История высшего образования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:07, реферат

Краткое описание

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развития украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.

Файлы: 1 файл

В Укр-не.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

История высшего образования в Украине  тесно связана со всей историей украинского  народа. Многовековое существование  в состоянии раздробленности, под  гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие высшего образования.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и лаврской школы было создано  первое высшее учебное заведение  в Украине – Киево-Могилянская  коллегия, в которой обучались  преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развития украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.

«В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия ( в 1701 г. По царскому указу она получила титул и прав академии и стала называться Киевской академией), названая в честь своего основателя митрополита П. Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов.

Киевская  академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Она

оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности, в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы  по образцу Киево-Могилянской коллегии.

Черниговский  коллегиум – один из старейших  учебных заведений на Левобережной Украине. Основан в 1700 г., его основателем  был педагог, церковный деятель  и писатель – Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгород-Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы, латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. В 1776 г. Заведение было реорганизовано в духовную семинарию, существовавшую до 1917 г.

Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. В г. Белгороде как семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В  нем изучали грамматику, пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки, русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее – также физику и естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное казенное училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения. После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал узкосословным учебным заведением, а позднее – вновь духовной семинарией.

Определенную  роль в развитии образования на западно-украинских землях сыграл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661 г.) с целью усиления полонизации  украинского населения. В договоре 1658 года между шляхетской Польшей и верхушкой казацкой старшины было оговорено открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета. Однако католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской иезуитской школе-коллегии.

В университете действовало два отдела – философский  и теологический. Обучение проводилось  по программам иезуитских школ, разработанным в конце XVI века. Соответственно программам, отдел философии был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история, география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью, догматизмом и осуществлялось на латинском языке.

Обучение  в университете завершалось получением научной степени – лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты получали в университете, а также методы обучения. Стиль педагогического руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы католической Церкви.

В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая  впоследствии (в 1811 г.) была отнесена к  высшим учебным заведениям. В 1805 г. открыт Харьковский университет. В первой четверти XIX века возникли привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ: Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 г.). После польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных заведений открывались сословные женские учебные заведения – институты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи (1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в Одессе.

Харьковский университет основан в 1805 г. по инициативе В.Н. Каразина. До революции в его  составе было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека. Многочисленные научные школы, возникшие в Харьковском университете, содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и работали известные ученые: математики М.В. Остроградский, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, поэт П.П. Гулак-Артемовский, биолог И.И. Мечников, историк Н.И. Костомаров, композитор Н.В. Лысенко, писатель М.П. Старицкий и др. Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал «Украинский вестник», в 1824-1825 гг. – «Украинский журнал». За годы Советской власти университет вырос в одно из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико-химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический факультеты были преобразованы в самостоятельные институты.

Новороссийский  университет был основан по инициативе Н.И. Пирогова в Одессе в 1865 г. на базе Ришельевского лицея. После 1917 г. реорганизовывался  в ряд самостоятельных вузов. С 1933 г. носит имя Одесского. С  Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся ученых: И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, А.О. Ковалевского, Е.Н. Щепкина и др.

Нежинский историко-филологический институт был  создан в 1875 г. на базе Нежинского лицея. Институт готовил учителей классических языков, русского языка и истории для средних учебных заведений. Среди студентов были представители крестьян, мещан и других слоев населения. Окончили его историк Н.С. Державин, художник Н.С. Самокиш, педагог П.К. Волынский и др. В 1920 г. институт был реорганизован в Нежинский институт народного образования.

В это  же время начали создаваться высшие учебные заведения для женщин. Так, после почти двадцатилетних ходатайств в 1903 году в Одессе по инициативе профессоров Н.Н. Ланге, Е.Н. Щепкина  и других были открыты Высшие женские педагогические курсы, реорганизованные в 1906 году в Высшие женские курсы с историко-филологическим и физико-математическими факультетами. В 1908-1910 гг. они пополнились юридическим и медицинским факультетами. Последний позже был преобразован в женский медицинский институт. В 1907 году Высшие женские курсы открылись в Харькове с историко-филологическим, физико-математическим и юридическим отделениями. В 1910 году в Харькове открылся женский медицинский институт, ректором которого стал профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский. В Киеве в 1906 году благодаря усилиям профессоров университета возобновили работу Высшие женские курсы, закрытые в 1889 году. Сначала они состояли из историко-филологического и физико-математического отделений, а в 1907-1909 гг. здесь открылись еще юридическое, медицинское и экономическо-коммерческое отделения. В 1916 году медицинское отделение было реорганизовано в Киевский женский медицинский институт, возглавляемый профессором университета П.И. Морозовым.

В 1906 году в Киеве были открыты и Высшие общеобразовательные курсы для  лиц обоего пола с отделениями  историко-филологическим и экономическо-коммерческим. Через два года на базе последнего был создан коммерческий институт, директором которого стал инициатор создания курсов профессор М.В. Довнар-Запольский. В 1913 году состоялся первый выпуск окончивших учебу студентов Киевского политехнического института. На выпускных экзаменах присутствовал великий русский ученый Д.И. Менделеев.

Екатеринославское высшее горное училище в 1912 году было преобразовано в горный институт. В течение 1903-1917 гг. институт окончило 457 человек, большинство из которых стали работать на промышленных предприятиях Донбасса и металлургических заводах юга России.

Продолжали  подготавливать специалистов с высшим образованием Нежинский историко-филологический институт, технологический и ветеринарный институты в Харькове, Киевская и Одесская консерватории и др. всего на Украине к 1917 году действовало 27 вузов, в которых обучалось свыше 35 тыс. студентов.

На территории западно-украинских земель до 1918 года существовало 4 высших учебных заведения: университеты во Львове и Черновцах, политехнический институт и академия ветеринарной медицины во Львове.

В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918 г. на заседании комиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу подготовительной реформы. Высказывалась мысль о существовании образцовых политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и университет. Однако окончательно было принято решение поставить в основу реформы государственные университеты.

На прошедшем  в 1918 г. Всероссийском совещании деятелей высшей школы был рассмотрен проект «Положения о Российских университетах», согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному влечению вид и способ научной или учебной деятельности.

Для более  широкого привлечения трудящихся страны к высшему образованию в 1919 г., частности, в Киеве, Харькове, Екатеринославе были открыты подготовительные курсы, в 1921 г. – созданы рабочие факультеты.

Большим событием в развитии системы высшего  образования явилось воссоздание  университетов в Украине. Было решено с 1 сентября 1932 г. открыть университеты в Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске. За короткий срок университеты стали научными и образовательными центрами в Украине. К функционирующим факультетам добавлялись новые, создавались вечерние, заочные отделения, что явилось положительным результатом реорганизации высшего образования. Таким образом, только к началу 1939 г. сложилась определенная отечественная система университетского педагогического образования. После присоединения к Украине западно-украинских земель в эту систему вошли Львовский и Черновицкий университеты. Всего к началу 1938/39 учебного года в УССР насчитывалось 129 высших учебных заведений.

В 1955-1957 гг. новые заочные и вечерние отделения  и факультеты открылись при 26 высших учебных заведениях. В 1956 году Министерство высшего образования СССР утвердило  положение о филиалах заочных высших учебных заведений и об учебно-консультационных пунктах заочных отделений, благодаря чему студенты заочных институтов, отделений и факультетов могли получать необходимую им в учебе помощь, лучше овладевать знаниями.

Изменения в географическом размещении вузов способствовали более полному охвату высшим образованием жителей всех областей, приближению условий обучения к условиям труда будущих специалистов. Однако главными вузовскими центрами в Украине все же оставались Харьков, Киев, Одесса и Львов. В 1958 г. в этих городах находилось 70 вузов из 140, обучалось в них 59% от общей численности студентов. В Харькове было 24 вуза, в Киеве – 18, в Одессе – 16, во Львове – 12 вузов.

В 1984 году в УССР функционировало 146 высших учебных  заведений, в том числе университетов – 9, технических вузов – 50, сельскохозяйственных вузов – 17, вузов по экономике и праву – 10, пединститутов – 30, вузов по здравоохранению – 15, вузов по физкультуре и спорту – 3, культуре и искусству – 12. К сети высших учебных заведений относятся также 25 филиалов вузов Украины, 7 специализированных факультетов и отделений и 12 общетехнических факультетов.

В настоящее  время в Украине действует 15 классических университетов. В 90-е годы продолжала наблюдаться тенденция реорганизации крупных педагогических институтов страны в университеты. Так, в 1992 году на базе Ивано-Франковского пединститута был открыт Прикарпатский университет. Луцкий пединститут в 1993 году преобразован в Волынский университет. В 1994 году организован Восточноукраинский университет, при котором функционирует Луганский пединститут. В 1995 году Черкасский и Сумской пединституты стали государственными университетами.

Информация о работе История высшего образования в Украине