История высшего образования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:09, доклад

Краткое описание

Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-административном положении значительной части украинских земель. Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с 1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Брацлавское воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство - Речь Посполитую. Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России.

Файлы: 1 файл

История высшего образования в Украине.docx

— 39.75 Кб (Скачать)

Эти нововведения повлияли на содержание и качество подготовки студентов. Многие из них затем продолжили учебу в Киево-Могилянской академии и впоследствии стали преподавателями  Московской академии и Петербургской семинарии. В то же время устанавливаются связи Львовского университета с культурными и учебными заведениями украинских земель: Киево-Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским, Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой. В рукописном фонде Центральной научной библиотеки АН Украины хранятся тексты лекций по философии, которые читались во Львовском университете, записи диспутов, которые проводились там в XVII-XVIII вв.

В 1773 году под натиском общественного мнения Папа римский  был вынужден принять решение  о ликвидации ордена иезуитов. Это  произошло через год после  первого передела Польши, согласно которого западно-украинские земли  стали принадлежать Австрийской  монархии.

На захваченных  территориях австрийские власти продолжали ту же политику, что и  магнатская Польша, только в "просвещенной" форме. В планах централизации и  германизации многочисленных плененных  австрийской монархией народов  правительство отводило значительную роль организации просвещения, в  том числе и высшего образования. Предполагалась реформа трех австрийских  университетов - Виденского, Пражского  и Львовского. Перед ними ставилась  задача на первый план поставить не воспитание ученых, а подготовку профессиональных кадров - учителей, судей и священников.

В октябре 1784 года император  Иосиф II подписал диплом об обновлении университета. Кроме факультетов  философского, юридического, медицинского и теологического в состав университета входила и гимназия. Она являлась базой для комплектования контингента  учащихся, а также "площадкой" для педагогической подготовки студентов.

Прогрессивный характер имело то, что по содержанию программ большинство факультетов имело  светский характер. Несмотря на то, что  обучение велось на латинском языке, отдельные предметы преподавались  и на польском. Все студенты первые три года обучались по программе  философского факультета, который по сути оставался общеобразовательным, подготовительным. Студенты, получившие философское образование, переходили на один из специальных факультетов, где продолжали образование по соответствующей  программе.

Особое значение имело открытие в 1787 году при университете украинского института, призванного  готовить, в первую очередь, учителей для реальных и классических гимназий, где обучались украинские дети. Несмотря на то, что программа института  была ограничена, прогрессивное значение имело преподавание на украинском языке. Украинский институт в краткий период своего существования (до 1808 года) являлся  проводником гуманитарного педагогического  образования.

С началя XIX в. в Австрии  началась реформа образования, которая  была направлена на усиление влияния  церкви, ее проникновение в учебно-воспитательный процесс. В соответствии с этой реформой, с 1805 по 1817 гг. университет назывался  лицеем. По своей структуре и ориентации учебного процесса лицей не отличался  от существующих в то время университетов. Лишь срок обучения в лицее был  другим.

В 1817 году австрийское  правительство возвращает Львовскому лицею статус университета, ему присваивается  имя императора Франца, чем подчеркивается полная зависимость от монаршей власти. Соответственно содержание, организация учебного процесса подчинялись требованиям, предъявляемым правительством Австрии.

Колониальное состояние  Галичины в Австрийской империи  было барьером для развития образования, науки, культуры. Тем не менее и  в этих условиях некоторые выпускники университета и его ученые делали все возможное для развития исследований в области краеведения и гуманитарных наук. Так, воспитанник университета И.Могильницкий подготовил первую в  Галичине грамматику украинского языка.

Под влиянием революционных  событий 1848 года австрийское правительство  начало проводить политику национального  лавирования. Оно сделало ряд "уступок" украинскому национальному движению. Так, в 1849 году в университете была основана кафедра украинского языка и  литературы, заведовать которой начал  украинский филолог, поэт, этнограф и  историк Я.Головацкий. В этом же году он был назначен ректором университета.

Тем не менее, австрийское  правительство, давая перевес в  управлении краем польской шляхте, поддерживало политику полонизации. Нелегкое это было время для Львовского университета: он хуже всех университетов  Австрии обеспечивался учебными пособиями, литературой, имел наименьшее количество преподавателей. Такое положение  университета было отражением крайне тяжелого состояния образования  в целом. В последней четверти XIX в. на более чем трехмиллионное украинское население Западной Галичины действовало всего 5 государственных  школ.

В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая впоследствии (в 1811 г.) была отнесена к высшим учебным  заведениям. В 1805 г. открыт Харьковский  университет. В первой четверти XIX в. возникли привилегированные учебные  заведения, сочетавшие курс средних  и высших школ: Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 г.). После польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме  привилегированных мужских учебных  заведений, открывались сословные  женские учебные заведения - институты  благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи (1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в Одессе.

Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только 16 ноября 1874 года совет министров  Австрии, рассматривая вопрос об основании  нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870 году в Черновцах  была открыта учительская мужская  гимназия, а 7 декабря 1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета.

Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким образом, интересы коренного  населения, и, прежде всего, его наибольшей этнической группы - украинцев - игнорировались.

В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине  в начале XIX в. не было ни одного высшего  учебного заведения с украинским языком преподавания. Во Львовском  университете преподавание велось на польском, в Черновицком университете - на немецком, с 1920 - на румынском языке.

В 60-70-е гг. XIX в. постепенно формировалась система подготовки учителей, в частности для начальных  школ. В конце 60-70-х гг. были созданы  трехлетние учительские семинарии, строившие свою работу на базе двухклассных училищ. Среди первых учительских  семинарий - Коростышевская (основана в 1869 г.), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская (1878). На западно-украинских землях учителей для народных школ готовили учительские семинарии - Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская  и др. Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных  и городских училищ готовили учительские  институты. Первый учительский институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине  насчитывалось 26 учительских семинарий  и 6 учительских институтов.

Среди прогрессивных  педагогов Украины, внесших во второй половине XIX - начале XX в. весомый вклад  в развитие просвещения и педагогической мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д. Алчевская, С.М. Ковалив и др.

Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей для средних  школ, врачей, юристов и др. специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе) университеты, Нежинский  историко-филологический институт (1875), на западно-украинских землях - Львовский  и Черновицкий университеты. Специалистов для промышленности и сельского  хозяйства готовили Харьковский  ветеринарный институт (1851), Харьковский  технологический институт (1885), Киевский политехнический институт (1898), Екатеринославское  высшее горное училище (1899), Львовский  политехнический институт (1844), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и  др. Функционировали высшие женские  курсы в Киеве (с 1878 г.), Одессе (с 1906 г.), Харькове (c 1913 г.), женский медицинский  институт в Киеве (с 1907 г.).

Харьковский университет  основан в 1805 г. по инициативе В.Н.Каразина. До революции в его составе  было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский  и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная  библиотека. Многочисленные научные  школы, возникшие в Харьковском  университете, содействовали становлению  отечественной науки. В университете учились и работали известные  ученые: математики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, поэт П.П.Гулак-Артемовский, биолог И.И.Мечников, историк Н.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель М.П.Старицкий  и др. Харьковский университет  сыграл важную роль в развитии национальной культуры украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал "Украинский вестник", в 1824-1825 гг. - "Украинский журнал". За годы Советской власти университет  вырос в одно из крупнейших научно-учебных  заведений. На его базе существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного образования (1921-1930), Институт профессионального образования  и Физико-химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический  факультеты были преобразованы в  самостоятельные институты.

Новороссийский университет  был основан по инициативе Н.И.Пирогова в Одессе в 1865 г. на базе Ришельевского  лицея. После 1917 г. реорганизовывался  в ряд самостоятельных вузов. С 1933 года носит имя Одесского. С  Новороссийским университетом связана  деятельность выдающихся ученых: И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, А.О.Ковалевского, Е.Н.Щепкина  и др.

Нежинский историко-филологический институт был создан в 1875 г. на базе Нежинского лицея. Институт готовил  учителей классических языков, русского языка и истории для средних  учебных заведений. Среди студентов  были представители крестьян, мещан  и других слоев населения. Окончили его историк Н.С.Державин, художник Н.С.Самокиш, педагог П.К.Волынский и др. В 1920 г. реорганизован в Нежинский институт народного образования.

Следует подчеркнуть, что с начала XIX в. в отечественном  университетском образовании начинает набирать силу образовательная тенденция. В первую очередь это связано  с формировавшейся в 1-й половине XIX в. концепцией государственной образовательной  политики, которая в качестве главной  задачи отечественной высшей школы  определила подготовку высококвалифицированных  кадров для обслуживания государственного аппарата. Подтверждением этого является вышедший в 1809 г. знаменитый указ, требовавший  от всякого желавшего получить чин  колежского асессора "выдержания экзамена в университете". Университеты постепенно начинают утрачивать положение учреждений "чистой науки", а на первое место  выходят функции управления системой народного просвещения, подготовки педагогических кадров, интеллектуальной и государственной элиты.

Университеты как  центры учебных округов способствуют быстрому расширению сети гимназий, лицеев, уездных и коммерческих училищ, школ. Созданные при университетах  педагогические институты впервые  в истории университетского педагогического  образования поставили вопрос о  специальной подготовке учителей как  в условиях очной формы, так и  экстерном. Ученые и ведущие преподаватели  университетов активно помогают школе, просвещению народа. При университетах  организуются курсы для учителей гимназий, проводятся первые учительские  съезды. Созданные учеными университетов  научные общества объединяют не только преподавателей университетов, но и  учителей, широкую педагогическую общественность. Харьковский университет в период с 1805 по 1834 гг. являлся, по существу, центром  организационно-методического руководства  народным просвещением в Украине  и на юге России. К началу 60-х  годов XIX в. Харьковский университет  подготовил более 3200 врачей, юристов, педагогов. Среди его выпускников более 550 работали преподавателями в средних  учебных заведениях, около 80 - профессорами отечественных университетов и  лицеев.

Высшие учебные  заведения, прежде всего университеты, царское правительство рассматривало  как оплот самодержавия, источник пополнения государственного аппарата и промышленности благонадежными кадрами. Вся жизнь университетов (научная, учебная, общественная) подлежала опеке  и регламентации со стороны правительства  и учебной администрации. Правда, под давлением революции 1905-1907 гг. правительство пошло на некоторые  уступки, упразднило инспекцию над  студентами и некоторые ограничения  в приеме и вернуло университетам  и другим вузам внутреннюю автономию. Однако после поражения революции  все эти уступки были ликвидированы.

Информация о работе История высшего образования в Украине