Эпоха Токугавы: Самоизоляция Японии и предпосылки разложения Абсолютизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Япония - одна из наиболее мощных в экономическом отношении государств современного мира с большими достижениями в области науки и техники, с богатым культурным наследием. На сегодня Япония является естественным лидером стран Тихоокеанского региона и мировым финансовым глобальным лидером. Она входит в страны большой семерки. Поэтому страны Юго-восточного региона боятся усиления японских милитаристских тенденций. Это и беспокоит и Россию, так как она на Дальнем Востоке занимает не последнее место. Новая роль Японии в регионе, подъем престижа, и значения Китая заставил страну поменять свои внешнеполитические ориентиры и усилить агрессивные ноты своей политике. Можно не сомневаться в том, что, имея такой потенциал, эта страна будет в дальнейшем играть все возрастающую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1: Объединение Японии династией Токугава ………………………..
1.1.Установление власти династии Токугава……………………………
1.2.Формирование социально-экономической и администативной власти; общественно- политические преобразования…………………………..
Глава 2: Политика «самоизоляции» и её последствия
2.1.Причины «самоизоляции» …………………………………………..
2.2.Влияние политики самоизоляции на внутреннюю и внешнюю политику Японии…………………………………………………………
2.3.Социально-экономическое положение Японии в период изоляции…
Заключение ………………………………………………………………………..
Методическая разработка модуля элективного курса …………………………
Список источников и литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Оглавление1.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

21 октября 1600 года армии  Токугавы и Исиды встретились  на узком поле Сэкигахара. Силы  «восточной коалиции» насчитывали  около 100 тысяч самураев, в то время  как войска «западной» состояли  лишь из 80 тысяч. Однако ход битвы  в пользу Иэясу изменило предательство. Генерал Кобаякава Хидэаки, которому Токугава наобещал новые земли и титулы, врезался с фланга в штаб Исиды Мицунари и заставил войска «западной коалиции» бежать с поля боя. Битва закончилась полной победой Иэясу. Исиду Мицунари вместе с его генералами был захвачен в плен и казнен. «Западная коалиция» прекратила существование. В 1603, Токугава Иэясу получает из рук императора титул сегуна и учреждает свое Бакуфу со столицей в Эдо. В двух ожесточенных боях 1614 и 1615 годов — он уничтожил Тоётоми и их консервативных приверженцев, оказавших последнее сопротивление у замка Осака. После этого все усилия были направлены к реорганизации и упрочению различных систем и учреждений сёгуната.

2.1.Формирование социально-экономической и административной власти; общественно-политические преобразования.

Государственный аппарат сёгуната Токугава представляет собой принципиально новый для Японии тип государственного управления. Сегунату нужна была система  способная эффективно работать в условиях объединенного государства с многочисленным населением, и выполнять цели и задачи, стоящие перед новыми правителями Японии: подавление оппозиции, тотальный контроль за всеми слоями населения, наблюдение за крупными феодалами, контроль за выполнением постановлений правительства. Следует рассмотреть источники возникновения данной системы, их несколько.

Основополагающей являлась система управления клановыми землями Токугава, однако она не являлась главной, так как не могла быть применена к управлению многочисленными провинциями и подавлению оппозиции.

Так же одним из источников можно считать государственный аппарат возникший во время правления Тоётоми Хидэёси14, который столкнулся с проблемой формирования принципиально новой системы управления государством. Старая система, возникшая еще в XIII веке, нуждалась в серьезных изменениях. "Социально-экономическая политика Хидэёси, предусматривавшая изменение аграрного строя, развитие внутренней и внешней торговли, требовала принципиально иной системы управления страной". Искендеров А.А. характеризует новый аппарат как "довольно стройную систему управления страной, представлявшую собой сложный государственный механизм, все составные части которого были тщательно продуманы и находились как в центре, так и на местах в соподчинении друг с другом и во взаимодействии".

Еще одним источником системы государственного управления Токугава можно считать китайскую систему государственного управления при династии Тан (618 - 907 гг.). Китай всегда и во многом был примером для подражания. Японцы заимствовали у Китая очень многое (иероглифы, литература, философия), однако, японцы не просто заимствовали что-либо, но во многом трансформировали заимствованное под свои условия и свой склад ума. Не избежала этого и система государственного управления. Была заимствована не столько система должностей, созданная для нужд государства VII - IX веков, и не отвечавшая нуждам Японии XVII века, сколько сами принципы формирования, основанные на догматах конфуцианства. Из китайской системы прямо были заимствованы государственный совет, совет министров, институт надзора и контроля работы государственной системы. Кроме того, из Китая был взят принцип регулярного перемещения чиновников с одной должности на другую. В Японии этот принцип нашел свое отражение в системе посменной службы (цукибансэй). Важнейшим принципом формирования государственного аппарата в Китае была система государственных экзаменов, то есть в принципе человек из любого сословия мог получить государственную должность, для этого нужно было пройти через систему экзаменов. Сёгуны Токугава также сделали попытку вести систему квалификационных экзаменов. Но в Японии эта система не получила широкого распространения в связи с особыми условиями исторического развития. Таким образом, государственная система Токугава обобщает опыт управления клановыми землями дома Токугава, а также опыт непосредственного предшественника Токугава - Тоётоми Хидэёси. Кроме того, основные принципы формирования государственного аппарата были заимствованы из танского Китая и, будучи трансформированы и творчески переработаны первыми сёгунами Токугава, составили основу для формирования достаточно стройной и эффективной системы.

Важной составляющей является формирование государственного аппарата, а именно  принципы его формирования, критерии отбора чиновников на государственные посты. Критерии отображены в «Стостатейных установлениях Токугава», которые по сути являются являются единственным источником. Одним из главных критериев отбора была принадлежность к дому Токугава. Дом Токугава состоял из трех старших ветвей: Таясу, Хитоцубаси, Киёмидзу; Овари, Кии и Мито (госанкэ) составляли младшую линию. Из этих шести домов избирался наследник на пост сёгуна, в случае, если прямой наследник отсутствовал или не соответствовал своему будущему статусу. Наиболее влиятельными людьми после сегуна были члены семьи Токугава и его старшие вассалы и коренных земель Микава. Практически на все посты в правительстве назначались даймё из числа старших вассалов и прямых вассалов сёгуна (хатамото). Таким образом, главным принципом формирования правительства был принцип родственной и вассальной близости дому Токугава. Однако, сам Иэясу рекомендовал не злоупотреблять этим принципом. Феодал мог занять пост в правительстве, если он в течение ряда лет выражал свою преданность правящему дому. При назначении на государственный пост учитывались и способности человека, хотя знатность и близость дому Токугава были определяющими. В этом состоит отличие Японии и Китая, где основополагающими были способности индивида. В сегунате Токугава государственные посты могли занять только лица, принадлежащие к самурайскому сословию, являющиеся либо родственниками, либо непосредственными вассалами дома Токугава. Вообще принадлежность к роду, фамилии в Японии была основополагающим фактором.

В «Стостатейный установлениях Токугава» приводится полная иерархия постов при дворе сегуна15. Переходя к характеристике государственного аппарата обязательно надо отметить, что высшая законодательная власть принадлежала сёгуну. Центральный и местный аппараты исполнительной и судебной власти- как же подчинялись сёгуну. Окончательное формирование государственного аппарата произошло при третьем сёгуне Токугава Иэмицу, тогда же произошло складывание кабинета бакуфу и определились окончательные обязанности чиновников.

 

Таким образом, сёгуны Токугава создали государственный аппарат, деятельность которого охватывала практически все слои населения от даймё до рядового крестьянина. Можно утверждать, что сёгунам Токугава удалось создать эффективную, хорошо сбалансированную систему, практически все посты в которой принадлежали родственникам и вассалам дома Токугава16. Об эффективности новой государственной системы говорит тот факт, что крупные даймё вводили в своих княжествах аналогичные системы управления и контроля за населением. Тем не менее, вряд ли представляется возможным назвать власть сёгуна в Японии абсолютной, так как земли даймё были ограждены значительными иммунитетными правами и имели свое самоуправление. Пока даймё не вступал в конфликт с сёгуном, последний не вмешивался во внутренние дела его владений.

 

Политика сегуната в отношении Императорского двора, феодальной аристократии и дворянства.

Токугава Иэясу разделил дворянство на несколько разрядов и категорий. «Кугэ» – аристократия при дворе императора в Киото составляла самый высокий разряд феодальной аристократии. Все остальные дворяне относились к категории военных домов (букэ), господствующего в стране класса военно-феодального дворянства. Буке делился на владетельных князей (даймё) и рядовых дворян (буси), не имевших, как правило, земельных владений.

Родовая знать была изолирована от участия в политической жизни Японии еще в XII веке, после установления первого сёгуната Муромати, к власти пришло военное сословие - буси и император утратил реальную власть. При сёгунате Токугава император и его придворные были вынуждены жить практически в полной изоляции в Киото. Здесь за ними непрерывно наблюдали специально назначенные чиновники, и их финансовые дела строго регулировались таким образом, чтобы лишить необходимых средств для объединения недовольных кланов под своим знаменем или субсидирования собственной независимой армии. Сыновья императоров, за исключением наследных принцев, обычно становились монахами и возглавляли тот или иной монастырь или храм. Это делалось по двум причинам - чтобы не разрасталась императорская семья, и чтобы ее члены не могли принимать какое-либо участие в политической жизни страны. Сёгунат вмешивался в вопросы престолонаследия, всячески стремился изолировать даймё от императорского двора, запретив им посещать Киото и т.д. Бюджет императорского двора утверждал лично сёгун. Личное имущество императора оценивалось в 10-30 тыс. коку.17 Весь двор, включая императорскую семью, получали на содержание 120-130 тыс. коку. Их материальное положение было сопоставимо с даймё среднего достатка. Причем сёгун мог как уменьшить, так и увеличить размеры владений и средств. О сложном, порой, материальном положении придворной аристократии, говорит тот факт, что многие из них были вынуждены заниматься побочными ремеслами такими как: изготовление игральных карт, переписывание старых рукописей, перепродажей секретов ремесла. Надо отметить что императорский двор располагал собственной административной организацией. Должности первого министра, левого и правого министров и других высших сановников составляли Императорский совет(бывший государственный), реальной властью не обладавший. Его полномочия ограничивались дворцовыми церемониями, религиозными и научно образовательными делами, в столице. В составе императорского (бывшего Государственного) совета были должности первого министра, левого и правого министров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов. Однако их роль ограничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-образовательными делами в столице.

Военно-феодальное дворянство

Высшим слоем даймё являлись «симпан», семьи связанные с домом сегуна родственными узами - Таясу, Хитоцубаси, Киёмидзу. Остальные, в зависимости от их участия в битве при Сэкигахара на стороне Токугава Иэясу или его противников, были поделены на три категории: госанкэ, фудай- даймё и тодзама- даймё.

Фудай - это прямые вассалы сёгуна, свыше 150 князей, связанных с Токугава еще до прихода его к власти. Из них составлялись высшие правительственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Тодзама-даймё были опальной группировкой высшего дворянства.80 феодальных князей, более богатых и сильных, чем фудай, и не уступавших по экономической силе сёгунскому дому, рассматривались Токугава как постоянные и опасные соперники. Тодзама не разрешалось занимать правительственные посты; в отдаленных районах Кюсю, Сикоку и юга Хонсю, где были расположены владения тодзама, правительство строило замки, передавало отдельные княжества центральной власти, чтобы затруднить создание коалиций против бакуфу.

Одним из инструментов давления на даймё являлась система санкин котай (заложничества). Эта система возникла еще в XV в., а официально введена третьим сёгуном Токугава Иэмицу в 1634 г. Токyгава в начале правления стремился заставить тодзама-дайме приезжать в Эдо, добиваясь демонстрации признания ими верховной власти дома Токугава. После 1634 г. условия усложнились - все князья были обязаны через год приезжать в столицу с семьей и свитой. По истечении года даймё возвращался в княжество, жена и дети оставались при дворе сегуна в качестве заложников. Неповиновение, попытка создания антиправительственной коалиции вызывали немедленные репрессии в отношении членов семьи даймё. Кроме того, санкин котай возлагала на князей и дополнительное финансовое бремя: постоянные переезды, жизнь в столице, строительство и содержание там собственных дворцов ослабляли княжество, одновременно обогащая и украшая Эдо.

Наряду с этими мерами сёгунат создавал новые репрессивные системы. Наиболее серьезно подрывающими мощь и влияние тодзама были конфискация и перераспределение земельных владений. Первое крупное вмешательство в систему земельных владений дайме Токугава Иэясу осуществил сразу же после охвата власти. С 1600 по 1602 г. были полностью конфискованы владения 72 даймё, 61 дайме были переведены из одного района в другой с увеличением владений. За двухлетний период больше половины княжеств Японии сменили своих владельцев. Эти мероприятия отразились не только на положении даймё - конфискация княжеского владении традиционно превращала его вассалов (буен) в ронинов (бродячих самураев), лишившихся и земельных владений, и жалованья рисом. Сотни тысяч самураев с семьями оказались жертвами борьбы Токугава за власть.

Несмотря на существовавший верховный контроль бакуфу, князь имел большую самостоятельность, особенно это касалось его взаимоотношений с представителями других социальных слоев - крестьян, горожан-торговцев и ремесленников18.

       Для регулирования жизни даймё был издан свод законов «Букё сёхато» («13 законов о военных домах), эти законы легли в основу системы наделов, являющейся в свою очередь основой сёгуната.  Законы были представлены отставным сёгуном Токугава Иэясу, в 1615 году перед собранием даймё, в замке Фусими. Официально изданы сыном Иэясу, Токугава Хидэтада а каждый последующий сёгун официально переиздавал их, всё более усиливая ограничения для даймё и сжимая в руках сёгуната всю полноту власти. Также следует отметить, что с течением времени правила, разработанные изначально, существенно изменились.

Указы 1615 года содержат основное ядро философии сёгуната касательно самурайского кодекса поведения. Похожая политика существовала применительно к низшим сословиям  –эти законы в свою очередь также многократно переиздавались и укреплялись в течение всего периода Эдо.

Законы, опубликованные в 1615 году

1. Потомок рода самураев  должен посвятить себя соответствующим  воинским искусствам, подобающим  аристократии – стрельбе из  лука, искусству фехтования, искусству  боя верхом и классической литературе.

2. Развлечения и приятные  занятия должны проходить в  разумных пределах и на них  не должно тратить чрезмерные  суммы.

3. Феодальный надел не  должен быть пристанищем беглецов  и бандитов.

4. Из доменов должны  изгоняться мятежники и убийцы.

5. Даймё не должны участвовать  в социальных взаимодействиях  с людьми – ни с простолюдинами, ни с самураями – из других  доменов.

6. Замки могут быть  отремонтированы, но об этом нужно  доложить сёгунату. Структурные  нововведения и расширения запрещены.

7. О формировании клики  или банды заговорщиков в соседних  областях необходимо сообщать  в сёгунат без промедления, равно  как и о расширении защитных  сооружений или количества военных  сил.

8. Браки между даймё  и лицами, облечёнными властью  или положением, не должны организовываться в частном порядке.

9. Даймё обязаны являться  в Эдо для службы сёгуну.

10. Соглашения касательно  формальной униформы должны поддерживаться.

11. Разнополые лица не  должны ездить в паланкине.

12. Самураи повсеместно  должны практиковать бережливость.

Информация о работе Эпоха Токугавы: Самоизоляция Японии и предпосылки разложения Абсолютизма