Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование градостроительства и архитектуры древнего и средневекового Китая.
Цель курсовой работы обусловила ее задачи, к которым относятся:
- Раскрыть особенности градостроительства и архитектуры древнего Китая;
- Выделить достижения и особенности градостроительства и архитектуры Китая в средние века.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι «ДРЕВНИЙ КИТАЙ» 4
1.1 Возникновение градостроения древнего Китая 4
1.2 Градостроительная деятельность древнего Китая 7
1.3 Древняя архитектура Китая 10
ГЛАВА ΙΙ «АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ» 20
2.1 Средневековая архитектура 20
2.2 Особенности градостроения и архитектуры средневекового
Китая 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
Внутри большого «гуна» могут располагаться отдельные здания, которые также будут называться «гун». Цинские императоры когда-то жили в Цяньцингуне (дворец небесной чистоты), что в Запретном городе, а покои императрицы располагались в «Куньнингуне» (дворец Женского спокойствия). Наложницы императора различных рангов занимали 6 дворцов с другой стороны от центральной оси Запретного города. Когда император или его супруга умерали, их хоронили в «дигуне» (Подземном дворце).
Иероглиф «гун» также используют для обозначения крупных религиозных сооружений. Дворец Потала в Лхасе по-китайски также называется «гун». А ламаисткий храм в Пекин носит имя «Юнхэгун». Кроме того, даосские храмы обычно называют «Саньцингун» (дворец тройной чистоты).
В течение нескольких тысяч лет слово «гун» использовалось исключительно для названия императорских и религиозных сооружений. Но время идет, жизнь изменяется. В 20 веке ряд дворцов был открыт для публичного посещения. И более того, некоторые здания были переименованы в дворцы. Например, Таймяо (Храм предков императора) в Пекине был переименован в «Дворец культуры трудящихся». А на западе ули часто располагается вдоль ценцы Чанъаньцзе появился дворец культуры малых народностей. Так по всей стране было построено немало подобнх дворцов для проведения различных культурных, научных и развлекательных мероприятий.
Залы (殿 dian)
Dian – это самое большое отдельно стоящее здание в китайском стиле. Его также часто именуют «дадянь» (Большой зал) или «чжэндянь» (Центральный зал), так как он обычно располагается вдоль центральной оси архитектурного комплекса.
В связи со строгой системой рангов в феодальном Китае существовали определенные правила строительства дворцовых залов. «Дадянь» - это самыйй большой зал во дворце, который символизировал верховную власть императора.
Три самых знаменитых «дянь» в Китае – «Тайхэдянь» (Зал Великой Гармонии) в Запретном городе, «Дачэндянь» (Главный зал конфуцианского храма в Цюйфу) и «Тянькуандянь» (Зал небесного Дара) в храме Даймяо, что у подножья горы Тайшань. Из них крупнейшим и самым роскошным является Зал Великой Гармонии. Он составляет 28 м в высоту. Двухкарнизная 4-скатная крыша зала покрыта желтой черепицей. С двух сторон от главного конька крыши отходят два угловых, которые слегка вздернуты вверх в нижней части. Коньки украшены изображениями сказочных животных «вэньшоу». Что придает ему особое великолепие.
В центре богато украшенного зала находится позолоченный трон императора. Он украшен выгравированными драконами. Трон установлен на возвышенении в окружении 6 огромных колонн, которые обвивают позолоченные драконы. Потолок «кессон» украшен барельефами с драконами, играющими с жемчужинами. А с самого центра свешивается огромный зеркальный шар.
«Тайхэдянь» - это главный зал дворца. Когда-то, во времена правления императоров, здесь проводились роскошные церемонии и оглашались важные указы. Этот дворец представляет собой ярчайший пример традиционной китайской архитектуры.
Другие залы, обозначаемые иероглифом «дянь», предназначались в основном для проведения жертвоприношений императором. Так в ранее упомянутом зале «Тянькуандянь» император приносил жертву божеству горы Тайшань. А в зале «Циняньдянь», что в Храме Неба, знаменитом своей уникальной конструкцией, император молился о богатом урожае. Он также известен как «зал Молитвы». Чтобы принести жертвы предкам, император отправлялся в главный зал в Таймяо, храм императорской семьи, расположенный к востоку от ворот Тяньаньмынь.
Вышеизложнные примеры достаточны, чтобы показать, что иероглиф «дянь» указывает на определенный вид помещений, связанных с верховным правителем.
Декоративная колонна (表 huabiao)
Широко известным элементом китайской архитектуры является «хуабяо» (мраморная колонна с барельефом). Ее часто можно встретить во дворцах, императорских садах и гробницах. Также такие колонны устанавливали на перекрестках для указания направления.
Пара таких колонн находится перед и после Ворот небесного Спокойствия в Пекине. Каждую колонну обвивает божественный дракон, а на вершине выгравировано животной «кун». В китайской мифологии это существо, рождненное от дракона, считается отличным стражником. Его обычно называют «каменным львом». У каждого из четырех «кун» у ворот тяньаньмынь есть свое имя. Пара, обращенная к югу, называется «ванцзюньгуй» (ожидающие возвращения императора). В их обязанность входит охрана императора во время поездок. А если он на слишком долгий срок покинул дворец, они должны напомнить ему, что уже пора возвращаться домой. Пара за воротами, обращенная к северу, зовется «ванцзюньчу» (ожидающие выход императора). Они следят за императора во дворце. Если он наслаждается жизнью и небрежно относиться к государственным делам, каменные львы напомнят ему об его обязанностях и пора уже проверить, как живет простой народ.
Такие распрострастраненные объяснения связаны с наивными представлениями народа о том, что император трудиться во имя их благополучия.
История «хуабяо» насчитывает несколько тысяч лет. Первые колонны появились во времена правления легендарных императоров-мудрецов Яо и Шунь. Говорят, что императоры устанавливали деревянные столбы на рынках для того, чтобы поданные могли выразить свои жалобы и пожелания к правителям. На месте деревянных столбов при династии Хань (206 г. до н.э.-220 г.н.э.) появилилась каменные колонны. Но со временем они стали больше выполнять декоративныю функцию и, в конце концов, заняли место перед дворцовыми воротами.
Многие, наверное, заметили, что перед или за воротами в традиционном китайском доме находится стена. Которая скрывает жилые помещения от посторонних глаз. В китайском языке ее называют «инби» или «чжаоби». Она может быть сделана из различных материалов – кирпича, дерева, камня или черепицы.
«Инби» существовали уже при династии Западная Чжоу (11 в.-771 г. До н.э.). недавно археологами перед могилой этой эпохи в провинции Шэньси была обнаружена предположительно именно стена-экрана. Ее длина 240 см и высота 20 см. Это самая древняя стена-экран, обнаруженная в Китае.
В древности «инби» символилизировала ранг хозяина дома. Согласно системе ритуалов династии Западная Чжоу, только дворцы правителей, дома знати и храмы имели экраны. Кроме того, что стена не позволяла прохожим подглядывать за происходящим во дворе, она также служила и гостям, которые прежде чем встретиться с хозяином, могли спокойно привести себя в порядок за стеной. И только лишь спусти много-много лет такие стены появились перед частными домами (главным образом, в Северном Китае).
Самые изысканные из древних отражающих стенок – это три «стены 9 драконов», построенные из цветной черепицы. Самая большая из них (45.5м х 8м х 2.02м) находится в городе Датуне, провинция Шаньси. Изначально она находилась перед роскошным домом 13-го сына Чжу Юаньчжана, первого минского императора5. На ней изображены семью различными цветами 9 драконов, летящих в облаках. Самая роскошная из трех стенок когда-то находилась во дворце минских императоров, а сейчас расположена в северной части парка Бэйхай в Пекине. Она украшена мозаикой из цветной черепицы, на которой изображены 9 извивающихся драконов. Наблюдателный посетитель заметит и 635 маленьких драконов на крыше стенки. Третья стена-экран находится напротив ворот Хуанцзимэнь в Запретном городе. Она хорошо известна каждому туристу, побывавшему в Пекине. Все три стены были построены при правлении династии мин (1368-1644) и находились перед дворцами императорской семьи. Они являются неотъемлемой частью дворцового комплекса и придают особую атмосферу величия. Также во многих частях Китая можно встретить стенки с одним, тремя и пятью драконами.
С каждой стороны дворцового двора в Запретном городе находится стена-экран. Сделаны ли они из дерева или черепицы, выгравированы ли из мрамора, отражающие стенки – настоящие шедевры архитектуры и символы удачи.
На некоторых стенках, обнаруженных в восточных провинциях Китая, изображено странное животное «тань». Согласно местным верованиям, это животное было настолько жадное, что хотело даже съесть восходящее над морем солнце, но в итоге нашло свою смерть на дне морском. Так изображенияпомин на стенах напоминает о том, к чему может привести жадность.
По соседству с Павильоном Пяти Драконов «Улунтин» в парке Бэйхай находится так называемая «железная стена-экран». Она была построена при династии Юань в 13-ом веке. На первый взгляд, действительно кажется, что она сделана из железа. Но на самом деле, это кусок вулканической породы. С одной стороны на ней изображены львы, играющие с шаром, а на другой – мифический единорог.
В многочисленных и разнообразных культурных памятниках Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец «Гугун», храм «Неба», парк «Ихэюань» в Пекине, древний город «Лицзян» в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в «Каталог мирового культурного наследия».
Среди алтарных храмов типа «Тань» наиболее выдающимся по своей архитектуре был храм Неба (1417 – 1421 гг.), расположенный в двух километрах к югу от главных ворот Чженьянмынь с восточной стороны от императорской дороги Лидао.
В XIV в. в нем раз в год в день зимнего солнцестояния император возносил молитву небу о богатом урожае и совершал обряд жертвоприношения. В 1420 г. храм Неба состоял из ряда сооружений, поставленных на одной оси север-юг, группы второстепенных построек, предназначавшихся для подготовки жертвоприношений и отдыха императора, обнесенных высокими кирпичными стенами и расположенных с западной и восточной сторон от главных сооружений и парка. По конфигурации территория храма Неба, обнесенная оградой, близка к квадрату. (Приложение 2)
Запретный город в самом центре Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. (Приложение 3) Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а простых смертных в эту часть Пекина не допускали. Пекин очень древний город, но Запретный город был выстроен только 1420 г. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин. Территория Запретного города лежит на так называемой пекинской оси (север – юг) и окружена широкими рвами и стенами. На входе в комплекс императорского дворца находятся ворота Тяньаньмынь. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города – дворец высшей гармонии.
Синтвистское святилище в Идзумо, так называемый Великий холм в Идзумо, находящийся на морском побережье юго-западной части острова Хонсю в префектуре Симане, первоначально был сооружен в 550 г., но в течение веков подвергался реставрации и в 1744 г. был реконструирован. Структура здания основана на местных самобытных приемах, применявшихся в то время при постройке обычных жилищ. Святилище в Идзумо сооружено из хиноки. Эта простая, почти квадратная в плане постройка, пол которой поднят на высоту около четырех метров, разделена внутри перегородкой на два помещения. Высокая двускатная, слегка изогнутая, крыша покоится на стропилах, которые поддерживаются протонами на восьми массивных столбах. Крыша с выступающими тити покрыта дранкой из коры хиноки. (Приложение 4).
Придворная культура Хэйан нашла свое отражение и в архитектуре X – XI вв. Блестящим примером пышной светской постройки этого времени может служить сохранившийся до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в Удзи, около столицы Хэйан, вблизи буддийского храма Бедоин в 1053 г. В 1074 г. дворец был превращен в одно из зданий храма и получил название Хоодо (зах птицы Хоо), так как в плане здание имеет форму фантастической птицы Хоо (Феникс) с двумя флигелями «крыльями» и «хвостовой» галереей, здесь уже виден значительный отход от китайских традиций. (Приложение 5)
Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны.
Они обладают характерной особенностью,
которая так или иначе сближает их друг
с другом, - это те строительные идеи и
эстетические устремления, присущие исключительно
китайской нации.
В древнем Китае наиболее типичной конструкцией
дома считалась каркасно-столбовая, использующая
для этого древесину. На глинобитной платформе
устанавливались деревянные столбы, на
которых крепились продольные поперечные
балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.
Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.
Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.
Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.
Однако сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично.
Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились на гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.
Кроме того, древнее китайское
зодчество характеризуется применением
красок. Обычно крыши дворца порывались
желтой глазурованной черепицей, карнизы
красились сине-зеленой окраской, стены,
столбы и дворы - красным цветом, комнаты
устланы белыми и темными мраморными платформами,
которые сверкали под голубым небом. Сочетание
желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной
в украшении домов не только подчеркивает
величественность зданий, но и радуют
глаз.
По сравнению с дворцами жилые помещения
в южной части Китая очень скромны. Дома
покрыты темно-серыми черепичными крышами,
их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные
каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг
домов растут бамбук и бананы.