Государство и право Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни.

Оглавление

Введение.

1. Этапы развития государственности.

2. Гомеровская Греция.

3. Рабовладельческое государство в Афинах.

3.1. Реформа Солона.

3.2. Тирания Писистрата.

3.3. Реформы Клисфена.

4. Афинское государство в 5 веке до н.э.

4.1. Государственный аппарат.

5. Рабовладельческое государство в Спарте.

5.1. Общественный строй.

5.2. Государственный строй.

6. Основные черты права.

6.1. Имущественные отношения.

6.2. Семейное и наследственное право.

6.3. Уголовное право.

6.4. Судебный процесс.

7 Платон и Аристотель

Заключение.

Файлы: 1 файл

Государство и право Древней Греции.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     Оказавшись  снова в Афинах пятидесятилетнем мужем, Аристотель открывает здесь философскую школу – Ликей – названный так потому, что школа находилась рядом с храмом аполлона Ликейского ("волчьего"). В состав территории школы входили тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также "перипатетической " (прогулочной), а члены школы - "перипатетиками" ("прогуливающимися"). Их было много, ибо Аристотель имел не одну сотню учеников и последователей. Аристотель преподавал в Ликее двенадцать лет. Второй афинский период Аристотеля полностью совпадает с завоевательной эпопеей Александра Македонского, покорившего всю западную часть полосы древней цивилизации и вторгнувшегося даже в ее среднюю часть – в Индию, то есть с " эпохой Александра".

     Скоропостижная смерть Александра вызвала в Афинах антимакедонское восстание. Аристотель был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, Аристотель передал управление Ликеем Теофасту и покинул Афины, как оказалось навсегда – Аристотель вскоре умер на острове Эвбея в вилле своей покойной матери. В завещании Аристотель просил перезахоронить останки своей первой жены рядом со своей могилой, определил содержании своей второй жене Герпилле – матери сына Аристотеля Никомаха, отдал распоряжение относительно обоих своих сыновей: Пифида (от первого брака) и Никомаха; некоторым своим рабам он даровал свободу.

Учение  Аристотеля

     Аристотель  является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. В частности, это было описание 158 государственных устройств. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, она вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал больше 150 научных трудов и трактатов.

     В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и  последователей. В I веке н.э. они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевской философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.

     К первой группе относится работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию (протефилософиа). Андроник Родосский все работы объединил в один трактат, который был назван "метафизика" (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, то есть за физикой. Современный смысл метофизики как метода познания был обозначен Гегелем в 19 веке).

     Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии и естественных наук, - "Физика", "О небе", "О возникновении и гибели", " Метеорология", " О возникновении животных " и др.

     Весьма  обширную группу представляют работы, посвященные проблематики обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты - " Политика", " Никомахова этика", "Риторика ", " Поэтика" и др.

     Выдающийся  раздел его творчества представляют труды, посвященные логики и методологии, которые объединены под общим названием "Органон" (сюда относятся работы " Категории" " Об объяснении ", "Первые аналитики", " Третьи аналитики", " Топики", " О софистических доказательствах ").

     Аристотель  был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии.

     Определив свое отношении к философии Платона  и ее центральному пункту – учению об "идеях", Аристотель разрабатывает исходные принципы своей философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, неопределенна (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состоянии сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

     Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля, с которыми мы встречались уже у до сократовских мыслителей. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей. Которая чувственна, непостижима, и реальна существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей ( их изучением занимается физика ) можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, а земля – холодного и сухого.

     Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Правда, позднее в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый элемент – " Пятую сущность " – эфир.

     В то же время Аристотель допускает  и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификаций одной и той же первой материей.

     Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) являются результатом взаимодействия всеможных комбинаций этих элементов.

     По  Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство "материи", "формой". Форма не материальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Он это иллюстрирует примером. Так, медный шар есть единство вещества – меди и формы – шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре оно составляет одно с веществом. Медь лишена "Формы", поскольку меди еще не придана форма шара и та же медь есть "возможность" формы. "Форма" есть действительность того, возможностью чего является "материя", и, наоборот, "материя" есть возможность того, действительностью чего будет форма. С помощью этих положений о соотносительности материи и формы Аристотель пытался сократить  для платоновского идеализма пропасть между миром вещей и идеями.

     Согласно  Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход  от "материи" к соотносительной ей "форме", от "формы" – к соотносительной ей материи. Поднимаясь по лестнице "формы" мы, утверждает Аристотель "доходим" наконец, до высшей "формы", которую уже нельзя рассматривать как "материю" или как возможность более высокой "формы". Такая предельная" форма" есть перводвигатель, или Бог, пребывающий вне мира.

     Итак, " форма", по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в этом учении, которое является основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по- новому решает проблему соотношения единичного и общего – как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

     При изучении конкретных вещей как реального  бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с  индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием.

     От  первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности (вторичные). Они производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать и т. д. Это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность.

     Категории сущности Аристотель считал основным средством познания мира. Все другие категории служат для их определения.

     Об  онтологических воззрениях Аристотеля говорит и его понимание движения. Движение у Аристотеля тесно связывается  с конкретными формами бытия. Он подчеркивает, что движение помимо вещей не существует. Аристотель считал движение вечным, оно всегда было и во всякое время будет.

     Несколько противоречивы взгляды Аристотеля на источник движения. Сказанное выше говорит о том, что движение присуще самим вещам, следовательно, источником является самодвижение. С другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения.

     Аристотель  различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

     Движение  Аристотель тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений: относящихся к сущности, к количеству, качеству и месту. Движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти " противное". Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. По Аристотелю, противным движению является "покой"; противном возникновению – гибель; увеличению – уменьшение, а изменению места – покой на месте. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает как переход возможности в действительность. Тем самым движение становится универсальным свойствам сущего.

     Процесс осуществления, то есть переход возможности в действительность, тесно связан с взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению реализации формы (как реальности).

     Аристотель  уделяет внимание и анализу "пространства" и "времени". Во-первых, он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает связь времени и движения.

     Пространство  Аристотель также связывает с  движением тел, признает его объективное существование. Пространство понимается как особая необходимая реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них.

     Заканчивая  онтологическую часть философии  Аристотеля, остановимся на его учении о причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную и, или воздействующую, и причину конечную, или целевую. Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает также, как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи "истинную реальность". Активная (или воздействующая) причина также соединена с источником движения и с процессом перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

     Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако все они имеют неодинаковое значение. Формальные причины являются наиболее важными, чем материальные причины – такой вывод следует из учения Аристотеля из пассивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой (или конечной) причине – уступка теологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием " энтелехия".

     Аристотель  считает, что душа присуще всем объектам, принадлежащим живой природе, то есть растениям, животным и человеку. В ряде работ он приходит даже к таким взглядам: "душа не существует без материи", деятельность души обусловлена состоянием тела, что подтверждает определенную материалистическую тенденцию. Однако в "Политики" Аристотель говорит, что "одушевленное существо состоит, прежде всего, из души и тела; душа по своей сути является господствующим принципом, тело – принцип подчиненный ". С подобными мыслями можно встретиться в трактате "О душе": "… душа есть причина, и начало живого тела … душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел ". Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.

     Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений (речь идет здесь об определенной способности к жизни); чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

Информация о работе Государство и право Древней Греции