Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа
Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.
Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.
В этой классификации уроков, если ее применять к истории как предмету
преподавания, вызывает большие сомнения выделение в специальный тип проблемного урока с творческим применением знаний и умений. В практике преподавания такие уроки встречаются крайне редко. Представляется, что проблемность и творческие задания должны применяться в любом типе урока, если его содержание и подготовленность класса открывают такую возможность. Нет необходимости вводить, как особый тип, урок закрепления, отрывая его от контроля знаний и умений.
Программой
по истории для закрепления
знаний, по наиболее важным
и трудным темам и разделам
запланированы уроки обобщения.
Выбирая
тип урока, учитель
Урок изучения нового материала весьма часто строится на сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информации. Он характеризуется многообразием методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизировать их деятельность, как на репродуктивном, так и на творческом уровне, что обеспечивается постановкой и решением проблемных вопросов и заданий.
Умения работать
с книгой, строить связный пересказ
содержания параграфа, исторической
картины, других видов
Таким образом, семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока степенью самостоятельности учащихся в подготовке к семинару. Урочное время за исключением кратких вводного и заключительного слов учителя, целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.
2.4. Замысел урока
Замысел урока,
или его план, включает в себя
следующие моменты: что собой
представляет содержание учебного
материала; как будут усваивать
его ученики, т.е. каковы
методы обучения и формы
Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или опусканием тех из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено
учениками только при отчетливом
понимании предыдущего
Предложен детальный
перечень структурных
1) соответствие содержания
урока уровню развития исторической
науки и задачам
2)четкость цели
урока в неразрывном единстве
образовательных,
3) определение главного,
существенного для каждого
оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время
определение существенного
для каждого отдельного урока
является ключевой проблемой.
Определение существенного
4) целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;
5) организация активной
познавательной деятельности
Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить
мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.
Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответствующие чувства.
Все это
свидетельствует о том,
на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную работу мысли и эмоциональное отношение к- изучаемому. Без этого задачи урока, особенно воспитательные, решить невозможно.
Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окрашенное
человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т. д. Значительно повышает эмоциональность урока истории привлечение отрывков из художественной литературы. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей. Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к, изучаемому создаются не только путем приведения: яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.
Подготовка
учителя к уроку должна
образовательно-воспитательных и развивающих задач.
Готовясь к уроку по данной теме, учитель, прежде всего, определяет его
цели. Это наиболее трудный и важный момент подготовки. Всесторонне
проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению на данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель
формулирует основную содержательную идею урока, которую должны усвоить учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся.
Для активизации
познавательной деятельности надо
выбирать методические приемы,
соответствующие содержанию
Определяя домашнее задание, учитель не только должен указать номер очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании
учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на какие вопросы подготовить ответы, что следует твердо запомнить, какую литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т. д. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отличается реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.
Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развитие умений школьников на последующие уроках в процессе опроса и повторения. Ни одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьников. Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:
- способность выстраивания
учебного предмета в виде
учебных задач, несущих
- знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;
- владение системой
педагогических методов, позволяющих
решать учебные задачи в ситуации
совместной коллективной
В то же время
следует иметь в виду, что формирование
исторических знаний, воспитание
и развитие учащихся
Таким образом, сегодняшние перемены в состоянии методики преподавания истории, конечно же, порождены пересмотром содержания гуманитарного образования в целом и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий и процессов.
Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе