Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.

Оглавление

Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.

Файлы: 1 файл

Диплом по методике А.К.В.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

- Монополия государства  на использование всех средств  ведения вооружённой борьбы.

- Существование отработанной  системы всеобщего контроля за  поведение людей, системы насилия.

-Как общее для всех  тоталитарных режимов следует  отметить то, что они функционируют  в соответствии с принципом  – «запрещено всё кроме того, что приказано властью». Таковы основные общие черты тоталитарных режимов.

Вместе с тем есть и  специфические черты, позволяющие  выделить в данной группе несколько  разновидностей тоталитаризма. Это  коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Поскольку конкретные условия  возникновения авторитарных режимов  различны, то необходимо выделить общие  черты, присущие всем авторитарным режимам  и специфические особенности, позволяющие  говорить о различных типах авторитаризма.

К общим чертам авторитарных режимов относятся следующие:

- Отчуждение народа от  власти. Её носителем является  либо один человек, либо группа.

- Отсутствие единой идеологии.

- Опора на силу, достаточную,  чтобы в случае необходимости  заставить непокорных повиноваться.

- Монополизация политики.

- Отказ от полного тотального  контроля над обществом.

- Формирование правящей  элиты не демократическим путём,  а по средствам назначения  сверху.

       Таковы  общие черты.

Однако эти режимы имеют  специфические черты, в соответствии с которыми проводятся их дифференциация и типология.

Типология авторитарных режимов.

- Военное правление. Власть  захватывают военные.

- Теократический, авторитарный  режим. Этот тип означает сосредоточение  политической власти в руках  фанатичного религиозного клана.

- Персонифицированный режим,  когда власть принадлежит политическому  лидеру без сильных институтов  власти.

- Монархические, авторитарные  режимы. Существуют в Иордании, Марокко,  Саудовской Аравии.

- Не авторитарные режимы  отличаются допущением массовых  партий, существованием аппозиции,  выборов.

  1. Раскрыта сущность концептуальных положений изучения формирования тоталитарных и авторитарных режимов в 9 и 11 классах, предлагаемых современными программами и учебниками по всеобщей истории.
  2. Выявлены актуальные идеи и подходы к изучению данной темы:

- Выработать у учащихся  исторический подход к изучению  темы, диалектическое понимание  многомерности и противоречивости  исторического процесса по изучению  политических режимов.

- Развивать умения всесторонне,  критически анализировать информацию  разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать  проблемы общественного развития  в прошлом и настоящем.

- Способствовать формированию  убеждений и целостных ориентаций  учащихся, воспитанию их в соответствии  с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

- Способствовать формированию  и развитию у учащихся целостного  миропонимания и современного  научного мировоззрения.

  1. Выявлена методика изучения данной темы:

- Принцип направленности  преподавания на попытку проникновения  учащихся вглубь явлений: на  раскрытие таких аспектов исторического  процесса как время, развитие.

- Развитие критического  мышления.

- Развитие творческого  мышления.

- Создание на уроке  атмосферы сотрудничества (важным  условие активизации учебной  деятельности является диалог, живой  обмен знаниями, суждениями, работа  учащихся в группах, забота  о культуре общения).

В рамках понимания гуманизации образования, истории в числе предметов школьного цикла нами был разработан конспект урока изучения формирования тоталитарных и авторитарных режимов в Европе на уроках истории в школе. При этом были использована  урок – изучения нового материала. Урок изучения нового материала способствует приобретению таких навыков как: активное слушание и коммуникация: умение выслушать различные точки зрения, умение отстаивать собственную позицию; критическое мышление и прогнозирование - нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств, осознание предубеждений и предвзятости; навыки сотрудничества и позитивного разрешения проблемы; навыки участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы. Основные приемы работы, использованные при разработке урока – анализ исторического материала, работа с таблицами, учебником, дискуссия, решение проблемных задач, составление хронологии. Именно эти формы работы с учащимися, на наш взгляд, помогают достичь всех целей, который ставятся при изучении формирования тоталитарных режимов в Евро

 

 

 

                                Примечания.

 

  1. Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе». М.,1972.
  2. Стражев А.И. «Методика преподавания истории».
  3. Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе».
  4. Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории в школе». М., 2002
  5. Вагин А. А, Спиранская Н.В. «Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. Пособие для учителя». M., 1959
  6. Васильева М.Н. «Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории в школе» М.,2001
  7. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Теория и методика преподавания историй» М.,1999.
  8. Гор П.В. «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе» М.,1978
  9. Дайри Н.Г. «Современные требования к уроку истоки». М.,1978
  10. Студеникин. М. Т. «Методика преподавания истории в школе».
  11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. «Педагогика». М.,2002
  12. Пидкасистый П. И. «Педагогика». М., 2002.
  13. Подласый И. П. «Педагогика» М.,1996
  14. Программа под редакцией О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа.
  15. Программа под редакцией Н.В. Загладина.
  16. Программа под редакцией Л.Н. Алексашкиной.
  17. Программа под редакцией А.А. Улуняна
  18. Алексашкина Л.Н. Новейшая история: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2000.
  19. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. Учебник для 9 класса. М.: 2004.
  20. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2004.
  21. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2008.
  22. Улунян А.А. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература.

  1. Источники: Хрестоматия по всеобщей истории. Т. 1. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. 927 с.

Литература.

  1. Алатри П. Происхождение фашизма: Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1961. 462 с.
  2. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М.:  Высшая школа, 1985. 279 с.
  3. Ватман А.Ю. Германия в XX веке. М.:  Российская политическая энциклопедия, 2000. 402 с.
  4. Гарсио Х. Испания XX века. М.:  Мысль, 1967. 288 с.
  5. Гозман Л. Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. Нева 1989. №7 40 с.
  6. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). М.: Издательство МГУ ИНФРА, 2000. 504 с.
  7. Козьмин Е.А. Германович А.И. Германия: история и современность. М.: Высшая школа, 2006. 268 с.
  8. Рахшмир П.Ю. Новейшие концепции фашизма буржуазной историографии Запада. М.: 1979. 220 с.
  9. Розанов Г.Л. Германия по властью фашизма (1933-1939). М.: Издательство ИМО, 1961. 352 с.
  10. Тоталитаризм в Европе XX века. Из историй идеологий, движений и их преодоления. М.:  1996. 145 с.
  11. Тоталитаризм. Исторический опыт Восточной Европы. М.: 2002. 112 с.
  12. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: Новая технология личностно – ориентированного исторического образования. Ростов – на – Дону.: Феникс, 2000. 156 с.
  13. Яковлев А.Н. Сумерки. М.: 2003. 145 с.
  14. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.,1972.
  15. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М., 1968.
  16. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. M., 1959.
  17. Васильева М.Н. Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории в школе. М.,2001.
  18. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М.,1978.
  19. Дайри H.T. Современные требования к уроку истории. М.,1978.
  20. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.
  21. Короткова М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.
  22. Пидкасистый С.С. Педагогика. М., 2002.
  23. Подласый И. П. Педагогика. М.,1996.
  24. Сластенин В.Л. Педагогика. М.,2002
  25. Степанищев А. Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
  26. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2000
  27. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.,1984.
  28. Алексашкина Л.Н. Новейшая история: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2000. 335 с.
  29. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. Учебник для 9 класса. М.: Русское слово 2004. 288 с.
  30. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово 2004. 400 с.
  31. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2008. 304 с.
  32. Улунян А.А. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение 2008. 287 с.

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе