Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.

Оглавление

Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.

Файлы: 1 файл

Диплом по методике А.К.В.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

1 группа. Составить хронологию  Гражданской войны 1936-1939 годов.

2 группа. Слияние партийного  и государственного аппарата. Уничтожение  не согласных.

3 группа. Организованный  террор. Контроль над экономической  жизнью.

4 группа. Диктатура официальной  идеологии. Организованный террор.

Таблица «Признаки авторитаризма  в Испании»

Слияние партийного и государственного аппарата

Уничтожение не согласных

Организованный террор

Контроль над экономической  жизнью

Диктатура официальной идеологии.

22 сентября 1936 года Франко  получил пост главнокомандующего  и звание генералиссимуса, 1 октября  стал главой правительства.

1939 год декрет, по которому  преследованию подлежали все  участники демократического движения  в Испании, создание концлагерей.

Организованный террор против своих противников с использованием, не прикрытым насилием террором над  обществом.

Государственная структура  включала систему синдикатов. В Испании  корпорации назывались вертикальными  синдикатами, во главе синдикатов ставились  фалангисты. В области экономической  политики: самообеспечение. Автаркия.

Франко воспринял идеологию  испанской фаланги, с её социальной демагогией, обещаниями преобразований. Франко вернул церкви многие привилегии, издал указ о жестком контроле над прессой.


 

Хронология гражданской  войны.

  1. Победа Народного фронта на выборах в феврале 1936 года побудила консервативные силы к организации заговора против республики.
  2. Центр заговора – консервативные области Испании и Марокко.
  3. Мятеж начался 17 июля 1936 года в Марокко.
  4. 18 июля 1936 года заговор охватил всю Испанию. Началась гражданская война.
  5. Правительство раздало оружие народу.
  6. Вооружённый народ на большей части разгромил мятежные части.
  7. При поддержке авиации Германии мятежникам и частям из Марокко удалось создать обширные плацдармы и двинуться на Мадрид.
  8. Создание республиканской регулярной армии.
  9. Интернациональная помощь добровольцев из СССР. Мадрид удалось отстоять.
  10. Правительству Ларго Кабальеро удалось сохранить блок Народного фронта и привлечь к сотрудничеству синдикалистов. Авторитарный республиканский режим.
  11. Усиление позиций коммунистов в правительстве.
  12. Борьба компартии за оттеснение политических соперников.
  13. Анархо-синдикалиские движения в Испании.
  14. Борьба различных партий внутри республиканской Испании.
  15. Гражданская война длилась три года и закончилась как столкновение двух испанских авторитарных режимов.
  16. 27 марта 1939 года в Испании установилась военно-авторитарная диктатура.

Учитель формулирует основные принципы авторитарного режима, которые  появляются на проекционном экране.

  1. Авторитаризм не обладает столь широкой развитой идеологией.
  2. Не стремится к физическому подавлению оппозиции.
  3. Не сводит на нет все демократические права и свободы, а ограничивает некоторые из них.

 Несмотря на ряд  отличий, режим, установившийся  в Испании, был фашистским, сопровождался  диктатурой и политическим террором.

 

3.Германия. Показывается  карта Европы после Первой мировой войны.

  1. Вводное слово учителя.

Становление тоталитарного  фашистского режима в ещё более  жёсткой форме произошло в  Германии.

Германия сильнее других европейских стран пострадала от «великой депрессии». Если в Англии, Франции и ряде других стран наступал после периода относительной  стабилизации, то в Германии, хозяйство  которой было подорвано колоссальными  военными расходами и тяжёлым  бременем репараций, экономика к  её началу только стала выправляться. Чувство обиды и унижения, сохранившейся  у миллиона немцев все последние  годы, дополнялось недовольством  политикой Веймарской республики, не способной навести порядок в  стране. В этой обстановке стало  расти популярность фашистской, так  называемой Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) во главе с Гитлером. Фашисты умело  играли на чувствах немцев, обещая им не только «расплатиться» за поражение в Первой мировой войне, но и создать «новый порядок» в мире. Главную роль при этом порядке, будет играть Германия, несправедливо обделённая «жизненным пространством». НСДАП объявила немцев «высшей расой», арийцами, наделенными правом управлять «низшими расами». В социальной сфере фашисты обещали немедленный выход из кризиса, ликвидацию безработицы, широкую национализацию и «справедливые» рабочие и аграрные законодательства.

Сообщение о Гитлере. Показываются слайды о Гитлере. (Приложение)

Учитель: Преградить дорогу националистам могли левые силы. Однако Лидеры СДПГ и КПГ недооценили  фашистскую угрозу и не смогли объединиться и дать отпор «коричневой чуме».

Самостоятельная работа учащихся. Прочитайте пункт «Пропаганда и  теория социал-социализма». После с ознакомлением пункта учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Имела ли влияние нацистская пропаганда на немецкое население до начала кризиса? (Не имела)
  2. Что происходило в 1925 году в Германии? (Создание Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП)).
  3. С какими призывами обратился Гитлер к народу? (немедленный выход из кризиса, ликвидацию безработицы, широкую национализацию и «справедливые» рабочие и аграрные законодательства).
  4. Назовите важнейшие направления нацистской пропаганды? (Национализм, пересмотр Версальского договора, социальную справедливость, ликвидацию нетрудовых договоров, революционные обновления общества, национализация трестов, ликвидация спекуляции и ростовщичества).
  5. На каких принципах основывалась идеология нацизма? (Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага).
  • Самостоятельная работа учащихся. Прочитайте пункты «Раскол левых сил; Установление тоталитарной диктатуры; Милитаризация экономики». И самостоятельно заполнить таблицу.

Признаки тоталитаризма  в Германии.

Слияние партийного и государственного аппарата

Уничтожение не согласных

Организованный террор

Контроль над экономической  жизнью

Диктатура официальной идеологии.

Закон о единстве партии и государства

Расправа над коммунистами. «Ночь длинных ножей», расправа над  Э. Тельманом. Поджёг рейхстага.

Создание тайной политической полиции (гестапо), «охранные отряды»  СС, «хрустальная ночь», Создание концентрационных лагерей.

Милитаризация экономики. Верховный  орган руководства – генеральный  совет немецкого хозяйства. Закон  об организации национального труда, организация «продовольственное сословие».

Запет всех партий, принцип  вождизма, требование публичного прославления, искоренение марксистского и  еврейского влияния.


 

Проверка таблицы.

Работа со схемой. На проекционном экране появляется схема «Внешняя политика Германии», на основании которой  учащиеся делают вывод о характере  внешней политики страны. (Захватнический, милитаристский).

Внешняя политика Германии.

Первый период 1933-1935 годы.

Второй период 1936-1939 годы.

Отмена всех ограничений  по Версальскому договору. Введена  всеобщая воинская повинность, сняты  ограничения на морские вооружения, создание тяжёлых вооружений, введение войск в рейнскую милитаризованную зону.

Аншлюс (присоединение) Австрии. Захват Судетской области в Чехословакии. Военная помощь фашистскому мятежу Франко в Испании.

                                1 сентября – начало Второй мировой войны.


 

Закрепление материала. На проекционном экране появляются тесты по теме «Тоталитаризм  в странах Европы».

  1. Укажите, в какой европейской стране зародился фашизм:

А) Германия; В) Испания;

Б) Португалия; Г) Италия.

2. Назовите признаки тоталитарных  и авторитарных режимов.

3. Гражданская война в  Испании закончилась:

А) Поражением республиканского правительства;

Б) Восстановлением монархии;

В) поражением сил возглавляемых  Франко.

4. Главная особенность  выхода Германии из экономического  кризиса:

А) Установление контроля над  деятельностью банковской системы;

Б) Милитаризация экономики;

В) Создание государственного сектора.

Вывод: В Германии в 30-е  годы XX века сложился новый государственно-партийный  аппарат тоталитарной диктатуры.

Подведение итогов. Выставление  оценок за урок.

Домашнее задание параграф 13-14. Рабочая тетрадь: задания № 1, 3, 5.

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной дипломной работе мы рассмотрели основные приемы и  формы работы, которые могут применяться  на уроках истории, на которых изучаются  формирования тоталитарных и авторитарных режимов в Европе.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам: на основе изучения исторических материалов выявлены основные признаки тоталитарных и авторитарных режимов. Поскольку  конкретные условия возникновения  тоталитарных и авторитарных режимов  различны, каждый из них имеет свои отличительные характеристики.

Настоящее воспитание историей заключается в предоставлении школьнику  реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций, в осознании сложности политических процессов в том числе сложности формирования политических режимов. Это осознание как нельзя лучше отвечает задачам гуманитарного образования. Кроме того, вопрос о формировании тоталитарных режимов в истории является действительно междисциплинарным, и изучается не только исторической наукой, но также философией, психологией, политологией и др.

Изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов на уроках истории, с одной стороны, дает ученику возможность для саморазвития и самовоспитания, помогает понять эпоху через призму политических событий, а в данном случи через изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов, а заодно лучше усвоить материал.

 Воспитание чувства  личной ответственности перед  обществом - важная функция преподавания  истории. Это чувство должно  быть связано с самоуважением  и пониманием своих возможностей. Человек сам является основой  своего материального, как и  всякого иного осуществляемого  им производства Важно показать  на историческом материале, что  субъект, заданны обстоятельствами, способен и должен уметь стать  над обстоятельствами, возвыситься  над ними и изменить их в  процессе своей деятельности.

Таким образом, в преподавании истории в школе имеет значение не только правильное истолкование формирования тоталитарных и авторитарных режимов в Европе, но и гуманистические ценности которые в дальнейшем приобрело человечество , поскольку изучение режимов в данном аспекте должно способствовать формированию исторически правильных взглядов на минувшие события в истории. Сопереживание и сострадание, если необходимо, тоже нужно на уроке. Надо разрушить стену равнодушия, обратится и к чувствам, побудить школьников пережить радости и горести, боль и отчаяние, довести до понимания того, что именно он, сегодняшний школьник и есть творец истории.

Изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов в истории зависит не только от сложившихся исторических обстоятельств, но и оттого, какое политическое и социальное положение занимает общество в государстве. В значительной мере это определяется и состоянием цивилизованности общества, политической культурой народа. Чем меньше развиты демократические институты, предполагающие универсальную избирательную систему, разделение законодательной, судебной и исполнительной властей; чем меньше политического плюрализма, т.е. наличия разных политических партий и движений; чем меньше свободы слова и свободы мысли; чем меньше возможностей контролировать деятельность политических и государственных руководителей, в том числе через средства массовой информации; чем ниже сознание и самосознание народа, проявляющего политический индифферентизм; чем меньше разработаны юридические законы, тем выше возможность возникновения таких режимов.

 

Так, для построения модели тоталитарного режима важно учесть следующие характерные признаки:

- Высокая концентрация  власти, гипертрофия руководящего  аппарата, её проникновение во  все стороны жизни общества.

- Для тоталитарных режимов  характерна однопартийность.

- Идеологизации всей жизни общества.

- Тоталитаризм характеризуется  монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации.

Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе