История России в мировой цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:01, реферат

Краткое описание

Развитие мирового сообщества в первые годы XXI века проходит под знаком нарастающего противоречия между объективными тенденциями нового глобального мира и их политической интерпретации в пользу права сильнейших держав переустраивать мир в соответствии со своими интересами, представлениями и ценностями.

Оглавление

Введение 3
1Внешняя политика и роль России в современном мире 4
2 Экономика России в мировой экономике 7
3 Культура и спорт и их значение в усилении роли России в мире 11
4 История России в мировой цивилизации 16
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Реф Россия в современном мире.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

                                            Содержание

 

 

Введение                                                                                                          3

1Внешняя политика и роль России  в современном мире                            4

2 Экономика России в мировой  экономике                                                  7

3 Культура и спорт и  их значение в усилении роли России в мире         11

4 История России в мировой  цивилизации                                                    16

Список использованных источников                                                            19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

Развитие мирового сообщества в первые годы XXI века проходит под знаком нарастающего противоречия между объективными тенденциями нового глобального мира и их политической интерпретации в пользу права сильнейших держав переустраивать мир в соответствии со своими интересами, представлениями и ценностями.

Современная Россия ищет свое место именно в этом противоречивом мире. Это требует адекватной внешней политики, которая, с одной стороны, оценивала бы реальные возможности страны, а с другой - стремилась бы сохранить исторически отведенное ей место.

Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как Россия, как и другие субъекты современной мировой политики, испытывает на себе противоречия общественного развития. Вероятно, она ощущает их даже в большей степени в силу незавершенности процессов государственного строительства, непреодоленных последствий системного кризиса, неопределенности национально-государственных интересов, противоречия между стремлением быстрее интегрироваться в мировое сообщество и живучими мифами о том, что она является мировой державой, естественной наследницей Российской империи и СССР [2,11].

Российской внешней политике предстоит выводить страну из состояния объекта воздействия противоречивых тенденций современного мирового развития. Эта задача предельно сложна, поскольку эффективность внешнеполитических акций напрямую связана не только с геополитикой, но прежде всего с реальными возможностями страны и умелым использованием ее экономического, военного, культурного потенциалов.

В целом события последнего десятилетия наглядно доказывали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочнение ее международных позиций объективно выступают факторы стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

1 Внешняя политика и роль России в современном мире

Российская внешняя политика переживает сегодня достаточно сложный этап, когда необходим пересмотр (в определенной степени даже радикальный) тех концепций, которыми страна руководствовалась до сегодняшнего дня.

Основные причины такого пересмотра определяются следующими ключевыми факторами:

-  расширение ЕС произошло без реализации политических и экономических возможностей для России;

- «новая Европа 25» сводит практически на нет возможности эффективного использования двусторонних отношений как каналов давления;

- ЕС имеет согласованную линию  поведения и общие правила  игры в отношении России, тогда  как мы еще не готовы в  полной мере признать Брюссель  в качестве главного партнера  для диалога;

- расширение НАТО не представляет военной угрозы России, но ломает старую концепцию безопасности, прежде всего с той точки зрения, что этот процесс Россия могла бы затормозить или изменить;

-  новая волна расширения  НАТО в 2006-2010 гг. - это расширение  уже прямо за счет постсоветского  пространства (Украина, Грузия и т.д.); 
         -  расширение НАТО в прежнем формате значительно опережает процесс внутренней трансформации альянса;

- начинается этап его глобализации (Афганистан) и влияние России  на эти процессы минимально (действующие  соглашения с НАТО хороши как форма доверия, но не сотрудничества);

- интерес США к России носит сугубо прикладной характер (пример ситуации с Ираком) и вопрос о стратегическом партнерстве фактически снят с повестки дня;

- СНГ как реальная организация перестает существовать, новые формы (единое экономическое пространство) вряд ли будут эффективны;

-  кризис в отношениях с  Украиной наносит удар по всем  прежним концепциям сотрудничества  и объединения;

- Китай становится все более эффективным государством экономически и ключевым геополитическим игроком, для которого роль России также через несколько лет изменится (в сторону минимизации);

- ООН не сумела преодолеть кризис последних лет и в этом есть серьезная вина и России [7, 24].

И все же Россия пока остается в «первой лиге» мировых держав («высшая лига» - США и Китай), что до сих пор, определяется наличием ядерного оружия, места в Совете Безопасности ООН и геополитическим положением. Главная задача - не скатиться ниже. У России остается несколько участков, на которых она может продолжать быть достаточно сильным игроком (Закавказье (через поддержку Армении), Средняя Азия (через Казахстан и стабилизацию отношений с Узбекистаном), Северная Корея, Иран, Киотский протокол), но в целом нужда в России с каждым годом становится меньше (как пример - ближневосточный процесс).

Мы вынуждены «встраиваться» в большинство инициатив, так как для собственной политики, которую будут уважать другие,  сил становится все меньше. Это не трагедия, а объективная реальность, на основе которой нужно думать о практических шагах и определять свой «потолок». С точки зрения состояния нашей экономики - при всех успехах последнего времени мы - в «четвертой» лиге.

Проблема состоит в том, что внешняя политика сегодня максимально персонифицирована («государство - это я») и в силу этого любые оценки более низкого уровня просто не воспринимаются зарубежными партнерами как что - либо серьезное.

Роль законодательной власти в сфере внешней политики все больше сводится к роли «лающей собаки», на которую просто не обращают внимания.  Собственно внешняя политика во многих случаях  заменяется на схему саммитов, между которыми не работают нормальные рабочие механизмы (как пример - отношения с ЕС в последние два года).

Что может быть нашими приоритетами?

- провести «мирную реконструкцию» оставшегося постсоветского пространства; 
         - обеспечить стабильность интеграционного процесса в отношении ЕС; 
         - минимизировать военно-политические последствия расширения НАТО (новые члены альянса должны остаться друзьями России хотя бы в минимально степени);

- продолжать встраивать российскую экономику в мировую;

- не потерять влияния в рамках ООН при ее трансформации; 
         -  изменить мнение внешнего мира о России [6,58].

Таким образом, выбор средств невелик, так как ради России никто правила игры менять не будет (ЕС как наглядный пример). Главное средство - политическое и психологическое присутствие там, где еще можно. Плюс к этому - окончательно отказаться от всяких концепций по построению несбыточных альянсов, а извлекать максимальную выгоду из имеющихся двух- и многосторонних контактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экономика России в  мировой экономике

Россия позиционирует себя как глобальная держава, разделяющая рыночно-демократические ценности Запада, но заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов (в границах СНГ).

Экономическую и финансовую слабость Россия пытается компенсировать за счет агрессивного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Запад уже не воспринимает Россию как «чужого» в экономике и политике, но пока и не воспринимает ее как «своего» [4,68].

В АТР Россия занимает маргинальные позиции и пока не предпринимает реальных шагов ни в плане укрепления своего дипломатически активного присутствия в АТР, ни в плане учета интеграционных возможностей Северо-восточной Азии для развития отсталых районов «азиатской России». АТР имеет для России гораздо меньшую стратегическую роль.

В российских политических кругах было распространено восприятие Китая как партнера по противодействию расширению НАТО и американским планам по ПРО. Однако когда эти вопросы потеряли актуальность, преобладающим стало восприятие Китая как источника демографической и военной угрозы и как партнера далеко не первого уровня значимости.

Сегодня Россия не имеет возможностей и идеологических оснований для усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального противодействия США, но пока не готова последовательно идти противоположным курсом - усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального взаимодействия с США. В случае первого (или близкого к нему) варианта дальнейшего международного позиционирования России, Россия не может рассчитывать на Китай, определенно вышедший на собственную траекторию взаимоотношений с США, как на партнера.

В случае второго (или близкого к нему варианта) шансы выстраивания новых стратегических партнерских взаимоотношений в треугольнике Россия - Китай - США увеличиваются. Однако возрастает и угроза воссоздания атмосферы «соревнования» Москвы и Пекина в данном «треугольнике», способная (угроза) осложнять время от времени российско-китайские отношения [1,55].

Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветанию было главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования.

Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесения ущерба национально- государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми.

Переход от использования протекционистских мер к проведению политики «открытых дверей», а иногда и обратно весьма показателен с точки зрения подвижности, изменчивости национально-государственных интересов, их зависимости от уровня экономического развития страны и соотношения сил в мировой торговле.  Подобные повороты сопровождаются соответствующими теоретическими обоснованиями, предшествующими изменению внешнеэкономической политики или оправдывающими эти изменения post factum.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие, например, от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам) отвечает национально-государственным интересам России. Разумеется, оно должно отвечать и интересам инвесторов.

Сложность современной ситуации состоит в том, что Россия  столкнулась с рядом серьезных вызовов, затрагивающих глубинные национально-государственные интересы. Развал Советского Союза имел далеко не однозначные последствия для России. Во многом ее интересам был нанесен серьезный и весьма болезненный удар. Помимо изменения геополитической ситуации, весьма неблагоприятного для страны, и разрыва хозяйственных связей, решающую роль в развале экономики страны сыграли резкое ухудшение ее структуры (возрастание доли сырьевых и добывающих отраслей), потеря значительной части морских портов, флота и надежных транспортных магистралей [9,10].

Ослабление страны и отсутствие у ее руководства четко выверенных стратегических ориентиров породили мощное внешнее давление на нее. В таком давлении нет ничего неожиданного и непредсказуемого. Оно - логический результат строгого соблюдения политическими лидерами стран Запада своих национально-государственных  интересов, направленных на защиту и поддержку отечественных предпринимательских и финансовых структур.

Все действия, включающие сохранение ограничений на экспорт российских товаров (кроме топливно-сырьевых) и технологий,  легко вписываются в эту простую и понятную логическую систему. Равно как и предложения, разрабатываемые западными экспертами по свертыванию программ научных исследований в  России  (под лозунгом их рационализации), в том числе в наиболее перспективных направлениях.

Современный мир, в особенности мировая экономика с ее жесткими и властными законами, весьма далек от наивной идиллии и альтруизма. И его надо рассматривать таким, каков он есть, ничего не добавляя, но и ничего не оставляя без внимания. И чем раньше мы осознаем его суровые реалии, чем быстрее научимся понимать и умело защищать свои национально-государственные интересы, тем ближе будет цель возрождения России [4,89].

Наконец, следует упомянуть и о вызове  национально- государственным интересам, возникающем как бы изнутри.  Речь идет о возобладании во многих случаях групповых и эгоистических (по сравнению с общими) интересов: монополистических групп и отдельных регионов, торгово-посреднических, а в некоторой степени и мафиозных структур, управленческого аппарата и т.д. И хотя подобный процесс был во многом спровоцирован ошибками и непоследовательностью экономической политики, оправдывать и тем более преуменьшать его последствия совершенно недопустимо.

Информация о работе История России в мировой цивилизации