Финансовые проблемы России в начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Термин финансы возник в 13-15 веках в торговых городах Италии, в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. В эпоху феодального государства большая часть потребностей государства удовлетворилась путем установления различного рода повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии.

Оглавление

Введение ....…………………………………………………………………….3
Россия в начале ХХ века …………………………………………………….5
Царское правительство.
Реформы Столыпина: «Тихая революция» ……………………………....7
Первая мировая война ……………………………………………………...10
Временное правительство ………………………………………………….12
Современное правительство ……………………………………………….28
Заключение …………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ……………………………………...34

Файлы: 1 файл

История финансов испр..doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Первый состав Временного правительства: председатель - князь  Львов, министр иностранных дел - лидер партии кадетов Милюков, министр  сельского хозяйства - Шингарёв (член ЦК партии кадетов), министр обороны - октябрист Гучков, министр финансов - сахоропроизводитель Терещенко, министр путей сообщения - кадет Некрасов.

По просьбе Милюкова было объявлено, что Временное правительство  создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства  проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он – Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы.

В мартовском  Обращении к населению России правительство заявило, что считает  своим долгом  еще до созыва Учредительного  Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода  слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные  ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль над исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств на местах стала милиция.

Однако первоочередным для новой  власти представлялись задачи связанные  с нормализацией экономической  жизни страны и установлением  социального мира.

Временное правительство  приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных  регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917г. было учреждено Министерство продовольствия  для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса  между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

Временное правительство объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено “не насилие  и принуждение, а повиновение  свободных граждан созданной  ими самими власти”. Для этого  правительство способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего  класса, сообразующего свои требования с государственными интересами.

В 1917г. широкая общественность в  России  была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о  власти. Однако выбор в Учредительное  Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки (17 сентября - выборы, 30 сентября - созыв Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

После свержения самодержавия  и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской  действительности - вопросы  власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

Временное правительство  заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему  сословий, национальных ограничений  и т.д. Однако окончательное решение  этих и других жизненно важных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым, непоследовательным. Сохранялись все основные органы центрального и местного управления (министерства, городские думы, земства). В то же время губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства, упразднялась царская полиция, создавались новые органы правопорядка - милиция. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введение 8-часового рабочего дня  откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка  реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того, правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли и использовало войска для подавления их выступлений. Народу предлагалось довести войну до победоносного  конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к этому времени остатки распавшихся праволиберальных и монархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны- победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Временное правительство игнорировало тот очевидный  факт, что для России   военно-политическое напряжение  достигло запредельной черты. Все это в совокупности привело Временное правительство к трем кризисам.

Первый кризис. В апреле 1917г. разразился  первый правительственный кризис. Он был вызван общей социальной напряженностью в стране. Катализатором стала   нота  П.Н. Милюкова от 18 апреля  правительствам Англии и Франции (в ней Милюков заявил, что Временное правительство будет продолжать войну до победного конца и выполнит все договоры царского правительства).  Это привело к народному возмущению, которое перелилось в массовые митинги и демонстрации с требованием немедленного прекращения войны, отставки  П.Н. Милюкова и А.И.  Гучкова и передачи власти Советам. После П.Н. Милюков и А.И.Гучков вышли из правительства. 5 мая  между Временным правительством и Исполкомом Петроградского Совета было достигнуто соглашение о создании коалиции. В новое правительство вошли: министры - капиталисты и министры - социалисты. В его состав вошли министр-председатель и министр внутренних дел Г.Е.Львов, министр юстиции П.Н.Переверзев, министр иностранных дел Терещенко, министр путей сообщения Некрасов, министр торговли и промышленности Коновалов, министр просвещения Мануйлов, министр финансов Шингарев, министр земледелия В.М.Чернов, министр почт и телеграфов И.Г.Черетели (меньшевик), министр труда Скобелев (меньшевик), министр продовольствия Пешехонов (народный социалист), министр государственного презрения князь Шаховский (кадет), обер-прокурор Синода  В.Н.Львов и государственный контролер Годнев. В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 - у социалистов.  Оно выступило с декларацией, в которой обещало начать переговоры о заключении мира, ускорить разработку аграрной реформы, установить государственный контроль над производством. 

Второй кризис. Внутренняя и внешняя политика 1-го  коалиционного правительства (6 мая- 2 июля) вызвали новый взрыв недовольства. Оно достигло значительного размаха летом 1917г.  в результате провала наступления русской армии и угроза кадетов развалить коалицию и вылилось в июльские события 1917г. 3-4 июля состоялись массовые вооруженные демонстрации рабочих и солдат в Петрограде. Большевики пытались использовать недовольство трудового Питера для организации 10 июля антиправительственной демонстрации. 1 Всероссийский съезд Советов (2-24июня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. Она состоялась, но под антиправительственными лозунгами “Вся власть Советам!”, “Долой 10 министров-капиталистов!”, “Хлеба, мира, свободы”. Развернув в тот же день наступления на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну.

 Июльский кризис. Конец двоевластия. Кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украинским “сепаратистам”. Чрезвычайную остроту он пробрел 3-4 июля, когда в столице произошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Однако ВЦИК объявил демонстрацию “большевистским заговором” и отклонили требования масс. Произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. С этой целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16 тыс. человек было убито 56 и ранено 650 человек. Демонстрация была разогнана, Петроград был объявлен на военном положении.

Начались репрессии против большевиков  и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата  власти, 6 июля правительство издало указ об аресте В.И.Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии в результате чего большевики были загнаны в подполье, а Временное правительство для укрепления дисциплины в армии  ввело на фронте смертную казнь. С двоевластием было покончено, влияние Петроградского и других Советов временно уменьшилось.

Кризис не был разрешен, он усугубился после полученного 7 июля сообщения  о поражении на фронте и отступлении  русских войск. Это привело к  отставке премьер-министра Г.Е.Львова, главой правительства стал А.Ф.Керенский. Кризис завершился созданием второй коалиции, оно образовалось 24 июля, его возглавил эсер А.Ф.Керенский, на пост главнокомандующего назначен Л.Г.Корнилов, вместо смещенного либерала А.А.Брусилова. Началось объединение контрреволюционных сил, они  были за прекращение “революционной анархии” и сплотились вокруг генерала  Л.Г.Корнилова, который собирал в Могилеве верные ему части.

Временное правительство вновь  попыталось добиться консолидации в  обществе. 12-15 августа в Москве было собрано Государственное совещание, в нем приняли участие представители всех политических и общественных организаций, однако примирить политические силы не удалось, правительство критиковали со всех сторон. Вторая  коалиция просуществовала немногим более месяца (24 июля- 26 августа).                                      

Четвертый (Августовский)  кризис. Связан с корниловским мятежом, когда 25 августа 1917г. верховный главнокомандующий отдал приказ снять с фронта верные ему дивизии и двинуть их на Петербург, с целью установления военной диктатуры. Они были остановлены не без помощи находящихся в подполье большевиков, т.к. эта  угроза  заставила А.Ф.Керенского  обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество с большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии, Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа мятежные войска остановлены, Л.Г.Корнилов арестован.

В результате провала мятежа изменилась политическая обстановка, правые разгромлены, престиж А.Ф.Керенского  и кадетов упал. Напротив же, влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла (до 350 тыс. членов).

За неполные восемь месяцев существования  Временного правительства произошли  четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

Временное правительство, с одной  стороны, и большевики - с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство  не пошло на принятие неотложных мер. В корниловские дни в глазах масс потерпела поражение идея коалиции с буржуазией, которая определяла линию меньшевистского центра, поэтому и сам факт корниловского выступления в сознании значительной части масс явился аргументом против меньшевиков.

В ходе голосований в Петроградском  и Московском Советах в конце  августа и начале сентября впервые  после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции  большевиков. Результат - большевизация  советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной  власти.

В ответ была предпринята  попытка усиления центральной высшей власти и стабилизация обстановки. 30 августа создано новое правительство - Директория в составе 5 человек во главе с министром А.Ф.Керенским. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве “революционной анархии”, развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры  Советов критиковали Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

 

К началу 1917 года недовольство властью и ее носителями стало в России почти всеобщим. Тянувшаяся два с половиной года война, стоившая стране неисчислимых жертв и принесшая пока одни лишь поражения, прогрессирующий развал транспорта, создававший трудности со снабжением, невероятный рост дороговизны, - все это вызвало растущее утомление и озлобленность против режима. При этом высшие круги общества были настроены и против самодержавного государства, и лично против императора гораздо резче, чем масса населения. Влияние “придворной камарильи” было несравненно заметнее для петербургской аристократии, думских верхов и столичной интеллигенции, чем для миллионов рядовых солдат-фронтовиков или крестьян отдаленных тыловых губерний. Именно российская элита, выведенная из терпения разгулом последних времен распутинщины, и стала питательной средой для разного рода заговоров и тайных союзов, ставящих своей целью избавление от ставшего предельно непопулярным, если не сказать ненавистным, императора. В конце 1916 - начале 1917 года все явные и тайные организации российских верхов - думские фракции, аристократические клубы, великосветские салоны, масонские ложи, общественные комитеты были охвачены лихорадкой встреч, переговоров и соглашений самых различных лиц, в той или иной степени причастных к политике страны. "Нынешняя власть не способна преодолеть хаос, ибо она сама является источником хаоса, она не способна привести Россию к победе в войне, и потому склоняется к сепаратному миру, унизительной капитуляции перед Германией" - таков был общий вывод большинства политических сил и группировок России к февралю 1917 года.

За положением в верхах "великой восточной союзницы" с растущей тревогой наблюдали и  в западных столицах государств Антанты. К этому моменту правящие круги  этих стран уже имели основания  считать, что мировая война ими  выиграна, - анализ объективного соотношения сил показывал, что Германии не продержаться более чем два года. Однако будущность громадного Восточного фронта, сковывавшего значительную часть германских сил, вызывала у них явное беспокойство. Способность России к дальнейшему продолжению войны оказалась под серьезным вопросом, и, прежде всего, по мнению союзнических разведок и дипломатий, по вине ее собственной верховной власти. Отсюда и стремление предупредить нежелательный для Запада ход событий, провести с помощью российских друзей своего рода "хирургическую операцию" - смену носителей власти и прежней формы правления, дабы новая, "свободная Россия" стала более надежной союзницей в войне и менее требовательной победительницей за столом послевоенных переговоров. Орудием осуществления этих далеко идущих планов стали многочисленные союзнические миссии, к тому моменту располагавшие чрезвычайно разветвленными связями в российских верхах.

Информация о работе Финансовые проблемы России в начале 20 века