Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:01, курсовая работа
Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни.
Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
7 Платон и Аристотель
Заключение.
"Экономика"
– правильный тип
"Экономика" доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей цели – блаженства. В "Политике" рассматриваются различные общественные отношения и оцениваются различные формы государственного устройства.
Государство – это "некоторый тип общения". Государство – высшая форма общения между людьми.
В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы.
Все экономические отношения имеют целью только выгоду и к ней сводится, в них все расчеты. Аристотель выступает как сторонник индивидуальной частной собственности. Видом собственности считает общую и частную.
Аристотель полагает, что даже в основе дружбы лежит себялюбие: "любя друга" мы любим собственное благо, ибо хороший человек став нашем другом становится благом - поскольку мы его любим. Каждый человек "сам по себе более всего друг, и следует любить больше всего самого себя".
Задача политика и законодателя – не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа.
Понятие "досуг" важное понятие социологии, педагогики и эстетики Аристотеля. В глазах Аристотеля право на досуг – первый и основной признак принадлежности человека к классу, которому принадлежит власть в обществе. Возвышая досуг, Аристотель принижает значение деятельности и пользы.
Наибольшая симпатия Аристотеля склонялась на сторону политики. Именно в политики умение повелевать и повиноваться достигается лучше всего.
Аристотель выдвинул учение об обществе и государстве, при этом различал хорошие и дурные формы управления государством.
Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; монархия, аристократия и власть среднего класса, основанная на смешивание олигархии и демократии.
Дурными (как бы выродившимися) видами Аристотель считал тиранию, чистую монархию и крайнюю демократию. Аристотель был противником больших государственных образований.
Сущность государства, по мнению Аристотеля: государство – это "некий вид общения". Государство – только одна форма общения между людьми. Однако не все люди принадлежат к составу государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы.
Учение Аристотеля оказало огромное влияние на последующее развитие философской мысли. Аристотель развил теорию воспитания "свободнонарожденных" граждан. Трем видам души, по Аристотелю, соответствует воспитание, это три взаимосвязанных стороны – физическая, нравственная, умственная. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души – разумной и животной (волевой). Он считал, что общие школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Свое экономическое учение Аристотель основывал на предпосылки, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.
История государства и права Древней Греции, как одна из составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.
Политическая
история Аттики являет собой классический
образец возникновения
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. – Совместное поселение).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. О синойкизме Энгельс сказал следующее: " Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя..."
Итак,
синойкизм повлек за собой разложение
родовых отношений и
Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, т.е. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.
Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения – демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты - крестьяне, лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.
Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки, не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.
Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.
Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг – высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание -–экклесия. Как полагают историки в экклесии ("собрании вызванных лиц") могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писаных законов 3 законов Драконта. До этого времени писаных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В
621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту,
было поручено пересмотреть и записать
действующее обычное право. Так
возникли Драконтовы законы. Они отличались
необычайной жестокостью и
2)
положение крестьян в Аттике VII-VI
веков до н.э. было крайне
тяжелым. Главной бедой
Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени". Она освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы в рабство за границу, государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.
Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.
Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая (греч. "Тимэ" – имущество, ценз), которая установила имущественный ценз, который стал определять политические права граждан.
Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли пентакосиомедимны, то есть граждане, получавшие ежегодный доход в 500 медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.
Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в 300 медимнов.
Оба этих класса получали право замещать все важнейшие государственные должности, но архонтами и казначеями могли стать только представителя первого класса.
Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгитьы 200 медимнов годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.
Деление
на имущественные разряды
При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.
Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение в народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от каждого разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и на совет ареопагов.
Кроме
того феты могли быть избраны в
созданный Солоном суд
Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в "Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств". Ни демос, ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.