- Монополия государства
на использование всех средств
ведения вооружённой борьбы.
- Существование отработанной
системы всеобщего контроля за
поведение людей, системы насилия.
-Как общее для всех
тоталитарных режимов следует
отметить то, что они функционируют
в соответствии с принципом
– «запрещено всё кроме того, что
приказано властью». Таковы основные общие
черты тоталитарных режимов.
Вместе с тем есть и
специфические черты, позволяющие
выделить в данной группе несколько
разновидностей тоталитаризма. Это
коммунистический тоталитаризм, фашизм
и национал-социализм.
Поскольку конкретные условия
возникновения авторитарных режимов
различны, то необходимо выделить общие
черты, присущие всем авторитарным режимам
и специфические особенности, позволяющие
говорить о различных типах авторитаризма.
К общим чертам авторитарных
режимов относятся следующие:
- Отчуждение народа от
власти. Её носителем является
либо один человек, либо группа.
- Отсутствие единой идеологии.
- Опора на силу, достаточную,
чтобы в случае необходимости
заставить непокорных повиноваться.
- Монополизация политики.
- Отказ от полного тотального
контроля над обществом.
- Формирование правящей
элиты не демократическим путём,
а по средствам назначения
сверху.
Таковы
общие черты.
Однако эти режимы имеют
специфические черты, в соответствии
с которыми проводятся их дифференциация
и типология.
Типология авторитарных режимов.
- Военное правление. Власть
захватывают военные.
- Теократический, авторитарный
режим. Этот тип означает сосредоточение
политической власти в руках
фанатичного религиозного клана.
- Персонифицированный режим,
когда власть принадлежит политическому
лидеру без сильных институтов
власти.
- Монархические, авторитарные
режимы. Существуют в Иордании, Марокко,
Саудовской Аравии.
- Не авторитарные режимы
отличаются допущением массовых
партий, существованием аппозиции,
выборов.
- Раскрыта сущность концептуальных положений изучения формирования тоталитарных и авторитарных режимов в 9 и 11 классах, предлагаемых современными программами и учебниками по всеобщей истории.
- Выявлены актуальные идеи и подходы к изучению данной темы:
- Выработать у учащихся
исторический подход к изучению
темы, диалектическое понимание
многомерности и противоречивости
исторического процесса по изучению
политических режимов.
- Развивать умения всесторонне,
критически анализировать информацию
разнообразных источников знаний,
самостоятельно, творчески осмысливать
проблемы общественного развития
в прошлом и настоящем.
- Способствовать формированию
убеждений и целостных ориентаций
учащихся, воспитанию их в соответствии
с идеалами гуманизма, демократии,
патриотизма.
- Способствовать формированию
и развитию у учащихся целостного
миропонимания и современного
научного мировоззрения.
- Выявлена методика изучения данной темы:
- Принцип направленности
преподавания на попытку проникновения
учащихся вглубь явлений: на
раскрытие таких аспектов исторического
процесса как время, развитие.
- Развитие критического
мышления.
- Развитие творческого
мышления.
- Создание на уроке
атмосферы сотрудничества (важным
условие активизации учебной
деятельности является диалог, живой
обмен знаниями, суждениями, работа
учащихся в группах, забота
о культуре общения).
В рамках понимания гуманизации
образования, истории в числе предметов
школьного цикла нами был разработан конспект
урока изучения формирования тоталитарных
и авторитарных режимов в Европе на уроках
истории в школе. При этом были использована
урок – изучения нового материала. Урок
изучения нового материала способствует
приобретению таких навыков как: активное
слушание и коммуникация: умение выслушать
различные точки зрения, умение отстаивать
собственную позицию; критическое мышление
и прогнозирование - нахождение значимой
информации, критическая оценка доказательств,
осознание предубеждений и предвзятости;
навыки сотрудничества и позитивного
разрешения проблемы; навыки участия в
работе групп, решающих общественно значимые
проблемы. Основные приемы работы, использованные
при разработке урока – анализ исторического
материала, работа с таблицами, учебником,
дискуссия, решение проблемных задач,
составление хронологии. Именно эти формы
работы с учащимися, на наш взгляд, помогают
достичь всех целей, который ставятся
при изучении формирования тоталитарных
режимов в Евро
Примечания.
- Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе». М.,1972.
- Стражев А.И. «Методика преподавания истории».
- Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе».
- Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории в школе». М., 2002
- Вагин А. А, Спиранская Н.В. «Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. Пособие для учителя». M., 1959
- Васильева М.Н. «Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории в школе» М.,2001
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Теория и методика преподавания историй» М.,1999.
- Гор П.В. «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе» М.,1978
- Дайри Н.Г. «Современные требования к уроку истоки». М.,1978
- Студеникин. М. Т. «Методика преподавания истории в школе».
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. «Педагогика». М.,2002
- Пидкасистый П. И. «Педагогика». М., 2002.
- Подласый И. П. «Педагогика» М.,1996
- Программа под редакцией О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа.
- Программа под редакцией Н.В. Загладина.
- Программа под редакцией Л.Н. Алексашкиной.
- Программа под редакцией А.А. Улуняна
- Алексашкина Л.Н. Новейшая история: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2000.
- Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. Учебник для 9 класса. М.: 2004.
- Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2004.
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2008.
- Улунян А.А. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: 2008.
Литература.
- Источники: Хрестоматия по всеобщей истории. Т. 1. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. 927 с.
Литература.
- Алатри П. Происхождение фашизма: Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1961. 462 с.
- Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М.: Высшая школа, 1985. 279 с.
- Ватман А.Ю. Германия в XX веке. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. 402 с.
- Гарсио Х. Испания XX века. М.: Мысль, 1967. 288 с.
- Гозман Л. Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. Нева 1989. №7 40 с.
- История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). М.: Издательство МГУ ИНФРА, 2000. 504 с.
- Козьмин Е.А. Германович А.И. Германия: история и современность. М.: Высшая школа, 2006. 268 с.
- Рахшмир П.Ю. Новейшие концепции фашизма буржуазной историографии Запада. М.: 1979. 220 с.
- Розанов Г.Л. Германия по властью фашизма (1933-1939). М.: Издательство ИМО, 1961. 352 с.
- Тоталитаризм в Европе XX века. Из историй идеологий, движений и их преодоления. М.: 1996. 145 с.
- Тоталитаризм. Исторический опыт Восточной Европы. М.: 2002. 112 с.
- Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: Новая технология личностно – ориентированного исторического образования. Ростов – на – Дону.: Феникс, 2000. 156 с.
- Яковлев А.Н. Сумерки. М.: 2003. 145 с.
- Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1972.
- Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М., 1968.
- Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. M., 1959.
- Васильева М.Н. Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории в школе. М.,2001.
- Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М.,1978.
- Дайри H.T. Современные требования к уроку истории. М.,1978.
- Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.
- Короткова М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.
- Пидкасистый С.С. Педагогика. М., 2002.
- Подласый И. П. Педагогика. М.,1996.
- Сластенин В.Л. Педагогика. М.,2002
- Степанищев А. Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
- Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2000
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.,1984.
- Алексашкина Л.Н. Новейшая история: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2000. 335 с.
- Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. Учебник для 9 класса. М.: Русское слово 2004. 288 с.
- Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово 2004. 400 с.
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2008. 304 с.
- Улунян А.А. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение 2008. 287 с.
Приложение