Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование градостроительства и архитектуры древнего и средневекового Китая.
Цель курсовой работы обусловила ее задачи, к которым относятся:
- Раскрыть особенности градостроительства и архитектуры древнего Китая;
- Выделить достижения и особенности градостроительства и архитектуры Китая в средние века.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι «ДРЕВНИЙ КИТАЙ» 4
1.1 Возникновение градостроения древнего Китая 4
1.2 Градостроительная деятельность древнего Китая 7
1.3 Древняя архитектура Китая 10
ГЛАВА ΙΙ «АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ» 20
2.1 Средневековая архитектура 20
2.2 Особенности градостроения и архитектуры средневекового
Китая 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
Такой же легкостью форм отличаются и беломраморные мосты, соединяющие берега Ихэюаня с островами. Образующий плавный изгиб мост Чанцяо (Длинный мост), состоящий из семнадцати пролетов в виде полукруглых арок, повышающихся к центру, обрамлен резными белыми перилами со столбиками, выточенными в виде фигур львиц, играющих со львятами. Однако нарастающие к 19 в. вычурность и прихотливость узоров приводят к излишней нагроможденности, утомляющей взгляд и характеризующей многие сооружения Ихэюаня времени позднего феодализма.
Храмы 18 в. образуют, как и в минское время, большие и значительные ансамбли. Вместе с тем, в отличие от минских храмовых комплексов с их поразительными просторами площадей, с удивительным спокойствием и мягкостью линий, культовые сооружения цинского периода отличаются большей праздничностью и пышной нарядностью как в формах, так и в раскраске, большей стесненностью пространства, отчего каждое из зданий ансамбля воспринимается только вблизи, сразу во всех своих деталях.
Одним из самых крупных пекинских культовых сооружений этого времени является Юнхэгун, перестроенный в 1740-х гг. в монастырь из бывшего императорского дворцового помещения. Характерен входящий в ансамбль храм Ваньфогэ, состоящий из высокой двадцатишестиметровон центральной части и двух несколько меньших боковых помещений, соединенных с основной частью подвесными переходами. Такой прием был характерен для сооружений ганского и сунского времени и, по всей видимости, является воспроизведением более древних образцов.
Однако по богатству и пышности отделки, красочному декору и обилию деталей храм имеет уже совсем иной облик, нежели танские постройки. Снаружи центральное здание производит впечатление трехэтажного. Внутри же центральная часть храма представляет единое высокое помещение, вмещающее колоссальную деревянную статую божества милосердия — Гуаньинь.
Одним из важнейших эстетических качеств пинской архитектуры является цветовое оформление комплекса построек. Богатейший узор, покрывающий наружные части здания, неотъемлемо связан со всеми его конструктивными особенно стями, со всем его нарядным и праздничным обликом. Так, например, в зданиях Юнхэгуна пространство под черепичной крышей до горизонтальных балок, лежащих на колоннах, заполнено резными деревянными конструктивными деталями, расписанными сверху тонким и ярким геометрическим узором. Дробным формам доу-гунов храма соответствуют мелкие тонко и искусно выписанные узоры, объединяющие все нодкровельное пространство и превращающие его в подобие богатого ковра.
В целом храм Юнхэгун, несмотря на свое культовое назначение, воспринимается снаружи как богатый дворцовый ансамбль, в котором основные принципы и традиции китайской архитектуры прошлого, переработанные на новый лад, еще не утратили своего совершенства.
Не только деревянные, но и каменные культовые сооружения цинского времени переживают общие для всего зодчества изменения в стиле. Так, белокаменная пагода храмового ансамбля Биюньсы (Храм лазурных облаков), расположенного в 10 .км на запад от Пекина, состоит фактически из семи различных пагод, поставленных на высоком цоколе, внутри которого проложены лестницы, ведущие наверх. Все семь пагод, воспроизводящие ступенчатые формы китайских башен или буты-леобразные ступы, поставлены на высоком постаменте, богато орнаментированы и покрыты резными узорами. От крепостного характера танских и возвышенной устремленности кверху сунских пагод здесь не остается и следа. Пагода, как единое и целое башнеобразное здание, распадается на ряд небольших декоративных сооружений, в которых орнаментально-скульптурные формы играют доминирующую роль.
Частные жилища цинского времени, принадлежавшие крупным чиновникам, повторяют в миниатюре пышные комплексы императорских садов и дворцов. Особенно это ощущается в южных провинциях Китая, в Шанхае, Сучжоу, Ханчжоу и Нанкине, где развивался более декоративный и вычурный стиль зодчества, чем на севере. Затейливость формы, искусственные маленькие пейзажи, нагромождения каменных глыб, стены, отгораживающие маленькие садики, и обилие фантастической скульптуры, покрывающей углы крыт, характерны для ряда китайских домов 18 — 19 вв.
Зодчество цинского времени, несмотря на сохранение в нем художественных качеств и основных принципов средневековой китайской архитектуры периода расцвета, постепенно идет по пути утраты монументальности и проявления чрезмерного интереса к деталям и орнаменту, что приводит его в 19 в. к утрате цельности и значительности архитектурного образа. По существу, 18 в. явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной истории средневековой архитектуры Китая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страна Дальнего Востока Китай долгое время развивалась изолированно от других регионов, сделанные здесь открытия становились известны человечеству с большим опозданием. Китай – единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий. Ирригация существовала уже в государстве Инь, где сложилась первая иероглифическая система письменности. Завоевавшая Инь династия Чжоу достигла громадного технологического перевеса над всеми соседними племенами. Когда ее после долгого периода раздробленности свергла династия Цинь, то была в общих чертах создана система общественных отношений, продержавшаяся до революции 1911 г., несмотря на смену династий. В 4-6 вв. в Китае был сделан ряд крупнейших изобретений: фарфор, порох, книгопечатание и др., но для остального мира они были закрыты. Европейцы, прежде всего купцы и миссионеры, стали проникать в Китай с 13 в.
Человек и его творения, согласно китайским философским учениям, воспринимались как малая частица природы. Это отразилось и на архитектуре Китая – стремлении искусно располагать здания на фоне природы в наиболее живописных и продуманных для них местах.
После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды. Архитектура, скульптура и природа выступали в неразрывном единстве. Поражает богатство фантазии, вложенной в эти сооружения. Мастера изваяли из камня целые повести и притчи из жизни Будды и его учеников, добавив свои жизненные наблюдения, свое понимание событий, мотивов орнамента, отделки архитектурных деталей... Потолки храмов покрыты фигурами летящих небесных музыкантов и танцовщиц (по индийским мифологическим представлениям населяющими небеса), угловатых, но порывистых и стремительных в своих движениях. Здесь и поныне можно увидеть самых разнообразных персонажей индийской мифологии — священную птицу Гаруду, змеиных царей, монахов-аскетов, предающихся молитве, буддийских святых, задумчивая нежность и одухотворенная красота которых были чертами совершенно новыми в искусстве Китая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Идеальная схема древнекитайского города на фоне природы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пекин. Храм Неба.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пекин. Запретный город.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Идзумо. Храм Синто.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Удзи. Храм Феникса.
1 Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.: Стройиздат, 1984.
2 Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. М.: Молодая гвардия, 2008.
3 Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М.: Стройиздат, 1984.
4 Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. М.: Ассоциации строительных вузов, 2010. С. 28.
5 Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. М.: Ассоциации строительных вузов, 2010. С. 31.
6 Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры / Под общ. ред. А.Г. Габричевского. М., 1939.
7 Афонькин С.Ю. - Всё о чудесах архитектуры. СПб.: СЗКЭО, 2009. С.52.
8 История Китая с древнейших времен до наших дней. Под редакцией Симоновской Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974. С. 81.