Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:09, доклад
Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-административном положении значительной части украинских земель. Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с 1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Брацлавское воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство - Речь Посполитую. Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России.
Эти нововведения повлияли
на содержание и качество подготовки
студентов. Многие из них затем продолжили
учебу в Киево-Могилянской
В 1773 году под натиском общественного мнения Папа римский был вынужден принять решение о ликвидации ордена иезуитов. Это произошло через год после первого передела Польши, согласно которого западно-украинские земли стали принадлежать Австрийской монархии.
На захваченных
территориях австрийские власти
продолжали ту же политику, что и
магнатская Польша, только в "просвещенной"
форме. В планах централизации и
германизации многочисленных плененных
австрийской монархией народов
правительство отводило значительную
роль организации просвещения, в
том числе и высшего
В октябре 1784 года император Иосиф II подписал диплом об обновлении университета. Кроме факультетов философского, юридического, медицинского и теологического в состав университета входила и гимназия. Она являлась базой для комплектования контингента учащихся, а также "площадкой" для педагогической подготовки студентов.
Прогрессивный характер имело то, что по содержанию программ большинство факультетов имело светский характер. Несмотря на то, что обучение велось на латинском языке, отдельные предметы преподавались и на польском. Все студенты первые три года обучались по программе философского факультета, который по сути оставался общеобразовательным, подготовительным. Студенты, получившие философское образование, переходили на один из специальных факультетов, где продолжали образование по соответствующей программе.
Особое значение
имело открытие в 1787 году при университете
украинского института, призванного
готовить, в первую очередь, учителей
для реальных и классических гимназий,
где обучались украинские дети. Несмотря
на то, что программа института
была ограничена, прогрессивное значение
имело преподавание на украинском языке.
Украинский институт в краткий период
своего существования (до 1808 года) являлся
проводником гуманитарного
С началя XIX в. в Австрии
началась реформа образования, которая
была направлена на усиление влияния
церкви, ее проникновение в учебно-
В 1817 году австрийское правительство возвращает Львовскому лицею статус университета, ему присваивается имя императора Франца, чем подчеркивается полная зависимость от монаршей власти. Соответственно содержание, организация учебного процесса подчинялись требованиям, предъявляемым правительством Австрии.
Колониальное состояние
Галичины в Австрийской империи
было барьером для развития образования,
науки, культуры. Тем не менее и
в этих условиях некоторые выпускники
университета и его ученые делали
все возможное для развития исследований
в области краеведения и
Под влиянием революционных
событий 1848 года австрийское правительство
начало проводить политику национального
лавирования. Оно сделало ряд "уступок"
украинскому национальному
Тем не менее, австрийское правительство, давая перевес в управлении краем польской шляхте, поддерживало политику полонизации. Нелегкое это было время для Львовского университета: он хуже всех университетов Австрии обеспечивался учебными пособиями, литературой, имел наименьшее количество преподавателей. Такое положение университета было отражением крайне тяжелого состояния образования в целом. В последней четверти XIX в. на более чем трехмиллионное украинское население Западной Галичины действовало всего 5 государственных школ.
В 1809 г. была основана
Киевская гимназия, которая впоследствии
(в 1811 г.) была отнесена к высшим учебным
заведениям. В 1805 г. открыт Харьковский
университет. В первой четверти XIX в.
возникли привилегированные учебные
заведения, сочетавшие курс средних
и высших школ: Кременецкий лицей
(1803), Ришельевский лицей в Одессе
(1817), Гимназия высших наук князя И.А.
Безбородко в Нежине (основан в 1820
г.). После польского восстания 1830-1831
гг. Кременецкий лицей был закрыт.
В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме
привилегированных мужских
Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только 16 ноября 1874 года совет министров Австрии, рассматривая вопрос об основании нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870 году в Черновцах была открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря 1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета.
Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким образом, интересы коренного населения, и, прежде всего, его наибольшей этнической группы - украинцев - игнорировались.
В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале XIX в. не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания. Во Львовском университете преподавание велось на польском, в Черновицком университете - на немецком, с 1920 - на румынском языке.
В 60-70-е гг. XIX в. постепенно
формировалась система
Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине XIX - начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д. Алчевская, С.М. Ковалив и др.
Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др. специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе) университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно-украинских землях - Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище (1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и др. Функционировали высшие женские курсы в Киеве (с 1878 г.), Одессе (с 1906 г.), Харькове (c 1913 г.), женский медицинский институт в Киеве (с 1907 г.).
Харьковский университет основан в 1805 г. по инициативе В.Н.Каразина. До революции в его составе было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека. Многочисленные научные школы, возникшие в Харьковском университете, содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и работали известные ученые: математики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, поэт П.П.Гулак-Артемовский, биолог И.И.Мечников, историк Н.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель М.П.Старицкий и др. Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал "Украинский вестник", в 1824-1825 гг. - "Украинский журнал". За годы Советской власти университет вырос в одно из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико-химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический факультеты были преобразованы в самостоятельные институты.
Новороссийский университет был основан по инициативе Н.И.Пирогова в Одессе в 1865 г. на базе Ришельевского лицея. После 1917 г. реорганизовывался в ряд самостоятельных вузов. С 1933 года носит имя Одесского. С Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся ученых: И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, А.О.Ковалевского, Е.Н.Щепкина и др.
Нежинский историко-филологический институт был создан в 1875 г. на базе Нежинского лицея. Институт готовил учителей классических языков, русского языка и истории для средних учебных заведений. Среди студентов были представители крестьян, мещан и других слоев населения. Окончили его историк Н.С.Державин, художник Н.С.Самокиш, педагог П.К.Волынский и др. В 1920 г. реорганизован в Нежинский институт народного образования.
Следует подчеркнуть,
что с начала XIX в. в отечественном
университетском образовании
Университеты как
центры учебных округов способствуют
быстрому расширению сети гимназий, лицеев,
уездных и коммерческих училищ, школ.
Созданные при университетах
педагогические институты впервые
в истории университетского педагогического
образования поставили вопрос о
специальной подготовке учителей как
в условиях очной формы, так и
экстерном. Ученые и ведущие преподаватели
университетов активно помогают
школе, просвещению народа. При университетах
организуются курсы для учителей
гимназий, проводятся первые учительские
съезды. Созданные учеными
Высшие учебные
заведения, прежде всего университеты,
царское правительство