Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа
Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.
Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.
Италия. Бинито Муссолини глава государства, уничтожение политических оппонентов правительством Муссолини. Создание корпораций, профсоюзам по отраслям промышленности. Национальный совет корпораций, институт промышленной реконструкции. Большой фашистский совет – руководящий орган фашистской партии.
Программа под редакцией Л.Н. Алексашкиной16:
Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании. Гитлер. Муссолини. Антивоенное движение. Народный Фронт. Фашизм. Третий рейх.
Рассмотрим содержание разделов программ, посвящённых данной теме для 11 классов:
Программа под редакцией А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева17:
Причины и условия возникновения
и развития тоталитарных и либеральных
режимов. Характерные черты
Программа под редакцией Н.В. Загладина18:
Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии. Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры в Италии, особенности её политики. Путь партии А. Гитлера к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы в Германии. Фашистский режим в Германии: создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны.
Все программы предусматривают обязательное изучение темы «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в Западной Европе», что соответствует Стандартам исторического образования.
Программа под редакцией О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа19 предлагает учителю обратить внимание на особенности установления тоталитарных режимов. Выделяются такие черты как чрезмерное огосударствление общественной жизни; правовое закрепление руководящей роли одной партии; осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов. Сущность тоталитарного режима в том, что в нём нет места для автономной личности. В этой программе особое внимание уделяется вопросам возникновения фашизма. Тоталитаризм и фашизм отождествляются. Но они различны. Тоталитаризму не присуще стремление к порабощению других народов.
Программа под редакцией А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева20 выделяют особенности авторитарного политического режима и его основные черты. Учитель может выделить здесь следующие черты авторитаризма: монистическая структура политической власти; применение властью жестоких мер принуждения; отчуждённость народа от власти, недопущение реальной аппозиции; отсутствие гражданского общества; неразделённость властей в обществе. Далее конечно следует обратить внимание на то, что в современной исторической науке существует типология авторитарных режимов. Таким образом, изучение вопроса «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в Западной Европе», включены во все рассмотренные нами программы.
Все программы выявляют многообразие
причин и условия появления
1.2. Анализ учебников.
Учебники предметной линии О.С. Сороко-Цюпа и А.О Сороко-Цюпа21 предлагают изучение «Тоталитарных режимов в 30е годы в Италии, германии, Испании» в разделе Ι «новейшая история». Первая половина XX века, параграф 13-14. В параграфе даётся полное представление о формировании тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как пути выхода из экономического кризиса. Говорится об установлении фашизма в Италии во главе с Б. Муссолини. Указанны в параграфе и особенности итальянского фашизма, повествуется о складывании корпоративной системы поглотившей гражданское общество, характеризуется внешняя политика, где Италия становится активным участником формирования союза агрессивных государств. Параграф 14 повествует об установлении нацизма и тоталитаризма в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем, пропаганда и теория национал социализма привели к тому, что в Германии установилась фашистская диктатура. Показаны этапы установления фашистского режима, роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны, милитаризация и подготовка к войне. Сформулированы и особенности германского фашизма. Характеризована внешняя политика Германии. Охарактеризована Испания в годы мирового экономического кризиса, с революцией 1931 года и свержение монархии. Выявлен глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь, показаны непримиримые противоречия среди левых сил, говорится о Народном фронте и гражданской войне 1936-1939 годы. Обозначены в параграфе предпосылки военно-авторитарной диктатуры и особенности испанского фашизма. В параграфе имеются библиографические данные, отрывки и сами исторические документы изучаемого периода. Учебник содержит словарь, который даёт полный обзор изучаемых понятий и определений.
Учебники предметной линии Л.Н. Алексашкиной22 предусматривает изучение темы «Тоталитарных режимов в 30е годы» в разделе 1 «Мир в первой половине XX века» в параграфе 10 «Зарождение фашизма и нацизма». Начинается раскрытие темы с пунктов: возникновение фашистского движения в Италии и приход их к власти, зарождение нацизма в Германии. В параграфе 11-12 «Страны Западной Европы и США в 1924-1939 годах» в пункте 3 «Установление авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы» и пункте 4 «Приход нацистов к власти в Германии» раскрывается дальнейшие развитие тоталитарных и авторитарных режимов, их становление и развитие. Прибавляемые в книге исторические документы, хронологические таблицы, биографические и иллюстративные материалы позволяют создать объектовый и выразительный образ эпохи.
Учебник Всемирная история XX век 11 класс под редакцией Н.В. Загладина23 соответствует программе под редакцией Н.В. Загладина.
Тема «Тоталитаризм в 30е годы» занимает 15 страниц в разделе 1 глава 4 . Политическое развитие индустриальных стран параграфы 11-12. Начинается раздел с темы «Тоталитаризм как феномен XX века», где изложен подробно фактический материал становления тоталитаризма в 30е годы в странах Европы, идеологические и политические основы тоталитаризма, особенности тоталитарных режимов. Охарактеризованы сильные и слабые стороны установившихся тоталитарных режимов. Следующая часть раздела посвящена установлению фашизма в Италии и Германии, где выявлены особенности фашистских режимов в этих странах. Каждый блок посвящён определенной проблеме. Многие вопросы являются проблемными. В разделе, как и во всём учебнике, есть библиографические приложения, документы и материалы по изучаемой теме. Система вопросов заданий направлена на глубокое понимание текста, анализ его проблематики, способствует развитию критического мышления, совершенствованию навыков анализа исторических документов и текста учебника. В целом учебник даёт глубокий, содержательный, развивающий материал по изучаемой теме.
Учебник «Всеобщая история. Новейшая история» 11 класс А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева24 соответствует программе для 10-11 классов. Седьмое издание учебника, доработанное вышло в 2008 году. Тема «Тоталитаризм в 30е годы» занимает 18 страниц в разделе «Политическое и социально-экономическое развитие стран мира в 1920-1930е годы. Параграф 7-8, который называется «Общественно-политический выбор ведущих стран». Начинается раздел с пунктов: условия возникновения и основные черты политических режимов, далее тоталитарные режимы в Италии и Германии, гражданская война в Испании. Следующая часть темы посвящена характеристике стран Восточной Европы между демократией и авторитаризмом и Народного фронта во Франции. Многие вопросы являются проблемными. В разделе, как и во всём учебнике, есть документальный справочный материал, документы по изучаемой теме. Методический аппарат включает разно уровневые задания, в том числе проблемные и творческие. В задании представлены таблицы и иллюстрации. В целом система вопросов и заданий направлена на более глубокое понимание текста, способствует развитию критического мышления учащихся (задания сопоставить точки зрения учёных и выразить своё отношение к ним), совершенствованию умений и навыков работы учащихся с текстом и историческими документами.
Таким образом, программы, которые мы рассмотрели, позволяют дать учащимся целостное интегративное представление о всемирно-историческом развитии, на этой основе выработать у них способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития, сформировать у учащихся гражданскую позицию, помочь учащимся выработать историческое мышление – подход к общественным явлениям в их становлении и развитии, помочь становлению гуманитарной культуры учащихся, способствовать усвоению ими демократических ценностей и выработке у учащихся толерантности. Изучение материала раздела «Становление и эволюция политических режимов в 30 годы XX века» самых сложных и противоречивых периодов истории XX века, учащиеся получают возможность освоить такую категорию, как альтернативность исторического развития. Уникальность и не повторяемость событий в каждой стране, отсутствие определенности политического и социального выбора в каждой конкретной ситуации предполагает, что именно политические лидеры и избиратели определяют ход событий, отвечая за последствия. Утверждение в Германии, Италии, Испании фашистских диктатур, развязавших Вторую мировую войну, наглядно показало опасность экстремизма, слепой, безумной веры в непогрешимость лидеров. Программа отражает уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу. Авторы стремились сосредоточить внимание на важнейших событиях и магистральных закономерностях развития и формирования тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы с учетом внутриполитического и внешнеполитического факторов, трансформации социальной психологии. В учебниках представлена попытка показать со всей полнотой все причины, факторы и последствия формирования тоталитарных и авторитарных режимов. Программы и учебники при изучении темы «Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Западной Европы», предоставляют дать учителю возможность выбора технологии обучения и дать учащимся основы знаний всеобщей истории и научить их мыслить.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
При изучении формирования тоталитарных и авторитарных режимов необходимо воздействовать на эмоциональную память, так как именно она обеспечивает запоминание, воспроизведение, знаний ученика связанных с содержанием изучаемого материала, а это связанно с правильным подборам типов и видов уроков. При применении различных форм и видов уроков учащиеся могут узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по истории. Различные виды уроков, которые мы рассмотрим, способствуют решить поставленные задачи по данной теме и полностью их раскрыть, а так же показать учащимся как тоталитаризм и авторитаризм подчиняет всю общественную, экономическую и культурную жизнь интересам и воле господствующей элиты методами массового террора и насильственного подавления народа.
2.1. Типы и виды уроков
Наличие
у учителя истории четких программных
установок, стабильных
Сегодняшние перемены в состоянии методики преподавания истории, конечно же, порождены пересмотром содержания гуманитарного образования в целом и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий и процессов. Начиная со второй половины 80-х гг. учитель истории ежедневно открывал и открывает для себя и своих учеников новые аспекты многообразия прошлого. У него уже давно открылась возможность говорить на уроках не только о классах и классовой борьбе, социальных антагонизмах и победоносном освобождении от внешних врагов, но и о культурно-бытовых условиях жизни людей, их интересах, мировосприятии, этике общения и традициях общества. На уроках истории сегодня можно услышать о геополитике и социоментальности, о заботах и чаяниях, о нравах и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе. Облики исторических деятелей, столь неподвластные собственным оценкам учителей и учеников в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию историков, что учитель порой и сам не знает, какую именно точку зрения он исповедует, характеризуя того или иного персонажа.
Приметой
обновления содержания
Образовательно-воспитательные
и развивающие задачи
Урок истории
является частью содержания,
занимающего определенное
Каждый
урок, являясь элементом процесса
обучения и системы
Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе