Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:01, курсовая работа
Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни.
Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
7 Платон и Аристотель
Заключение.
В
объективно-идеалистическую
С
представлением о природе души у
Платона связано и его
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер телеологического учения. Благо объявляется не только верховной причиной бытия, но вместе и целью.
Платон представляет, что бытие "иерархично" и состоит из различных слоев и областей неодинаковой реальности. Различию этих областей бытия соответствует и различие родов знания. Высший род бытия – идеи – познаются посредством интуиции.
Низший сравнительно с идеями род бытия – предметы математического знания. Математические предметы родственны и идеям, и чувственным вещам. Как и идеи, они неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных предметов, представляющих их в чувственном мире. Они постигаются умом, но не посредством интуиции, а посредством размышления.
Степень реальности - чувственные вещи – несовершенная область вечного становления, генезиса и гибели. Чувственные вещи не могут быть предметом достоверного знания, а только мнение.
Низкий
род бытия – отображение
Согласно утверждению Платона, ни мнение, ни воображение не дают истинного, достоверного знания. Как и сами чувственные предметы, мнения непрерывно изменяются. Чтобы возвыситься до знания, мнения должны быть связаны в единство или тождество. Связь это производится деятельностью самой души. В душе хранится память об истинах, которые она созерцала в области истинно сущих идей – еще до своего падения на Землю и до своего заключения в телесную оболочку.
Платон создает науку, которая позволяет истинно познавать сущее. Наука это - диалектика. Платон доказывает, что бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Поэтому бытие должно характеризоваться противоположными свойствами: оно един и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и не покоится, движется и не движется, действует и не действует, страдает и не страдает.
Осознание противоположностей в исследуемых предметах есть необходимое условие для пробуждения души к размышлению.
Искусство пробуждать к исследованию и к размышлению посредством открытия противоречий есть то, что Платон называет искусством диалектики.
Платон различает содержание диалектики, это метод познания, ведущий от осознания противоречия и не совершенного знания к постижению истинно сущего. Диалектика характеризуется у Платона как метод движения от данных предположений к их все более и более высоким основаниям, пока, наконец, познающий не дойдет до наивысшего основания. Это восхождение ума есть у Платона движение, совершающееся только в области мышления, отрешенного от всего чувственного.
Нечувственное восхождение по ступеням разума до высшей основы – только первая половина пути. Здесь ум вновь нисходит к начальным – низшим – понятиям. Это так называемый метод восхождения от абстрактного к конкретному.
В наследии Платона интересны следующее моменты:
В научном познании, в практическом действии важно, ответить на вопрос: что такое данная вещь, чем она отличается от других? Идея вещи как раз и является ответом на данный вопрос. Идея вещи есть смысл вещи.
Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части и представляет собой в сравнении с ними новые качества. Стороны треугольника, взятые по отдельности, не есть треугольник. Тем не менее, из – за определенного объединения трех отрезков получается нечто новое - треугольник. Итак, идея вещи есть цельность всех составляющих ее частей.
Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявления вещи. Например, любой механизм может быть работающим, если все его части объединены одной идеей (часы). Идея – есть закон.
Идея не вещественна, тому свидетельство - история развития науки и практики.
Итак, идея есть принцип осмысления вещей, их общая цельность, являющаяся законом их отдельных проявлений. Всеобщую закономерность, конечно, можно не называть идеей или совокупностей идей, но от самой этой всеобщей закономерности вещей наука отказаться не может.
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное государство (общежитие) и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.
По мнению Платона, все существующие государства принадлежат к отрицательному типу, где главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. "Какого бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебных друг к другу: одно – государство богатых, другое – бедных ".
По Платону, отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Тимократия – то есть власть, основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя: правители пользуются почетом, войны свободны от земледельческих и ремесленных работ. Однако со временем любители драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.
Олигархия – власть немногих над большинством, бедные не участвуют в управлении. А в олигархии, в – первых, все занимаются самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во – вторых, это приводит к тому, что человек превращается в бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, в ее худшую форму государственного устройства – в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее. Чем при олигархии. В этом обществе возникает зависть и злоба бедных к богатым. Неуклонно развиваясь, имущественная противоположность становится заметной даже во внешности тех и других. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богатых уничтожают, часть изгоняют, а государственная власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества.
Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран " улыбается и обнимает всех, с кем встречается, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность во вражде. Но так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей, " пока у него не останется ни врагов, ни друзей".
Всем другим формам государства Платон противопоставлял утопию, или проект наилучшего государство и правления. Этим государством руководят (как в олигархии) немногие. Но в отличие от олигархии этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: в - первых, в силу природных тому задатков и одаренности; во – вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства Платон считает справедливость. Идеальное государство, во – первых, должно обладать рядом черт нравственной и политической организации и средствами их защиты; во вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех граждан необходимыми для них материальными благами; в третьих оно должно руководить и направлять развитие духовной деятельности и творчества. В государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами его граждан. В разделении труда Платон видит фундамент всего совершенного ему общества. Однако от землевладельцев, ремесленников и купцов Платон заметно отличал воинов и стражей и правителей – философов. Нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов и еще ниже – правителей государства.
Аристотель – величайший древнегреческий философ. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.
Аристотель жил в 384-322 гг. до н.э. Родина Аристотеля- Полис Страгира. Отец Аристотеля Никомах – придворный врач македонского царя Аминты III , а сам Аристотель – сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа III .
В 367 до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем "академии" Платона, где пробыл 20 лет, в плоть до смерти основателя "Академии" в 347 г. до н.э. Платон был намного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Со своей стороны, Аристотель высоко ценил Платона. В написанном Аристотелем на смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновских идей.
Позднее Аристотель скажет: "Платон мне друг, но истина дороже". Платонизм будет подвергнут проницательной критике. Но первое время, как это видно из ранних сочинений Аристотеля, он полностью разделяет взгляды Платона. В 355 году до н.э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось в связи с приходом к власти в этом городе промакедонской партии. Однако смерть Платона и нежелание Аристотеля оставаться в "Академии", возглавленной преемником Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины.
Аристотель первые шесть лет живет в малоазийской Греции, сперва в прибрежном городе Ассосе, затем в городе Мителена на острове Лесбосе. В Ассосе Аристотель нашел себе жену Пифиаду – приемную дочь и племянницу тирана и основателя Ассоса философа Гермия. Связанный с Македонией Гермий был вскоре казнен персами после жесточайших пыток. Перед смертью он просил передать своим друзьям-философам, что он не совершил ничего недостойного философии, которую он высоко ценил.
Признанный героем и мучеником Эллады, Гермий был удостоен памятника в ее религиозном центре – Дельфах. Надпись к памятнику сделал Аристотель. Он же воспел своего тестя в стихах, где сравнивает его с Гераклом и Ахиллом.
В конце 40-х годов до н.э. Аристотель был приглашен Филиппом II на роль воспитателя сына Филиппа – тринадцатилетнего Александра – переехал в Македонию. Воспитание Александра продолжалось около четырех лет. Впоследствии великий полководец скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Аристотель не пытался сделать из Александра философа, как это сделал бы, по – видимому, Платон, одержимый мыслью, что люди не будут счастливы, пока ими не начнут управлять философы. Трудно сказать, насколько философу удалось облагородить характер македонца - человека, стоявшего, по представлению классического грека на границе между эллином и варваром. Отношения учителя и ученика никогда не были теплыми. И как только Александр стал царем Македонии, он старался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину, в Страгира, где провел около трех лет. В это время произошло важное событие: в битве при Хероне (338 г. до н.э.) македонское войско разгромило соединенное войско греческих полисов. Классической Греции как совокупности суверенных полисов пришел конец. Аристотель вернулся в Афины.