Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.

Оглавление

Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.

Файлы: 1 файл

Диплом по методике А.К.В.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

Приметой обновления  содержания  школьного  исторического  образования

стало появление многообразия альтернативных программ. С одной  стороны,  это своеобразная  научно-методическая  реакция  на  новые  подходы  в   изучении прошлого, с другой — педагогический ответ на  возникшие  разнообразные  типы учебных  заведений  —  лицеи,  гимназии колледжи.   Такое   педагогическое разнообразие  предполагает  от  учителя использование самых разнообразных типов и видов уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методическая разработка конспекта урока.

Тема урока: Формирование тоталитарных и авторитарных режимов  в странах Западной Европы.

Методический замысел  урока.

Урок проводится, как урок изучения нового материала. Базовыми знаниями теоретического и фактического материала  по указанной теме учащимся предстоит  овладеть, поэтому основное направление  деятельности учителя – подготовить  условия для аналитических размышлений  учащихся по формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах  Европы, как пути выхода из экономического кризиса, выявить особенности тоталитарных режимов в Италии, Германии и Испании. Используя имеющиеся знания, а  также новый фактический материал, расширяющий представления учащихся о возникновении и установлении фашистских режимов в 30-е годы в  странах Европы, биографические данные лидеров фашистского движения, учащиеся способны более глубоко прочувствовать трагизм происходящих в странах  Европы событий и дать им более  объективные оценки.

После каждого блока нового фактического материала , учащимся даётся возможность его самостоятельного осмысления с целью формулировки выводов в конце урока.

Проблемы, предлагаемые учащимся для размышления, позволяют не только дать оценку событиям, происходящим в  Европе в 30-е годы, но и способствовать ориентации школьников на неприятие  любых форм тоталитаризма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: интегрированный  урок – размышление.

Цели урока:

- Показать связь между внутриполитическим состоянием общества и распространением идеологии тоталитаризма.

- Выявить особенности фашистских режимов в Италии, Германии и Испании.

- Способствовать ориентации школьников на неприятие  любых форм тоталитаризма.

- Способствовать развитию познавательных умений, умение сравнивать исторические факты, определять в них общее и различия.

-  Развитие способности к сопереживанию и состраданию людям, попавшим в условия исторической эпохи, полностью обесценившей ценность человеческой жизни.

Формы организации учебной  деятельности:

- Индивидуальная.

- Групповая.

- Фронтальная.

Методы обучения:

- Частично-поисковый.

- Исследовательский.

- Оценка исторических процессов, событий, явлений.

- Персонифицирующий (биографический).

Технологии обучения:

- Информационно-коммуникационные.

- Проблемное обучение.

- Критического мышления и сотрудничества.

Приёмы деятельности учителя:

- Эвристическая беседа.

- Фронтальная беседа.

- Обобщающая беседа.

- Образное повествование.

Оборудование занятия: доска, мел, указка, учебник, тетрадь, портреты, схема типов политических режимов, карты «Европа после Первой мировой войны (1918-1923)», «Италия после Первой мировой войны».

 

 

Литература:

  1. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2008.
  2. Новейшая история зарубежных стран 20- начало 21 века.9 класс. Поурочные планы по учебнику Сороко-Цюпа О.С. Волгоград «Учитель» 2008г.
  3. Новейшая история зарубежных стран 20- начало 21 века: Методические рекомендации: пособие для учителя. А.О. Сороко – Цюпа, О.Ю. Стрелова. - М: Просвещение 2004г

Эпиграф к уроку: Когда  могущество государства и нации  объявляется большей ценностью, чем человек, то в прицепе война  уже объявлена, всё для неё  уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может  возникнуть. Н. Бердяев

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

На доске вывешиваются карты «Европа после Первой мировой войны (1918-1923)», «Италия после Первой мировой войны», портреты, схема типов политических режимов. В ходе объяснения учитель обращается к картам, портретам и схеме.

- Италия. Лекционное слово учителя. Показывается карта Италии.

-На предыдущих уроках мы узнали о возможностях борьбы с кризисными явлениями в экономики в рамках сохранения демократических прав и свобод. Примером тому стали США, Франция, Великобритания. Но на ряду с таким способом выхода из кризиса существовал и другой – усиление государственного регулирования через формирования тоталитарных фашистских режимов.

- Появление в межвоенный период группы фашистских государств, где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения и утверждался с соблюдением поначалу легальных форм коалиционного правительства.

- Для чего утверждались тоталитарные и авторитарные режимы в 20-30-е годы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи, предотвращения угрозы революции, создание нового социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии. Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии и ряда других стран с профашистскими, авторитарными режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась не способной предотвратить победу тоталитаризма.

- Среди Европейских держав фашистский режим установился раньше всего в Италии. Большинство населения страны было разочарованно условиями послевоенного мира. В 1919-1920-х годах прошли сильные волнения и беспорядки. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали земли. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.

Законодательная власть в  годы войны была ослаблена, парламент  собирался редко и фактически передоверил правительству принятие законодательных решений.

Слабостью власти воспользовалась  созданная в марте 1919 года фашистская партия. 30 тысяч фашистских молодчиков совершили «поход на Рим» из Неаполя, намериваясь захватить контроль над муниципалитетом, как это  уже имело место в ряде других северных городов. Премьер министр  предложил королю подписать указ о чрезвычайном положении, но король Виктор Эммануил отказался и 29 октября 1922 года поручил Б. Муссолини(картинка с изображением Муссолини), лидеру парламентской фракции фашистской партии, насчитывающий всего 35 депутатов, сформировать правительство.

- Самостоятельная работа учащихся. Класс формируется на 4 группы по 5 человек. Прочитать пункты учебника: «Установление фашистского тоталитарного режима» и «Создание корпоративной системы». Каждой группе даётся задание и после обсуждения они отвечают на поставленные вопросы, которые характеризуют признаки тоталитаризма в Италии. На основании ответов, которые сформулировали учащиеся,  заполняется таблица «Признаки тоталитаризма в Италии».

Задание.

1 группа. Слияние партийного  и государственного аппарата. Диктатура  официальной идеологии.

2 группа. Уничтожение не  согласных. Контроль над экономической  жизнью.

3 группа. Организованный  террор. Слияние партийного и  государственного аппарата.

На проекционном экране показывается таблица, которая совместно с  учащимися заполняется.

Таблица «Признаки тоталитаризма  в Италии».

Слияние партийного и государственного аппарата

Уничтожение не согласных

Организованный террор

Контроль над экономической  жизнью

Диктатура официальной идеологии.

Формирование правительства  Муссолини. Функции парламента получает большой фашистский совет. Все государственные  должности занимают только члены  фашистской партии.

Убийство лидеров социалистов  Маттеоти. Расправа над Антонио Грамши – одним из основателей Итальянской коммунистической партии. Созданы концентрационные лагеря на о.Липари.

Организованный террор против своих противников с использованием военизированных отрядов.

Регулированием экономики  занимается партийно-бюрократический  аппарат министерств. Создание корпоративных  объединений трудящихся и предпринимателей. Важнейшая функция корпоративной  системы контроль над деятельностью  предприятий и урегулирование социальных отношений.

Распущенны все политические партии. Права и свободы истолковывались  как полная преданность режиму и  дуче (Муссолини)


 

Учитель далее продолжает рассказ «Особенности фашизма»

На проекционном экране написаны основные признаки тоталитаризма. Учащимся предлагается записать их в тетрадь (приложение).

  • Господство одной партии.
  • Ликвидация демократических свобод.
  • Слияние государственного и партийного аппаратов.
  • Организованный террор, уничтожение не согласных.
  • Диктатура официальной идеологии.

Учитель задаёт вопрос,: какой вывод мы можем с вами сделать, изучив экономическое и политическое развитие Италии в 20-30-е годы XX века?

Вывод: В 1924-26 годах при  бесправной монархии сформировалась своеобразная тоталитарная диктатура фашистской партии во главе с Муссолини.

 

2. Испания. Показывается  карта Европы после Первой мировой войны.

  1. Вводное слово учителя по теме.

Испания оказалась страной, где впервые произошло открытое вооружённое столкновение демократических  сил с реакционным фашистским движением.

Бедная страна со слабой промышленностью и нищей деревней тяжело переживала мировой экономический  кризис 1929-1933 годов. Росло недовольство во всех слоях общества. 12 декабря 1931 года на муниципальных выборах победили республиканцы, и это знаменовало  начало революции. Конституция 1931 года провозгласила Испанию демократической  республикой. Однако революция оказалась незавершённой. Социальные конфликты нарастали. Общество раскололось на два лагеря.

Учитель, опираясь на схему  «Раскол в испанском обществе»  продолжает объяснение.

На проекционном экране появляется схема «Раскол в испанском  обществе».

Левый лагерь

Правый лагерь

         1

              2

                        3

Испанская социалистическая рабочая партия. Коммунистическая партия Испании. Социалистическая партия Каталонии, ряд профсоюзов. Установление государственного социализма с обобществлением собственности, централизованным государственным  управлением и распределением. Социальная революция ( СССР).

 

Национальная конфедерация труда. Частично либералы.

 

 

 

 

 

Самоуправленческий социализм, передача предприятий низовым, трудовым коллективам.

 

 

 

 

 

Социальная революция (опыт СССР).

Коалиция правых и консерваторов. Фашистские организации – испанская  фаланга

 

 

 

 

Культ насилия, вождизм, антимарксизм, антидемократизм.

 

 

 

 

Военный переворот (перенимание  опыта итальянского и немецкого  фашизма).


Самостоятельная работа учащихся.

Класс формируется на 4 группы по 5 человек. Почитать пункты учебника «Гражданская война 1936-39 года. Испанский  фашизм. Особенности Франкизма".(предварительный показ картинки с изображением Франко) Каждая группа получает задание. 2, 3, 4 группы после обсуждения поставленных вопросов характеризуют признаки авторитарного режима в Испании, и заполняется таблица «Признаки авторитаризма в Испании».

Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе