Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:57, реферат
Мексиканские Соединенные Штаты - одно из крупнейших государств Латинской Америки.
Расположение - в юго-западной части Северной Америки. Ей принадлежит ряд островов в Тихом океане.
Территория - 1958,2 тыс. км квадратных. По территории среди стран западного полушария Мексика занимает пятое место.
1. Общие сведения………………………………………………………………………………...…3
2. Население………………………………………………………………………………………….4
А) демография…………………………………………………………………………………….4
Б) этническое происхождение и язык………………………………………………………..4 – 5
В) размещение населения…………………………………………………………………………5
Г) религия………………………………………………………………………………………….6
3. Исторический очерк………………………………………………………………………….7 - 21
4. Экономика……………………………………………………………………………………..…22
А) экономическая история………………………………………………………………....23 – 25
Б) занятость…………………………………………………………………………………25 – 26
В) сельское хозяйство……………………………………………………………………...27 – 29
Г) энергетика……………………………………………………………………………………..29
Д) транспорт и связь……………………………………………………………………..…29 – 30
Е) внешняя торговля и платежи…………………………………………………………...30 – 31
Ж) внешнеэкономические связи…………………………………………………………...……31
5. Культура………………………………………………………………………………..……32 – 39
6. Политика………………………………………………………………………………….…40 – 46
В 1946–1952 Мексикой управлял Мигель Алеман, первый после Мадеро гражданский президент. При нем усилилось политическое влияние крупного капитала, были подписаны соглашения с церковью и с иностранными инвесторами, закрепились дружественные отношения с США. Основные усилия правительство Алемана направило на выполнение программ индустриализации, промышленного развития регионов, ирригации, внедрения современных аграрных технологий. Это был период экономического роста, грандиозных общественных проектов, широкомасштабного строительства.
Чрезмерные проекты и обещания Алемана и разразившийся экономический кризис создали немалые трудности президенту Адольфо Руису Кортинесу (1952–1958). Однако президент сумел восстановить темпы развития мексиканской экономики и обуздать коррупцию. Основное внимание он уделял модернизации портов и морского транспорта. При нем возобновилась раздача крестьянам земель, расширялась социальная помощь рабочим.
Политику Кортинеса продолжил Адольфо Лопес Матеос (1958–1964). Он широко пропагандировал концепцию мексиканской самобытности внутри страны и за рубежом, сдерживал экстремизм, предпринял реформу налогообложения, национализировал предприятия энергетики и киноиндустрии, ускорил ход земельной реформы и начал 11-летнюю программу развития образования на селе.
Густаво Диас Ордас, президент в 1964–1970, придерживался умеренного курса, лавируя между консервативной и реформистской тенденциями как в стране, так и в правящей партии. В период его правления чрезвычайно быстрыми темпами развивалось производство с ежегодным приростом валового национального продукта на 6,5%. Резко возросли доходы на душу населения. Однако неадекватное распределение материальных богатств не позволяло эффективно решать проблемы в сфере образования и социального обеспечения быстро растущего населения. В 1967 была проведена самая крупная единовременная раздача земель в истории Мексики – 1 млн. га. Вместе с тем за фасадом экономических успехов росло социальное напряжение, которое вылилось в студенческие волнения летом и осенью 1968. Расстрел 2 октября 1968 мирной студенческой демонстрации на площади Трех Культур, повлекший сотни жертв, составил вопиющий контраст с празднествами по поводу открытия Олимпийских игр, происходившими в том же месяце. В 1969 в Мехико были открыты первые линии метро. В августе 1970 Диас Ордас уладил с президентом США Ричардом Никсоном все пограничные споры между двумя странами.
Луис Эчеверрия Альварес был избран президентом в 1970. В 1973 его правительство приняло закон о строгом контроле за иностранными инвестициями в Мексике. Эчеверрия укреплял связи Мексики с другими латиноамериканскими странами, прежде всего с Кубой, Перу и с Чили. В 1972 Мексика установила дипломатические отношения с Китаем.
Избрание на президентский пост Хосе Лопеса Портильо (1976–1982) совпало с открытием крупных нефтяных месторождений в штатах Чьяпас и Табаско и на шельфе залива Кампече. Между 1976 и 1982 Мексика увеличила в три раза добычу нефти стала одной из лидирующих нефтедобывающих стран. Подскочившие цены на нефть приносили стране колоссальные прибыли, к которым прибавлялись крупные займы, преимущественно банков США, под гарантии доходов с продаж нефти.
Мексиканский нефтяной бум завершился в 1981 с падением цен на нефть и снижением уровня нефтепродаж. К лету 1982 страна уже не могла осуществлять необходимые платежи по иностранным займам. В то же время состоятельные мексиканцы вывозили огромное количество валюты за пределы страны, вымывая валютные резервы, необходимые для импорта. В этой ситуации Лопес Портильо предпринял ряд чрезвычайных мер. Он национализировал банки и установил строгий контроль за их внешними операциями, получил долговременные кредиты от Международного валютного фонда (МВФ) и кредитных банков, провел 75-процентную девальвацию мексиканского песо и резко сократил расходы на содержание государственного аппарата и на импорт. В результате Мексика вошла в период экономической депрессии.
В декабре 1982 Лопеса Портильо сменил на президентском посту кандидат от ИРП Мигель де ла Мадрид Уртадо. Он начал борьбу с коррупцией и возбудил уголовные процессы против двух наиболее коррумпированных высокопоставленных чиновников предшествующей администрации. Вместе с тем он не тронул ни самого Лопеса Портильо, ни бюрократический аппарат ИПР и связанных с ним профсоюзных лидеров. В соответствии с рекомендациями МВФ, де ла Мадрид и его министр бюджетного планирования Карлос Салинас де Гортари проводили жесткую финансовую политику, начатую предшествующим президентом.
На президентских выборах 1988 развернулось острое соперничество между Карлосом Салинасом де Гортари и Куаутемоком Карденасом, который годом раньше вышел из ИРП, создав Национально-демократический фронт. Несмотря на спорные результаты выборов, президентом был провозглашен Салинас. С целью смягчить последствия финансового кризиса он разработал программу защиты неимущих, получившую название Программы национальной солидарности. В частности, она предусматривала сотрудничество центрального правительства с представителями местных властей, которые сами определяли приоритеты в экономическом развитии своих территорий. Салинас щедро субсидировал эту программу (1,3 млрд. долларов к 1993).
Салинас проводил политику сближения с Римско-католической церковью, долгое время считавшейся врагом революции. Он пригласил церковных иерархов на свою президентскую инаугурацию, восстановил отношения с Ватиканом, смягчил антиклерикальные положения конституции, пригласил папу Иоанна Павла II участвовать в открытии благотворительного проекта в трущобах Мехико. Все эти символические жесты были рассчитаны на то, чтобы привлечь на свою сторону мексиканских католиков, составляющих подавляющее большинство населения страны.
В ноябре 1993 Мексика и США подписали соглашение о введении режима свободной торговли (НАФТА). Предполагалось, что это соглашение оживит мексиканскую экономику и создаст дополнительные рабочие места для мексиканцев. В конце года Салинас объявил своим преемником на президентском посту кандидата от ИРП Луиса Дональдо Колосио. Мексике было предложено присоединиться к странам-членам Азиатско-Тихоокеанского экономического форума (АПЕК) – эта неформальная организация, включающая США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и 11 азиатских стран, проводит ежегодные консультативные советы по вопросам торговли.
В 1992 правящей ИРП удалось в острой борьбе с консервативной Партией национального действия и левой ПДР, созданной К.Карденасом, выиграть большинство губернаторских постов. Оппозиции удалось победить только Чиуауа и Гуанахуато. Она обвинила правящую партию в подтасовке результатов голосования. Под давлением общественности конгресс принял в августе 1993 поправки к конституции, которые демократизировали избирательную систему.
После 14-месячных переговоров правительства США и Мексики подписали договор о создании зоны свободной торговли. 1 января 1994 в действие вступил договор о Североамериканском соглашении свободной торговли (НАФТА). В соответствии с ним, Мексика обязалась либерализировать свой рынок для североамериканских финансовых операций, открыть доступ фирмам из США и Канады к своим телекоммуникациям, снять ограничения для деятельности совместных предприятий и т.д. Наибольшее возмущение крестьян вызывало то обстоятельство, что мексиканские власти, вопреки прежним положениям конституции, признали возможность отчуждения, покупки и раздела общинных земель. 1 января 1994 военно-политическая организация Сапатистская армия национального освобождения (САНО), опирающаяся на индейское население штата Чиапас, подняла восстание в штате, требуя признания прав на землю, предоставления возможностей для развития культуры индейцев, социального и экономического прогресса региона, а также осуществления широкой демократизации. Силы САНО заняли ряд населенных пунктов, но были оттеснены правительственными войсками. Погибли не менее 145 человек. Правозащитники обвинили армию в многочисленных расстрелах и арестах. В последующем активные боевые действия в штате прекратились и переросли в своеобразную «войну малой интенсивности». Оппозиционная общественность требовала политического урегулирования конфликта, но переговоры на эту тему, несмотря на некоторый прогресс, в целом оказались мало результативными.
В преддверие всеобщих выборов 1994 была принята поправка к конституции, которая расширяла возможности общественного контроля за ходом выборов. Оппозиция допускалась к средствам массовой информации. Были обеспечены более равные возможности финансирования избирательной кампании. Разногласия в правящих кругах Мексики нарастали. В марте 1994 был убит кандидат в президенты от ИРП Луис Дональдо Колосио (позднее, августе того же года был убит генеральный секретарь ИРП). Президент Салинас назначил новым кандидатом экономиста Эрнесто Седильо Понсе де Леона. Были впервые проведены телевизионные дебаты между основными претендентами на президентский пост. В июле 1994 Седильо был избран главой государства, получив 50,2% голосов; кандидату ПНД Диего Фернандесу де Севальосу достались почти 27% голосов, К.Карденасу от ПДР – свыше 17%. ИРП удалось сохранить значительное большинство в обеих палатах конгресса.
Вступив на пост президента, Седильо столкнулся с острым валютно-финансовым кризисом, падением стоимости мексиканского песо и бегством капиталов из страны. В начале 1995 последовал и экономический спад; более 250 тыс. человек лишились работы (всего за первое полугодие 1995 потеряно 2,4 млн. рабочих мест). Правительство девальвировало национальную валюту, ввело контроль над ценами, заморозило зарплату и объявило о новой программе приватизации. США предоставили Мексике помощь в размере 18 млрд. долларов и кредитные гарантии на 20 млрд. долл., МВФ и Международный банк реконструкции и развития – на 28 млрд. долл. Затем власти повысили налог на добавленную стоимость, цены на топливо и электроэнергию, сократили государственные расходы и ограничили рост зарплаты. В итоге правительству Седильо удалось сократить инфляцию, преодолеть торговый дефицит, а в 1996 – добиться роста ВНП и начать возвращать долги по кредитам. Оно пообещало выделить значительные средства для борьбы с бедностью. В 1999 МВФ предоставил Мексике 17-месячный кредит в размере более 4 млрд. долл., что явилось предпосылкой для дальнейших международных займов в размере почти 20 млрд. долларов.
Что касается кризиса в Чиапасе, то Седильо обещал гарантировать права индейцев и помочь развитию региона, но отказывался осуществить реформы в масштабе всей страны, прежде всего, земельную.
Правящую ИРП продолжали сотрясать политические скандалы. Родственники бывшего президента Салинаса были обвинены в причастности к убийству генерального секретаря ИРП, коррупции, хищениях и злоупотреблениях в ходе приватизации и получили многолетние тюремные приговоры. Ряд высокопоставленных полицейских чинов и армейских офицеров были отданы под суд за связь с наркомафией.
На парламентских и местных выборах в июле 1997 ИРП впервые потеряла большинство в Палате депутатов. Оппозиционные ПДР и ПНД получили на несколько мест больше, чем правящая партия. Первые прямые выборы мэра столицы выиграл лидер ПДР К.Карденас, собравший более 47% голосов, а ПНД победила на выборах губернаторов в штатах Нуэво Леон и Керетаро. Таким образом, ИРП сохраняла власть в 25 штатах, а ПНД – в 6. ИРП потеряла голоса и на коммунальных выборах.
В последующие годы система власти ИРП продолжала размываться, партия утратила еще несколько губернаторских постов. В 1999 коалиция ПДР и левой Партии труда выиграла губернаторские выборы в Южной Нижней Калифорнии; оппозиция победила и в Наярите. В результате ИРП сохраняла власть лишь в 21 штате. Падению популярности правительства способствовало и насильственное подавление университетской стачки в 2000. Чтобы привлечь симпатии избирателей, партия постановила отменить практику назначения кандидата в президенты с помощью президентского декрета и ввести систему внутрипартийных выборов.
Всеобщие выборы в 2000 коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. ИРП впервые утратила власть в Мексике. Ее кандидат в президенты Франсиско Лабастида набрал всего 36,1% голосов, уступив кандидату блока ПНД и Зеленых Висенте Фоксу, который получил 42,5% голосов. К.Карденас, выдвинутый блоком ПДР, ПТ и ряда небольших левых партий, завоевал 16,6%, Гильберто Ринкон (партия «Социальная демократия») – 1,6%, Мануэль Камачо (Партия демократического центра) – 0,6% и Порфирио Муньос от Подлинной партии мексиканской революции – 0,4%. Однако пришедшей к власти коалиции не удалось получить абсолютного большинства мест в конгрессе. ИРП вновь проиграла выборы мэра столицы и лишилась поста губернатора Чиапаса.
Вступив на президентский пост, Висенте Фокс пообещал осуществить кардинальные перемены. Но к 2003 ему так и не удалось добиться осуществления своей программы и обещаний: провести приватизацию энергетики, договориться о либерализации миграции мексиканцев в США, создать 1 миллион новых рабочих мест и урегулировать конфликт в Чиапасе. Продолжалось разорение крестьянства, страдающего от воздействия НАФТА. В результате в ходе парламентских выборов 2003 правящая ПНД утратила четверть голосов и около 70 мест в Палате депутатов, а на первое место вновь вышла ИРП.
Мексика - одна из наиболее развитых стран Латинской Америки, соединяющая её с Англосаксонской Америкой и входящая в единую интеграционную группировку с последней. В последнее время происходит процесс изменения структуры ВВП. Сократилась доля сельского хозяйства, выросла доля промышленности и особенно значительно - сферы торговли и услуг (более 50%). Однако проводимые реформы привели к упадку ряда отраслей (сельское хозяйство, кожевенно-обувная, текстильная, швейная), разорению тысяч мелких предприятий, росту безработицы, усилению социальной дифференциации населения.
Основными продуктами производства являются промышленные товары и нефть. Кроме того, важную статью доходов составляет туризм. Ведущими отраслями промышленности является горнодобывающая, нефтяная, нефтехимическая, металлургическая, строительная текстильная, пищевая, машиностроительная. Около 50% сельскохозяйственных угодий страны составляют эхидос (земель, которые находятся в собственности у местных общин). Четвертая часть земель используется под посевы (кроме кукурузы выращивают пшеницу, сорго, фасоль, рис, кофе, сахарный тростник), где широко применяется искусственное орошение. На остальных землях развивается экстенсивно-пастбищное животноводство мясошерстного направления.
Информация о работе История Мексики второй половины ХХ – начала ХI века