Финансовые проблемы России в начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Термин финансы возник в 13-15 веках в торговых городах Италии, в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. В эпоху феодального государства большая часть потребностей государства удовлетворилась путем установления различного рода повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии.

Оглавление

Введение ....…………………………………………………………………….3
Россия в начале ХХ века …………………………………………………….5
Царское правительство.
Реформы Столыпина: «Тихая революция» ……………………………....7
Первая мировая война ……………………………………………………...10
Временное правительство ………………………………………………….12
Современное правительство ……………………………………………….28
Заключение …………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ……………………………………...34

Файлы: 1 файл

История финансов испр..doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Абсолютные прерогативы  царя ограничивались всего лишь двумя  условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Незыблемость царской власти делала невозможным введение конституционного строя.

В управлении страной  царь опирался на централизованный и  строго иерархизированный бюрократический аппарат, возникший еще в ХVIII столетии: министров и советников, назначенных им самим, и консультативные органы, в которые входили высшие представители двора и бюрократии. Государственный совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Исполнительным органом самодержавного государства был - Совет министров, созданный при Александре I, - имел также консультативные функции. Сенат к тому времени фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного суда. Сенаторы должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах.

Вступление на престол  Николая II (1894 г.) пробудило надежды тех, кто по прежнему стремился, беря за образец общественные ценности современных промышленно развитых стран, к реформам, таких, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, наличие выборных органов власти, национальный суверенитет. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ, предпринятых в 60-70 гг.  29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически отказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их «бессмысленными мечтаниями», заявил: «Пусть все знают, что Я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покорный Родитель». На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие.

 

1906г. Россия встретила  на распутье. Существовала реальная  возможность развития событий  по трем направлениям: 1)дальнейшее  продолжение революции; 2)наступление контрреволюции; 3)трансформация революции «снизу» в революцию «сверху», т.е. попытка разрешить поставленные революционные вопросы путем постепенного реформирования страны. И первый, и особенно второй путь предполагали большие людские жертвы. Третий путь давал возможность избежать этого.

27 апреля 1906г. в присутствии  Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская – 153 депутата и крестьянская («трудовики») – 107 депутатов. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили лишь 13 мандатов. Правые партии – ни одного. Правительство обвинило Думу в революционных замыслах и, и 9 июля 1906г. царским манифестом I Дума была распущена, не проработав и двух месяцев.

В этот же день новым председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин. 24 августа  П.А.Столыпин опубликовал правительственную программу. Первым актом нового правительства стал указ от 9 ноября 1906г. Его стержневой идеей было разрушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. Социальный смысл аграрной реформы П.А.Столыпина состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум – создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества. Но основной целью указа было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. П.А.Столыпин резко выступал против попыток посягательства на частную собственность.

 

20 февраля 1907г. начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии. Дума отказалась обсуждать, а тем более – утверждать указ от 9 ноября 1906г. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу. 3 июня был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Избирательный закон от 3 июня 1907г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, резко были ограничены права нерусских народов.

III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на свое первое заседание 1 ноября 1907г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы (154) и монархисты различных оттенков (147). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы – 19. Эсеры выборы бойкотировали. Получив удовлетворяющий состав думы, правительство, наконец, представило аграрный законопроект на утверждение.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко нескоро. В одном из интервью в 1909г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России». Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П.А.Столыпин стал фактически реформатором – одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли. Оставался единственный способ проведения реформ – при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II.

Все ждали отставки Столыпина, но в сентябре 1911г. он был смертельно ранен. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания.

Деятельность правительства  в 1912 – 1914 гг. со всей очевидностью свидетельствовала  о том, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут.

15 ноября начала работу IV Государственная дума. Несмотря на то, что по своему партийному составу она почти не отличалась от третьей, по своим настроениям она была оппозиционной.

Однако реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и  отсутствием покоя внутреннего, но, что самое главное, покоя внешнего. Россия оказалась втянутой в первую мировую войну.

Первая мировая  война.

Первая мировая война  возникла в результате начавшегося  общего кризиса капиталистической  системы мирового  хозяйства  и явилась  следствием  неравномерного  развития  капитализма на стадии империализма.  Это была захватническая, несправедливая война  между двумя крупными империалистическими группировками - Тройственным союзом (Германия, Италия, Австро-Венгрия,) и Антантой (Англия, Греция, Китай, Россия, США, Франция). Каждая из империалистических  держав,  вступая  в  мировую войну,  преследовала свои захватнические цели.

Получив уверенность в поддержке  Франции, царская дипломатия решила не отступать перед действиями Австро-Венгрии, хотя в то же время было решено не пренебрегать и мирными средствами улаживания конфликта. Эта позиция царского правительства нашла отражение в принятых 11 (24) июля решениях Совета министров, которые сводились к следующим четырем пунктам: 1) попытаться добиться от венского правительства предоставление Сербии некоторой отсрочки в ответе на представленные Австро-Венгрией ультимативные требования; 2) посоветовать сербскому правительству не противодействовать вооруженному вторжению на сербскую территорию и заявить, что Сербия уступает силе и вручает свою судьбу решению великих держав; 3) уполномочить военного и морского министров “в зависимости от хода дела” получить согласие царя на мобилизацию четырех военных округов (Киевского, Одесского, Московского, Казанского) и Черноморского флота; 4) незамедлительно ускорить пополнение запасов материальной части армии, принять меры к уменьшению государственных денежных вкладов в Германии и Австро-Венгрии.

На следующий день Совет министров  под председательством царя принял решение ввести в действие “Положение о подготовительном к войне периоде”. Вечером того же дня членами комитета генштаба было сообщено о решении царя “поддержать Сербию, хотя бы для этого пришлось объявить мобилизацию и начать военные действия, но не ранее перехода австрийскими войсками сербской границы”.

Одновременно с Россией к подготовительным военным мероприятиям приступила Франция. Германия и Австро-Венгрия начали подготовку к войне на две недели раньше.

Под аккомпанемент все усилившихся  военных приготовлений проходили  дипломатические переговоры. Анализ этих переговоров ясно показывает, что участники противостоящих друг другу блоков стремились не столько к улаживанию конфликта, сколько к тому, чтобы обеспечить себе и своим союзникам в случае вооруженного конфликта военные преимущества, а также создать благоприятные политические условия для вступления в войну (снять ответственность со своих правительств за развязывание войны).

 

На конец июня 1914 г.  Австро-Венгрия назначила проведение военных манёвров  на  границе  с Сербией.  28 июня на открытие манёвров должен был  приехать  наследник престола  эрцгерцог Франц-Фердинанд. Сербская националистическая организация "Народна одбрана" постановила совершить террористический  акт против эрцгерцога. Покушение осуществил  Гаврила Принцип – сербский националист. Он убил эрцгерцога и его жену, ехавших в открытой машине, Сараевские  выстрелы  положили начало экстренной политической активности.  И 23(10)июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум,  поставив срок в 48 часов для пресечения  антиавстрийской пропаганды  и  деятельности  с  территории страны. Утром 26(13) июля кризис вступил в ещё более острую фазу.  Россия не могла  не прийти на помощь Сербии, и выражалась надежда, чтобы Италия подействовала на свою союзницу в умеряющем смысле. В своих дипломатических шагах Австро-Венгрия и Германия утверждали,  что Австрия не ищет территориальных приобретений в Сербии и не угрожает её целостности. Её главная цель - обеспечить собственное спокойствие и общественную безопасность.

Вильгельм II в ответной телеграмме Николаю II отводил  в сторону все упрёки по адресу Австро-Венгрии и обвинял Сербию в антиавстрийской политике. Австрия мобилизовала уже половину всей своей армии, а также часть флота. 29(16) июля Николай II в новой телеграмме Вильгельму предлагал передать австро-сербский конфликт на рассмотрение Гаагской конференции, чтобы предотвратить кровопролитие.

Надо прямо признать, что царь Николай II  не хотел войны и всячески старался  не  допустить её  начала.  В противоположность этому высшие дипломатические и военные чины были настроены в пользу военных действий и старались оказать на Николая II сильнейшее  давление. Германия вполне могла бы образумить Австрию, если бы уже не решилась на войну,  говорил министр, поэтому нужно встретить войну во всеоружии.             Несколько  часов  царь сопротивлялся  и  только  к  вечеру  уступил и дал разрешение  приступить сразу к общей мобилизации. Однако почти сутки были  потеряны.

Германский посол,  отражая колебания, которые имелись  и  на австро-германской стороне, посетил  Сазонова и спросил, удовлетворится  ли  Россия  обещанием Австрии не нарушать целостность Сербии.  Сазонов дал такой письменный ответ: "Если  Австрия,   осознав,   что   австро-сербский   конфликт  приобрел европейский характер, заявит о своей готовности  исключить  из своего  ультиматума пункты,  нарушающие суверенные права Сербии, Россия обязуется прекратить свои военные приготовления". Этот ответ был жёстче,  чем позиция Англии и Италии,  которые предусматривали возможность принятия данных пунктов. Это обстоятельство свидетельствует о том, что и российские руководители в это время решились на войну.  В телеграммных комментариях послам Сазонов заявил,  что мобилизационные меры России должны проходить в обстановке глубокой  тайны.   Учитывая эти   настроения  императора,  Сазонов  несколько смягчил условия к Австрии,  изложенные им накануне, делая шаг в  сторону позиций Авглии и Италии в вопросе о базе для переговоров.  Сазонов считал,  что какие-то шансы на успех  имеют только шаги в Лондоне,  Николай же требовал продолжения и прямых переговоров с австрийским послом.  Но  мир доживал уже свои последние часы. В Берлине Ягов вызвал французского посла Ж.  Камбона и заявил ему, что ввиду общей мобилизации русской армии Германия  вводит положение "кригсгефар" (военной опасности).  Германия просит Россию демобилизоваться,  иначе  она начнёт свою мобилизацию.  Накануне Николай II принимал германского посла. Он честно убеждал его,  что мобилизация не означает угрозы для Германии и тем более враждебных по отношению к  ней  намерений.  Россия не отказывалась продолжать переговоры для поисков выхода из создавшегося  положения. 

1 августа Италия объявила  о своём нейтралитете в начавшемся  конфликте, поскольку он начался  из-за агрессивных действий Австрии  против Сербии и не  представляет  "казус  фёдерис"  (случай исполнения союзных обязательств) для Италии. 2-3 августа Франция заявила о поддержке России,  а Англия о  поддержке Франции.  Война стала европейской, а вскоре и мировой. Первым днём французской мобилизации стало 2 августа.  Вечером 3  августа  (21) июля Германия объявила войну Франции.  Германские войска нарушили нейтралитет Бельгии  и  Люксембурга. 

Временное правительство.

Характер Февральской  революции. После революции 1905 - 1907 гг. важнейшими продолжали оставаться задачи демократизации страны - свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение аграрного, рабочего, национального вопросов. Это были задачи буржуазно - демократического преобразования страны, поэтому Февральская революция, как и революция 1905 - 1907 гг. носила буржуазно - демократический характер.

К концу 1916 г. страна оказалась  в состоянии глубокого социально - экономического и политического  кризиса. Николай II осознавал грозящую самодержавию опасность. Но он был глубоко  религиозным человеком, верил в Божий Промысел. 

Попытки Николая II заглушить  революционные выступления в  Петрограде провалились. Карательные  части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так  же застрял по дороге (в Пскове, в  ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского). 2 марта 1917г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату - Михаилу Александровичу. 3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.

Реальная власть в  стране сосредоточилась в руках  Совета рабочих и крестьянских депутатов (в Совет входило 850 рабочих и  около 2000 солдат). Волна революционных  выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско-эсеровские настроения, и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно (правительство) должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия (полиция), позднее - милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен восьми часовой рабочий день.

Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса  между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти и Петроградским Советом, олицетворяющим революционную законность. Принять окончательное решение  об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции, должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе равных всеобщих и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть.

Информация о работе Финансовые проблемы России в начале 20 века