Истематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

систематизация законодательства

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Систематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в………………………………………………………………………………….4
1.1 Главное противоречие в развитии российского общества…………………4
1.2 Внутреннее развитие России…………………………………………………7
1.3 Развитие Российского государства…………………………………………10
1.4 Консерватизм и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в…………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТА И РАЗВИТЕ ПАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

 Так или иначе, но  Финляндия в составе империи  обладала атрибутами государственности.  Она официально именовалась Великим  княжеством, имела органы власти, в том числе сейм, правда, не  собиравшийся с 1809 по 1863 гг. В Финляндии  были независимые от России  судебная и правовая системы.  В 1813 г. был выработан даже  проект Конституции Финляндии,  однако силу закона он не  получил. Конечно, титул великого  князя финляндского перешел к  императору России, а в Финляндии  его особу представлял генерал-губернатор. Больше всего взаимоотношения  Финляндии с Российской империей  походили на классически феодальную  систему персональной унии. Финляндия  получила даже особый таможенный  статус. Она смогла с выгодой  для себя торговать как с  Западом, так и с Россией.  Между Финляндией и Россией  в 1811 г. была восстановлена  таможенная граница, создавшая  льготный режим для финской  буржуазии. Эти, как и другие, обстоятельства привели к тому, что экономика Финляндии, особенно  ее отсталых восточных районов,  в составе Российской империи  резко пошла в гору.

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким  государственно-правовым статусом, была Польша. Царство Польское получило конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда самодержавный  в империи монарх стал ограниченным в ее части. Конституция Царства  Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция  Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней  Европы. В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми  выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка  выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал  герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся "особым покровительством правительства".

Даже столь широкие  права, которые получило Царство  Польское, не устраивали, впрочем, определенную часть поляков, преимущественно  шляхту. Она мечтала о восстановлении независимой Польши, притом в границах Речи Посполитой, т.е. с включением в  ее территорию литовских, белорусских  и украинских земель. Это явилось  главной причиной восстания 1830 - 1831 гг. Однако восстание привело к  потере и существовавших вольностей.

Прибалтика была инкорпорирована  еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии - Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернаторством. Управление Остзейским краем строилось  на общеимперских началах, однако здесь  были и свои особенности, преимущественно  в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был издан  даже свод местных узаконений, гарантирующих  древние привилегии дворянству, мещанству, духовенству.

Включение молдавских земель в состав Российской империи, присоединение  к ней большей части молдавского  народа не привели, однако, в это  время к воссозданию молдавской государственности. Больше того, молдавские земли были разделены между разными  административными единицами, а  молдавское население было смешано  в одной административной единице  с инонациональным. Границы административных единиц сложились по историческому (очередность присоединения) и географическому  принципам.

Тем не менее Бессарабия, где проживало компактное большинство  молдаван, получила особый правовой статус. Этот статус не предполагал элементов  государственности, но местное население, разумеется феодалы, получило определенные права в управлении краем.

Молдавским боярам удалось  сохранить старую систему управления краем и после присоединения  Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу в Бессарабии, царизм в первые годы поддерживал это стремление и временно (с 1812 по 1828 г.) сохранил выгодное боярству административное устройство, существовавшие до этого в крае поземельные отношения, законы и обычаи.

После присоединения Молдавии к России некоторое время сохранялись  местные особенности и в судебных учреждениях. Но в 1818 г. при наместнике был учрежден областной суд в  составе уголовной и гражданской  палат. Уголовный суд руководствовался русскими, гражданский - молдавскими  законами.

Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи. Переселение шло не на вновь присоединенные территории из метрополии, а как раз наоборот - из Прибалтики и Белоруссии на восток, в глубь России. Западные районы империи стали не сырьевой, а наоборот, промышленной базой страны.

Со временем власть казахских  ханов все более слабеет. Устанавливается  порядок, по которому ханы, избранные  местными султанами, должны утверждаться российским правительством. А царь утверждает только угодных ему, т.е. более покорных, лиц. Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняет свои существенные особенности, связанные с кочевым хозяйством и родоплеменной организацией. При  этом единого статуса для разных районов Казахстана установлено  не было, западные и восточные его  области управлялись на основе различных  специальных законов (Устав о  сибирских киргизах 1822 г., Положение  об управлении оренбургскими казахами 1844 г. и др.).

Таким образом, в развитии формы государственного единства в  данный период можно отметить две  взаимосвязанные тенденции: к усложнению, вызванную расширением территории империи, и к упрощению, обусловленную  политикой царизма на укрепление централизации, единообразия и в  определенной мере русификации национальных окраин. Причем архаичные, чисто феодальные формы государственного единства (сюзеренитет-вассалитет, личная уния) сменяются свойственными  буржуазному государству отношениями  административной инкорпорации, унитаризма, хотя процесс этот не будет доведен  до конца.

1.3. Развитие Российского  государства.

 

В развитии Российского государства  выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это  время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в  руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих  Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко  и безапелляционно: "Император  Российский есть монарх самодержавный  и неограниченный. Повиноваться верховной  его власти не только за страх, но и  за совесть сам Бог повелевает". По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться  даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые  проводили бы его желания, его  политику в жизнь. Русский посол  в Лондоне граф С.Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: "Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог  все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых  и независимых судов".

Разговоры о конституции  велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М.М. Сперанского, а позже Н.Н. Новосильцева. Несмотря на то что они были составлены с  расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских  упражнений дело не пошло.

Спокойно обходясь без  конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без  совершенствования государственного аппарата, без приспособления его  к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость  реформ обусловливалась двумя основными  обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и  буржуазной революции на Западе требовало  приспособить государственный аппарат  так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его  верхушка, в том числе и верхи  чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал  посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения  которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение  разработать проект преобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил создать Государственную  думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные  прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный  совет, на который возлагались бы тоже законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели  попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет  должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать  важнейшие из них. Вместе с тем  в "Образовании Государственного совета" подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом  без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались  также обязанности по финансовому  управлению.

Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департаментов  дел военных, дел гражданских  и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию  председательствования одному из членов Совета. Практически в течение  рассматриваемого периода царь сам  ни разу не председательствовал в  Совете.

В начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен  в 1811 г. "Общим учреждением министерств". Создавались министерства иностранных  дел, военное, финансовое, юстиции и  др. Круг министерств на протяжении рассматриваемого периода менялся.

Главным отличием министерств  от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью  отвечал за руководство вверенной  ему отраслью управления и имел все  В начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого  управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. "Общим учреждением министерств". Создавались министерства иностранных  дел, военное, финансовое, юстиции и  др. Круг министерств на протяжении рассматриваемого периода менялся.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол  Александр I упразднил Тайную экспедицию, действовавшую с XVIII в. Однако уже  в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением.

Другого рода известность  получило II отделение императорской  Канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись  генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капитаны-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря.

Не подверглась существенным изменениям и судебная система. Только при Павле I была несколько упрощена структура сословных судов, созданная  екатерининскими "Учреждениями для  управления губерний". Отпало верхнее  звено трех сословных судов: верхний  земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных  судов - уездный суд, городовой магистрат, нижняя расправа - замкнулось непосредственно  на губернские судебные палаты.

Тем не менее судебная система  оставалась сложной и громоздкой, зараженной волокитой и взяточничеством.

Низкий образовательный  уровень чиновничества характеризовал не только судебные органы, но и весь государственный аппарат. В 1809 г. по инициативе М.М. Сперанского было выдвинуто  требование о наличии определенного  образования для продвижения  по службе. При Александре I была развернута сеть учебных заведений, в том  числе университетов. Однако больших  результатов это мероприятие  не дало, даже к концу периода.

Если в системе государственного механизма не произошло принципиальных изменений, то продолжались его разбухание, количественный рост чиновничества, бюрократии. Это разбухание, а также активная внешняя политика требовали громадных  денег. Государство искало их старым испытанным способом - повышением налогов. В 1810 - 1812 гг. они были увеличены в  два с лишним раза.

Не претерпела принципиальных изменений и организация вооруженных  сил. Правда, многочисленные войны первой половины XIX в. заставили увеличить  состав армии. В то же время был  несколько сокращен срок службы в  войсках. Наиболее заметным событием в  истории вооруженных сил этого  периода было создание военных поселений. Громадные расходы на армию побудили к попытке поставить армию на само-обеспечение. В 1808 - 1809 гг. по инициативе А.А. Аракчеева в нескольких губерниях государственные крестьяне стали переводиться на режим военных поселенцев. С особым размахом эта работа развернулась с 1815 г. Треть армии стала жить в военных поселениях.

Информация о работе Истематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в