Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение тоталитарных и авторитарных режимов в школе с помощью классно-урочной формы обучения.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность концептуальных положений изучения тоталитаризма и авторитаризма на уроках истории, предлагаемых современными программами и учебниками по истории.
- выявить актуальные идеи и подходы к изучению становления тоталитарных и авторитарных режимов.

Оглавление

Введение.
Глава I. Изучение тоталитаризма и авторитаризма в школе.
1.1 Анализ программ.
1.2 Анализ учебников.
Глава II. Классно-урочная форма обучения как способ изучения тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы.
2.1 Типы и виды уроков.
2.2Комбинированный урок.
2.3 Школьный семинар.
2.4 Замысел урока.
Глава III. Методическая разработка конспекта урока. «Изучение формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы»
Заключение.
Список используемой литературы.
Примечания
Приложение.

Файлы: 1 файл

Диплом по методике А.К.В.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

      В этой  классификации уроков, если ее  применять к истории как   предмету

преподавания,  вызывает  большие  сомнения  выделение  в   специальный   тип проблемного  урока с творческим  применением  знаний  и  умений.  В  практике преподавания такие  уроки  встречаются  крайне редко.  Представляется, что  проблемность и творческие задания должны применяться в любом типе  урока, если его содержание и подготовленность класса открывают  такую  возможность. Нет необходимости вводить, как особый тип, урок закрепления, отрывая его  от контроля знаний и умений.

      Программой  по истории для закрепления  знаний,  по  наиболее  важным  и трудным темам и разделам  запланированы уроки обобщения.  Опираясь на упомянутую  дидактическую  концепцию  типизации  уроков  и другие типы уроков, учитывая необходимость обучения учащихся рациональным приемам деятельности по формированию умений и  всемерную  интенсификацию  их самостоятельной работы как на воспроизводящем, так и на  творческом  уровне, наиболее приемлемыми можно считать следующие типы: 1) уроки изучения  нового материала, излагаемого  учителем;  2)  уроки  обсуждения  нового  материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. В практике такой тип урока встречается пока  нечасто,  но  современные учебники  истории значительно расширяют возможности таких уроков;  3)  комбинированные уроки. Иначе их называют составными, т. е. содержащими все звенья процесса обучения;  4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков.  Их  можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно-обобщающие;  6)  уроки повторения, проверки знаний и умений.

      Выбирая  тип урока, учитель руководствуется, прежде всего,  особенностями содержания подлежащего изучению учебного материала, его объемом и возрастом учащихся.  Если  учебный материал  весьма  важен в воспитательном  плане, учитель выберет комбинированный тип урока с неполным  набором звеньев процесса  обучения  или урок  изложения   нового   материала.  

Урок изучения нового материала  весьма  часто  строится  на  сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной  работы  учащихся  с текстовыми или наглядными источниками  информации. Он  характеризуется  многообразием методических приемов, призванных  формировать  различные умения  учащихся, активизировать их деятельность, как на репродуктивном, так  и  на  творческом уровне, что обеспечивается постановкой  и  решением  проблемных  вопросов  и заданий.

   Умения работать  с книгой, строить связный пересказ  содержания  параграфа, исторической  картины, других видов иллюстративного    материала, самостоятельно формулировать  выводы, анализировать и обобщать  исторические факты на основе  их описания в учебнике,  документах,  наглядных  пособиях, составлять  простой и развернутый план, тезисы, реферат и многие  другие.  Уроки этого типа характеризуются постановкой специальных упражнений с показом того, как надо подготовить урок дома, на что обратить внимание, над какими вопросами подумать.  Предварительное ознакомление  с новым материалом по учебнику дома расширяет возможности для прочного  усвоения основного содержания и формирования различных умений учащихся. Обсуждая с детьми  из учебника  информацию, учитель разъясняет трудные опросы, приводит  дополнительные  яркие факты,  обращает   внимание   на иллюстративный материал и др.

Таким образом, семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип  урока степенью самостоятельности учащихся в подготовке к семинару. Урочное время за исключением кратких вводного  и  заключительного  слов  учителя, целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.

2.4. Замысел урока

   Замысел урока,  или его план, включает в себя  следующие моменты: что собой   представляет  содержание  учебного  материала;  как  будут  усваивать   его  ученики, т.е. каковы  методы обучения и формы организации   познавательной  деятельности; какую  часть материала они могут   усвоить  сами;  какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо  прочно  запомнить,  а  что  использовать  только  для  иллюстрации;  что  из  ранее  изученного необходимо повторить и на что опереться при  постижении  нового;  как закрепить вновь  изученное;  что  будет  интересным  и  легким,  а  что  трудным;  каким  образом  будут  достигнуты  на   уроке   воспитывающие   и  развивающие задачи.

Каждый  урок  имеет  свою  структуру. Традиционными  его   элементами  являются: проверка  знаний  предыдущего  учебного  материала,  логически  связанного с содержанием данного  урока;  переход  к  новому  материалу;  изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти  структурные  элементы на многих уроках почти все  реализуются.  Необходимы и уроки  с преобладанием того или иного  звена процесса обучения  или  опусканием тех из них, которые не обязательно вводить в его  структуру. Структурные  элементы  урока  весьма  подвижны: проверка  знаний (опрос учащихся) может происходить  до объяснения нового  материала,  в  процессе  объяснения или вовсе  не осуществляться на данном  уроке взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя. Содержание каждого последующего урока может быть  усвоено

учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому  все уроки темы лучше  начинать с опроса. Зачастую на уроке  все звенья процесса обучения  взаимно  переплетаются в изучении нового материала, и  выделять  их  как  структурные  элементы  нет необходимости. Здесь приобретает особую  значимость  характер  деятельности  учащихся на разных уровнях, запланированных  учителем. И хотя опрос в начале  урока  не   проводится, контрольно-проверочная  его  функция  может  осуществляться  во  время  коллективного  обсуждения   или   индивидуальной  письменной или устной работы учащихся.

   Предложен детальный  перечень структурных элементов  обучения,  которое  начинается  с постановки  цели  (а),  за  которой  следует  изучение  нового  материала (б), его воспроизведение и упражнения в действиях по образцу (в),  творческое применение усвоенного в новых ситуациях (г), введение усвоенного  в систему уже наличного опыта (е), контроль за результатами обучения (ж)». Дидакты подчеркивают разнообразие сочетаний приведенных   элементов и количество их набора в каждом конкретном случае.  Закрепление материала может происходить как в процессе изучения  нового,   так и в конце урока после его изучения.  Урок  может быть  и полностью   посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала. Замысел каждого урока зависит от его содержания, основной дидактической задачи, целей и типа. Современный урок истории должен соответствовать ряду требований.  Важнейшие из этих требований:

   1) соответствие содержания  урока уровню  развития  исторической  науки  и  задачам воспитательной  работы,

   2)четкость цели  урока в неразрывном единстве  образовательных, воспитательных  и развивающих задач. Учитель  мотивированно может уделить  преимущественное внимание какому-то  одному аспекту урока, исходя  из  особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом   должны быть  в той или иной степени реализованы  и другие его аспекты;

   3) определение главного, существенного для каждого урока,  с тем чтобы

 оно было понято  и усвоено всеми учащимися  класса. В настоящее время

 определение существенного  для каждого отдельного урока  является ключевой  проблемой.  Определение существенного требует  от учителя установления  ценности  и значительности различных элементов  материала учебной программы  в целях развития личности  в процессе обучения с учетом  реальных условий в  каждом  классе;

    4) целесообразный  выбор средств и методических  приемов для каждой части   урока;

5) организация активной  познавательной деятельности учащихся. При этом урок должен отличаться  целостностью, внутренней  взаимосвязанностью  частей, единой логикой развертывания  деятельности учителя и учащихся. При  проведении  урока   любого   вида   необходимо   обеспечить его тематическую  целостность и законченность,  т.е.  органическое  единение  всех   его элементов (проверка знаний,  повторение,  изучение  нового  материала  и  т.д.) и вместе  с тем определенную  завершенность   в  раскрытии  темы  урока,  связь каждого данного урока  с предыдущими и последующими.

      Важным  требованием  к  уроку   является  умение  учителя   обеспечить

мотивацию учения, т.е. вызвать  у учащихся интерес  к содержанию и  методам  работы, создать на занятии творческую, эмоциональную  атмосферу.

      Чувства  и мысли неразрывно связаны  между собой. Мысль,  поддержанная  большим чувством, глубже запечатлевается  в сознании  учащихся.  Сам   процесс  мышления вызывает  и соответствующие чувства.

      Все это  свидетельствует о том, насколько  важно умение учителя  создать

на уроке атмосферу  духовного общения с учениками, вызвать у них  напряженную  работу мысли и эмоциональное  отношение  к-  изучаемому.  Без этого задачи  урока, особенно воспитательные, решить невозможно.

      Эмоциональную   обстановку  на  уроке  создает   и   живое,   окрашенное

человеческим  чувством  слово учителя,  и  интересный  документ,  учебный  кинофильм  и т.  д.  Значительно  повышает  эмоциональность  урока  истории  привлечение отрывков из художественной  литературы. Они  усиливают  интерес  учащихся, к  уроку, помогают созданию ярких  образных  представлений  об  изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.  Подлинный интерес к  уроку, эмоциональное отношение  к, изучаемому  создаются не только  путем  приведения:  яркого  материала  об  исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем  стимулирования  личностного  отношения  учащихся к изучаемым фактам.

      Подготовка  учителя к уроку должна опираться  как на всесторонний анализ  программы, где сжато, сформулированы цели и задачи  истории,  как школьного учебного предмета в целом и каждого ее  курса,  так и на  знание  всех  компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на  каждом  уроке по  данной  теме. Существуют  краткие и подробные формы тематического планирования.   Обязательными его компонентами должны  быть название  темы  и перечень

  образовательно-воспитательных  и развивающих задач.

   Готовясь к уроку  по данной теме,  учитель,  прежде  всего,  определяет  его

цели.  Это  наиболее  трудный  и  важный  момент  подготовки.   Всесторонне

проанализировав содержание  учебного  материала,  подлежащего  изучению  на  данном уроке,  определив  его  место  в  теме,  разделе  и  курсе,  учитель

формулирует основную содержательную  идею  урока, которую должны  усвоить  учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и  его  усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и развития  учащихся.

   Для активизации  познавательной деятельности  надо  выбирать  методические  приемы, соответствующие содержанию учебного  материала  и  уровню  развития  учащихся, постепенно усложняя их  из урока в  урок,  добиваясь   необходимого уровня развития  учащихся и их умений,  отмеченных  программой  для  данного класса.  Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в  котором  записываются тема, цели, дидактическое оборудование,  структурные  элементы  урока  с  указанием  их  основного  содержания  и  характера   деятельности учащихся.   Если   планируется   опрос,  то  формулируются  основные  и  дополнительные вопросы,  указываются  номера  или  названия  карточек.  При  изучении нового материала планируется содержательная последовательность и  деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или  программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.   Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием  ее времени. Нерациональная трата учебного времени чаще  всего  происходит  при опросе из-за неумения учителя ясно  и  четко  ставить  вопросы  и  неумения  учащихся выполнить задание или ответить на вопрос. Иногда вместо того чтобы помочь  ученику  наводящими  вопросами,  напоминанием, показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной  и  непонятной  для ученика  формулировке.  Особенно четко по времени  должны планироваться демонстрации наглядных средств обучения через ТСО,  строго  учитываться  их обучающая эффективность. В плане урока обязательно отмечается  обратная  связь  от  учащихся  к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос,  поставленный в начале урока или его части, хода  обсуждения  выполненного  письменного задания, общего вывода из содержания урока и т. п.

      Определяя  домашнее задание, учитель не  только  должен  указать  номер  очередного  параграфа,  но  обязательно   разъяснить,  на  что  в   содержании

учебника и иллюстративного  материала  надо  обратить  особое  внимание, на какие вопросы  подготовить  ответы,  что  следует  твердо  запомнить, какую литературу можно  дополнительно почитать по содержанию урока и т. д. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная  деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок  отличается  реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.

   Процесс обучения  истории в школе состоит из  ряда  связанных  между  собой  звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового  материала; изучение нового материала; его первичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по  дальнейшему  закреплению,  совершенствованию знаний  и  умений, приобретенных и классе; пополнение и  углубление знаний,  развитие умений школьников на последующие уроках в процессе опроса и повторения.  Ни одно из этих звеньев не может быть  упущено без ущерба для формирования знаний, гуманистического воспитания и развития учащихся. При этом каждое из этих звеньев   предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную преподавательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьников.  Для того, чтобы учитель мог успешно организовать  учебную деятельность  учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:

- способность  выстраивания  учебного  предмета  в  виде  учебных  задач, несущих понятийное  содержание;

   - знание психологических  закономерностей и механизмов  построения  учебной деятельности, развития личности ребенка;

   - владение системой  педагогических методов,  позволяющих   решать  учебные задачи в ситуации  совместной коллективной деятельности.

   В то же время  следует иметь в виду, что формирование  исторических знаний, воспитание  и развитие учащихся происходят  не  только  в  процессе  урочных   занятий.  Большую  роль  играют  также  внеурочные   источники   информации  (самостоятельное чтение учащихся, радио, телевидение, кино, интернет  и  т.д.), факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа и т. д.).

Таким образом, сегодняшние  перемены  в  состоянии  методики  преподавания  истории, конечно же, порождены пересмотром  содержания  гуманитарного  образования  в  целом и освобождением его  от сложившихся стереотипов в  осмыслении  важнейших исторических событий и  процессов.

Информация о работе Изучение тоталитарных и авторитарных режимов в Европе