Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа
Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.
Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.
Приметой обновления содержания школьного исторического образования
стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы в изучении прошлого, с другой — педагогический ответ на возникшие разнообразные типы учебных заведений — лицеи, гимназии колледжи. Такое педагогическое разнообразие предполагает от учителя использование самых разнообразных типов и видов уроков.
Глава 3. Методическая разработка конспекта урока.
Тема урока: Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Западной Европы.
Методический замысел урока.
Урок проводится, как урок
изучения нового материала. Базовыми знаниями
теоретического и фактического материала
по указанной теме учащимся предстоит
овладеть, поэтому основное направление
деятельности учителя – подготовить
условия для аналитических
После каждого блока нового фактического материала , учащимся даётся возможность его самостоятельного осмысления с целью формулировки выводов в конце урока.
Проблемы, предлагаемые учащимся для размышления, позволяют не только дать оценку событиям, происходящим в Европе в 30-е годы, но и способствовать ориентации школьников на неприятие любых форм тоталитаризма.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: интегрированный урок – размышление.
Цели урока:
- Показать связь между внутриполитическим состоянием общества и распространением идеологии тоталитаризма.
- Выявить особенности фашистских режимов в Италии, Германии и Испании.
- Способствовать ориентации школьников на неприятие любых форм тоталитаризма.
- Способствовать развитию познавательных умений, умение сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия.
- Развитие способности к сопереживанию и состраданию людям, попавшим в условия исторической эпохи, полностью обесценившей ценность человеческой жизни.
Формы организации учебной деятельности:
- Индивидуальная.
- Групповая.
- Фронтальная.
Методы обучения:
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Оценка исторических процессов, событий, явлений.
- Персонифицирующий (биографический).
Технологии обучения:
- Информационно-
- Проблемное обучение.
- Критического мышления и сотрудничества.
Приёмы деятельности учителя:
- Эвристическая беседа.
- Фронтальная беседа.
- Обобщающая беседа.
- Образное повествование.
Оборудование занятия: доска, мел, указка, учебник, тетрадь, портреты, схема типов политических режимов, карты «Европа после Первой мировой войны (1918-1923)», «Италия после Первой мировой войны».
Литература:
Эпиграф к уроку: Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в прицепе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть. Н. Бердяев
Ход урока.
На доске вывешиваются карты «Европа после Первой мировой войны (1918-1923)», «Италия после Первой мировой войны», портреты, схема типов политических режимов. В ходе объяснения учитель обращается к картам, портретам и схеме.
- Италия. Лекционное слово учителя. Показывается карта Италии.
-На предыдущих уроках мы узнали о возможностях борьбы с кризисными явлениями в экономики в рамках сохранения демократических прав и свобод. Примером тому стали США, Франция, Великобритания. Но на ряду с таким способом выхода из кризиса существовал и другой – усиление государственного регулирования через формирования тоталитарных фашистских режимов.
- Появление в межвоенный период группы фашистских государств, где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения и утверждался с соблюдением поначалу легальных форм коалиционного правительства.
- Для чего утверждались тоталитарные и авторитарные режимы в 20-30-е годы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи, предотвращения угрозы революции, создание нового социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии. Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии и ряда других стран с профашистскими, авторитарными режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась не способной предотвратить победу тоталитаризма.
- Среди Европейских держав фашистский режим установился раньше всего в Италии. Большинство населения страны было разочарованно условиями послевоенного мира. В 1919-1920-х годах прошли сильные волнения и беспорядки. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали земли. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.
Законодательная власть в
годы войны была ослаблена, парламент
собирался редко и фактически
передоверил правительству
Слабостью власти воспользовалась созданная в марте 1919 года фашистская партия. 30 тысяч фашистских молодчиков совершили «поход на Рим» из Неаполя, намериваясь захватить контроль над муниципалитетом, как это уже имело место в ряде других северных городов. Премьер министр предложил королю подписать указ о чрезвычайном положении, но король Виктор Эммануил отказался и 29 октября 1922 года поручил Б. Муссолини(картинка с изображением Муссолини), лидеру парламентской фракции фашистской партии, насчитывающий всего 35 депутатов, сформировать правительство.
- Самостоятельная работа учащихся. Класс формируется на 4 группы по 5 человек. Прочитать пункты учебника: «Установление фашистского тоталитарного режима» и «Создание корпоративной системы». Каждой группе даётся задание и после обсуждения они отвечают на поставленные вопросы, которые характеризуют признаки тоталитаризма в Италии. На основании ответов, которые сформулировали учащиеся, заполняется таблица «Признаки тоталитаризма в Италии».
Задание.
1 группа. Слияние партийного и государственного аппарата. Диктатура официальной идеологии.
2 группа. Уничтожение не
согласных. Контроль над
3 группа. Организованный террор. Слияние партийного и государственного аппарата.
На проекционном экране показывается таблица, которая совместно с учащимися заполняется.
Таблица «Признаки тоталитаризма в Италии».
Слияние партийного и государственного аппарата |
Уничтожение не согласных |
Организованный террор |
Контроль над экономической жизнью |
Диктатура официальной идеологии. |
Формирование правительства Муссолини. Функции парламента получает большой фашистский совет. Все государственные должности занимают только члены фашистской партии. |
Убийство лидеров социалистов Маттеоти. Расправа над Антонио Грамши – одним из основателей Итальянской коммунистической партии. Созданы концентрационные лагеря на о.Липари. |
Организованный террор против
своих противников с |
Регулированием экономики
занимается партийно-бюрократический
аппарат министерств. Создание корпоративных
объединений трудящихся и предпринимателей.
Важнейшая функция |
Распущенны все политические
партии. Права и свободы |
Учитель далее продолжает рассказ «Особенности фашизма»
На проекционном экране написаны основные признаки тоталитаризма. Учащимся предлагается записать их в тетрадь (приложение).
Учитель задаёт вопрос,: какой вывод мы можем с вами сделать, изучив экономическое и политическое развитие Италии в 20-30-е годы XX века?
Вывод: В 1924-26 годах при бесправной монархии сформировалась своеобразная тоталитарная диктатура фашистской партии во главе с Муссолини.
2. Испания. Показывается карта Европы после Первой мировой войны.
Испания оказалась страной, где впервые произошло открытое вооружённое столкновение демократических сил с реакционным фашистским движением.
Бедная страна со слабой
промышленностью и нищей
Учитель, опираясь на схему «Раскол в испанском обществе» продолжает объяснение.
На проекционном экране появляется схема «Раскол в испанском обществе».
Левый лагерь |
Правый лагерь | |||
1 |
2 |
3 | ||
Испанская социалистическая
рабочая партия. Коммунистическая партия
Испании. Социалистическая партия Каталонии,
ряд профсоюзов. Установление государственного
социализма с обобществлением |
Национальная конфедерация труда. Частично либералы.
Самоуправленческий социализм, передача предприятий низовым, трудовым коллективам.
Социальная революция (опыт СССР). |
Коалиция правых и консерваторов. Фашистские организации – испанская фаланга
Культ насилия, вождизм, антимарксизм, антидемократизм.
Военный переворот (перенимание опыта итальянского и немецкого фашизма). |
Самостоятельная работа учащихся.
Класс формируется на 4 группы
по 5 человек. Почитать пункты учебника
«Гражданская война 1936-39 года. Испанский
фашизм. Особенности Франкизма".(
Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе