Градостроительство Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование градостроительства и архитектуры древнего и средневекового Китая.
Цель курсовой работы обусловила ее задачи, к которым относятся:
- Раскрыть особенности градостроительства и архитектуры древнего Китая;
- Выделить достижения и особенности градостроительства и архитектуры Китая в средние века.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι «ДРЕВНИЙ КИТАЙ» 4
1.1 Возникновение градостроения древнего Китая 4
1.2 Градостроительная деятельность древнего Китая 7
1.3 Древняя архитектура Китая 10
ГЛАВА ΙΙ «АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ» 20
2.1 Средневековая архитектура 20
2.2 Особенности градостроения и архитектуры средневекового
Китая 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Градостроительство и архитектура древнего Китая.docx

— 395.14 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                    3

ГЛАВА Ι «ДРЕВНИЙ КИТАЙ»                                              4                                                         

    1.    Возникновение градостроения древнего Китая                4
    2. Градостроительная деятельность древнего Китая   7
    3. Древняя архитектура Китая              10

ГЛАВА ΙΙ «АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

                 СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ»             20                                                                                                    

2.1 Средневековая архитектура 20

       2.2 Особенности градостроения и архитектуры средневекового

             Китая                                                                    23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            33

ПРИЛОЖЕНИЯ   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди  различных  видов  искусства (скульптура,  живопись,  графика,  декоративноприкладное искусство и др.) важнейшим из них является архитектура. При единовременном расцвете всех видов искусства, как свидетельствует история, наступают эпохи наивысшего и гармоничного развития культуры. Являясь одним из видов искусства, архитектура – это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники.

«Прочность, польза, красота» – эта классическая триада, которую сформулировал в середине I в. до н.э. ученый и архитектор Витрувий, является краткой формулой архитектуры для всех времен и народов.

Архитектура или зодчество – это строительное искусство, направленное на всемерное удовлетворение материальных и духовных потребностей в личной и общественной жизни и деятельности  человека.  Являясь «второй  природой»,  формируя  пространство,  архитектура постоянно воздействует своими образами на массы людей и отдельного человека.

Целью курсовой работы является исследование градостроительства и архитектуры древнего и средневекового Китая.

Цель курсовой работы обусловила ее задачи, к которым относятся:

  • Раскрыть особенности градостроительства и архитектуры древнего Китая;
  • Выделить достижения и особенности градостроительства и архитектуры Китая в средние века.

Курсовая работа включает  в себя введение, основную часть состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников и приложения.

 

 

ГЛАВА I ДРЕВНИЙ КИТАЙ

 

1.1 Возникновение градостроения древнего Китая

 

Древнейшие поселения Китая возникли в плодородной долине реки Хуанхэ. Здесь в период неолита в III-II тысячелетиях до н. э. уже существовал ряд культур, положивших основание зарождению китайской цивилизации. Экономической основой этих поселений было скотоводство и земледелие при сохранении охоты и рыболовства. По своей структуре это были родовые общины, во главе которых находились старейшины. Разложение родового строя, начавшееся в конце неолита, привело в эпоху бронзы (XVI-XV вв. до н.э.) к зарождению классового общества. Этот процесс протекал постепенно и закончился к концу XIV в. до н. э., когда в среднем течении Хуанхэ сложилось раннерабовладельческое государство, известное под названием Инь (или Шан)1.

Государство Инь вело постоянные войны с соседними племенами, в результате чего оно к концу XI в. до н. э. расширило свои границы. Археологические раскопки, проводившиеся на месте древней столицы Инь, располагавшейся на месте современного поселения Сяотунь (близ Аньяна), показали, что это был значительный город, обнесенный глинобитной стеной и рвом. Город пересекала замощенная дорога. В центре находились дворец и храм, около которых размещались жилые кварталы знати. Главные здания имели каменные фундаменты, а жилые дома, по-видимому, имели деревянный каркас с глинобитным заполнением. Дома знати снабжались водой, протекавшей по деревянным желобам. В целом в столице Инь и в других городах этого периода зародились многие градостроительные традиции, которые получили свое развитие в дальнейшем.

В начале XI в. до н. э. государство Инь было разгромлено соседним племенем Чжоу, находившимся до этого в зависимости от иньских царей. Под властью чжоуских царей была объединена обширная территория Северного Китая, тянувшаяся вплоть до Шаньдунского полуострова. Новое государство Чжоу (XI-III вв. до н.э.) было поделено на отдельные небольшие царства, подчинявшиеся главному царю Чжоу2.

Первоначальной столицей Чжоуского государства был город Хаоцзин (неподалеку от современного города Сиань). Помимо этой столицы в период так называемого Западного Чжоу (XI-VIII вв, до н, э. ) в Древнем Китае было уже много больших и малых городов, находившихся в определенной иерархической зависимости друг от друга. Многие из этих городов выросли из небольших городов-крепостей предшествовавшего периода.

Постоянные набеги кочевников с севера и запада, а также междоусобные войны вызвали необходимость строительства городов-убежищ, где за крепостной стеной укрывалось сельское население во время опасности. Такие города-убежища строились, главным образом, в пограничных районах. В древнекитайских источниках сохранились сведения о том, что во время нападения варваров строились квадратные города с двумя рядами крепостных стен, между которыми имелось достаточно пространства для того, чтобы выращивать плоды и овощи во время военной опасности, тогда как в центральной части города могло укрыться все сельское население, выполнявшее одновременно и воинские обязанности. Эти города в эпоху Чжоу стали приспосабливаться к новым нуждам, в них стали селиться торговцы и ремесленники. Новые города строились по тому же образцу. В период Западного Чжоу значительные богатства, сосредоточившиеся в руках главного правителя государства, и большое число рабов, закабаленных в результате военных походов, позволили развернуть активное гидротехническое строительство в засушливых северо-западных районах Китая, что способствовало развитию сельского хозяйства страны, В городах продолжали развиваться ремесло и торговля. Многие изделия китайских ремесленников, особенно шелкопрядильщиков и ткачей, были известны далеко за пределами Китая. Однако раздробленность страны, а также постоянные набеги со стороны соседних государств истощили Западное Чжоу. В 770 г. до н. э. под угрозой нашествия кочевников столица Чжоу была перенесена на восток, в глубь страны в Лои (современный Лоян). С этого времени начался период, получивший название Восточного Чжоу (770-256 гг. до н. э. ). Столичный город Лои был построен по определенному плану в соответствии со сложившимися уже градостроительными канонами. Он имел квадратный план со стороной, равной 9 ли (4, 5 км). Город был обнесен крепостной стеной. С каждой стороны имелось трое городских ворот, соединявшихся улицами. В центре города находился дворец, по правую сторону от которого размещался храм Земли, а по левую-храм Предков.

Несмотря на то, что в период Восточного Чжоу территория Китая несколько сократилась, а центральная государственная власть начала ослабевать, в стране продолжалось развитие земледелия и ремесла. Именно в этот период большого расцвета достигли наука, философия и искусство. Философские доктрины Лаоцзы и Конфуция нашли свое отражение в архитектурных и градостроительных канонах Древнего Китая. Появились трактаты, в которых содержались правила планировки и застройки городов. Одним из таких трактатов был трактат Чжоу-ли, в котором имелись конкретные указания на то, каким должно быть расположение зданий, длина стен, ширина улиц и т, д. Согласно этому тексту, столичный город предписывалось планировать в виде квадрата со стороной в 9 ли (4500 м). Крепостные стены должны были окружать такой город со всех четырех сторон. Причем на каждой из сторон предписывалось устраивать по трое городских ворот. Внутренняя территория города пересекалась улицами, ориентированными по странам света (девять улиц широтного и девять-меридионального направления). Ширина улиц устанавливалась в девять осей колесной повозки. Территория города близ южной его стены отводилась под дворец императора, перед которым симметрично главной композиционной оси плана города предполагалось сооружать два храма. К северу от императорского дворца согласно трактату должны были размещаться две рыночные площади.

Следует отметить, что в Китае издревле существовали культы неба, земли, гор, ветров, огня и других естественных сил и явлений природы. Рядом с этим через всю историю феодального Китая проходят культы предков и своеобразное почитание императора, возведенного конфуцианством в культ «сына неба». В этот же период окончательно сформировались ритуальные традиции закладки городов, храмов, жилых и общественных зданий. Появились и специальные лица, которые следили за выполнением этих традиций: жрецы, оракулы, землемеры. К этому же времени относился и трактат последователя Конфуция-философа Мэнцзи (372-289 гг. до н.э.). В этом трактате, носящем имя автора и написанном в форме беседы с учениками, содержались многие рекомендации по планировке городов.

 

1.2  Градостроительная деятельность древнего Китая

 

Идеальная схема древнекитайского города на фоне природы приведена в приложении 1. На севере расположены горы, отождествлявшиеся с «драконом»; на юге-река, являвшаяся символом жизни, движения, света и добра, поэтому дворцы и храмы обычно были обращены своими фасадами на юг.

Город, по Мэнцзи, должен был иметь внутреннюю крепостную стену периметром в 3 ли (1 ли = 500 м), т. е. насчитывало 1500 м и внешнюю стену периметром в 7 ли, т. е. 3500 м. Так как город был квадратным в плане, то протяженность одной из его сторон внутренней стены равнялась 3/4 ли = 375 м, а внешней стены-13/4 ли, т. е. 875 м. Внутренний город расчленялся на кварталы улицами шириной 5 м. В центральном квартале размером 125 х 125 м размещались правители города и привилегированные жители. В остальных 32 кварталах размером 60 х 60 м должны были размещаться крестьяне по 100 чел. в каждом, т. е. численность населения внутреннего города могла составлять около 3500 чел. Территория между внутренним и внешним городом предназначалась для садов и огородов. Город должен был иметь округу, радиус которой определялся из расчета полуторачасового пути до города. Такая округа могла включать в себя как культивированные земли, так и окрестные холмы, леса и водные бассейны. Ее предельная площадь предполагалась 12 х 12 км.

Таким образом, схема расселения, по Мэнцзи, напоминала города-убежища более раннего периода. Наибольший интерес она представляла тем, что в основе ее лежало модульное построение городского плана.

Последний период государства Чжоу, значащийся в истории как период Борющихся Царств, прошел под знаком постоянных междоусобных войн между государствами, находившимися на территории Китая. Этот период закончился победой царства Цинь и созданием централизованной империи, просуществовавшей с 221 по 207 г. до н. э.

При императоре Циныпихуанди вновь активизировалась градостроительная деятельность. В этот период была завершена Великая китайская стена, протянувшаяся более чем на 6000 км. Она представляла собой каменно-земляное сооружение высотой около 10 м при ширине 7-8 м. Строительство такого сооружения требовало огромного количества рабочей силы, которую составляли рабы и беднейшие слои населения.

Помимо Великой китайской стены при Цинынихуанди были построены дороги, соединившие многочисленные города. Страна была поделена в этот период на 36 провинций, в каждой из которых имелись главные и второстепенные города.

Самым крупным городом государства Цинь была столица Сяньян (поблизости от Сианя), расположенная по обеим берегам реки Вэй. Периметр внешних стен Сяньяна насчитывал 150 ли, т. е. 75 км, а вместе с окрестностями-100 км. В городе было выстроено много дворцов для императора и знати. Всего при Цинынихуанди было выстроено 270 дворцовых зданий, в строительстве которых участвовало свыше 700 тыс. рабочих. Дворцовые здания в Сяньяне были построены из ценных пород деревьев. Отдельные здания соединялись крытыми галереями. Высота дворцовых помещений достигала 15м, а вместимость некоторых из них-до 10 тыс. чел. Всего в городе проживало около 1 млн. жителей. От древнего Сяньяна практически ничего не осталось и он известен в основном по описаниям древнекитайских историков.

После падения империи Цинь была основана империя Хань (206 г. до н. э. -220 г. н. э.)3. В период Ханьской империи продолжалось развитие торговых городов Лояна, Чанъаня Чэнду, Ханьданя, Ян-ди и др. Столица была перенесена в Чанъань, расположенный в долине реки Вэйхэ, неподалеку от Сяньяна. Периметр городских стен Чанъаня равнялся 25 км. В город вело девять ворот. Улицы, ориентированные по странам света, делили город на 60 кварталов. В городе было много дворцовых построек, а также несколько рыночных центров. В этот же период после длительной борьбы с гуннами был открыт торговый путь на Запад, в страны Ближнего Востока-так называемый Шелковый путь, оканчивавшийся на берегах Средиземного моря. На протяжении всей империи Хань происходило постепенное разложение рабовладельческого строя и зарождение нового, феодального уклада, который окончательно восторжествовал в III в. н. э.

Сравнивая процессы развития древнейших городов Индии и Китая, можно отметить некоторые общие черты, которые заключались в наличии большого количества сельских общин, в сильной центральной власти. Сходство можно усмотреть и в весьма распространенных в этих странах городах-убежищах для сельского населения и городах-резиденциях крупных и мелких правителей. И в Индии и в Китае довольно рано начали складываться определенные градостроительные правила и каноны, которые нашли свое отражение в специальных письменных документах, относившихся главным образом к III в. до н. э. («Арташастра» в Индии и «Чжоули» в Китае). Однако были и существенные отличия, объяснявшиеся различными условиями исторического развития этих стран. Так, Индия в конце рассматриваемого периода пришла в тесный контакт с эллинистическим Востоком, а в дальнейшем-с Римской империей, что, несомненно, сказалось на сложении градостроительного мышления древних индусов. Развитие же городов Китая протекало более изолированно и самобытно, и лишь после установления постоянных торговых связей со странами Средней и Передней Азии и Средиземноморья появилась реальная возможность культурного обмена и обогащения новыми архитектурными и градостроительными принципами.

 

    1. Древняя архитектура Китая

 

В китайском языке дворец обозначается иероглифом, который в ранних китайских письменах означал всего лишь обычный дом. Но после основании династии Цинь (221-206 вв. до н.э.) он постепенно стал использоваться лишь для названия построек, где жил и работал император. Примерноо с этого же периода китайские дворцы стали увеличиваться в размерах. Согласно официальным данным, размеры дворца «Эфангун», принадлежащего первому циньскому императору, составляли 2.5 км с востока на запад и 1000 шагов с севера на юг. Дворец «Вэйянгун» династии Восточная Хань (206 г. До н.э. – 25 г.н.э.) состоял из 43 залов и террас, а протяженность периметра составляла 11 км. Запретный город в Пекине можно увидеть и сейчас. Здесь располагался императорский дворец династий Мин и Цин. Этот дворец занимает площадь в 720 000 кв м и включает 9900 различных построек (залы, башни, павильоны)4. Это один из величайших дворцов в мире, сохранившихся до наших дней. Таким образом, «гун» вырос в настоящий город, поэтому его иногда так и называют «гунчэн» (дворец-город).

Не только дворец, но и другие императорские резиденции обозначаются словом «гун». Например, парк «Ихэюань» называли Летним Дворцом, а горный курорт в Чэндэ и термальные источники Хуацинчи, что недалеко от Сианя, обозначали словом «сингун» (дворцы, используемые во время поездок). Так же существует еще один вид дворцов, так называемый «чжайгун». Здесь император подготовливался к проведению церемонии жертвоприношения. Пример такого дворца служит Храм Неба в Пекине.

Информация о работе Градостроительство Китая