Истематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

систематизация законодательства

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Систематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в………………………………………………………………………………….4
1.1 Главное противоречие в развитии российского общества…………………4
1.2 Внутреннее развитие России…………………………………………………7
1.3 Развитие Российского государства…………………………………………10
1.4 Консерватизм и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в…………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА И РАЗВИТЕ ПАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

Были построены специальные  поселки с хорошими каменными  домами и хозяйственными помещениями. Солдаты жили с семьями, занимаясь  привычным крестьянским трудом. Но сверх того они должны были нести  военную службу, т.е. заниматься строевой и всякой иной боевой подготовкой.

Идея военных поселений  себя не оправдала. Сэкономить на содержании армии не удалось, когда же попытались такую экономию провести за счет уменьшения ассигнований на военных поселенцев, это привело к волнениям. Восстания  военных поселенцев вызывались и  злоупотреблениями начальников, притеснениями  со стороны командиров. Военные поселения  не оправдали себя не только экономически, но и политически: надежда создать  из военных поселенцев особую касту - опору самодержавия - не сбылась.

Военные поселения в конце  концов трансформировались как бы в  подсобные хозяйства. Работая в  них, солдаты, освобожденные от строя, обеспечивали производимой продукцией определенные воинские части. В конце  данного периода в свете надвигающихся  реформ эти поселения были вообще упразднены.

Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный  период оставалась феодальной, приспособленной  к защите устоев феодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы господствующего класса феодалов от всякой угрозы его существованию  и господству. Вместе с тем на государственном механизме не могли  не отразиться те серьезные изменения, которые происходили в базисе, - неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопротивляясь действию новых  сил, самодержавие не могло не идти на некоторые, хотя и не очень значительные, уступки. Так, в 1802 г. было учреждено  Министерство коммерции, в 1828 - 1829 гг. - Мануфактурный и Коммерческий советы при Министерстве финансов.

 

1.4. Консерватизм  и реакционность политической  надстройки России первой половины XIX в.

 

Консерватизм и реакционность  политической надстройки России первой половины XIX в. предопределили такие  же особенности российской правовой системы. Все изменения в праве  производились только для того, чтобы  отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого изменения  в праве, в его существе были невелики.

Стремление удержать и  подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. В след за Петром I, требовавшим  неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он демагогически  связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: "Закон должен быть для  всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда  почтет за обязанность наблюдать  их?" Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.

Если содержание права  в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его  форме. Была проведена грандиозная  работа по систематизации российского  законодательства, составившая целую  эпоху в его истории.

Последним универсальным  систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. Как уже  отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринимались  попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху.

К началу XIX в. неразбериха  в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков  и злоупотреблений в судах.

Александр I уже в 1801 г. учредил  новую, десятую по счету, комиссию. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздирались  серьезными противоречиями, борьбой  между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании  крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой, комиссией. Когда "главный  исполнитель работ" комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с  пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I.

Не следует думать, что  Николай I, несмотря на его размышления  о необходимости отмены крепостного  права, дал директиву открыть  дорогу новым веяниям. Как раз  наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы  император наблюдал лично. Для этого  комиссия была создана не при Государственном  совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение  Собственной его императорского величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных  комиссий, чтобы проверить тождество  Свода существовавшему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник - соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал  и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский - видный юрист  и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным  работам еще в 1808 - 1809 гг. Надо сказать, что Николай I с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные  настроения которого, конечно, были известны императору. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел  собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного  Уложения, затем привести их в определенную систему и наконец на базе всего  этого издать новое Уложение. В  таком порядке работа и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно  включило в себя все нормативные  акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в  хронологическом порядке. Таких  актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ  дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого  года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые  акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные  архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях  отдельные акты умышленно не вносились  в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического  характера, сохранявших еще оперативную  секретность. Не вносились также  законы, изданные по обстоятельствам  чрезвычайной важности, и частные  дела, касающиеся какого-либо лица или  содержащие правила внутреннего  распорядка для государственных  органов. По подсчетам А.Н. Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько  тысяч документов.

В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку  само понятие "закон" в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания Полного  собрания законов Сперанский приступил  ко второму этапу работы - созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались  недействующие нормы, устранялись  противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Отметим, что уже  и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые  законы.

При создании Свода законов  М.М. Сперанский исходил из того, что "Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование". Однако, по мнению исследователей, Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий  закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной  Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод - уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно  проведенному.

В основу структуры Свода  было положено деление права на публичное  и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к  римскому праву. Сперанский только называл  эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации - римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу  систематизации - к созданию Уложения, которое должно было не только содержать  старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный  метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми <*>. Однако именно этого-то и не хотел  император.

Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел  привести законодательство в соответствие с требованиями жизни.

Разработка Уложения о  наказаниях началась сразу после  создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской  канцелярии.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта  в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение о наказаниях было громадным законом. Законодатель стремился предусмотреть все  возможные виды преступлений, не полагаясь  на обобщающие формулировки.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница  между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе  говорилось о вине как основании  ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих  ответственность, и т.д. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал  изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и  проступки против религии, государства, порядка управления, должностные  преступления.

Уложение предусматривало  обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам  и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные  и исправительные. К уголовным  относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями  считались потеря всех особенных  личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный  арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они  не применялись, предусматривалась  такая мера наказания, как лишение  сословных прав и привилегий.

Таким образом, Уложение о  наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов  и предрассудков.

Параллельно с систематизацией  общеимперского законодательства были проведены работы по инкорпорации остзейских законов, отражающих привилегированное  положение местных дворян, мещан  и духовенства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского  законодательства было дано Общеимперской  кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II отделении Собственной  его императорского величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского законодательства. По решению  Государственного совета были собраны  и доставлены в Сенат древние  документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы  на немецком, латинском, польском, шведском, русском (немного) языках были из Сената направлены в указанную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна явилось  издание в 1845 г. первых двух частей Свода  местных узаконений губерний Остзейских (часть первая - Учреждения, часть  вторая - Законы о состояниях). Значительно  позже была издана третья часть - Законы гражданские.

Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского  права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.

 

 

Заключение.

 

     Таким образом,  Уложение о наказаниях уголовных   и  исправительных  было большим  шагом  вперед  в  развитии  уголовного  законодательства  Российской  империи. Однако на нем по-прежнему  висел большой груз  феодальных  принципов и предрассудков.

     Параллельно   с  систематизацией  общеимперского  законодательства  были проведены   работы   по   инкорпорации   остзейских   законов,    отражающих  привилегированное положение местных  дворян, мещан  и  духовенства.  Еще  при Александре  I  задание   по   систематизации   законодательства   было   дано Общеимперской кодификационной  комиссии работавшей над  ним   в  течение  семи лет. В  1828 г. при II отделении Собственной   канцелярии  его  императорского  величества была учреждена комиссия  по  систематизации  законодательства. По решению Государственного  совета были собраны и доставлены  в  Сенат  древние документы  со всего края, составивших 23 объемистых  пакета. Эти документы  на немецком, латинском, польском,  шведском,  русском  языках  были  из  Сената направлены в указанную  комиссию. Результатом работы этой  комиссии,  явилось издание в  1845 г. первых двух частей  Свода   местных  узаконений:  первая  – Учреждения, вторая – Законы  о  состояниях.  Значительно   позже  была  издана третья  часть – Законы гражданские.

Информация о работе Истематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в