящена сёгунату Токугава, но лишь одному его периоду - реформам годов Тэмпо, в начале XIX века. Для историка канун великих перемен в любой стране представляет огромный интерес. Автор характеризует ситуацию в Японии в последние годы полной изоляции. Его книга очень важна для моей работы, так как фактически является итогом многолетних токугавских порядков. Выводы, которые делает по этому поводу Толстогузов, также в ней использованы.   

 А.Н. Игнатович пишет, что его работа о буддизме  раннем и средневековом. Характеристика  буддизма как религии, его роли  в Японии, взаимоотношениях буддистской  Церкви и государства - основные  темы этой книги. Поскольку буддизм  и его пропаганда в Японии  были одними из важнейших черт токугавской истории, эта книга - необходимый элемент моей работы.   

 Книга Нагата Хироси, одного из крупнейших японских  философов начала XX-го века, посвящена  в основном именно философской  мысли Японии XVII - XIX веков. Не случайно его работа подразделена на две части: философская мысль до XVII и философская мысль эпохи Токугава. Он пишет о расцвете и об упадке конфуцианства, о причинах и следствиях влияния на Японию европейской науки, именно на основе его работы будет строиться моя глава о социальных особенностях рассматриваемого сёгуната.   

 Работа В.В.Мендрина, изданная  в 1916 году, уже тогда получила  название Неофициальная история  Японии. Говорить о построении  работы смысла нет, так как  история Токугава в книгу не  входит, тем не менее, она совершенно необходима для того, чтобы понять, что такое сёгунат как таковой, в чём его особенности и качества. В книгу входят как лингвистические, так и исторические статьи на сёгунатовскую тематику.   

 Первый том Истории  Востока Л.С. Васильева моей темы касается лишь вскользь. Однако его краткое описание политической, экономической и социальной ситуации в Японии XVII - XIX веков помогает структурировать собранную из других источников информацию. Тезисно изложенные основные особенности сёгуната того времени помогают отделить главное от второстепенного при работе с источниками.

Источники использовавшиеся при работе: «Стостатейные установления Токугава»  (1616г.) и «Кодекс из ста статей» (1742г.)10. Эти источники представляют для исследователя большую ценность потому, что в них приводится полная иерархия постов при дворе сёгуна. Ни в одной из просмотренных мной монографий и статей нет этой информации. Так же к работе привлекались «Указ о запрещении христианства» (1615 г.), «Правила для буддийского духовенства» исходя из которых можно провести анализ религиозной политики сёгуната Токугава. «Манифест Тайка» (646 г.)11 дающий представление о японском праве, и не раз использующейся в последующем. «Документы по истории японской деревни» (1691-1738) дающие представление о жизни японского крестьянства того времени. Мемуары итальянского путешественника Алессандро Валиньяно «Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и катаги (нравов), распространенных в Японии (1580 г)» описывающие отношения японцев к иностранцам12.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Объединение Японии династией Токугава.

1.1.Установление власти.

После смерти Тоётоми Хидэёси страной фактически стал управлять опекунский совет пяти регентов и совет пяти управителей. Самым влиятельным из регентов был Токугава Иэясу- принц Минамото, дипломат и военачальник, основатель династии сёгунов Токугава. Ближайший сподвижник и последователь Оды Нобунага и Тоётоми Хидэёси, завершивший создание централизованного феодального государства в Японии. Юность он провел в качестве заложника у даймё Имагавы Ёсимото в Сумпу. Его войско в конце 1550 года впервые участвовало в сражениях и показало себя как хорошее войско.

После битвы при Окэхадзама в 1560 году Иэясу восстал против сюзерена, рода Имагава, и заключил союз с его врагом — Одой Нобунагой. Иэясу утверждал свое лидерство и расширял владения теми же средствами, что и остальные даймё: силой оружия и путем заключения временных союзов. Но в своих действиях он был более осторожен, предусмотрителен и не совершал опрометчивых поступков. В течение 1572–1582 гг. Иэясу значительно увеличил свои владения и вооруженные силы, достиг такого положения, что заставил всех считаться с собой. Это признавал и тогдашний диктатор Тоётоми Хидэёси. Хидэёси говорил про Иэясу: «Вот человек, которого невозможно поймать ни сетью, ни веревкой. Он ловок, находчив и у него трезвый ум. Другого такого вы не найдете во всей стране, сколько бы ни искали!»13

Проиграв Тоётоми Хидэёси, Иэясу признал себя его вассалом, за что получил земли региона Канто с центром в Эдо (современный Токио). Иэясу контролировавший Каи, получил вместе с ней и сложившуюся под руководством Такеды Сингэна административную систему. Кроме уже сложившейся администрации ему на службу перешли и многие бывшие вассалы рода Такеда. Напряженные отношения между Иэясу и Хидэёси внешне ни в чем не проявлялись. Хидэёси был занят военной кампанией на островах Сикоку и Кюсю, в то время как Иэясу занимался административно-хозяйственными делами в принадлежавших ему пяти провинциях. В 1590 г. им пришлось объединить свои силы в борьбе с могущественным даймё Ходзё Удзимаса, который владел районом Канто и вел себя независимо и дерзко по отношению к Хидэёси. После победы над Ходзё Иэясу по воле Хидэёси пришлось перебраться со своими вассалами на новое место, в район Канто: с одной стороны, Хидэёси хотел ослабить влияние Иэясу, а с другой — надеялся, что Иэясу, который сыграл большую роль в победе над Ходзё, будет способен сохранить мир в районе, где пять поколений непокорного Ходзё пустили глубокие корни.

Иэясу решил сделать Эдо центром своего нового владения, а для этого возвел новый замок. За толстыми стенами нового замка Иэясу чувствовал себя в полной безопасности. Иэясу никогда не мог смириться с мыслью, что после смерти Нобунаги власть перешла в руки Хидэёси, который в силу своего социального происхождения, по твердому убеждению Иэясу, моральных прав на это не имел. Но в тот период решающую роль играла реальная военная сила, поэтому, строя свои отношения с Хидэёси, Иэясу трезво учитывал сложившуюся ситуацию. Смерть Хидэёси открыла для Иэясу реальную возможность осуществить честолюбивые планы и силой оружия проложить себе путь к власти. В борьбу за власть включились не только феодалы, которым Хидэёси вручил судьбу своего сына Хидэёри, но почти все крупные даймё страны. Две группировки феодалов — западная и восточная — противостояли друг другу. Восточную возглавлял Иэясу. Первые были преимущественно обладателями восточно-японских земель, в то время как другие господствовали на Западе Японии.

Информация о работе Эпоха Токугавы: Самоизоляция Японии и предпосылки разложения Абсолютизма