Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:00, доклад
Сталинизм это политическое и идейное течение, стоящее вне ленинизма. И своим теоретическим пониманием социалистической революции и социалистического общества и своей практикой строительства социализма сталинизм чужд и противостоит ленинизму, извращает основы ленинизма и изгоняет ленинизм из мировой борьбы за социализм и из дел русской социалистической революции.
358
вы. Перед нами три
этапа эволюции сталинского "социализма":
этап идейного перетолкования существа
социализма, этап его фактического перерождения
в псевдосоциализм и этап его вырождения
в антисоциализм.
И только в связи
с этой эволюцией идеи и политики
социализма в одной стране может
быть рассмотрен и решен вопрос о
социальных корнях и социальном наполнении,
словом, - о социальном эквиваленте
идейно-политического генезиса сталинизма.
Почему было возможно, чтобы в недрах
большевистской партии в годы, когда
ею руководил Ленин, могли зародиться,
пустить широко расходящиеся и глубоко
уходящие корни, дать обильный цвет, а
после Ленина тут же овладеть партией,
течение мыслей, политические порядки
и моральные нормы, чуждые и противостоящие
ленинским? Что лежало в основе вытеснения
программы и методов Ленина программой
и методами Сталина — в основе
победы, одержанной Сталиным над Лениным
внутри коммунистической партии? Чем
были исторически детерминированы
этот поворот русской
И это уже относится
к вопросу, который сам по себе
не
359
входит в проблему
истоков сталинизма, но не может
не возникать при ознакомлении с
материалами об этих истоках, собранными
в настоящем очерке. Мы говорим
о вопросе, как бы перебрасывающем
мост от проблемы генезиса сталинизма
к проблеме его преодоления. Ибо
только разобравшись в генезисе и эволюции
сталинизма как уходе от ленинизма, можно
поставить в правильную, научную перспективу
проблему возврата от сталинизма к ленинизму
— самую актуальную проблему для судеб
Советского Союза, да вероятно, и для судеб
всего современного человечества.
Если после смерти Ленина наша страна упустила имевшуюся тогда объективную возможность пойти по пути строительства социализма как первой фазы коммунизма, то каковы в настоящее время возможности, формы и методы возврата нашей социалистической (по загаду, по Октябрьскому развороту и Октябрьским тенденциям) революции на этот путь Маркса и Ленина? На этот вопрос тоже должно ответить исследование производственных отношений и исторического места общества сталинского "полного социализма". Здесь же можно только указать на ту истину, что в делах человеческих, а тем более в делах человеческой истории, возврат не есть повторение.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Пожалуй, достаточно
одного примера, чтобы
360
нашему коммунистическому
строю соответствует
2) Вершины это
достигло в осуществлении
3) О. Мандельштам.
— "Я не слыхал рассказов Оссиана..."
4) Напомним, например,
в каких словах эти
5) Этот отрывок
взят нами из брошюры: "И.
Сталин. — О Ленине и ленинизме".
М., 1924, стр. 60. Лекции свердловцам перепечатывались
много раз — во всех изданиях "Вопросов
ленинизма" Сталина и, конечно, в томе
6-м его "Сочинений", но тщетно стали
бы мы там искать приведенный отрывок.
Ведь в нем под "окончательной победой
социализма" пони-
361
мается, следуя Ленину,
"организация
6) Не случайно
это первое провозглашение
362
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-ое.
О так называемом
реализме сталинского отношения
к мировой революции и об ответственности
сталинизма за ее задержку
Сдвиг от принципа Ленина
к принципу Сталина произошел
не сразу. Лишь постепенно, проходя
ряд этапов, растянувшихся на годы
и десятилетия, совершались одновременно
оба изменения: было изменено понимание
места и роли России в путях
и судьбах современного человечества
и было изменено понимание места
и роли мирового социализма в путях
и судьбах современной России.
В целом же и в конечном своем результате
сдвиг означал, что строительство новой,
послереволюционной России ведется уже
не по замыслу и программе Октября 1917 года,
не такими методами и не в таких формах,
в каких Россия может (только и может!)
осуществлять историческое предназначение
быть для человечества носителем идеи
мировой социальной революции и первым
участником, представителем, вдохновителем
и рычагом этой революции. Напротив, методы
и формы строительства социализма в нашей
стране были сталинским сдвигом определены
таким образом, чтобы это строительство
подчинялось задаче и фактически велось
для национального утверждения и возвеличения
мирового места России как великой державы
(по нынешней терминологии: как сверхдержавы).
Но это означает, что если на пути достижения
этой цели препятствием или затруднением
встают интересы мировой социалистической
революции, то такие ее интересы должны
быть
363
принесены в жертву;
поддерживать же следует лишь те революционные
движения в других странах, которые
могут содействовать этой высшей
цели. Мы видели, что при Ленине Сталин,
еще только нащупывавший свой собственный
путь, вынужден был прикрываться тогдашним
лозунгом из ленинской работы 1919 года:
"провести" максимум осуществимого
в одной стране для развития, поддержки,
пробуждения революции во всех странах".
В годы торжества сталинизма действительное
положение вещей выражал бы противоположный
лозунг: "в максимальной мере использовать
революционные процессы в других
странах для пробуждения, поддержания
и развития национального духа, мощи
и мирового веса Советского Союза
как наследника России". А слова
"пролетарский интернационализм",
которые в ленинской концепции
Октября означают солидарность в
мировой пролетарской революции, для
сталинизма являются синонимом словосочетания
"советский (читай: российский) патриотизм".
Но тут в наше
время слышится многоголосый (и на
разные голоса!) вопрос: "К чему все
эти рассуждения о двух путях,
которые предлагались и были якобы
возможны для русской революции,
и о преимуществах ленинского
пути перед сталинским? Ведь реалистической
же, как показала жизнь, была линия Сталина,
игнорирующая мировую революцию и ориентирующаяся
на внутренние силы, национальные традиции
и исторический экспансионизм России.
Ориентация же Ленина на мировую революцию
и на согласование с нею стратегии и тактики
русской революции оказалась утопией:
вот уже больше полувека длится задержка
революции в передовых капиталистических
странах, и виды на конец этой пресловутой
"задержки" сегодня, пожалуй, менее
обнадеживающи, чем полвека тому назад.
Хорошо же мы выглядели бы с нашей русской
революцией, если бы во время развилки
20-х годов выбрали путь Ленина!" И т.
д.
Но так ли, в
самом деле, обстоит дело? Правильно
ли в этом вопросе прочитаны уроки
истории? Не школьной ли (или администраторский,
бюрократический?) фатализм говорит
в этой аргументации? Раз произошло,
то и должно было произойти и иначе
не могло произойти — так, что
ли? Нет,
364
не так просто
шли исторические процессы в минувшие
полвека.
Задержка мировой
революции в 20-х годах, была результатом
поражения, которое рабочий класс,
не имевший опыта и выучки, да
и просто достаточных сил, потерпел
в героической схватке в
Победа сталинизма
в стране строящегося социализма
по времени совпала с
365
подготовленный и
стимулируемый всей экономической
и социально-политической ситуацией,
новый революционный подъем, не только
помешали задержке революции закончиться,
не только продлили задержку, но и переродили
ее, изменили ее внутренний характер, ее
существо. Рабочие массы Запада,
видевшие в ленинском Октябре
свой собственный путь и свое будущее,
в смятении и ужасе отшатнулись
от нашей революции и нашего социализма
(1). А затем на западные коммунистические
парши обрушились известные сталинские
акции, все более бессовестные и
преступные, все более жестокие,
а там и прямо кровавые, —
более остервенелые и отвратительные,
нежели преследования коммунистов
капиталистическими государствами. И
наступившие десятилетия (увы, еще не закончившиеся)
говорят уже не о перерыве в мировой социалистической
революции из-за превосходящей — до поры
до времени — силы капиталистической
реакции, не о временном (относительно
кратковременном!) отливе непосредственно-революционной
ситуации. Они говорят о затяжном и все
более глубоком разочаровании трудящихся
масс капиталистических стран в целесообразности
и разумности революционного пути к социализму,
после того, как Сталин обесчеловечил,
обессмыслил и обесчестил этот путь, пронизав
его всенародными муками и залив морями
крови, до дна отравив материальную, моральную
и интеллектуальную жизнь народа нашей
огромной страны и деморализовав, унизив,
развалив и разгромив детище Октября,
организатора и вождя мировой революции
— Коминтерн.
Между тем монополистический
капитализм хорошо использовал длительную
передышку, которую ему предоставило
разочарование народных масс в коммунистической
революции. Передышка позволила ему стать
инициатором и продвигателем современной
научно-технической революции, и таким
образом, перехватить это всемирно-историческое
дело у социализма, который, будучи извращен
и обессилен сталинизмом, оказался не
только не способен творчески участвовать
в ней, но даже не в состоянии достаточно
весомо следовать за капитализмом в ее
осуществлении, все больше отставая в
темпах и размахе. Опираясь на научно-техническую
Информация о работе Государственная идеология периода сталинизма