Государственные реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:12, реферат

Краткое описание

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Оглавление

Содержание
Введение 2
1 Детство, юность, образование Петра I 2
2 Причины и особенности становления абсолютной монархии в России 2
3 Реформы органов власти и управления 2
4 Военная реформа 2
5 Судебная реформа 2
6 Церковная реформа 2
7 Финансовая реформа 2
7.1 Первые реформы денежной системы 2
7.2 Реформа налоговой системы 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 86.55 Кб (Скачать)

Ряд дальнейших мер облегчал жестокость преследования раскольников и разрешал свободное исповедание своей  веры иностранцам, как католикам, так  и протестантам всех толков. В основу этих мер лёг принцип, высказанный Петром, по обыкновению отчётливо и ярко: «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос». Согласно с этим Пётр предписал архиереям относиться к противникам Церкви с «кротостью и разумом».


Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы, «чтобы в городах и уездах всякого  чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причём за уклонение от исповеди взимался штраф. Мера эта, кроме целей  нравственного характера, имела  в виду, главным образом, установить принадлежность данных лиц к древнему благочестию, за что они и облагались двойным налогом. Особыми указами, изданными в 1718 году, предписывалось православным обывателям непременно посещать церкви и в храмах стоять с благоговением  и в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут  же в церкви особым приставленным  для того «добрым человеком». Сам  Пётр очень любил ознаменовывать все торжественные дни своей  жизни торжественными церковными служениями. Чтение по городам известия о полтавской победе, например, сопровождалось молебном и пятидневным церковным звоном.

Для поднятия нравственного уровня самого духовенства  был издан наказ архиереям, рекомендовавший  им кротость в обращении с подчинёнными, осторожность в принятии «невѣдомыхъ гробовъ» за святые мощи и в явлении чудотворных икон. Запрещалось вымышлять чудеса. Предписывалось не допускать юродивых; архиереям указывалось, чтобы они в мирские дела не входили, разве «явная неправда будет», — тогда позволялось писать царю. По росписи 1710 года архиереям было назначено жалование от одной до двух с половиной тысяч рублей в год. Ещё в 1705 году была произведена генеральная чистка духовенства, из состава которого были выключены и отмечены солдаты и оклад: дьячки, монастырские слуги, поповичи, пономари, их дети и свойственники.

Тогда же Пётр принялся за необходимый институт древнерусского благочестия — нищенство. Всех просящих милостыню было приказано  перехватать и для разбора и наказания отвести в Монастырский приказ, причём всякого чина людям запрещалось подавать милостыню бродячим нищим. Кого обуревала жажда подаяния милостыни, тому предлагалось подавать в богадельни. Кто не слушался указа и подавал милостыню бродячим нищим, тех хватали и брали с них штраф. По улицам Москвы и других городов ходили подьячие с солдатами и забирали и нищих и благотворителей. Однако в 1718 году Петру пришлось сознаться, что, несмотря на все его меры, число нищих умножилось.

Он ответил  на это драконовскими указами: нищих, схваченных на улицах, было приказано  нещадно бить, и если они окажутся владельческими крестьянами, то отсылать их к владельцам с наказом, чтобы  они посадили этого нищего на работу, дабы он даром хлеба не ел, а за то, что помещик допустил своего человека до нищенства, он должен был  уплатить пять рублей штрафа. Попавшим в нищенство второй и третий раз было приказано бить на площади кнутом и отсылать мужчин на каторгу, женщин — в шпингауз (прядильню), детей — бить батогами и отсылать на суконный двор и прочим мануфактурам. Несколько раньше, в 1715 году, было приказано хватать нищих и отводить в приказы для розыска. К 1718 году в Москве было устроено более 90 богаделен, и в них жило до 4500 нищих, слабых, получавших корм от казны. Организация благотворительной помощи действительно страждущим была довольно хорошо проведена в Новгороде благодаря самоотверженной деятельности Иова. Иов, по собственному почину, в самом начале Северной войны 1700—1721 годов устроил в Новгороде больницы, воспитательные дома. Царский указ тогда же одобрил все начинания новгородского владыки и рекомендовал сделать то же во всех городах.

 

7 Финансовая реформа

7.1 Первые реформы денежной системы

Нехватка  денег тормозила исполнение важнейших  предприятий: собранные рекруты  от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались  за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны правительство  Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового  оборота требовало дополнительного  количества средств обращения. Недостаток монеты не  покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход  к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный  оборот.

«Для  всенародной пользы и для общей  прибыли ко всякому торгу» был  начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные монеты составляли одну десятую стоимости  всех наличных денег и предназначались  в основном для местных рынков и торжков.

 Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том  числе медных монет – 44,4, серебряных  – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб.  При этом был упорядочен и  значительно расширен набор денежных  знаков разного достоинства и  веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2 червонца.15


За  1700-1704 гг.  было   выпущено  более  чем на 13  млн.  руб. серебряной монеты,   главным   источником   выпуска   которой   был   передел   старых, изымаемых из обращения монеты. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы,  также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные нужды.

Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. – 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился  до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был  лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что  в последствии привело к росту  цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра  монетная регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся  расходов доходами от чеканки неполноценных  монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.

7.2 Реформа налоговой системы

Столкнувшись  с большими трудностями в сфере  финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша  обязаны были  ежемесячно  и ежегодно представлять

отчеты  о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных  доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был  образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью  чего было территориальное распределение  военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около  того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

На созданный  в 1711 г. Правительствующий Сенат  были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных  приходов и расходов было возложено  на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть   имеют». Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право  только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и  высказывать свое мнение по соответствующим  проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном  управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый  в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал  российскую промышленность от иностранных  конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% и так далее.

Однако  главным способом упрочнения государственных  финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано  было «чтоб правдивые принесла, сколько  у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

Размер  подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп.

Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились  на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных  черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в  разных по природно-климатическим и  хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили  за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями  – «ревизских душ».

За сорок  лет царствования Петра объем  средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание.

Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади  в освоенных районах стали  увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким  образом, хозяйственный рост – главная  цель финансовой реформы, был достигнут.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Время показало удивительную жизнеспособность многих институтов, созданных Петром I. Коллегии просуществовали до 1802 года, т.е. 80 лет; Синодальное управление русской  Православной церковью оставалось неизменным почти 200 лет, с 1721 года по 1918 год, Правительствующий  Сенат созданный в 1711 году был ликвидирован лишь в декабре 1917 г., спустя 206 лет после его образования. Таким образом, Петр I создал государственность, которая оказала влияние на развитие страны в последующие столетия.

Но все  его преобразования имеют двойственный характер. Развивая экономику, Петр I уничтожал  экономические стимулы производства. Создавая науку и Академии наук, уничтожал национальные традиции, национальную веру. Совершенствуя государственный  аппарат, создавал условия для дворянского  эгоизма.

Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства  в целом: они внесли новшества  в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных  сил. Эта широта новшеств позволила  некоторым историкам, публицистам  и журналистам назвать Петровские преобразования революцией. М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый император России был и первым ее революционером…»16.

Результат реформаторских начинаний Петра  состоял в превращении мало кому известной Московии в Российскую империю. Становление Российской империи  сопровождалось внедрением многих новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы.

Детищем Петра по праву считается военно-морской  флот, ранее отсутствовавший в  России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь  же хорошо вооруженная. При Петре  и под его командованием они  навеки прославили русское оружие, сокрушив первоклассную шведскую армию.

Преобразования  осуществлялись государственной властью, возглавляемой Петром Великим. Они  еще раз подчеркивают колоссальную роль государства в истории нашей  страны и специфические пути ее развития, обусловленные размерами территории и природными условиями.

Информация о работе Государственные реформы Петра I