Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:01, курсовая работа
Предгосударственный период истории родоплеменного строя Маркс и Энгельс называют военной демократией. Этот термин был введен американским историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к соседской. Военная демократия приходится на тот период истории, когда древняя родовая организация еще в полной силе, но уже появилось имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зародилась знать и царская власть, стало обычным превращение военнопленных в рабов. Строй военной демократии отличается большим разнообразием форм. В одних случаях он находится в зависимости от полисного устройства, в других случаях военная демократия возникает в условиях кочевого или полукочевого образа жизни.
Введение.
1. Этапы развития государственности.
2. Гомеровская Греция.
3. Рабовладельческое государство в Афинах.
3.1. Реформа Солона.
3.2. Тирания Писистрата.
3.3. Реформы Клисфена.
4. Афинское государство в 5 веке до н.э.
4.1. Государственный аппарат.
5. Рабовладельческое государство в Спарте.
5.1. Общественный строй.
5.2. Государственный строй.
6. Основные черты права.
6.1. Имущественные отношения.
6.2. Семейное и наследственное право.
6.3. Уголовное право.
6.4. Судебный процесс.
7 Платон и Аристотель
Заключение.
5.1. Общественный строй
Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами – гармостами. Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан. Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.
Законы
Спарты предписывали простоту быта и
умеренность в пище. Граждане имели
одинаковую одежду и вооружение. Социальное
равенство подчеркивалось ежедневными
коллективными трапезами, на которые каждый
отчислял одинаковую сумму своего дохода.
А в семейных отношениях не только поощрялись
внебрачные связи, но запрещалось проявлять
ревность, собственнические чувства по
отношению к женщине.
5.2. Государственный строй
По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.
К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода. Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.
Во главе государства стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.
Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.
Герусия состояла из 28 членов - геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.
Особенности
развития Спарты обусловили застой в
социально-экономической и
6. Основные черты афинского права
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям. Запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.
Драконт
включил в законы ряд существенных
положений: отменялась кровная месть,
вводились новые правила
6.1. Имущественные отношения
Имущественные правоотношения достигли в Древних Афинах высокой степени развития. Было известно деление имущества на движимое и недвижимое. Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром.
Особую
разработку получают обязательственные
правоотношения, возникающие из договора
либо из деликта. Договоры заключались
чаще всего в письменном виде, хотя обязательной
формы не существовало. До реформы Солона
неисполнение договорных обязательств
влекло за собой личную ответственность
должника. После реформы в качестве средств
обеспечения договорных обязательств
выступает задаток, залог и поручительство.
Существовали различные виды договоров:
купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа,
хранения вещей, товарищества, поручения,
комиссионный договор
6.2. Семейное и наследственное право
Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
6.3. Уголовное право
По
сравнению с гражданским, уголовное
право было менее развито. Были известны
следующие виды преступлений: против
семьи, против личности, против собственности,
государственные. Различались умышленные
и неосторожные преступления. Среди государственных
преступлений наиболее тяжкими считались
государственная измена, покушение на
демократический строй правления и безбожие.
Виновные в этих преступлениях наказывались
смертью. Очень разнообразны применяемые
судами наказания: смертная казнь, продажа
в рабство, штраф, конфискация. Из наиболее
жестоких наказаний применялись четвертование,
разрывание деревьями, осуждение на голодную
смерть. Самым гуманным считалось отравление.
Широко применялись бесчестящие наказания,
лишение прав гражданства. В области уголовного
права законы Драконта отличались особой
жестокостью.
6.4. Судебный процесс
Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.
Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.
Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания. Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.
О жизни Платона достоверно известно немногое. Вначале он был учеником Сократа. После казни Сократа (399 г. до н. э.) Платон уехал из Афин в Мегару, а оттуда в Кирену – к математику Феодору – и потом в Египет. В то время Египет считался высокоразвитым государством. Платон ознакомился с кастовым общественным строем Египта. Идеализированное изображение этого строя он развил в своей утопии – "Государство". По – видимому, важным этапом в жизни Платона оказалось его пребывание в Сиракузах на острове Сицилия. В то время это был блестящий политический и культурный греческий центр. При сиракузском тиране Дионисии Старшем Платон неудачно пытался вмешаться в политическую жизнь Сиракуз и реализовать при его посредстве свой план идеального государственного устройства. В 388 году Платон вернулся в Афины, а в следующем году основал там школу, получившую в честь героя Академика название "Академия". По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся. Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном, нечувственном мире "идея".
Учения Платона носит теологический характер. Теология – учение о целесообразности. До своего вселения в телесную оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю. Однако и теперь она хранит в своей глубине память о том, что она когда- то созерцала. Человеческая душа независима от тела и бессмертна.
По Платон, мир чувственных вещей не отсечен от мира "идей": он стоит в каком – то отношении к миру "идей". Между областью "идей" и областью вещей у Платона находится "душа мира". Чувственный мир – порождение мира" идей "и мира" материи ". Если мир "идей есть мужское или активное начало, а мир материи начало женское, или пассивное, то мир чувственно воспринимаемых вещей – детище обоих. Каждая вещь чувственного мира "причастна" и к своей «идее», и к "материи". Поскольку чувственная вещь "причастна" своей " идее ", делает вывод Платон, то она есть ее несовершенное, искаженное отображение или "подобие". Посредством "веры" воспринимаются веши в качестве существующих и утверждаются в этом качестве. "Подобие" у Платона выполняет функцию представления в сознании. Диалектика Платона, прежде всего учение о бытии или об идеях, имеет ярко выраженный онтологический характер. В соответствии с этим "диалектика", как ее понимает Платон, не только путь или метод познания, это, прежде всего онтологические прообразы, причины вещей чувственного мира. По Платону, в предметах чувственного мира не только противоположности переходят друг в друга, но и совмещают противоположные качества.
Однако для объяснения наблюдаемых явлений недостаточно предположить существование одних лишь идей. Ведь чувственные вещи преходящи, изменчивы, лишены истинного существования. Их качества должны быть обусловлены уже не только бытием, но и каким – то образом и небытием. Выходит, что кроме бытия должно существовать также и небытие. Это небытие Платон отождествляет с материей. Благодаря существованию материи, или небытия, возникает множество чувственных вещей. Материя, которую Платон уподобляет "материи", "кормилице", принимает в свое лоно вид (идею) и превращает единство и целостность каждого постигаемого умом вида, каждой идеи во множестве чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве. Учение это противостояло атомистическому материализму Демократа, который был старшим современником Платона. Атомисты утверждали, что небытие существует ничуть не меньше, чем бытие. Но при этом бытие отождествляли с атомами, считая их телесными, а под небытием понимали пустоту, пространство, в котором движутся атомы.
Напротив, у Платона бытие – бестелстные, нематериальные идеи, а материя – небытие. При этом для Платона идеи первичные материи; понятием небытия уже предполагается как его условие – бытие: небытие тоже есть бытие, но только иное по отношению в данному. Виды (идеи) Платона, прежде всего бытие, а не понятие нашего ума, и существует они сами по себе, независимо от субъекта, от его сознания и познания.