Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:00, доклад
Сталинизм это политическое и идейное течение, стоящее вне ленинизма. И своим теоретическим пониманием социалистической революции и социалистического общества и своей практикой строительства социализма сталинизм чужд и противостоит ленинизму, извращает основы ленинизма и изгоняет ленинизм из мировой борьбы за социализм и из дел русской социалистической революции.
366
революцию и приспособив
ее к своим потребностям и возможностям,
монополистический капитализм усовершенствовал
и укрепил свои экономические
основы и воспользовался этим для
создания и расширения социально-политических
и пропагандистских механизмов примирения
с рабочим классом и "интегрирования"
его в свою, капиталистическую, систему.
И вместе в этим жестокая и расточительная
цена экономического и технического прогресса
в обществе сталинского "полного социализма"
отпугивала и отталкивала поднявшиеся
и ширящиеся антиимпериалистические революции
в колониях и полуколониях Азии, Африки,
Латинской Америки и помогала монополистическому
капитализму вытравлять из них социалистические
устремления и тенденции, рожденные Октябрем,
и уводить эти революции в русло капиталистического
развития, "интегрируя", таким образом,
в мировую систему капитализма и этих,
XX веком предуготовленных и исторически
естественных соратников и участников
мировой социалистической революции.
Словом, если в человеческой
истории видеть не мертвый механический
и, стало быть, фаталистический процесс,
а ход реальной общественной жизни,
совершающийся стремлениями и борьбой
реальных живых людей и реальных
социальных институтов, то подлинной
исторической причиной современной
затянувшейся задержки мировой социалистической
революции предстает торжество
сталинизма в первой стране строящегося
социализма. Не фаталистически понимаемый
ход истории повинен в
367
— что он вырвал ее из мировой социалистической революции, и против человечества — что он погасил и отнял у мировой революции ленинский маяк русского Октября. Удастся ли исправить это историческое несчастье — вот от чего, в буквальном смысле слова, зависит судьба современного человечества. И тем, кто желает участвовать в трудах и борьбе по такому исправлению, надлежит твердо усвоить: Не "задержку" мировой революции предстоит теперь истории преодолеть, чтобы вывести человечество (а значит и народы Советского Союза) на дорогу к коммунизму. Истории предстоит преодолеть, рассеять, изжить разочарование в коммунизме, порожденное сталинизмом, а ныне питаемое неосталинистским так наз. "реальным социализмом", очистить и вновь вселить в умы и сердца людей коммунистический идеал и восстановить убеждение в том, что и в наше время ленинский путь мировой социалистической революции остается единственно разумным и человечным путем осуществления этого идеала - разумеется, с учетом тех, исторического масштаба, перемен, которые прошедшие полвека внесли в характер и в соотношения сил капитализма и антикапитализма.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Вспомним, что и
в первые годы нашей революции
бедствия и жертвы гражданской
войны и хозяйственного
368
ном заседании Ленинградского
Совета, посвященном пятилетию Коминтерна,
сказал: Республика Советов в прошедшие
5 лет из базы "превращалась иногда в
источник новых затруднений для Коммунистического
Интернационала. Ведь ни для кого не секрет,
товарищи, что в 1921-22 гг. наша Советская
Республика, вместо того, чтобы быть магнитом
для рабочих всего мира, временно стала
кое-где устрашающим примером". ("Ленинградская
правда", 7 марта 1924 г.; см. также: Г. Зиновьев
"Сочинения", т. XV, Л., 1924, стр. 283). Насколько
же страшнее, грознее, непоправимее этих
тягот, выпавших на долю народа, в одиночку
вступившего в борьбу с капитализмом,
те ужасы, злодейства, массовые убийства,
которые совершал над победившим народом
Сталин !
369
ПРИЛОЖЕНИЕ 2-е.
Из дооктябрьской
истории большевистской программы
по национальному вопросу.
В программе партии,
принятой на 2-ом съезде (1903 г.), пункт 9-й,
посвященный национальному
370
резолюцию Совещания,
Лениным же написанную (ПСС, т. 24, стр.
58) (2).
А вскоре пришла мировая
империалистическая война, которая
обнаружила и обострила проблему,
непосредственно связав ее с задачей
подготовки революционной борьбы против
империализма и колониализма во всем
мире. В последние месяцы 1915 г. и
первые 1916 г. Ленин снова много
занимается правом наций на самоопределение
и снова подчеркивает толкование
этого права как права на отделение,
но уже не в масштабе российских
задач, а в общем плане движения
мировой истории - в плане мировой
социалистической революции (3). И он
поясняет: "Мы требуем свободы самоопределения,
т.е. независимости, т.е. свободы отделения
угнетенных народов не потому, чтобы мы
мечтали о хозяйственном раздроблении
или об идеале мелких государств, а, наоборот,
потому, что мы хотим крупных государств
и сближения, даже слияния, наций, но на
истинно демократической, истинно интернационалистской
базе, немыслимой без свободы отделения."
("Революционный пролетариат и право
наций на самоопределение", октябрь
1915г., ПСС, т. 27, стр. 68) (4).
Как же это стремление
к сохранению и созданию разнонациональных
крупных государств сочетать с национальным
равноправием, со сближением наций, как
построить такие крупные государства
на истинно интернационалистской базе?
Свобода отделения есть обязательное
политическое условие для этого, но ею
не исчерпывается решение национального
вопроса. И Ленин уже в 1913 г., но в особенности
в 1915-1916 гг. намечает два решения, друг
друга дополняющие: для тех наций, что
не пожелают (или экономически, культурно
и т. д. не в состоянии) выделиться в самостоятельное
государство, ввести территориальную
(областную) автономию, а нациям, которые
стали самостоятельными или уже и прежде
были самостоятельными, предоставить
возможность объединиться в новое государство
— в "свободный союз" наций, т.е. в
государство с конституционным правом
выхода из него (5). В эти годы речь шла о
программе по национальному вопросу в
условиях современного
371
капиталистического
(а точнее: империалистического) государства,
и Ленин еще предпочитал, по возможности,
не пользоваться словом "федерация".
В среде старой социал-демократии с этим
понятием связывались националистические
и сепаратистские тенденции в капиталистических
федерациях, и считалось, что принцип федерализма
это - буржуазный и, притом, реакционный
принцип, идущий вразрез с историческим
процессом укрупнения и централизации
человеческих обществ, а кроме того федерализация
капиталистического государства ведет
к федерализации и, следовательно, к разъединению
и ослаблению рабочего движения в борьбе
против капитала (6). Впрочем Ленин и тогда
не отказывался употреблять термин "федерация".
Так, в письме С. Шаумяну от 6 декабря 1913
г., заявляя, что "мы в принципе против
федерации", он вместе с тем пишет: "Федерация
есть союз равных, союз, требующий общего
согласия" (ПСС, т. 48, стр. 235). А в тезисах
"Социалистическая революция и право
наций на самоопределение", январь-февраль
1916 г., опубликованных от имени редакции
"Социал-демократа" (ЦО РСДРП), читаем:
"Признание самоопределения не равносильно
признанию федерации как принципа. Можно
быть решительным противником этого принципа
и сторонником демократического централизма,
но предпочитать федерацию национальному
неравноправию, как единственный путь
к полному демократическому централизму."
(ПСС, т. 27, стр. 255-256).
Таким образом, с
точностью до терминологии (как сказал
бы математик) у Ленина уже в 1913 году,
во всяком случае, к началу 1916 года складывалась
его концепция решения
372
т.е. капитализма, приведшего
многонациональное человечество к
порогу социалистической революции: право
на отделение, территориальную автономию,
свободное объединение
И почти сразу
же после февральской революции
в России, весной 1917 года, эти три
момента были Лениным отработаны
и связаны в единую программу
национального строительства
Таков Ленин до Октября.
А Сталин?
373
В конце 1912 года, во время
Краковского совещания ЦК с партийными
работниками, Ленин беседовал со Сталиным
как с человеком, имеющим опыт партработы
на многонациональном Кавказе, и после
этих бесед поручил Сталину написать статью
против сторонников культурно-национальной
автономии, федералистов, сепаратистов
и прочих противников большевистской
линии в национальном вопросе в капиталистическом
мире. По совету Ленина Сталин поехал для
этого в Вену (там в это время находился
молодой Бухарин, который мог помочь Сталину,
не знающему языков, в использовании важной
для этой темы австрийской литературы).
Сталин постарался в доходчивой форме
изложить мысли и аргументацию, почерпнутые
из бесед с Лениным, — и Ленин остался
доволен политически злободневной статьей
Сталина "Национальный вопрос и социал-демократия"
(7). Когда читаешь эту, в общем неплохую,
пропагандистскую статью рядом с глубокими
и блестящими произведениями Ленина на
ту же тему, написанными в том же 1913 году,
она производит впечатление ученической,
а в ее теоретической части схоластически-семинаристской
(8). И о ней не стоило бы здесь упоминать,
если бы не одно обстоятельство, представляющее
непосредственный интерес для темы нашего
очерка о зачатках сталинизма в годы, когда
партией руководил Ленин. Дело в том, что
"намечая положительное решение национального
вопроса", Сталин называет две из числа
трех ленинских главных частей этого решения
— право на самоопределение (включая отделение)
и областную автономию, — но ни единым
словом не упоминает третью часть — свободное
объединение суверенно-равных национальных
государств в разнонациональный Союз.
Такое решение не представляется Сталину
"положительным" уже тогда, на заре
формирования его концепции национального
вопроса. ("Сочинения", т. 2, стр. 359-367).
После статьи "Национальный
вопрос и социал-демократия", напечатанной
в марте 1913 г., Сталин замолчал на целых
4 года. Только 28 марта 1917 г., спустя месяц
после февральской революции, появляется
его статья, недвусмысленно и даже
воинственно озаглавленная "Против
федерализма".
374
И здесь он без
изменений повторяет свою программу
1913 года. Он пишет: "Решение национального
вопроса должно быть настолько же жизненным,
насколько радикальным и окончательным,
а именно: 1) право на отделение для тех
наций, населяющих известные области России,
которые не могут, не хотят остаться в
рамках целого; 2) политическая автономия
в рамках единого (слитного) государства
с едиными нормами конституции для областей,
отличающихся известным национальным
составом и остающихся в рамках целого".
И поясняет: "Неразумно добиваться для
России федерации, самой жизнью обреченной
на исчезновение..." "Федерализм в
России не решает и не может решить национального
вопроса, он только запутывает и усложняет
его донкихотскими потугами повернуть
назад колесо истории..." "Федерация
не удовлетворяет и не может удовлетворить
интересов демократии". ("Сочинения",
т. 3, стр. 27-28, 25, 27).
Информация о работе Государственная идеология периода сталинизма