Изменение системе государственного управления в период перестройки ( 1985-1991)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………..………………….…3
2. Истоки и причины перестройки………. …………………………………………..………4
3. Конец Брежневской эпохи…………………………………………………………………..6
4. Курс на »обновление общество»……………………………………………………………8
5. Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е г.г…………………………..9
6. Система управления в период перестройки ( 1985 – 1991 г.г.)………..…………………11
7. Реформа избирательной системы…………………………………………………………..12
8. Перестройка в общественно – политической жизни……………………………….……..13
9. Создание политической партии и движений………………………………...…………….16
10. Внешняя политика СССР……………………………………………………..……………19
11. Итоги перестройки………………………………………………………………………….21
12.Заключение…………………………………………………………………………….…….23
13.Список используемой литературы……………………………………………………..…..24

Файлы: 1 файл

государтвеннон управлении в истории2.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

В июне 1987 г. Верховный Совет СССР принял закон о государственном  предприятии (объединении). Новый закон  предусматривал расширение самостоятельности  предприятий и демократизацию хозяйственной  жизни. Разрабатывались и внедрись три модели хозрасчета, различавшиеся уровнем свободы и ответственности, порядком распределения доходов. Первую брешь в государственной системе собственности пробили кооперативы. Решения о развитии кооперации были приняты еще в 1986 г., а в июле 1988 г. увидел свет закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора экономики. Он предусматривал возможность создания различных кооперативов, в том числе на базе государственных предприятий. Кооперативный сектор развился гораздо быстрее, чем ожидалось. Только за 1988 г. количество кооперативов в СССР увеличилось в 6 раз. У государственной промышленности и сферы услуг по явился конкурент. Партийно-государственная элита боялась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Сильный удар по частному производству нанесли решения центральных и местных властей о борьбе с нетрудовыми доходами, запретах вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры подорвали развитие новых форм хозяйствования.Таким образом, существовавшие в 1987 - 1990 гг. относительно благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных отношений, изменения отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены.

 

 

 

 

 

 

 

Создание политических партий и движений.

Изменения в области экономической  жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что на территории СССР количество преступлений в 1990 по сравнению с 1989 возросло на 16.3%, достигнув 1.336 тыс., из них тяжких более 250.000. Число преступлений против личности возросло на 10% (умышленных убийств - 14.979 (15.4%), тяжких телесных повреждений - 39.673 (11.4%), изнасилований - 14.443 (2.7%). Количество имущественных преступлений увеличилось на 19.8%, квартирных краж - на 24.3%.Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскрытыми осталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в1989 г.Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17 лет в 1,5 раза выше, чем среди 25-28-летних.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям. В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С. Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы. Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы, отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе, формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия, демократизация органов государственной власти, расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере, перестройка национальных отношений на демократической основе.Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны. После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы государственной власти. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-демократическую партию России" и др. Первыми представителями либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре - "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности. Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России". В июне 1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза".Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - начало 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с  позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя. Популярность политических лидеров в то время представлена в таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Популярность политических лидеров у населения, %.

 

Политический деятель

Октябрь 1991г.

Апрель 1991г.

 
 

За

Затруднились ответить

Против

За

Затруднились ответить

Против

 

М.С. Горбачев

61

25

24

34

21

45

 

В.С. Павлов

22

30

48

-

-

-

 

Б.Н. Ельцин

73

18

9

70

15

15

 

И.С. Силаев

55

34

11

-

-

-

 
               

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития: 

а) реформаторско-демократическая. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. 

б) национально-патриотическая. Эта  тенденция проявлялась в многонациональной  стране и выражалась в образовании  националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса.

в)  традиционно-коммунистическая.  Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

 

 

 

 

 

Внешняя политика СССР

С началом перестройки во внешней  политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название  нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей  перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных  отношений;

г) строгого уважения права каждого  народа на свободный выбор своей  судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским  руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению. Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года,  не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены  и ликвидацией Организации Варшавского  Договора не привели к желаемому  всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги перестройки

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно  связанного с экономическими итогами  перестройками и той экономической  обстановки, которая была непосредственно  после нее. Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь -- переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников. За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике -- все это привело к нарастанию в течение 1990--1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии -- КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

Информация о работе Изменение системе государственного управления в период перестройки ( 1985-1991)