Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.

Оглавление

Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.

Файлы: 1 файл

Диплом по методике А.К.В.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

Италия. Бинито Муссолини глава государства, уничтожение политических оппонентов правительством Муссолини. Создание корпораций, профсоюзам по отраслям промышленности. Национальный совет корпораций, институт промышленной реконструкции. Большой фашистский совет – руководящий орган фашистской партии.

Программа под редакцией  Л.Н. Алексашкиной16:

Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании. Гитлер. Муссолини. Антивоенное движение. Народный Фронт. Фашизм. Третий рейх.

 

Рассмотрим содержание разделов программ, посвящённых данной теме для 11 классов:

Программа под редакцией  А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева17:

Причины и условия возникновения  и развития тоталитарных и либеральных  режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики в Германии и  приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование  социал-демократов и коммунистов. Геноцид  в отношении евреев. Программа  внешнеполитической агрессии.

Программа под редакцией  Н.В. Загладина18:

Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии. Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры в Италии, особенности  её политики. Путь партии А. Гитлера  к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы  в Германии. Фашистский режим в  Германии: создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация  общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны.

Все программы предусматривают  обязательное изучение темы «Формирование  тоталитарных и авторитарных режимов  в Западной Европе», что соответствует  Стандартам исторического образования.

 Программа под редакцией  О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа19 предлагает учителю обратить внимание на особенности установления тоталитарных режимов. Выделяются такие черты как чрезмерное огосударствление общественной жизни; правовое закрепление руководящей роли одной партии; осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов. Сущность тоталитарного режима в том, что в нём нет места для автономной личности. В этой программе особое внимание уделяется вопросам возникновения фашизма. Тоталитаризм и фашизм отождествляются. Но они различны. Тоталитаризму не присуще стремление к порабощению других народов.

Программа под редакцией  А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева20 выделяют особенности авторитарного политического режима и его основные черты. Учитель может выделить здесь следующие черты авторитаризма: монистическая структура политической власти; применение властью жестоких мер принуждения; отчуждённость народа от власти, недопущение реальной аппозиции; отсутствие гражданского общества; неразделённость властей в обществе. Далее конечно следует обратить внимание на то, что в современной исторической науке существует типология авторитарных режимов. Таким образом, изучение вопроса «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в Западной Европе», включены во все рассмотренные нами программы.

Все программы выявляют многообразие причин и условия появления тоталитарных и авторитарных режимов. Главную  роль как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой  оказывается экономика, да и вся  общественная жизнь государства. В  числе особенных условий возникновения  тоталитаризма  является вступление общества в индустриальную стадию, когда резко выросли возможности  средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью.

1.2.  Анализ учебников.

Учебники предметной линии  О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа21 предлагают  изучение «Тоталитарных режимов в 30е годы в Италии, германии, Испании» в разделе Ι «новейшая история». Первая половина XX века, параграф 13-14. В параграфе даётся полное представление о формировании тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как пути выхода из экономического кризиса. Говорится об установлении фашизма в Италии во главе с Б. Муссолини. Указанны в параграфе и особенности итальянского фашизма, повествуется о складывании корпоративной системы поглотившей гражданское общество, характеризуется внешняя политика, где Италия становится активным участником формирования союза агрессивных государств. Параграф 14 повествует об установлении нацизма и тоталитаризма в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем, пропаганда и теория национал социализма привели к тому, что в Германии установилась фашистская диктатура. Показаны этапы установления фашистского режима, роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны, милитаризация и подготовка к войне. Сформулированы и особенности германского фашизма. Характеризована внешняя политика Германии. Охарактеризована Испания в годы мирового экономического кризиса, с революцией 1931 года и свержение монархии. Выявлен глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь, показаны непримиримые противоречия среди левых сил, говорится о Народном фронте и гражданской войне 1936-1939 годы.  Обозначены в параграфе предпосылки военно-авторитарной диктатуры и особенности испанского фашизма. В параграфе имеются библиографические данные, отрывки и сами исторические документы изучаемого периода. Учебник содержит словарь, который даёт полный обзор изучаемых понятий и определений.

Учебники предметной линии  Л.Н. Алексашкиной22 предусматривает изучение темы «Тоталитарных режимов в 30е годы» в разделе 1 «Мир в первой половине XX века» в параграфе 10 «Зарождение фашизма и нацизма». Начинается раскрытие темы с пунктов: возникновение фашистского движения в Италии и приход их к власти, зарождение нацизма в Германии. В параграфе 11-12 «Страны Западной Европы и США в 1924-1939 годах» в пункте 3 «Установление авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы» и пункте 4 «Приход нацистов к власти в Германии» раскрывается дальнейшие развитие тоталитарных и авторитарных режимов, их становление и развитие. Прибавляемые в книге исторические документы, хронологические таблицы, биографические и иллюстративные материалы позволяют создать объектовый и выразительный образ эпохи.

Учебник Всемирная история XX век 11 класс под редакцией Н.В. Загладина23 соответствует программе под редакцией Н.В. Загладина.

Тема «Тоталитаризм в 30е годы» занимает 15 страниц в  разделе 1 глава 4  . Политическое развитие индустриальных стран параграфы 11-12. Начинается раздел с темы «Тоталитаризм как феномен XX века», где изложен подробно фактический материал становления тоталитаризма в 30е годы в странах Европы, идеологические и политические основы тоталитаризма, особенности тоталитарных режимов. Охарактеризованы сильные и слабые стороны установившихся тоталитарных режимов. Следующая часть раздела посвящена установлению фашизма в Италии и Германии, где выявлены особенности фашистских режимов в этих странах. Каждый блок посвящён определенной проблеме. Многие вопросы являются проблемными. В разделе, как и во всём учебнике, есть библиографические приложения, документы и материалы по изучаемой теме. Система вопросов заданий направлена на глубокое понимание текста, анализ его проблематики, способствует развитию критического мышления, совершенствованию навыков анализа исторических документов и текста учебника. В целом учебник даёт глубокий, содержательный, развивающий материал по изучаемой теме.

Учебник «Всеобщая история. Новейшая история» 11 класс А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева24 соответствует программе для 10-11 классов. Седьмое издание учебника, доработанное вышло в 2008 году. Тема «Тоталитаризм в 30е годы» занимает 18 страниц в разделе «Политическое и социально-экономическое развитие стран мира в 1920-1930е годы. Параграф 7-8, который называется «Общественно-политический выбор ведущих стран». Начинается раздел с пунктов: условия возникновения и основные черты политических режимов, далее тоталитарные режимы в Италии и Германии, гражданская война в Испании. Следующая часть темы посвящена характеристике стран Восточной Европы между демократией и авторитаризмом и Народного фронта во Франции. Многие вопросы являются проблемными. В разделе, как и во всём учебнике, есть документальный справочный материал, документы по изучаемой теме. Методический аппарат включает разно уровневые задания, в том числе проблемные и творческие. В задании представлены таблицы и иллюстрации. В целом система вопросов и заданий направлена на более глубокое понимание текста, способствует развитию критического мышления учащихся (задания сопоставить точки зрения учёных и выразить своё отношение к ним), совершенствованию умений и навыков работы учащихся с текстом и историческими документами.

Таким образом, программы, которые мы рассмотрели, позволяют дать учащимся целостное интегративное представление  о всемирно-историческом развитии, на этой основе выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития, сформировать у учащихся гражданскую позицию, помочь учащимся выработать историческое мышление – подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся толерантности. Изучение материала раздела «Становление и эволюция политических режимов в 30 годы XX века» самых сложных и противоречивых периодов истории XX века, учащиеся получают возможность освоить такую категорию, как альтернативность исторического развития. Уникальность и не повторяемость событий в каждой стране, отсутствие определенности политического и социального выбора в каждой конкретной ситуации предполагает, что именно политические лидеры и избиратели определяют ход событий, отвечая за последствия. Утверждение в Германии, Италии, Испании фашистских диктатур, развязавших Вторую мировую войну, наглядно показало опасность экстремизма, слепой, безумной веры в непогрешимость лидеров. Программа отражает уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу. Авторы стремились сосредоточить внимание на важнейших событиях и магистральных закономерностях развития и формирования тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы с учетом внутриполитического и внешнеполитического факторов, трансформации социальной психологии. В учебниках представлена попытка показать со всей полнотой все причины, факторы и последствия формирования тоталитарных и авторитарных режимов. Программы и учебники при изучении темы «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Западной Европы», предоставляют дать учителю возможность выбора технологии обучения и дать учащимся основы знаний всеобщей истории и научить их мыслить.

 

 

 

 

 

Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.

При изучении формирования тоталитарных и авторитарных режимов необходимо воздействовать на эмоциональную память, так как именно она обеспечивает запоминание, воспроизведение, знаний ученика связанных с содержанием изучаемого материала, а это связанно с правильным подборам типов и видов уроков. При применении различных форм и видов уроков учащиеся могут узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по истории. Различные виды уроков, которые мы рассмотрим, способствуют решить поставленные задачи по данной теме и полностью их раскрыть, а так же показать учащимся как тоталитаризм и авторитаризм подчиняет всю общественную, экономическую и культурную жизнь интересам и воле господствующей элиты методами массового террора и насильственного подавления народа.

2.1. Типы и виды  уроков

      Наличие  у учителя истории четких  программных   установок, стабильных учебников  и методических пособии, дополнительной  литературы еще  в недавнем  прошлом  было  важнейшим   показателем  эффективности   и  надежности  работы школьного   педагога.  Определенному  идеологически   отшлифованному базису знании по всем  курсам  отечественной и всеобщей  истории соответствовала четкая методическая надстройка в виде  рекомендаций, указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить и провести урок по той или иной теме.

      Сегодняшние  перемены  в  состоянии  методики  преподавания   истории, конечно же, порождены пересмотром содержания гуманитарного  образования  в целом и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении  важнейших исторических событий и  процессов.  Начиная со  второй  половины  80-х гг. учитель истории ежедневно открывал и открывает для себя  и своих учеников новые аспекты многообразия прошлого. У него уже давно открылась  возможность говорить на уроках не  только  о  классах  и  классовой борьбе, социальных антагонизмах  и  победоносном  освобождении  от  внешних  врагов,  но  и   о культурно-бытовых условиях жизни людей, их интересах, мировосприятии,  этике общения и традициях общества. На уроках истории  сегодня  можно  услышать  о геополитике  и  социоментальности,  о заботах и чаяниях,   о   нравах   и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе.  Облики  исторических деятелей, столь неподвластные собственным оценкам учителей  и учеников  в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию историков,  что учитель порой и сам не знает,  какую именно  точку зрения  он  исповедует, характеризуя того или иного персонажа.

      Приметой  обновления содержания школьного  исторического  образования стало  появление многообразия альтернативных  программ. С одной  стороны,  это своеобразная  научно-методическая  реакция  на  новые  подходы   в   изучении прошлого, с другой  педагогический ответ на  возникшие  разнообразные  типы учебных  заведений  лицеи, гимназии,  колледжи.   Такое   педагогическое  разнообразие  предполагает  от  учителя  использование  самых   разнообразных типов и видов  уроков. О наиболее распространенных  из них  и  пойдет  речь  в данной работе.

       Образовательно-воспитательные  и развивающие  задачи школьного   курса истории реализуются на  каждом уроке  путем рационально   выбранных  учителем средств  и методических приемов обучения. Урок часть учебного процесса,  но не механически  обусловленная   и  замкнутая,  а  логически   и  педагогически завершенная.  Как элемент процесса обучения  урок  характеризуется  всеми   его чертами,  одновременно  являясь   и  основной  его   формой.   Урок - это организационная  единица   учебного  процесса,  функция   которой  состоит   в достижении  завершенной, но частичной цели  обучения.

      Урок истории  является частью  содержания,  занимающего  определенное место  в системе школьного курса  и построенного по проблемно- хронологическому принципу: события и явления представлены  в комплексе на каждом  данном   отрезке   времени.   Сквозные   взаимосвязи   процессов   и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по  проблемам экономического,  социально-политического,  историко-культурного и других аспектов содержания. В этом случае мы  имеем несколько систем   уроков,   где   преимущественно   рассматриваются: 1)вопросы экономической жизни общества в последовательно сменяющие друг друга исторические эпохи; 2) социально-политические  аспекты жизни общества; 3) историко-культурное содержание и др.

      Каждый  урок, являясь элементом процесса  обучения и системы  содержания  курса, входит в тот или иной  тип -группу  уроков,  имеющую  определенные интегральные черты. Тип урока влияет  на  качество  обучения  и  развития учащихся. В дидактике и частных методиках существуют разные  подходы к типизации уроков: по ведущему методу, по звеньям процесса  обучения, по цельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена  классификация по звеньям процесса обучения:  1)   урок, содержащий все звенья  процесса  обучения,— комбинированный или составной урок; 2) урок изучения нового фиала; 3) повторительно-обобщающий урок;  4) урок проверки учета знаний.  Методисты  считают  ее  наиболее  продуктивной, отмечая  следующие  положительные  стороны:  она  ясно  определяет  основную дидактическую задачу каждого урока;  позволяет  определить  целесообразную структуру системы уроков по типам; показывает, что в этой системе должны решительно преобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные уроки; в V—VII классах наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной работы.

Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе