Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа
систематизация законодательства
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Систематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в………………………………………………………………………………….4
1.1 Главное противоречие в развитии российского общества…………………4
1.2 Внутреннее развитие России…………………………………………………7
1.3 Развитие Российского государства…………………………………………10
1.4 Консерватизм и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в…………………………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………………...18
Так или иначе, но
Финляндия в составе империи
обладала атрибутами
Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша. Царство Польское получило конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда самодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Конституция Царства Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы. В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся "особым покровительством правительства".
Даже столь широкие права, которые получило Царство Польское, не устраивали, впрочем, определенную часть поляков, преимущественно шляхту. Она мечтала о восстановлении независимой Польши, притом в границах Речи Посполитой, т.е. с включением в ее территорию литовских, белорусских и украинских земель. Это явилось главной причиной восстания 1830 - 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших вольностей.
Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии - Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернаторством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако здесь были и свои особенности, преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был издан даже свод местных узаконений, гарантирующих древние привилегии дворянству, мещанству, духовенству.
Включение молдавских земель
в состав Российской империи, присоединение
к ней большей части
Тем не менее Бессарабия, где проживало компактное большинство молдаван, получила особый правовой статус. Этот статус не предполагал элементов государственности, но местное население, разумеется феодалы, получило определенные права в управлении краем.
Молдавским боярам удалось сохранить старую систему управления краем и после присоединения Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу в Бессарабии, царизм в первые годы поддерживал это стремление и временно (с 1812 по 1828 г.) сохранил выгодное боярству административное устройство, существовавшие до этого в крае поземельные отношения, законы и обычаи.
После присоединения Молдавии
к России некоторое время сохранялись
местные особенности и в
Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи. Переселение шло не на вновь присоединенные территории из метрополии, а как раз наоборот - из Прибалтики и Белоруссии на восток, в глубь России. Западные районы империи стали не сырьевой, а наоборот, промышленной базой страны.
Со временем власть казахских ханов все более слабеет. Устанавливается порядок, по которому ханы, избранные местными султанами, должны утверждаться российским правительством. А царь утверждает только угодных ему, т.е. более покорных, лиц. Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняет свои существенные особенности, связанные с кочевым хозяйством и родоплеменной организацией. При этом единого статуса для разных районов Казахстана установлено не было, западные и восточные его области управлялись на основе различных специальных законов (Устав о сибирских киргизах 1822 г., Положение об управлении оренбургскими казахами 1844 г. и др.).
Таким образом, в развитии
формы государственного единства в
данный период можно отметить две
взаимосвязанные тенденции: к усложнению,
вызванную расширением
1.3. Развитие Российского государства.
В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.
Император в данный период
стремился лично вмешиваться
даже в мелочи государственного управления.
Конечно, такое стремление было ограничено
реальными человеческими
Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М.М. Сперанского, а позже Н.Н. Новосильцева. Несмотря на то что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.
Спокойно обходясь без
конституции, российские императоры не
могли в то же время обойтись без
совершенствования
Развитие государственного
механизма в целом
Получив от императора поручение
разработать проект преобразования
государственного механизма, М.М. Сперанский
предложил создать
Через Государственный совет
должны были проходить все законопроекты.
Он и сам должен был разрабатывать
важнейшие из них. Вместе с тем
в "Образовании Государственного
совета" подчеркивалось, что ни один
проект не может стать законом
без утверждения его
Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.
В начале своего правления,
в 1802 г., Александр I ввел новые органы
отраслевого управления - министерства.
Опыт их работы был обобщен и закреплен
в 1811 г. "Общим учреждением
Главным отличием министерств
от коллегий было утверждение принципа
единоначалия. Министр полностью
отвечал за руководство вверенной
ему отраслью управления и имел все
В начале своего правления, в 1802 г., Александр
I ввел новые органы отраслевого
управления - министерства. Опыт их работы
был обобщен и закреплен в 1811
г. "Общим учреждением
Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил Тайную экспедицию, действовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением.
Другого рода известность получило II отделение императорской Канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.
Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капитаны-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды делились на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря.
Не подверглась существенным изменениям и судебная система. Только при Павле I была несколько упрощена структура сословных судов, созданная екатерининскими "Учреждениями для управления губерний". Отпало верхнее звено трех сословных судов: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных судов - уездный суд, городовой магистрат, нижняя расправа - замкнулось непосредственно на губернские судебные палаты.
Тем не менее судебная система оставалась сложной и громоздкой, зараженной волокитой и взяточничеством.
Низкий образовательный
уровень чиновничества
Если в системе
Не претерпела принципиальных
изменений и организация
Информация о работе Истематизация законодательства в развитии права в первой половине XIX в