Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:01, курсовая работа
Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни.
Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
7 Платон и Аристотель
Заключение.
Разумную душу Аристотель, характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, то есть способность ощущать, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души. Ощущения неотделимы от тела, но разумная душа не связана с телесностью, она вечна. Разуму, наконец, "лучше не быть связанным с телом ". Этот довод использовался философами – идеалистами, как во времена Аристотеля, так и в позднейшее время.
Как философ Аристотель обязан был решать гносеологические проблемы. Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. Благодаря ему мы познаем конкретное бытие (первые сущности). При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным.
Если чувственный уровень – основа познания, то постижение общих закономерностей, общего является привилегией разума, который подобно чувствам, черпающим из реальности, существует за счет чувственного опыта.
Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс от простейших элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.
Научное познание, по Аристотелю, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного, и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.
Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания. Отсюда название трудов Аристотеля, посвященных логики, - "Органон" (органон – орудие). Логика Аристотеля развивалась в тесной взаимосвязи как с его философскими воззрениями, мак и с его изучением природы и общества.
Аристотель заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли и в наше время.
В
теоретической философии
Под субстанцией он понимал бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в сем – либо ином. Как таковое бытие, не способное существовать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или атрибут, но только как его субъект.
Субстанцией, считал Аристотель, может быть только единичное бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле этого слова. Он неуклонно имеет в виду это бытие как предмет познания, протекающего в понятиях. Другими словами, он полагает, что существующее само по себе и потому совсем независимое от сознания, что бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытие и есть в этом смысле уже бытие как предмет понятия.
В плане бытия "форма" – сущность предмета. В плане познания "форма" – понятие о предмете.
Согласно Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета. Самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие и только бытие непреходящее, пребывающее.
У Аристотеля телеология становится последовательно объективной.
Предметы обладают не данной или предписанной им извне целью, а сами, в самих себе, объективно имеют цель. Состоят они в реализации или в осуществлении "формы", понятия, таящегося в них самих. Но это и значит, что "цель" сводима к "форме" – к действительности того, что дано как возможность в "материи", предметов.
Причина движения и изменения – не основная и не несводимая: она также сводима к "форме", ибо понятие о предмете, осуществленное в веществе ("материи"), и есть форма.
Если
рассматриваются отдельные
В "форме" и "материи" следует видеть также причины или принципы, исходя из которых мог, бы быть объяснен весь мировой процесс. Под "материей" еще можно разуметь то, что подвергается изменениям, но "форму" в качестве "начала движения" уже нельзя определить как то, чего мир еще только достигает в своем процессе движения.
Если рассматриваются уже не отдельные предметы природы, а вся природа в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование, в – первых, "материи" мира и, во- вторых, "форма" мира, пребывающей вне самого мира.
По мнению Аристотеля, существует лишь один способ устранить это противоречие: необходимо допустить, что происходящее в мире движение не только не имеет начала, но не имеет и конца, то есть вечно. Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной причины мира и вечного движения мира.
Перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, Бог.
Из неподвижности перводвигателя мира Аристотель выводит как необходимое свойство Бога его бестелесность. Всякая телесность, или материальность, есть возможность иного бытия, перехода в это новое, а всякий переход, по Аристотелю, есть движение. Но Бог, он же перводвигатель – неподвижное бытие; следовательно, Бог необходимо должен быть бестелесным.
Каждый предмет материального мира есть, во-первых, "материя", то есть возможность или средство реализации своего понятия и, во-вторых, "форма", или действительность это возможности, или осуществления понятия. Так как Бог, по Аристотелю, - наивысшая действительность, то Бог есть ум.
В этом уме необходимо различать активный и пассивный элементы. Активные элементы сказываются, когда мысль есть лишь деятельная. Но высшая деятельность мысли, по Аристотелю, - деятельность созерцания. Стало быть, будучи умом и высшей деятельностью, ум Бога есть ум, вечно созерцающий.
Итак, Бог, или перводвигатель, есть созерцающий чистый ум.
Именно поэтому Бог, как его понимает Аристотель, есть цель мира и всего мирового процесса, есть форма всех форм.
Учение это – теология высшего бытия – единая и единственная божественная бестелесная "форма", "чистый" беспримесный ум, мыслящий собственную деятельность мышления. Бог Аристотеля – как бы идеальный величайший и современнейший философ, созерцающий свое познание и мышление, чистый теоретик.
По своему предмету научное знание есть знание о бытии.
Аристотель считал, что предмет искусства – производство вещей или произведений при помощи способности, определенной к действию. Поэтому сфера искусства – практика и производство; сфера это знание – созерцание предмета, теория, умозрение. У науки есть общее с искусством, как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому искусство есть знание в большем смысле слова, сем опыт, оно сопровождается истинными суждениями. То, что в вещах показывает чувственное познание, то есть ощущение, зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени. Напротив, то, что показывает в вещах научное познание, не зависит ни от пространства, ни от времени.
Для Аристотеля логика – не отдельная наука, а орудие всякой науки. Аристотель называет логику "Аналитикой", ее основные учения: об умозаключении и доказательстве. Задача логики, как ее понимает Аристотель, - исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод Аристотеля – "сведение".
В логических исследованиях Аристотеля интересовали три проблемы:
вопрос о методе знания, или диалектика;
вопрос о двух основных методах выяснения знания достоверного, эти методы – определение и доказательства;
вопрос о месте нахождения посылок знания, это индукция.
Аристотелевская индукция – не только путь от единичного к общему, но и метод противопоставления дедукции.
Восприятие (или ощущение) – способ бытия и соответственно познания, общий у человека со всеми живыми существами. Способность удерживать часть воспринятого есть память. Из часто повторяющегося воспоминания об одном и том же возникает опыт. Из опыта же, то есть из всего общего, сохраняющегося в душе, берут свое начало навыки и наука. Навыки возникают, когда происходит процесс создания вещей; наука – "если дело касается существующего".
Только
определение может превратить простое
свидетельство о факте в
Важная часть логики Аристотеля – теория силлогизма и доказательства. Очень важно также его учение о понятие и о предложении (суждении).
Особенно важным для него было выяснение свойств общего. Общее определяется как то, что относится ко многим предметам в силу их природы. То, что стоит в связи с родом и может быть выведено из рода, есть свойство.
Аристотель классифицирует предложение на четыре группы:
утвердительные истины;
отрицательные истины;
утвердительные ложные;
отрицательные ложные.
Аристотель - основоположник не только формальной логики, но и психологии. Ему принадлежит специальный тракта "О душе".
Душа – организующая форма. В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Поэтому между душой и телом имеется тесная связь. В душе человека существует часть, присуще определенной ступени человеческого развития, не возникающая и не подлежащая гибели.
Аристотель выделяет этику в особую и притом значительную проблему философии. Учение о нравственной деятельности и о нравственных доблестях строится у Аристотеля на основе его объективной теологии, охватывающей весь мир и всю деятельность в нем человека. Есть цель, которую желают только ради нее самой. Такая цель - высшее благо, и раскрывает ее высшая руководящая наука – политика.
Человеческая добродетель есть умение - прежде всего, верно ориентироваться, выбрать поступок, определить местонахождение добра. Выбору подлежит не среднее из хорошего, а наилучшее из всего хорошего.
Частная форма справедливости делится на два вида. Эта распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая. Деятельность, сообразная с важнейшей добродетелью и присущая лучшей части души, есть блаженство. Настоящая цель человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство.
Блаженная жизнь сообразна с добродетелью и притом с важнейшей, которая присуща лучшей части души. Деятельность этой части - созерцательная. Деятельность созерцания не только дает блаженство, к ней применяется и наслаждение, так как созерцание истины есть самое приятное из всех деятельностей, сообразных с добродетелью. Разумная жизнь естественна для человека, так как она делает его человеком. Высшей добродетелью провозглашается теоретическое созерцание истины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности.
В
этики Аристотель развил как образец
и как цель блаженной жизни
идеал созерцательного
Человеческая природа несовершенно. В силу ее несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели – низшие и подчиненные. Под богатством Аристотель понимает " накопление хозяйственный благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения".
Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущества. Между крайностями расточительности и скупости лежит средняя мера – щедрость.