Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:43, контрольная работа
Цель работы: на основе изученных источников, представленных работами А.И. Герцена и идеологов революционного народничества логически выстроить основные положения, уяснить сущность теории русского социализма и ее влияние на становление и развитие социалистических взглядов идеологов революционного народничества.
Цель работы требует решения следующих задач:
1.Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.
2.Показать основные аспекты теории « русского социализма» Герцена . 50-е -60-е годы.
3.Выяснить степень влияния теории «русского социализма» на становление социалистических взглядов народников.
Введение 2
Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена 9
Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников 25
Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина 33
Заключение 51
Библиография 52
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена 9
Глава II. Влияние теории «русского социализма» Герцена на взгляды народников 25
Глава III. Социалистические взгляды П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина 33
Заключение 51
Библиография 52
Введение
В конце 40-х – начале 50-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли, представителями которого являются В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. К 40-50- м годам относится и начало разработки революционно-демократической теории, в основу которой легли новейшие философские и политические (главным образом, социалистические) учения, распространявшиеся в Западной Европе. Вообще вся вторая четверть XIX в. в России была временем увлечения философией, особенно классической немецкой, которую изучали представители различных направлений русской общественной мысли от крайне «правых» до крайне «левых». Труды знаменитых немецких философов Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха были также хорошо известны в России, как и на их родине в Германии. Каждый из русских мыслителей искал в их трудах теоретическое обоснование своих общественно-политических позиций. Так, система Гегеля, его философия истории и диалектический метод познания особенно привлекали внимание славянофилов. Для Белинского и Герцена особое значение имело революционное понимание диалектики Гегеля. Герцен называл ее «алгеброй революции». Она служила ему обоснованием закономерности и неизбежности революционной ломки феодально-абсолютистского строя.
В этот же период складывается оригинальная теория «русского социализма». Основоположником ее был А.И. Герцен, который изложил ее основные идеи в работах, написанных им в 1849-1853 гг.: «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России» и др. Он исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.
«Русский социализм» Герцена стал отправным пунктом идеологии народничества, а тема социализма Герцена привлекает внимание историков и публицистов уже второе столетие.
Так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий жива и популярна в мире по-прежнему, актуальность обращения к этой проблеме очевидна.
Цель работы: на основе изученных источников, представленных работами А.И. Герцена и идеологов революционного народничества логически выстроить основные положения, уяснить сущность теории русского социализма и ее влияние на становление и развитие социалистических взглядов идеологов революционного народничества.
Методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, конкретно-исторический.
Хронологические рамки: 50-е - 90-е годы XIX века. Выбор хронологических рамок объясняется формированием и развитием идей «русского социализма» Герцена, а также становлением и реализацией социалистических идей народников.
Цель работы
требует решения следующих
Исследования,
прямо или косвенно касающиеся социалистических
взглядов и теории «русского социализма»
Герцена в отечественной
Работа А.И. Володина «Начало социалистической мысли в России» (1966г.) посвящена становлению социалистических идей Герцена. Он считал, что на рубеже 20 - 30 гг. Герцен был «пламенным либералом, который разрешился у Герцена в «социализм». Володин пишет о важном значении, которое придавал д Герцен восстанию декабристов, что философия истории занимала его лишь как средство обоснования социального идеала.
Возникновение теории Герцена принято датировать 1849 г. в связи с крахом его надежд на революционные потенции Запада. Важное место также занимает работа А.И. Володина «В поисках революционной теории» (1962 г.). В ней кратко освещаются все аспекты герценовского русского социализма, влияние декабристов, социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье, философии Гегеля, революции 1848 - 49 гг. во Франции на мировоззрение Герцена. Большое значение в работе придается «русскому социализму», а именно взглядам Герцена на общину, дворянство, революцию, социализм.
Следует отметить ряд биографических работ. Особое место занимают работы А.И. Володина «Герцен» (1970 г.), В.А. Прокофьева «Герцен» (1987 г.), Н.М. Пирумовой «А. Герцен - жизнь и деятельность» (1962 г.). Они посвящены годам жизни и деятельности Герцена, а также развитию его социалистических взглядов и личной жизни.
Заслуживает внимания работа Н.М. Пирумовой «А. И. Герцен - революционер, мыслитель, человек» (1989 г.). Большое внимание в своей работе Пирумова уделяет биографии писателя, рассказывает о его жене, детях, о пережитой им трагедии. Основное внимание обращено на заграничный период жизни Герцена, деятельности его в Вольной типографии, в «Колоколе». Здесь автор представляет социалистические взгляды Герцена 30 - 40 гг.; рассказывает о влиянии революции 1848-49 г.г.- на мировоззрение Герцена; о социальной философии 50 - 60 г.г.; о его литературной деятельности.[42 ].
Интересна работа
З.В. Смирновой «Социальная
В сборнике «Освободительное движение в России 1825 –1861гг. (1979) заслуживает внимание статья В.А. Дьякова о генезисе «русского социализма». В этой работе представлены различные точки зрения историков, на развитие идей утопического социализма Герцена. Представлены высказывания В.П. Волгина, А.И. Володина, З.В. Смирновой, И.В. Пороха, Н.М. Дружинина.
В сборнике работ Н.О. Лосского «История русской философии (1991 г.) представлена его статья «А.И. Герцен». Большое внимание автор уделяет влиянию философии Гегеля на мировоззрение Герцена.
Теория «русского
социализма» Герцена стала
В работе В.Ф. Антонова «Революционное народничество» (1965) автор рассказывает о разработке основ теории и начале борьбы революционного народничества, о влиянии Герцена, о поисках путей и средств борьбы в 60 -х гг., об учениях П. Лаврова, М. Бакунина, П.Ткачева, об общем с теорией Герцена и об особенном в теориях народников.
Интерес представляют работы Ш.М. Левина «Очерки по истории русской общественной мысли «(1974 г.), А.Ф. Костина «От утопии к науке: из истории революционной мысли в России» (1984 г.), где представлены социалистические взгляды народников.
С точки зрения философского и теоретического обоснования утопического социализма заслуживают внимания работы Щипанова «Философия и социология» (1983 г.), Федоркина «Утопический социализм идеологов революционного народничества» (1984 г.), А.А. Галактионова и П. Никандрова «Идеологи русского народничества» (1965 г.). В них - анализ идей Герцена на философские и социалистические взгляды народников, роли народничества в истории революционной мысли, социалистическом идеале в идеологии революционного народничества, основах субъективной социологии идеологов революционного народничества.
Следует отметить ряд работ, которые посвящены конкретно каждому идеологу народничества, его философии и социологии. Это работы Н.М. Пирумовой «Социальная доктрина М. Бакунина» (1990 г.), В. Богатова « Философия П. Лаврова» (1972г.), А. Володина, Б. Интенберга «П.Лавров» (1981г.), А. Демиденко «П. Лавров» (1969 г.) и др.Ј43,24;34,341
Источниковая база исследования представлена работами А.И. Герцена, П. Лаврова, М. Бакунина, П.Ткачева.
В начале 40-х гг.XIX в. происходит активный процесс формирования материалистической философской Герцена. В философских работах этого периода, таких как «Дилентантизм в науке» и «Письма об изучении природы» чувствуется критический подход к гегелевской философии, самостоятельное движение герценовской мысли, связанное с его революционными устремлениями1.
В основу замысла работы «Письма об изучении природы» легла идея союза философии и естествознания. Для такого союза необходимо, по убеждению Герцена, верное решение вопроса об отношении мышления к бытию и вопроса о методе научного мышления.
Работы «Письма из Франции и Италии» и «С того берега» посвящены взглядам Герцена на революцию 1848-49 гг. во Франции и Италии2.
В работе «О развитии
революционных идей в России»
освещаются самые сложные, поворотные
моменты истории России от периода
Киевской Руси, петровских преобразований
до восстания декабристов и
«Былое и думы» - величайшее произведение Герцена, написанное в жанре мемуаров. У истоков замысла лежит трагедия любви, крушение личного счастья писателя. Книга писалась 6 лет. Первая часть посвящена детским годам и периоду студенческой поры. Вторая часть - годам тюрьмы и ссылки. Часть третья повествует о жене Герцена - Наталье Александровне и о жизни во Владимире. Четвертая часть посвящена поре духовной возмужалости Герцена. В пятой части он повествует о начале своего знакомства со странами Западной Европы. Часть шестая охватывает период жизни Герцена в Англии с 1852 по 1864 г. Содержание седьмой части охватывает историю Вольной русской типографии и «Колокола», отношения их создателей с русской политической эмиграцией в 50 - 60-е годы. Восьмая часть запечатлела последний этап идейной и творческой эволюции Герцена.
Работы Герцена конца 60-х годов посвящены эволюции взглядов на «русский социализм».
Впервые идеи «русского социализма» были изложены Герценом в статье «Россия» (август 1849 г.). Термин «русский социализм» он вводит в статье « Порядок торжествует!» В статье «Россия» он пишет, что именно Россия находится ближе к социалистической революции; рассказывает о русской общине. Эта статья - первый набросок идей « русского социализма»4. Проблеме крепостного права посвящены три статьи Герцена под названием «Русское крепостничество» (декабрь 1852 г.). Здесь он впервые сформулировал идею об исключительности сельской общины в России. Крестьянской общине посвящена и статья « Крещеная собственность»5.
Источниками для изучения идеологии народников являются работы самих теоретиков и идеологов народничества6. В этих работах ощутимо влияние Герцена. Каждый из идеологов народничества по-своему понимал социализм.
Особый интерес представляют «Исторические письма» П. Лаврова (1870), статьи «Вперед! – Наша программа» (1873), «Рабочий социализм» (1875), «Государственный элемент в будущем обществе» (1876) и др. Лавров выдвигает теорию «рабочего социализма». Представляют большой интерес и статьи П. Ткачева: «Набат» (1875), «Революция и принцип национальности» (1878). Одно из центральных мест в идеологии народничества занимают работы М. Бакунина. Широко известными уже в тот период были его работы «Наша программа»(1868), «Государственность и анархия (Прибавление «А»)» (1873). Кроме взглядов Бакунина на русскую общину и социализм в работах прослеживаются идеи анархизма, сделавшие его знаменитым при жизни.
Новизна данной работы при отсутствии новых источников относительна. Она заключается лишь в комплексном подходе при решении данной проблемы.
Глава I. Основные положения теории «русского социализма» А.И.Герцена
В 30-х годах XIX в. в России начинают развиваться идеи утопического социализма. Под утопическим социализмом понимается совокупность тех учений, которые выразили идею желательности и возможности установления такого общественного строя, где не будет эксплуатации человека человеком и иных форм социалистического неравенства.
Утопический социализм отличался от прочих утопий тем, что в нём зародилась и получила развитие идея общего, подлинного равенства. Предполагалось строить это идеальное общество на базе или с учётом достижений материальной и духовной культуры, которые несла с собой буржуазная цивилизация. Новая трактовка общественного идеала: совпадение, соединение личных и общественных интересов. Социалистическая мысль принимала в России особые формы, развиваясь российскими мыслителями желавшими «приспособить» общие принципы социализма к условиям своего отечества. Противоречивость проявлялась прежде всего в том, что основной формой утопического социализма в России закономерно оказывался социализм крестьянский («русский», общинный, народнический), выступавший идеологическим оформлением интересов революционного и демократического, но всё же буржуазного развития.
Основоположником
русского социализма стал Александр
Иванович Герцен (1812-1870 гг.). Своё духовное
пробуждение Герцен связывал с восстанием
декабристов. Открывшийся
«Сознание неразумности
и жестокости самодержавного политического
режима развило в Герцене
Большой интерес вызывала у Герцена философия истории. В начале 40-х г.г. он приходит к выводу, что где нет философии как науки, там не может быть и твёрдой, последовательной философии истории. Такое мнение было связано с тем представлением о философии, которое сложилось у него в результате знакомства с философией Гегеля. Он не интересовался теоретической основой философии, она интересовала его постольку, поскольку её можно было применить на практике. Герцен нашёл в философии Гегеля теоретическое основание своей вражды с существующим; тот же тезис о разумности действительности он раскрыл совсем по-другому: если существующий общественный порядок оправдывается разумом, то борьба против него оправдана - это непрерывная борьба старого и нового. В результате изучения философии Гегеля Герцен пришёл к выводу, что: существующая русская действительность неразумна, поэтому борьба против неё оправдана разумом. Понимая современность как борьбу разума, воплощённого в науке, против неразумной действительности, Герцен соответственно этому строит целую концепцию всемирной истории, получившую отражение как в работе «Дилетантизм в науке», так и в «Письмах об изучении природы». Он усматривал в гегелевской философии высшее достижение разума истории, понятого как дух человечества. Этот воплощенный в науке разум Герцен и противопоставил неразумной, безнравственной действительности.