Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа
Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.
Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.
Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.
Введение
В настоящее время главное стратегическое направление развитие системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно ориентированного обучения. Совершенствование преподавания истории в школе предполагает усиление нравственного, патриотического воздействия на школьника, воспитание самосознания и самостоятельности учащихся. Поиск условий для актуализации процессов саморазвития личности является одной из актуальных задач современной психолого-педагогической науки.
XX век одарил человечество
значительным расширением
Человечество знает немало исторических и регионально-культурных форм, как демократии, так и диктатуры – их можно обнаружить во всех эпохах и цивилизациях. До самых последних лет большая часть человечества жила в условиях диктаторского контроля, которому противостоял демократический правовой порядок.
Изучение общих черт тоталитарных и авторитарных политических режимов и особенностей, различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условий и путей возникновения тоталитарных режимов, принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили прогресс экономического и социального развития в странах, где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало много учёных – политологов, экономистов, историков, психологов. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма и авторитаризма многообразны и проистекают из разных сфер общественной жизни: хозяйственной, политической, социальной. В их основе – мировоззренческие предпосылки и психологические факторы, все указанные выводы и определили мой выбор в написании данной темы. Объект исследования в нашей дипломной работе – изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов в Европе на уроках истории
Предмет исследования - методика изучения формирования тоталитарных и авторитарных режимов.
Цель исследования - изучение
тоталитарных и авторитарных режимов
в школе с помощью классно-
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.
- проанализировать систему специфических приёмов работы, предлагаемые современными методистами в рамках классно-урочной формы обучения.
- разработать конспект
урока по «Изучению
В работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и систематизация исторической и методической литературы, методы работы в группах при обсуждении данной проблемы, использование и составление таблиц по данной теме. Документы, включенные в учебную деятельность школьников, часто производит на них большое впечатление, позволяют почувствовать «пульс» времени, его колорит, при этом документальная информация обычно хорошо запоминается и поэтому часто выступает в качестве опоры при изучении материала в целом.
Еще в 1863 году профессор
М.М.Стасюлевич высказал мысль,
Ученые и методисты (М.Н.Коваленский, А.Ф.Гартвич, Н.А.Рожков) стали призывать к организации лабораторных занятий по истории – самостоятельных занятий учащихся на основе исторических документов. Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.
Однако большинство
методистов все же считали,
что нежелательно строить все
занятия в школе на изучении
только документов. Исторические
документы следует привлекать
лишь как вспомогательное
Для ответа на поставленные задачи и выработки своей позиции к подходам решения проблемы обучения при проведении исследования использовалась разнообразная методическая литература.
Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе»1. Книга представляет собой продолжение и завершение «Методики преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока.», вышедшей в 1968 г. В книге учение о методах получает дальнейшее развитие применительно к конкретному содержанию школьного курса истории его важнейшим проблемам.
Стражев А.И. «Методика преподавания истории»2.В основу этой книги легли опубликованные работы Стражева, стенограммы его лекций по курсу методики истории, оставшиеся рукописи глав учебника методики и другие материалы.
Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе»3. В учебнике содержится теоретический и практический материалы, раскрывается методика деятельности школьного учителя на основе внедрения в практику богатого опыта преподавания истории предыдущих лет. Даны конкретные рекомендации по проведению школьных семинаров, зачетов, итоговых занятий.
Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории в школе»4. Пособие содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории.
Вагин А. А, Спиранская Н.В. «Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. Пособие для учителя»5 перечислены основные проблемные ситуации и раскрыта методика, приемы и способы решения задач обучения. Многие из которых наиболее часто и вполне успешно применяются в практическом опыте.
Васильеа М.Н. «Нетрадиционные формы уроков. Преподавание истории в школе»6 - обобщен современный опыт учителей-предметников, дается классификация уроков нетрадиционного вида и обозначена особая важность и ценность таких форм для педагогической практики.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Теория и методика преподавания историй»7 В учебнике представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы истории образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приёмов и форм организации учебного процесса.
В работе Петра Васильевича Гора «Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе»8 очень подробно описаны различные приемы и средства наглядного изучения внешних сторон исторических фактов и формирования наглядных исторических представлений, сущности исторических фактов, их локальных и временных связей, причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития. Таким образом, он отдельно рассматривает приемы и средства наглядного изучения различных по характеру исторических фактов. Основное содержание книги представляет собой результат теоретического исследования, хотя в целом она написана как методическое пособие для учителя.
Дайри Н.Г. «Современные требования к уроку истоки»9. В книге на основе теории методики и обобщения передового опыта учителей раскрываются научные основы урока, на конкретных примерах рассматриваются наиболее сложные вопросы методики преподавания истории. Автор приводит многочисленные рекомендации по организации урока, показывает, как строить урок, на что делать упор при определении содержания. Пособие поможет учителю подготовить и провести урок истории.
Студеникин. М. Т. «Методика преподавания истории в школе»10. В учебнике содержатся теоретические и практические материалы, раскрывается методика детей школьного учителя на основе внедрения в практику богатого опыта преподавания истории предыдущих лет: блочная система обучения, обучение с применением схематичной наглядности и познавательных игр; индивидуальная, групповая и фронтовая работа учеников класса. Даны конкретные рекомендации по подготовке докладов и рефератов, проведению школьных лекций, семинаров, зачётов, повторительно - обобщающих и итоговых занятий.
Теперь дадим анализ педагогической литературе, которая использовалась при проведении исследования:
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. «Педагогика»11. Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования. В пособии освещены вопросы, касающиеся не только теории обучения, но и теории воспитания и многие другие темы, предназначенные как для моно -, так и для многоуровневой подготовки специалистов в области образования.
Пидкасистый П. И. «Педагогика»12. В учебные пособия включены материалы не только школьной, но и вузовской дидактики, что расширяет возможности свободы выбора студентами вариантов формирования профессионализма на разных уровнях педагогической самоподготовки. При изложении концепций, теоретический раздел авторов здесь допускается широкий спектр плюралистических подходов к их восприятию и пониманию. При раскрытии проблем обучения и воспитания используются идеи наук, сопредельных с педагогикой, а также передовой педагогический опыт.
Подласый И. П. «Педагогика»13. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта. Рассматриваются принципы организаций педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы деятельности педагога.
А также другие пособия и учебники, написанные учеными и методистами- практиками Плоткиным Г.М. , Бахтиной О.И. , Боголюбовой Н.К. , Ворожейкиной Н.И. и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав подразделяющихся на параграфы, заключения, приложений, списка используемой литературы, примечаний.
Глава 1. Система работы по изучению тоталитаризма и авторитаризма в школе.
Методы изучения темы «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Западной Европы» предполагает реализацию все методик. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по курсу «Новейшая история зарубежных стран XX века» включает раздел темы по изучению возникновения тоталитаризма и авторитаризма в странах Западной Европы. По стандарту основного общего образования и стандарту среднего (полного) общего образования (как на базовом, так и на профильном уровнях).
1.2. Анализ программ.
Изучение темы «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Западной Европы в 20-30е годы XX века предусматривает следующие программы по новейшей истории:
Рассмотрим содержание разделов программ, посвящённых данной теме для 9 классов:
Программа под редакцией О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа14 включает в себя:
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Западной Европы как путь выхода из экономического кризиса, решение социальных проблем и реализации внешней экспансии.
Италия в 1920-1930 годах. Политические
и социально-экономические
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима. Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930 годах.
Испания в годы мирового
экономического кризиса. Революция 1931
года и свержение монархии. Глубокий
раскол в испанском обществе: левый
и правый лагерь. Непримиримые противоречия
среди левых сил. Народный Фронт.
Гражданская война в Испании 1936-1939
годы. Предпосылки образования
Программа под редакцией Н.В. Загладина15:
Фашизм в Германии: путь к власти. Военизированные отряды СС, создание тайной полиции СС. Выборы в рейхстаг, создание концентрационных лагерей. Геббельс министр пропаганды, прудовой фронт, штурмовые отряды. Автаркия. Расовая теория фашизма основа национальной политики. Ариизация экономики. Милитаризация экономики подготовка к войне.
Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе