Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа
Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.
Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.
1 группа. Составить хронологию Гражданской войны 1936-1939 годов.
2 группа. Слияние партийного и государственного аппарата. Уничтожение не согласных.
3 группа. Организованный террор. Контроль над экономической жизнью.
4 группа. Диктатура официальной
идеологии. Организованный
Таблица «Признаки авторитаризма в Испании»
Слияние партийного и государственного аппарата |
Уничтожение не согласных |
Организованный террор |
Контроль над экономической жизнью |
Диктатура официальной идеологии. |
22 сентября 1936 года Франко
получил пост |
1939 год декрет, по которому
преследованию подлежали все
участники демократического |
Организованный террор против
своих противников с |
Государственная структура включала систему синдикатов. В Испании корпорации назывались вертикальными синдикатами, во главе синдикатов ставились фалангисты. В области экономической политики: самообеспечение. Автаркия. |
Франко воспринял идеологию испанской фаланги, с её социальной демагогией, обещаниями преобразований. Франко вернул церкви многие привилегии, издал указ о жестком контроле над прессой. |
Хронология гражданской войны.
Учитель формулирует основные принципы авторитарного режима, которые появляются на проекционном экране.
Несмотря на ряд
отличий, режим,
3.Германия. Показывается карта Европы после Первой мировой войны.
Становление тоталитарного фашистского режима в ещё более жёсткой форме произошло в Германии.
Германия сильнее других европейских стран пострадала от «великой депрессии». Если в Англии, Франции и ряде других стран наступал после периода относительной стабилизации, то в Германии, хозяйство которой было подорвано колоссальными военными расходами и тяжёлым бременем репараций, экономика к её началу только стала выправляться. Чувство обиды и унижения, сохранившейся у миллиона немцев все последние годы, дополнялось недовольством политикой Веймарской республики, не способной навести порядок в стране. В этой обстановке стало расти популярность фашистской, так называемой Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) во главе с Гитлером. Фашисты умело играли на чувствах немцев, обещая им не только «расплатиться» за поражение в Первой мировой войне, но и создать «новый порядок» в мире. Главную роль при этом порядке, будет играть Германия, несправедливо обделённая «жизненным пространством». НСДАП объявила немцев «высшей расой», арийцами, наделенными правом управлять «низшими расами». В социальной сфере фашисты обещали немедленный выход из кризиса, ликвидацию безработицы, широкую национализацию и «справедливые» рабочие и аграрные законодательства.
Сообщение о Гитлере. Показываются слайды о Гитлере. (Приложение)
Учитель: Преградить дорогу
националистам могли левые
Самостоятельная работа учащихся. Прочитайте пункт «Пропаганда и теория социал-социализма». После с ознакомлением пункта учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Признаки тоталитаризма в Германии.
Слияние партийного и государственного аппарата |
Уничтожение не согласных |
Организованный террор |
Контроль над экономической жизнью |
Диктатура официальной идеологии. |
Закон о единстве партии и государства |
Расправа над коммунистами. «Ночь длинных ножей», расправа над Э. Тельманом. Поджёг рейхстага. |
Создание тайной политической полиции (гестапо), «охранные отряды» СС, «хрустальная ночь», Создание концентрационных лагерей. |
Милитаризация экономики. Верховный
орган руководства – |
Запет всех партий, принцип вождизма, требование публичного прославления, искоренение марксистского и еврейского влияния. |
Проверка таблицы.
Работа со схемой. На проекционном экране появляется схема «Внешняя политика Германии», на основании которой учащиеся делают вывод о характере внешней политики страны. (Захватнический, милитаристский).
Внешняя политика Германии.
Первый период 1933-1935 годы. |
Второй период 1936-1939 годы. |
Отмена всех ограничений по Версальскому договору. Введена всеобщая воинская повинность, сняты ограничения на морские вооружения, создание тяжёлых вооружений, введение войск в рейнскую милитаризованную зону. |
Аншлюс (присоединение) Австрии.
Захват Судетской области в |
|
Закрепление материала. На проекционном экране появляются тесты по теме «Тоталитаризм в странах Европы».
А) Германия; В) Испания;
Б) Португалия; Г) Италия.
2. Назовите признаки
3. Гражданская война в Испании закончилась:
А) Поражением республиканского правительства;
Б) Восстановлением монархии;
В) поражением сил возглавляемых Франко.
4. Главная особенность
выхода Германии из
А) Установление контроля над деятельностью банковской системы;
Б) Милитаризация экономики;
В) Создание государственного сектора.
Вывод: В Германии в 30-е
годы XX века сложился новый государственно-
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание параграф 13-14. Рабочая тетрадь: задания № 1, 3, 5.
Заключение.
В данной дипломной работе мы рассмотрели основные приемы и формы работы, которые могут применяться на уроках истории, на которых изучаются формирования тоталитарных и авторитарных режимов в Европе.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам: на основе изучения исторических материалов выявлены основные признаки тоталитарных и авторитарных режимов. Поскольку конкретные условия возникновения тоталитарных и авторитарных режимов различны, каждый из них имеет свои отличительные характеристики.
Настоящее воспитание историей
заключается в предоставлении школьнику
реальной возможности самовоспитания,
которое состоит в «
Изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов на уроках истории, с одной стороны, дает ученику возможность для саморазвития и самовоспитания, помогает понять эпоху через призму политических событий, а в данном случи через изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов, а заодно лучше усвоить материал.
Воспитание чувства
личной ответственности перед
обществом - важная функция преподавания
истории. Это чувство должно
быть связано с самоуважением
и пониманием своих
Таким образом, в преподавании истории в школе имеет значение не только правильное истолкование формирования тоталитарных и авторитарных режимов в Европе, но и гуманистические ценности которые в дальнейшем приобрело человечество , поскольку изучение режимов в данном аспекте должно способствовать формированию исторически правильных взглядов на минувшие события в истории. Сопереживание и сострадание, если необходимо, тоже нужно на уроке. Надо разрушить стену равнодушия, обратится и к чувствам, побудить школьников пережить радости и горести, боль и отчаяние, довести до понимания того, что именно он, сегодняшний школьник и есть творец истории.
Изучение формирования тоталитарных и авторитарных режимов в истории зависит не только от сложившихся исторических обстоятельств, но и оттого, какое политическое и социальное положение занимает общество в государстве. В значительной мере это определяется и состоянием цивилизованности общества, политической культурой народа. Чем меньше развиты демократические институты, предполагающие универсальную избирательную систему, разделение законодательной, судебной и исполнительной властей; чем меньше политического плюрализма, т.е. наличия разных политических партий и движений; чем меньше свободы слова и свободы мысли; чем меньше возможностей контролировать деятельность политических и государственных руководителей, в том числе через средства массовой информации; чем ниже сознание и самосознание народа, проявляющего политический индифферентизм; чем меньше разработаны юридические законы, тем выше возможность возникновения таких режимов.
Так, для построения модели
тоталитарного режима важно учесть
следующие характерные
- Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, её проникновение во все стороны жизни общества.
- Для тоталитарных режимов характерна однопартийность.
- Идеологизации всей жизни общества.
- Тоталитаризм характеризуется
монополией власти на
Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе