Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:09, доклад
Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-административном положении значительной части украинских земель. Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с 1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Брацлавское воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство - Речь Посполитую. Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России.
История высшего образования в Украине
Список литературы.
1. Батышев С.Я.
Актуальные проблемы
2. Глузман А.В.
Университетское
3. Ефименко Г.Г., Красников В.М., Новоминский А.Н. Высшая школа Украинской ССР. Успехи, проблемы развития. К., 1978.
4. История Украинской ССР. "Наукова думка", К., 1984, Т.2-10
5. Украинская Советская Энциклопедия. Главная редакция УСЭ, К., 1985.
История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования.
Во 2-й половине XVI
века произошли изменения в
С целью упрочения своих общественно-политических и экономических позиций, украинские феодалы переходили в католичество и ополячивались. Одновременно польские власти, при участии украинских магнатов, усиленно проводили полонизацию, насаждали католицизм. Часть высшего православного духовенства в соответствии с Брестской унией 1596 г. провозгласила объединение Православной Церкви на территории Речи Посполитой (в нее входила большая часть Украины и Белоруссии) с католической под главенством папы римского. Польские магнаты, шляхта, и католическое духовенство пренебрегали национальными традициями украинского народа, тормозили развитие украинского языка и культуры. Таким образом, усиливались национальный и религиозный гнет и бесправие народных масс. Усилия польских властей были направлены также на ослабление стремлений украинского и белорусского народов к воссоединению их с русским народом.
Несмотря на то, что
феодально-крепостнический и
Для борьбы против иноземного
гнета, национальных и религиозных
притеснений городское
Распространению просвещения способствовало возникновение в Украине во II половине XVI в. книгопечатания. Первая типография была открыта И.Федоровым во Львове, в ней изданы в 1574 г. "Апостол" и "Букварь". В 1578 г. основана Острожская типография, позднее ее оборудования перешло к Львовской братской типографии. К середине XVII в. в Украине насчитывалось 25 типографий в 17 городах и селах: в Киеве - Киево-Печерская типография, типографии Т.Вербицкого и С.Соболя, во Львове - М.Слезки и А.Желиборского, Черниговская типография.
Львовское Успенское братство известно тем, что продолжало традиции Ивана Федорова. Оно развернуло книгоиздательство и обеспечило распространение книг в Украине и за ее пределами. В 1585 году братство основало школу, которая должна была со временем перерасти в высшее учебное заведение.
В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине - Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.
В конце XVII и в XVIII
в. значительное влияние на развитие
науки и просвещения в Украине
оказывала Киево-Могилянская
Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки.
Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других городов.
Киевская академия
сыграла важную роль в укреплении
культурных связей украинского народа
также с южнославянскими и
другими народами. Здесь учились
сербы, черногорцы, болгары, молдаване,
греки, далматинцы и др. Некоторые
студенты Киевской академии, ее преподаватели
обучались в Польше, Франции, Италии,
Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала
научные связи с
Киевская академия
оказала значительное влияние на
организацию, содержание и методы обучения
во многих учебных заведениях, в
частности в Черниговском (основан
в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском
(1738) коллегиумах, которые были созданы
по образцу Киево-Могилянской
Черниговский коллегиум
- одно из старейших учебных заведений
на Левобережной Украине. Основан в
1700 г., его основателем был педагог,
церковный деятель и писатель
Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум
создан на базе славяно-латинской школы,
переведенной из Новгорода-Северского.
Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме
преподавали
Харьковский коллегиум
был основан в 1721 г. в Белгороде
как семинария, в 1727 г. переведен
в Харьков. В нем изучали грамматику,
пиитику, риторику, философию и др.
В 1765 г. при нем были открыты дополнительные
классы для светских лиц, которым
преподавали новые языки, русскую
литературу и язык, математику, инженерное
дело, артиллерию, архитектуру, геодезию,
географию, рисование, а позднее - также
физику и естественную историю (в 1773
г. эти классы выделились в отдельное
Казенное училище). Харьковский коллегиум
был центром просвещения
Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6 лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки, поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян. С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в 1799 году класса философии, а в 1800 - класса богословия - сугубо духовное заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву.
Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях играл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661 г.) с целью усиления полонизации украинского населения. В договоре 1658 года между шляхетской Польшой и верхушкой казацкой старшины было оговорено открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета. Однако, католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской иезуитской школе-коллегии. Эти старания нашли поддержку польского королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом, который давал Львовской иезуитской коллегии "статус академии и титул университета" с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней.
Естественно, что в то время деятельность Львовского университета определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна научной и педагогической мысли.
Содержание университетского
образования, его структура, формы,
методы и средства обучения студентов,
управление учебным процессом
Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в полном подчинении и ведении иезуитского ордена.
Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру университета.
В университете действовало два отдела - философский и теологический. Обучение проводилось по программам иезуитских школ, разработанным в конце XIV века. Соответственно программам, отдел философии был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история, география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью, догматизмом и осуществлялось на латинском языке.
Обучение в университете завершалось получением научной степени - лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты получали в университете, а также методы обучения, стиль педагогического руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы Католической Церкви.
Естественно, что студентами университета могли стать только дети польской шляхты. Лишь единицы выходцев из народа, скрывающие свою принадлежность к православной вере, могли учиться в университете.
Разложение феодально-